Фото: о. Олег Стеняев-1
Кн -9 «Как нам уклониться от соблазнов сегодня»
Библия и современное общество (беседы на Священное Писание)
От издательства
«Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое» (Втор. 30, 19) – такие слова, как некий вечный завет, преподал святой пророк Божий Моисей народу израильскому прежде отшествия своего к Богу. Два пути – жизни и смерти – лежат перед каждым из нас и по сей день. Один – путь исполнения заповедей Христовых, путь праведности и благочестия, другой – путь греха и беззакония. Но какой из них выбирает человек, каким следует, к какому концу приходит? Что отвращает его от вечной и блаженной жизни и неудержимо влечёт к вечной же смерти? – Соблазны, многочисленные соблазны, от которых всегда было «горе миру » (Мф. 18, 7). И вот в чём сугубое коварство предлагающего их нам «человекоубийцы искони» - они всегда приятны и привлекательны на вид, их смертоносный вред скрыт под красочной, блестящей обёрткой….
Беседы на книгу святого пророка Божия Даниила
Протоиерей Олег Стеняев
Я хочу побеседовать с вами о Книге пророка Даниила, книге, которая содержит в себе удивительные предсказания о древних и грядущих царствах и повествование о жизни некоторых Божиих пророков. Также эта Книга говорит о Царствии Христовом и о последних днях человеческой истории, а именно: о битве верных Богу со всемирным духовным «Вавилоном» греха.
Пусть благословение Божие не покидает нас на протяжении всей этой беседы. Святый пророче Божий Данииле, моли Бога о нас!
* * *
Книга пророка Даниила начинается словами:
«В третий год царствования Иоакима, царя Иудейского, пришёл Навуходоносор, царь Вавилонский, к Иерусалиму и осадил его. И предал Господь в руку его Иоакима, царя Иудейского, и часть сосудов дома Божия, и он отправил их в землю Сeннаар, в дом бога своего, и внёс эти cocyды в сокровищницу бога своего » (Дан. 1, 1-2).
Здесь мы видим, какую трагедию переживал Израиль в 605 году до Рождества Христова… Множество израильтян были пленены, многие из них были превращены в рабов и отправлены в Вавилон, чтобы, находясь там, выполнять волю языческих правителей, языческого царя. Почему такая трагедия произошла в жизни иудейского народа? Почему в жизни верующих людей случается иногда так, что господствовать, управлять ими начинают язычники, еретики, а хуже того – безбожники - атеисты? Почему Господь попускает это? Ведь здесь прямо сказано, что «предал Гоcпoдь в pyку его», то есть в руку царя Вавилонского <...>
Зачем Господь порой как бы отдаёт свой народ в руки тех управителей, которые не имеют никакого отношения к нашей святой вере? Это происходит оттого, что своими грехами верующие люди огорчают Бога, и Он, столь милостивый и столь долго терпевший их дурные дела, насылает, наконец, на них начальников злых и безтолковых, языческих правителей, еретичных и безбожных, чтобы они порабощали народ Его. Господь попускает такие бедствия для того, чтобы люди, оказавшиеся в этом рабстве, вспомнили, быть может, о своем Создателе и каялись и молились, обращаясь к Единому Господу Богу, со всей сердечной прямотой и искренностью. И это Вавилонское пленение, которое переживал Израильский народ более 70 лет, очень похоже на то «вавилонское пленение», которое мы с вами до сих пор переживаем: ведь с февраля 1917-го года по сие время над нами стоят безбожные правители, и нет православных монархов, царей, которые бы защищали нас и оберегали святую Веру православную, спасали бы русский народ от всяких опасностей. Этот текст из Даниила особенно понятен нам, потому что мы живём в очень сходный с описываемым в сей Книге временной период <…>
И вот, во дни Навуходоносора произошло пленение Израильского народа, и тысячи евреев оказались в плену, среди язычников. Вавилонская империя была огромной и мощной. Это было государство, где в течение долгих веков поклонялись многим богам. Формируясь тысячелетиями в Междуречье, эти культы ко дням Навуходоносора достигли своего апогея, полноты своего развития. Среди пленников, уведённых из земли Израильской, были четыре мальчика: Даниил, Анания, Мисаил и Азария - верующие, благочестивые отроки. В связи с тем, что их наружность была очень привлекательна (это были красивые отроки, крепкие и сильные), царь Навуходоносор берёт их к себе во дворец, чтобы здесь они росли, получали образование, воспитание и затем стали бы его слугами <…>
И вот что мы видим: сих четырёх мальчиков поместили между другими отроками и юношами, которых воспитывали при дворце царя Навуходоносора <…> Но с отроками израильскими возникла очень серьёзная проблема – они отказались вкушать пищу с царского стола, которую язычники пытались им навязать вопреки Закону Господню: «Сущий в них Дух Христов… Он предвозвещал (1Пет. 1, 11) – им ветхозаветным людям, - что сей же род изгоняется только молитвою и постом » (Мф. 17, 21) И они старались не иметь общей трапезы с язычниками, так как общее застолье заканчивается для многих общими грехами и пьяным беснованием, а воздержание в пище – мать всех добродетелей. Пророк Исаия говорит о нечестивых застольях: «Будут есть, и не насытятся; будут блудить, и не размножатся; ибо оставили служение Господу. Блуд, вино и напитки завладели сердцем их». (Ос. 4, 10 – 11) <…>
О Данииле сказано особо, что ему Господь Бог даровал ещё разуметь всякие видения и сны. Даниил получил от Господа дар разгадывать сны и толковать разные видения, которые могут случаться в жизни того или иного человека.
«По окончании тех дней, - читаем далее, - когда царь приказал представить их, начальник евнухов представил их Навуходоносору. И царь говорил с ними, и из всех отроков не нашлось подобных Даниилу, Анании, Мисаилу и Азарии, и стали они служить пред царём. И во всяком деле мудрого уразумения, о чём не спрашивал их царь, он находил их в десять раз выше всех тайновидцев и волхвов, какие были во всём царстве его. И был там Даниил до первого года царя Кира» (Дан. 1, 18 – 21) <...>
И вот сии отроки приближены к царю Навуходоносору.
Но как опасно быть приближенным к сильным мира сего! Дети оказались в зоне внимания царя, его слуг и сотрапезников. Мы более всего должны переживать за тех, кто оказался объектом внимания со стороны язычников, еретиков и грешников. Мир греха особенно пристально наблюдает за молодыми, за самыми юными, он хочет именно их сделать своей жертвой. И в этом возвышении Даниила, Анании, Мисаила и Азарии им уже готовилась западня, хитро замаскированная ловушка <…>
И сказано в Библии: «Царь Навуходоносор сделал золотой истукан, вышиною в шестьдесят локтей, шириною в шесть локтей, поставил его на поле Деире, в области Вавилонской» (Дан. 3,1). Представьте себе: такого огромного истукана сделал царь из золота, поставил его на поле Деире и приказал, чтобы все сатрапы, наместники, военачальники, верховные судьи, казнохранители, законоведы, блюстители суда, все люди: рабы, господа, простые, бедные, богатые - когда будут звучать трубы, свирели, цитры, цевницы, гусли и всякие иные музыкальные орудия, пали ниц перед этим истуканом и поклонились ему. «А кто не падет и не поклонится, тот должен быть брошен в печь, раскаленную огнем» (Дан. 3,11). Но естественно, что верные своему Богу - Богу истинному - люди не могли поклониться этому золотому идолу, языческому истукану, ибо действительно верующие люди только Господу Богу поклоняются, Ему одному служат (Втор. 6,13). И, разумеется, служение ложным богам совершенно не приличествует православному человеку и в наше время <…>
И вот, верные своему Богу благочестивые отроки иудейские, конечно, уразумели, что перед ними - соблазн бесовский. Они не стали поклоняться ложному богу, золотому истукану… «Тогда Навуходоносор исполнился ярости,… и он повелел разжечь печь в семь раз сильнее, нежели как обыкновенно разжигали ее….. и бросить их в печь, раскаленную огнем» (Дан. 3,19-20).
Вот и нам сейчас дается свобода, нам говорят, что мы живём в демократическое, либеральное время. Говорят, что мы можем молиться, можем открывать храмы. Нам даже помогают восстанавливать некоторые из них. Однако при этом нам говорят о том, что мы должны забыть о таких понятиях, как православная монархия, самодержавие. Мы должны думать о демократии <…>
Не думайте, что если сейчас установилось некое перемирие между безбожным государством и Церковью, то так же будет и всегда. Положение может резко измениться, потому что нынешние дни лукавы, а диавол всегда готов в бешеной ярости своей наброситься на Церковь Христову.
Итак, отроков бросают в печь… И что происходит: они сгорели? Огонь был страшным, ведь говорится, что пламя огня убило даже тех людей, которые бросали их (наверное, от ужасного жара вспыхнули их одежды). Неужели погибли эти мудрые отроки, которые были поставлены управлять землёй Вавилонской? Нет, оказывается, они не погибли! Вдруг зазвучала песнь, её пел один из отроков - Азария, - и слова этой песни доносились из печи. Он пел: «Благословен Ты, Господи Боже отцов наших, хвально и прославлено имя Твое во веки. Ибо праведен Ты во всем, что соделал с нами, и все дела Твои истинны и пути Твои правы, и все суды Твои истинны» (Дан.3,26-27). Отроки шли внутри печи и пели хвалу Господу, они пели уже втроем: «Благословен Ты, Господи Более отцов наших, и хвальный и превозносимый во веки, и благословенно имя славы Твоей, святое и прехвальное и превозносимое во веки» (Дан. 3,52). Царь ужаснулся: огонь, за огнём дым, было трудно рассмотреть, что же происходит, но он видел, что три отрока ходят в печи! Однако ходят не потому, что огонь не силен был сам по себе одолеть их, а потому что с ними был кто-то четвёртый. Это - Ангел Божий, посланный от Господа, чтобы защитить детей Божиих от ярости язычников.
Когда наступят для православных христиан самые тяжелые дни, те, о которых пророк Даниил предсказывал: «Наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди» (Дан. 12,1), когда царство антихриста будет устанавливаться по всей земле, то в эти последние дни Бог пошлёт нам самого великого защитника. Сказано в Библии: «И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа своего» (Дан. 12,1). - Да, именно сей воевода Горних Сил, Архистратиг Божий Михаил и для нашего православного русского народа, и для всех верных христиан явится в последней брани с языческим безбожным зловерием великим утешением, великим заступником <…>
И вот отроки в печи совершенно не повреждены от огня, они живы… Второй раз Господь вразумляет этого царя: он понял, что Бог с ними, а не с этим золотым истуканом. И умоляет этих отроков Господних, чтобы они вышли из печи. «Выйдите и подойдите, - кричит царь Навуходоносор <… >
Так чудно Господь оберегает детей Своих. Поэтому не бойтесь ревностно, нелицеприятно исповедовать чистоту Православной веры. Не бойтесь бороться с теми заблуждениями, которые хотят навязать нашей Матери-Церкви изнутри. Помните о высоком призвании быть чадами Православной Церкви, помните завет отцов наших, которые заповедовали нам сохранять веру превыше всего. Если мы будем верны Церкви, верны Господу, то Он не оставит нас и даже из горнила огненной печи извлечёт без всякого вреда - и для наших душ, и для наших телес. Вы всё знаете, особенно люди пожилого возраста, какие гонения претерпела Церковь, и вы знаете также, что в какой-то момент власти сами поняли, что они делают что-то не так, и сами стали всё разрешать, подобно Навуходоносору, который закричал отрокам: «Выйдите и подойдите!» И они вышли, и они стояли, и не было от них даже запаха огня, не было опалено ни одного волоса, и видом своим они как бы свидетельствовали: с нами Бог, разумейте, языцы, и покоряйтеся, яко с нами Бог! Как бы ни пытались враги святой Церкви выступать против нашей веры, какие бы козни они ни строили, какие бы «сучья» ни подбрасывали в огонь, какие бы доносы, какие бы клеветы ни разжигали, этим огнём они будут попалены сами, как те, которые бросили святых отроков в печь. А народ Божий как стоял, так и будет стоять невредимым, непоколебимым, уповая на слова Спасителя, изрекшего, что даже сами врата ада, которые пылают гееннским огнем, не в силах одолеть святой Церкви (Мф. 16,18).