История кафедры и клиники




Историческая справка

Военно-медицинская академия (ВМедА) - старейшая среди военных академий и медицинских вузов нашей страны. История ее возникновения относится к первой трети XVIII века. По указу императора Петра I в Санкт-Петербурге для оказания медицинской помощи "служивым людям" в 1715 году был заложен Адмиралтейский госпиталь, в 1717 году там же - Сухопутный, а годом позже - Адмиралтейский госпиталь в Кронштадте. В 1722 г. при этих госпиталях появляются первые ученики. А в 1733 году начали работать лекарские (хирургические) школы, законодательно оформленные указом императрицы Анны Иоанновны в 1736 году. Эти школы в 1786 году были объединены в Главное врачебное училище. 18(29) декабря 1798 года Павел I подписал указ о строительстве помещений для учебных театров (аудиторий) врачебного училища и для общежития его учеников. Дата подписания указа считается днем основания Медико-хирургической (с 1881 года - Военно-медицинской) академии. В 1808 году императором Александром I академия была возведена в ранг "первых учебных заведений Империи": она получила права Академии наук, ей разрешено избирать своих академиков и она стала именоваться Императорской медико-хирургической академией (ИМХА).

В годы гражданской войны в тяжелейших условиях, порожденных разрухой, голодом и эпидемиями, продолжали свою педагогическую и врачебную деятельность профессора В.А. Оппель, Е.Н. Павловский, В.Н. Тонков. За период с 1918 по 1921 год через клиники академии прошло 26 тысяч раненых и больных. Профессора академии С.С. Гирголав, В.Н. Шевкуненко, другие преподаватели и врачи выезжали на фронты гражданской войны для оказания помощи и организации медицинского обеспечения частей Красной Армии.

С первых дней Великой Отечественной войны профессорско-преподавательский состав и выпускники академии возглавили различные медицинские учреждения; многие профессора были назначены на командные должности Главного Военно-санитарного управления, военно-санитарных управлений и отделов фронтов и армий. До конца 1941 года академия находилась в блокированном Ленинграде, активно участвовала в его обороне, помогала медицинской службе Ленинградского фронта и органам гражданского здравоохранения. В Самарканде, куда академия была эвакуирована и находилась до июля 1944 года, она продолжала вести большую разностороннюю учебную, научную и лечебную работу. За мужество и героизм, проявленные при организации медицинского обеспечения войск Красной Армии во время Великой Отечественной войны, сотни воспитанников академии, профессорско-преподавательский состав были награждены орденами и медалями.

Создание в 1956 году в составе академии военно-морского факультета позволило превратить ее в единый учебный и научный центр военно-медицинской службы.

Деятельность академии и ее ученых высоко оценены правительством и Министерством обороны. В 1954 году за заслуги в подготовке военно-медицинских кадров и развитие медицинской науки Указом Президиума Верховного Совета СССР академия была награждена орденом Ленина.

Обучение осуществляется на 63 кафедрах и в 34 клиниках академии. Наряду с лекциями и практическими занятиями в классах и лабораториях широко используются занятия, где курсанты изучают работу военно-медицинской службы в полевых условиях.

История кафедры и клиники

Впервые детские койки (1 палата на 6 кроватей) в Медико-хирургической академии (МХА) появились 28 января 1806 г. в терапевтической клинике И.П. Франка — тогдашнего ректора МХА. Однако через 3 года детская палата была упразднена. Возглавлявший кафедру повивального искусства и судебной медицины МХА профессор С.А. Громов, впервые в 1830 г. включил в теоретический курс преподавания акушерства отдельные вопросы педиатрии, касавшиеся в основном неонатологии. В 1835 г. был утвержден Устав МХА, согласно которому создана кафедра «акушерства и вообще учения о женских и детских болезнях». Заведующим этой кафедрой в 1836 г. был избран ординарный профессор С.Ф. Хотовицки

В 1870 г. преподавание систематического курса детских болезней, а в 1874 г. заведование кафедрой и детской клиникой Конференция Академии поручила приват-доценту Н.И. Быстрову. Николай Иванович Быстров после окончания МХА с золотой медалью в 1864 году сразу начал работать ординатором в детской клинике академии, руководимой акушером В.М. Флоринским. С мая 1867 года Н.И. Быстров находился в заграничной командировке для ознакомления с состоянием медицинской помощи больным детям в Европе. В лаборатории Либрейха он выполнил экспериментальные исследования которые легли в основу его докторской диссертации "Действие Ammonii bromati на животный организм и терапевтическое применение его в детской практике" (защитил 11 января 1869 г. в Медико-Хирургической Академии на одном заседании Совета с К.А. Раухфусом). br> Осенью 1870 года Н.И. Быстров приступил (по поручению Конференции Академии) к чтению курса детских болезней, ибо В.М. Флоринский, будучи акушером, 3 октября 1870 года обратился к Конференции с просьбой избавить его от теоретического курса педиатрии и поручить чтение лекций по детским болезням и руководство детской клиникой приват-доценту Н.И.Быстрову. С 1876 года Н.И. Быстров возглавлял кафедру детских болезней уже официально в должности адъюнкт-профессора. Экстраординарным профессором Н.И. Быстров стал в 1890 году, а ординарным и заслуженным ординарным профессором - в 1895 году.
Николай Иванович Быстров является первым в России профессором-педиатром, т.к. по Уставу Академии (утвержден 15 июля 1869 года) педиатрия была отделена от акушерства и гинекологии в качестве отдельного предмета "Детские болезни с практическим занятиями в академической клинике", в то время как в Московском университете это произошло лишь в 1891 году.
Когда к осени 1870 года детская клиника МХА перешла в руки Н.И. Быстрова, она пребывала в плачевном состоянии. Все 10 коек помещались в одной комнате бывшего арестантского отделения Клинического Госпиталя. В прежнем мало приспособленном помещении детская клиника оставалась до конца 1873 года. Функционировала клиника 8 месяцев в году (с сентября по апрель включительно). За 8 лет (1865-1873 гг.) через стационар прошло 437 детей, т.е. в среднем по 55 больных за учебный год.
В новое здание на территории Михайловской больницы (на третий этаж) детская клиника была переведена 1 января 1874 года. По числу коек она была расширена вдвое - 20 коек. Число стационарных больных возросло в новых условиях более чем в 2,5 раза (до 130-145 за учебный год). Количество первичных посещений в амбулатории увеличилось в 3 раза - с 300 до 910, причем, в последние 3 года пребывания на кафедре (1894-1896 гг.) - увеличилось даже до 1250-1300 больных детей за учебный год. Процент летальности последовательно снижался с 15-16 до 7-10. Кроме того, удалось значительно снизить среди стационарных больных число случаев внутрибольничных инфекционных заболеваний - с 12 до 4,8%. Состав больных клиники с 1874 года всегда был разнообразным и полностью обеспечивал учебный процесс на кафедре.Тематические больные специально подбирались из широкого круга учреждений, где состоял консультантом руководитель кафедры или работали ассистент и внештатные врачи. Таким образом, студенты могли видеть самые разнообразные детские заболевания.
За время заведования детской клиникой профессором Н.И. Быстровым (1870-1896 гг.) в ней было пролечено 3538 стационарных и 20140 амбулаторных больных.
Спустя 50 лет после смерти ученого о нем писали на основе знакомства с воспоминаниями современников: "Большой практический опыт наблюдательность и искусство клинициста нередко давали возможность Быстрову ставить точный диагноз в трудных случаях. И это при том условии что еще не было ни биохимических исследований ни тонких методов микрохимии ни люмбальных пункций ни целой серии других подсобных данных для диагностики. Его терапия всегда была ясна и эффективна. Его интуиция была достойна изумления" (Вайль В.С., 1959).
Н.И. Быстров придавал большое значение преподаванию у постели больного. В частности, он писал: "Одна теория тут не поможет, как бы хорошо она ни была усвоена. Только клиника может дать образцы физического воспитания и рационального лечения, которые потом понесутся во все концы нашего обширного отечества" (ВМЖ, 1868, т.103, с.321). Н.И. Быстров начинал учебную программу изложением "истории педиатрии вообще с подробным обозначением и критическим разбором лучших современных трудов по детским болезням". Заслугой Н.И. Быстрова явилось и то, что он впервые в России рассматривал в своих лекциях общие вопросы детского здравоохранения и организации детских лечебных учреждений. Соответствующий пункт программы гласил: "Смертность детей раннего возраста в России и других странах. Критический разбор условий, увеличивающих и уменьшающих смертность детей, устройство воспитательных домов, детских больниц, приютов, школ". В курсе лекций широко были освещены анатомо-физиологические особенности ребенка, детская диететика, в программе были представлены вопросы гигиены, физического воспитания детей, организация ухода за детьми (выбор комнаты, расположение детской кроватки, освещение, отопление), подробное описание рациональной детской одежды и кроваток, специальное описание гимнастики.
Читал Н.И. Быстров одну полуторачасовую лекцию в неделю четвертому курсу и две лекции - пятому. На четвертом курсе излагались анатомо-физиологические особенности ребенка, диететика, гигиена и методы исследования детей. Один раз в неделю студенты четвертого курса участвовали в приеме амбулаторных больных и обходе клиники. Студенты пятого курса 2 раза в неделю участвовали в обходах клиники и амбулаторных приемах. Лекции всегда сопровождались демонстрацией больных. Приемы в амбулатории со студентами проводились 3-4 раза в неделю.
В ноябре 1879 года по инициативе Н.И. Быстрова Конференция МХА "имея в виду важное значение обязательного изучения детских болезней" постановила "ввести в экзамен лекаря испытание по детским болезням".
Наряду с хорошей постановкой преподавания педиатрии студентам, на кафедре много внимания уделялось и подготовке высококвалифицированных врачей-педиатров и научных работников. За годы профессуры Н.И. Быстрова (1870-1896 гг.) в клинике работало 55 врачей, причем лишь двое из них занимали штатные должности ассистентов (И.П. Коровин и В.Ф. Якубович). Под руководством Н.И. Быстрова защищены 22 докторские диссертации.
Значительное количество сотрудников Н.И. Быстрова проявили себя в дальнейшем как преподаватели высшей школы, первые организаторы кафедр детских болезней в ряде университетов: приват-доцент М.Д. Ван-Путерен - главный врач Воспитательного дома, крупный специалист в области педиатрии раннего возраста; приват-доцент В.E. Чернов - главный врач Московской Ольгинской детской больницы, организатор и первый профессор кафедры детских болезней в Киеве; А.А. Кисель - организатор и профессор кафедры педиатрии Московских высших женских курсов; В.П. Жуковский - профессор и организатор кафедр педиатрии в Юрьеве и Смоленске; В.Ф. Якубович - профессор и организатор кафедры педиатрии в Одессе.
Велика заслуга Н.И. Быстрова в становлении клинического образования женщин-врачей. В 1885 году по инициативе и при непосредственном участии Н.И. Быстрова в Петербурге было организовано первое в России Общество детских врачей (первое учредительное собрание прошло 28 ноября 1885).
Выбор Н.И. Быстровым темы докторской диссертации "Действие Ammonii bromati на животный организм и терапевтическое применение его в детской практике (материал для фармакологии)" был обусловлен широким распространением в допрививочный период коклюша и стремлением облегчить мучительный кашель у больных. Начинается диссертация с обстоятельного обзора литературы и изложения личного опыта положительного эффекта применения бромистого аммония у 22 детей, больных коклюшем. В экспериментах на животных (лягушки, кролики, кошки) Н.И. Быстров изучил механизм действия разных доз бромистого аммония в сравнении с действием бромистого калия и хлористого аммония, описал явления, возникающие при действии больших доз. В частности в выводах он указал, что у животных бромистый аммоний в больших дозах "поражает центральные органы движения, чувствительности и рефлекса, как в головном, так и спинном мозгу. Поражение это выражается вначале сильнейшим возбуждением, явлениями всеобщих судорог, потом истощением падением рефлексов, понижением чувствительности, ослаблением произвольных движений (paresis), урежением дыхания…На мышечную и периферическую нервную систему, на мускулатуру сердца аmmonium bromatum не действует…Смерть происходит при явлениях асфиксии…По своему отношению к сердцу и мышцам аmmonium bromatum есть средство существенно отличное от бромистого калия…Бромистый аммоний по характеру действию совершенно подобен хлористому аммонию…Бромистый аммоний не растворяет слизь дыхательных путей, а только делает её менее тягучею и вязкую…Большие дозы бромистого аммония могут причинить сильное воспаление желудка".
На основании эксперимента и наблюдений за больными детьми Н.И. Быстров пришел к следующим заключениям: "Радикальным средством для коклюша бромистый аммоний быть не может…Польза бромистого аммония при коклюше зависит, по всей вероятности, от разжижающего действия этого средства на слизь, чем, конечно, облегчаются мучительные припадки коклюша…Большие дозы бромистого аммония вредны, так как они могут вызвать сильное раздражение слизистой оболочки желудка, расстройство пищеварения и рвоту...Прием бромистого аммония для детей можно выразить следующими цифрами: до 2-го года жизни по одному грану три раза в день (гран - 62,2 мг - Н. Ш.); от 2-х до 5 лет по три грана на прием; после 5-ти можно дозу довести до пяти гран на прием, но постепенно и когда нет противопоказаний… Противопоказанием к употреблению бромистого аммония является рвота вне припадка коклю-ша…Лучшая форма назначения средства есть раствор infus. Ipecacuanhae или Altheae без сладких сиропов".
Кроме того, в диссертации есть "Положения", обобщающие клинический опыт Н.И. Быстрова. Приведем некоторые из них: "У детей старше 3-х лет, следует принимать 2 формы тифа: сыпной и брюшной тиф. Пользование детей, страдающих коклюшем, вдыханием светильного газа, вполне нерационально и вредно…Железо, при внутреннем употреблении его, переходит в молоко женщин и животных….Основательное изучение влияний различных средств и условий питания на молоко женщин и животных должно оказать значительные услуги детской патологии…Pneumonia caseosa после кори бывает нередко у истощенных детей…Производство трахеотомии, перевязка артерий, наложение щипцов, акушерский поворот, extraction placentae должны быть операциями, обязательными для производства каждому врачу…При современном, совершенно не пригодном для России, образовании повивальных бабок, употребление или даже невинных средств у детей может быть очень вредным…В интересах русского народа женщинам должно открыть доступ к самому полному изучению акушерства и всех других отраслей медицины". Даже краткое знакомство с основными положениями диссертации Н.И. Быстрова позволяет с уверенностью утверждать, что это первая отечественная научная работа по клинической фармакологии в педиатрии.
2 ноября 1896 года при уходе Н.И. Быстрова в отставку сотрудники детской клиники поднесли ему адрес, начинающийся так: "Дорогой Николай Иванович! Тридцать лет тому назад была основана при Медико-Хирургической Академии самостоятельная кафедра детских болезней с клиникою; Вы были первым профессором, занявшим эту кафедру и не покидавшим её до сегодняшнего дня. В течение такого долгого промежутка времени Вы не только учили молодежь детским болезням, но своим примером развивали в ней уважение к труду, чувства гуманности и любовь к детям, и эту любовь Вы ставили непременным условием в основу деятельности врача. В то время когда до Вас в Петербурге были лишь иностранные детские врачи, Вы создали целое поколение русских деятелей, в числе которых имеются уже не мало преподавателей педиатрии. Вы читали лекции с редким ораторским талантом, а Ваша прекрасная память и высокая образованность дали Вам возможность в совершенстве овладеть литературою читаемой Вами отрасли медицины. Всем известно также Ваше всегдашнее сочувствие и любовь к учащейся молодежи и желание прийти ей на помощь не только духовно, но и материально. Ваша сердечная доброта проявлялась не только по отношению к учащимся и товарища, но ко всем нуждавшимся в Ваших знаниях и опытности. Богатый и бедный для Вас не имели различия, всем Вы были одинаково доступны, отличаясь редким в наши дни бескорыстием, для всех у Вас было готово доброе слово и утешение".
В память о выдающемся враче и ученом на частные средства, в том числе и певицы Веры Фигнер, в 1909 году на территории Женского медицинского института (ныне Медицинский университет имени И.П. Павлова) был построен барак для детей с инфекционными заболеваниями.
Согласно воле Николая Ивановича на памятнике его могилы (Никольское кладбище Александро-Невской лавры) выбиты слова Иисуса Христа "Кто примет одно дитя во имя Мое, тот Меня принимает".

 

Николай Иванович Быстров (1841–1906) – потомственный, широко образованный врач, с золотой медалью окончил МХА (1864) и далее работал в детской клинике МХА. В 1876 г. Н.И. Быстров был утвержден на должность адъюнкт-профессора по кафедре детских болезней, которую возглавлял до 1896 г.

Н.И. Быстрова по праву считают основателем кафедры детских болезней в МХА, он не только заведовал ею на протяжении более чем двух десятилетий (1874–1896), но и был первым русским профессором-педиатром, блестящим клиницистом, разработал оригинальную программу преподавания педиатрии, воспитал плеяду педиатров-практиков и заложил фундамент Санкт-Петербургской педиатрической школы России. С приходом Н.И. Быстрова кафедра детских болезней МХА, по сути, впервые приобрела полный научно-образовательный статус, а клиника детских болезней (20 коек) была переведена в 1874 г. в новое здание, где она располагается и в настоящее время. Н.И. Быстров организовал и был председателем первого в России Общества детских врачей (1885).

Преемником Н.И. Быстрова на должности заведующего кафедрой и клиникой детских болезней стал Николай Петрович Гундобин (1860–1908). Он был избран на должность доцента кафедры детских болезней ВМА (1892), а в 1897 г. – экстраординарным профессором и заведующим кафедрой и клиникой.

Н.П. Гундобина заслуженно считают основоположником русской научной педиатрии. За 11 лет его руководства кафедрой и клиникой детских болезней (1897–1908) на ней выполнено 112 докторских диссертаций, посвященных в основном вопросам возрастной анатомии и физиологии и обобщенных в капитальном труде «Особенности детского возраста» (1906). Эта книга стала фундаментом пропедевтики детских болезней, вошла в золотой фонд русской и мировой педиатрии и была переведена на основные европейские языки. В процессе преподавания Н.П. Гундобин подчеркивал, что роль врача не ограничивается лечением, и детский врач должен быть также воспитателем, гигиенистом, активно бороться с распространением инфекций. Н.П. Гундобин активно участвовал в создании «Союза борьбы с детской смертностью» (1904).

Н. П. Гундобин родился 30 ноября 1860 г. в старинном русском городе Шуе. Отец его, выходец из купеческой среды, стремился к знаниям, интересовался археологией и географией. В 1862 г. он окончательно порвал с купечеством и переехал в Рыбинск. Впоследствии он стал членом Румянцевского музея в Москве и членом-корреспондентом Публичной библиотеки в Петербурге, Археологического и географического обществ, автором ряда известных научных публикаций.

Н. П. Гундобин до 14 лет обучался в домашних условиях, затем учился во 2-й Петербургской гимназии, которую окончил в 1880 г., и поступил на медицинский факультет Московского университета. Его учителями были известные профессора терапевт Г.А. Захарьин, хирург Н.В. Склифосовский, акушер-гинеколог В. Ф. Снегирев, невропатолог и психиатр А. Я. Кожевников, педиатры Н. А. Тольский и Н. Ф. Филатов.

Уже в студенческие годы у Н. П. Гундобина проявляется интерес к педиатрии. Он аккуратно посещает лекции приват-доцента Н. Ф. Филатова, уже в то время пользовавшегося широкой известностью.

После окончания медицинского факультета он 3 года работал в известной детской клинике проф. Н. А. Тольского в должности ординатора. В этот период им опубликованы первые научные работы: «Место сердечного толчка у детей», «Блуждающая печень и подвижная селезенка», «О промывании желудка в терапии грудных детей». Уже эти труды свидетельствуют о его трудолюбии, интересе к научным исследованиям, умении разрабатывать клинический материал.

В 1891 г. Н. П. Гундобин успешно защитил докторскую диссертацию «Строение кишечника у детей» и в 1892 г. был избран приват-доцентом Петербургской военно-медицинской академии по кафедре детских болезней.

В академии он работал в тесном контакте с известным ученым-патологоанатомом, одним из основоположников отечественной гематологии Н. В. Усковым и выполнил известную работу «О морфологии и патологии крови».

В 1897 г. Н. П. Гундобин был избран заведующим кафедрой детских болезней академии. Именно на этом ответственном посту полностью раскрылся его талант вдумчивого клинициста и неутомимого экспериментатора.

Проникшись целиком передовыми научными идеями И. М. Сеченова и С. П.Боткина, Н. П. Гундобин справедливо полагал, что изучение физиологических и патологических процессов, а значит, и особенности профилактики и лечения болезней у детей должны опираться на точное знание особенностей детского организма. Решению этой задачи Н. П. Гундобин подчинил работу всех сотрудников кафедры и практических врачей. В качестве диссертантов он привлек 100 врачей.

Н. П. Гундобина не могли удовлетворить только клинические наблюдения за больными

детьми. Он упорно искал обоснования верного понимания своеобразия заболеваний детей в особенностях их организма. Он был первым отечественным педиатром, исключительно широко поставившим и проводившим изучение анатомо-физиологических особенностей детей.

Результаты своих исследований и наблюдения многочисленных учеников в этом направлении Николай Петрович обобщил в капитальном труде «Особенности детского возраста» (1906). Этот оригинальный труд был единственным в мировой педиатрической литературе того времени. Он был переведен на многие европейские языки и переиздавался. До сего времени без данных школы. Н. П. Гундобина о возрастных анатомических особенностях детей не могут обойтись все, кто изучает особенности детского возраста. Данные Н. П. Гундобина и его учеников до настоящего времени цитируются в отечественных и зарубежных руководствах по педиатрии.

Из других значительных работ Н. П. Гундобина следует упомянуть его прекрасное руководство для практических врачей «Общая и частная терапияболезней детского возраста» (1896, 1897), а также «Воспитание и лечение ребенка до 7-летнего возраста» (1907), «Детская смертность в России и меры борьбы с нею» (1906).

Н.П. Гундобин был одним из зачинателей профилактического направления в педиатрии, являлся горячим поборником школьной гигиены. Свои гигиенические наблюдения он подкреплял экспериментальными работами. Высказанную И.М. Сеченовым мысль о единстве организма и среды Николай Петрович полностью принял и развил при изучении влияния среды на физическое развитие и состояние здоровья детей. Он твердо считал, что гигиена детей является неразрывной частью педиатрии. В его гигиенических работах значительное место занимают вопросы физического воспитания детей, особенно закаливание.Н.П. Гундобин был убежден, что воспитание здоровых детей зависит от условий обучения.

Николай Петрович писал: «Молодое поколение — это надежда на будущее всей нации. Правильное развитие и воспитание детей — залог для роста и развития всей страны... Детский доктор не только врач в тесном смысле, но и гигиенист-воспитатель».

Н.П. Гундобин, как и все передовые представители русской науки, не замыкался в рамках научной, педагогической и лечебной работы, а всегда сочетал ее с активной общественной и организаторской деятельностью по борьбе с детской заболеваемостью и смертностью. Так, он был одним из организаторов и руководителей Союза борьбы с детской смертностью в России (1904), при котором активно действовала организация «Капля молока», бесплатно раздававшая питание для искусственного вскармливания детей бедных матерей. Активную работу он вел в Русском обществе охранения народного здравия и в Петербургском обществе детских врачей. Много времени отдавал он популяризации среди населения знаний о здоровом и больном ребенке.

Как врач Н. П. Гундобин пользовался большой любовью своих маленьких пациентов и их родителей. Образ жизни его был очень скромным, все было подчинено работе.

Все годы заведования кафедрой Николай Петрович безраздельно отдал научной, педагогической и лечебной работе во имя благородной цели — охраны здоровья детей.

Умер Н. П. Гундобин на 48-м году жизни 15 сентября 1908 г.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: