ОБЩЕНИЕ. Значение речи в жизни человека, общества.




Аннотация к рабочей программе

 

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Риторика » составлена на основании авторской учебной программы Т. А. Ладыженской «Детская риторика».

Безусловно, изучение предмета «Риторика» важно с точки зрения реализации поставленных стандартом целей образования.

Цель риторики как предмета филологического цикла – научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь. Ни один из традиционных школьных предметов российского образования специально не учит речи.

Риторика как учебный предмет восполняет очень важную область школьного образования, её отсутствие приводит к тому, что многие ученики, хотя в целом владеют лингвистическими понятиями, грамотны,затрудняются общаться в разных ситуациях (в школе и вне школы).

В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, поэтому риторика как инновационный, практико-ориентированный предмет помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне, этот предмет способствует развитию качеств личности, «отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального <…> состава российского общества». В связи с тем, что в 1 классе ступенчатый режим обучения изучение некоторых тем вынесено на каникулярное время: игровая программа «Радуга развлечений» (посещение ЦБ), игра-путешествие «Заветная шкатулка»; на время динамических пауз: устная речь «Громко–тихо. Быстро–медленно. Узнай по голосу»; «Правила разговора по телефону»; сюжетно-ролевая игра «Прощаемся в разных ситуациях общения»; ролевая игра «Извинение».

Являясь предметом гуманитарного цикла, риторика даёт возможность младшему школьнику познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.

Одним из результатов обучения риторике является решение задач воспитания – осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей.

Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.).

Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.

Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.

 

Планируемые результаты изучения курса

Эти результаты в обобщенном виде можно охарактеризовать с точки зрениядостижения установленных стандартом требований к результатам обучения учащихся:

– на уровне личностных результатов – «овладение начальными навыками адаптации в динамично развивающемся мире », «развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе»; «развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей» и т.д.;

– на уровне метапредметных результатов – «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах»; «овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, <…> построения рассуждений»; «готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий»; «<…> готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета»; опираться на «использование знаково-символических средств представления информации для <…> решения учебных и практических задач» и т.д.;

– на уровне результатов в предметной области «Филология» –«овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач » и т.д.

Таким образом, риторика, как предмет филологического цикла, помогает решению задач, которые ставятся новым стандартом при обучении русскому языку и литературному чтению.

 

1-й класс

Личностными результатами изучения курса «Риторика» в 1-м классе является формирование следующих умений:

осознавать роль речи в жизни людей;

оценивать некоторые высказывания людей с точки зрения их уместности, тактичности в данной ситуации;

объяснять некоторые правила вежливого, уместного поведения людей при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.).

Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности;

реализовывать простое высказывание на заданную тему;

ориентироваться в своей системе знаний: приводить примеры удачного и неудачного общения в своей жизни и жизни окружающих;

самостоятельно работать с некоторыми заданиями учебника, осознавать недостаток информации, использовать школьные толковые словари;

– учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности;

делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса.

Предметными результатами изучения курса «Риторика» в 1-м классе является формирование следующих умений:

различать устное и письменное общение;

различать словесное и несловесное общение, осознавать роль несловесного общения при взаимодействии людей, уместность использования различного темпа, громкости, некоторых жестов и мимики в разных ситуациях;

уместно использовать некоторые несловесные средства в своей речи;

анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров приветствия, прощания, благодарности, извинения в различных ситуациях общения;

продуцировать уместные, эффективные этикетные жанры приветствия, прощания, благодарности, извинения применительно к разным ситуациям общения;

распознавать и вести этикетный диалог;

отличать текст от набора предложений, записанных как текст;

находить по абзацным отступам смысловые части текста;

выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать заголовки к маленьким текстам;

осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их;

выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как важных составляющих текста;

сочинять несложные сказочные истории на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов;

сочинять и исполнять считалки, подбирать простые рифмы в стихотворном тексте;

оценивать степень вежливости (свою и других людей) в некоторых ситуациях общения.

 

Содержание курса

В структуре курса риторики можно выделить два смысловых блока:

Первый блок – «Общение» даёт представление о

– сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой (коммуникативной) ситуации;

– компонентах коммуникативной ситуации: кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит (пишет).

Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении.

Второй блок – «Речевые жанры» – даёт сведения о

– тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях;

– типологии текстов (повествовании, описании, рассуждении);

– речевых жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определённой коммуникативной направленности. В детской риторике изучаются не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы, пересказа, вежливой оценки, сравнительного высказывания, объявления и т.д.

Изучение моделей речевых жанров, а затем реализация этих жанров (в соответствии с условиями речевой ситуации) даёт возможность обучить тем видам высказываний, которые актуальны для младших школьников.

Обучение риторике, безусловно, должно опираться на опыт учеников, приводить их к осмыслению своего и чужого опыта общения, успешному решению практических задач, которые ставит перед школьниками жизнь. Такие творческие, продуктивные задачи – основа учебных пособий, а теоретические сведения, понятия даются лишь постольку, поскольку они необходимы для решения практических задач.

Безусловно, преподавание риторики основано на деятельностном подходе как основном способе получения знаний и развития коммуникативных умений – школьники анализируют примеры общения, реализуют свои высказывания в соответствии с изученными правилами.

Объём учебного времени, отводимого на изучение риторики в 1 классе – 1 час в неделю, 33 часа в год. Риторика даёт широкие возможности для проведения школьных праздников, конкурсов, внеклассных мероприятий, выставок достижений учащихся – письменных работ (альбомов, газет, фотовыставок) и т.д.

 

Класс (33 часа)

ОБЩЕНИЕ. Значение речи в жизни человека, общества.

Для чего люди общаются. Слово веселит, огорчает, утешает. С помощью слова люди могут договориться о выполнении совместной работы, организовать игру.

Виды общения. Устное и письменное общение (чем различаются). Словесное и несловесное общение. Жесты, мимика, темп, громкость в устной речи.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: