ОБЩИЕ СВОЙСТВА ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ
Из свойств материи быть объективной реальностью следует ОБЪЕКТИВНОСТЬ пространства и времени.
Второе свойство — АБСОЛЮТНОСТЬ.
Третье - ОТНОСИТЕЛЬНОСТЬ.
Четвертое общее свойство пространства и времени — БЕСКОНЕЧНОСТЬ, вытекающая из признания бесконечности материального мира.
Пространство и время существуют вне и независимо от сознания человека, т.е. они объективны. Свойство абсолютности вытекает из признания тезиса о том, что бытие вне времени есть такая же бессмыслица, как и бытие вне пространства. Человеческие представления о пространстве и времени относительны. Из этих относительных представлений складывается абсолютная истина, эти относительные представления, развиваясь, идут по линии абсолютной истины, приближаясь к ней.
Так как существуют различные толкования понятия формы в отношении пространства и времени к движущейся материи, нет единодушия по поводу того, какие свойства пространства и времени имеют универсальный характер. Выяснение универсальных свойств пространства и времени связано с большими трудностями и предельными экстраполяциями всеобщих законов движения материи. Всякие суждения на этот счет отражают существующий уровень наших знаний и могут претерпевать существенные изменения в будущих теориях в соответствии с диалектикой абсолютного и относительного в научном познании. Познание развивается по линии преемственности объективных истин и интеграции достоверного содержания научных теорий. Многие современные теории об общих свойствах пространства и времени, проверенные и подтвержденные практикой и системой доказательств современной теории, сохранят свое значение и в будущей научной картине мира.
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ
Пространство и время имеют не только общие характеристики, но и специфические свойства, которые относятся только к пространству или только ко времени, что позволяет рассматривать их как разные атрибуты материи.
Наряду с такими свойствами, как прерывность и непрерывность, противоречивость, к наиболее общим свойствам пространства и времени относят:
- структурность;
- протяженность;
- трехмерность пространства;
- одномерность, однонаправленность и необратимость времени.
Мнение об универсальности таких свойств пространства и времени, как прерывность и непрерывность, трехмерность пространства, не может быть обосновано логически, хотя принципиально предположение об универсальности этих свойств не противоречит принципам диалектического материализма.
Однако условия изучения пространства и времени иные, чем других понятий, так как нам знаком только единственный вид пространства — пространство трех измерений, в котором протекает наша жизнь, существуют наше тело, наша Земля, наша звездная система. Чем ограничено наше пространство и время и каков характер этого ограничения — на этот вопрос пока нет материала для ответа. Проблема была бы намного проще, если бы существовала только одна форма пространства и времени, как предполагали представители механистического материализма. Но диалектический подход к рассмотрению пространства и времени, основанный на достижениях современного естествознания, заставляет сомневаться в правильности такого взгляда и приводит к гипотезе существования многих форм пространства и времени. В этих условиях определение общих свойств пространства и времени превращается в сложную проблему.
ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ РАЗВИТИЯ
ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ
И филогенез, и онтогенез происходят в пространстве и времени. Наука издавна интересуется этими категориями. В материалистической наукепространство и время обозначают как основные всеобщие формы существования идвижения материи, так и основные всеобщие условия бытия и развития человека. Пространствои время понятийно и сущностно, тесно связаны друг с другом. Эти формы движенияматерии возникли одновременно со Вселенной и зависят от процессов,происходящих в ней. Например, время, согласно концепции А. А. Фридмана, можетостановиться в результате «расширения» Вселенной, «разбегания» галактик.Расширившись до бесконечности, может прекратить свое существование ипространство. Современная наука выделяетнесколько аспектов пространственно-временного существования и развитиячеловека: природный, социальный (исторический), персональный (собственный).
Как важный элемент Вселенной, человек развивается, включаясь вкосмические, природные ритмы, подчиняясь закономерностям развития жизненныхпроцессов. Его развитие происходит в то же время в социуме, в котором меняютсяпоколения, жизнь наполняется историческими событиями, протекает в определенномтемпе и ритме. Любые социокультурные условия характеризуются определеннымирежимами смены труда и отдыха, средней продолжительностью жизни человека,протяженностью детства. Развитие человека осуществляется также в конкретномпространстве, во времени собственной жизни, где он сталкивается с конкретнымиусловиями жизни, вырабатывает субъективное отношение к ним, к объективносуществующему времени и пр. Взаимодействие разныхпространственно-временных аспектов между собой, а также пространства и временибытия человека в целом — тесное и сложное. Природный, социальный и персональныйаспекты бытия и развития человека не существуют друг без друга, пересекаются,взаимоопределяют друг друга, представлены друг в друге в свернутом виде.Каждая разновидность пространства и времени определяет по-своему развитиечеловека. Но особенно важными для онтогенеза оказываются персональное пространство и собственное время человека, кажущееся самым «узким» из всех видовчеловеческого бытия. Между тем именно персональное пространство и время какмикрокосм охватывают и природное, и социальное бытие человека. Именноперсональное пространство и собственное время воспринимаются человеком какнаиболее значимые. Именно они делают остальные формы человеческого бытия значимымиили индифферентными для развития конкретного индивида. Человек активновключается во все аспекты пространства и времени. Он адаптируется к ним иассимилирует их, пытается организовать, изменить их и овладеть ими. Восприятиепространства и времени — одна из важных составляющих онтогенеза, зависящих отсоциально-экономических условий жизни, от состояния культуры и самосознаниячеловека. Формирование представлений о пространстве и времени — трудныйпроцесс, требующий от человека немалых усилий. Особенно наглядно демонстрирует эторебенок, который без специального обучения, без определенных занятий,специальных предметов, жизненного опыта не способен измерить, определить, дифференцироватьпространственно-временные характеристики. Но и в филогенезе человек прошелдолгий путь познания пространства и времени. Человечество довольно долго шло ксозданию таких понятий, как «эпоха», «столетие», «минута», «возраст»,«первобытный», «подросток» и др. Да и наполнение категорий «время»,«пространство» изменялось в течение истории человечества. Оно развивалось отинтуитивного — к научно обоснованному; от описательного, приблизительного — ксверхточному; от синкретичного — к дифференцированному; от индифферентного — кценностному.
Понимание своего положения в пространстве и времени тоже прошлонесколько этапов: от полной зависимости («раба») — к относительнойнезависимости — к «хозяину», затем — к «жертве» и наконец — к «равноправномусотруднику». В неолите человек воспринимал пространство и время слитно,как целостную природу, бескрайнюю и бесконечную, от которой зависит его жизнь,которой надо подчиняться, которую нельзя изменить. Человек и время существоваликак бы параллельно. Человек знал (и относилсяк этому как к неизбежности), что пройдет определенное число лун и родитсяребенок, мальчик станет мужчиной; изменится пространство: появятся плоды,оскудеет лес, начнется половодье, т.д.
В палеолите природные изменения, оседлость и созидательнаядеятельность человека привели к «разведению» пространства и времени, кощущению ограниченности пространства и конечности его ресурсов, к чувствунекоторой автономии от природы, пониманию необходимости активного освоенияпространства своего бытия, к осознанию возможности взаимодействовать современем. Действительно, человек убеждался: стоит в нужный моментпосадить семена — и через определенное время появится урожай, и т. д.
Постепенно человек и время стали пересекаться. Время и пространство— наполняться социальным смыслом. Люди — накапливать предметы материальной идуховной культуры. Не только пространство, но и время разных социальных групп —различаться. Появились претензии на определенные территории как на собственностьэтноса. Время материализовалось в зданиях, сооружениях, предметах. Отнастоящего отделилось прошлое и вычленялось будущее, оба они стали ценностью.
В дальнейшем пришло понимание взаимодействия, взаимосвязанностивремен, начались попытки измерить время. Но пока господствовал ручной труд,время не было ценностью, не было понимания того, что не только человек живетво времени, но и время — в человеке, что человек может быть его хозяином.
Чем более сложными становились общество и трудовая деятельностьлюдей (усложнение производства, разделение труда, повышение производительноститруда), чем больше понимал человек свои возможности как творческого существа,чем более осознанно осваивал Землю (совершал великие географические открытия,осознанную миграцию, колонизацию неосвоенных земель, ирригацию, вырубку лесови пр.), чем более независимым становился от природы благодаря различнымприспособлениям, технологиям, механизмам, тем более дифференцировалось еговосприятие не только времени (как явления исторического, биографического, ситуативногои пр.), но и пространства (освоенного и неосвоенного, материальных ипсихологических характеристик разных пространственных зон и т.д.). И тем болеестановился он — реально и в своем сознании — полновластным хозяиномпространства и времени. Человек стремился законсервировать прошлое или подстегнутьбудущее, изменить лик Земли, своих поселений и жилищ.
Научно-техническая революция привела к тому, что время стало однойиз высших ценностей человека, а пространство его социального бытия невероятнорасширилось. Сегодня человек проводит изучение Марса и Венеры, побывал наЛуне, почти не осталось не тронутых человеком уголков Земли. «Охота к переменемест» из «добровольного креста, весьма мучительного свойства» (А. С. Пушкин)немногих превратилась в обыденность, всеобщую потребность, для многих — внеобходимость.
Это изменило и самого человека. Он сегодня отличается, с однойстороны, динамичностью, коммуникативностью, высокой адаптивностью иинформированностью, внутренней свободой, способностью опережать время, с другой— суетностью, отчужденностью от природы, ослаблением «корней», уходом от реальностив транс, наркотические состояния, воображаемый мир. В определенном смыслечеловек стал жертвой расширения пространства своего бытия и стремленияовладеть временем, измерить его до тысячной доли секунды. Сегодня все глубжеосознаются следующие идеи:
—пространство и время жизни конкретного человека зависят от еговозраста, уровня личностного развития, пола, социального слоя, к которому онпринадлежит;
—приэтом всегда обнаруживаются единство реального и воображаемого аспектов бытия,а также загадочность во взаимодействии человека со временем. (В восприятиииндивида время может сжиматься и растягиваться; время привычной деятельностивоспринимается с чрезвычайно высокой точностью; время, заполненное интенсивнойдеятельностью, кажется в настоящем очень коротким, а в воспоминаниях отражаетсякак очень длительное.);
— биографическое время любого человека бесконечно тянется изглубины веков в далекое будущее, поэтому высокой ценностью является жизнь и«здесь и сейчас», и в прошлом, и в будущем.
Человек взаимосвязан с пространством и временем своего бытия. Этавзаимосвязь сложна и противоречива. Ее результаты оказываются благотворнытолько при условии гармонических взаимоотношений человека с пространством ивременем своего бытия, установления динамического равновесия своеговнутреннего мира с пространством жизни человечества, психологическим временем другихлюдей.
ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА
И филогенез, и онтогенез происходят в пространстве и времени.
Наука издавна интересуется этими категориями. В материалистической науке пространство и время обозначают как основные всеобщие формы существования и движения материи, так и основные всеобщие условия бытия и развития человека.
Пространство и время понятийно и сущностно тесно связаны друг с другом. Эти формы движения материи возникли одновременно со Вселенной и зависят от процессов, происходящих в ней. Например, время, согласно концепции А.А.Фридмана, может остановиться в результате «расширения» Вселенной, «разбегания» галактик. Расширившись до бесконечности, может прекратить свое существование и пространство.
Современная наука выделяет несколько аспектов пространственно-временного существования и развития человека: природный, социальный (исторический), персональный (собственный).
Как важный элемент Вселенной, человек развивается, включаясь в космические, природные ритмы, подчиняясь закономерностям развития жизненных процессов. Его развитие происходит в то же время в социуме, в котором меняются поколения, жизнь наполняется историческими событиями, протекает в определенном темпе и ритме. Любые социокультурные условия характеризуются определенными режимами смены труда и отдыха, средней продолжительностью жизни человека, протяженностью детства. Развитие человека осуществляется также в конкретном пространстве, во времени собственной жизни, где он сталкивается с конкретными условиями жизни, вырабатывает субъективное отношение к ним, к объективно существующему времени и пр.
Взаимодействие разных пространственно-временных аспектов между собой, а также пространства и времени бытия человека в целом — тесное и сложное. Природный, социальный и персональный аспекты бытия и развития человека не существуют друг без друга, пересекаются, взаимоопределяют друг друга, представлены друг в друге в свернутом виде. Каждая разновидность пространства и времени определяет по-своему развитие человека. Но особенно важными для онтогенеза оказываются персональное пространство и собственное время человека, кажущееся самым «узким» из всех видов человеческого бытия. Между тем именно персональное пространство и время как микрокосм охватывают и природное, и социальное бытие человека. Именно персональное пространство и собственное время воспринимаются человеком как наиболее значимые. Именно они делают остальные формы челоческого бытия значимыми или индифферентными для развития конкретного индивида. Человек активно включается во все аспекты пространства и времени. Он адаптируется к ним и ассимилирует их, пытается организовать, изменить их и овладеть ими.
Восприятие пространства и времени — одна из важных составляющих онтогенеза, зависящих от социально-экономических условий жизни, от состояния культуры и самосознания человека. Формирование представлений о пространстве и времени — трудный процесс, требующий от человека немалых усилий. Особенно наглядно демонстрирует это ребенок, который без специального обучения, без определенных занятий, специальных предметов, жизненного опыта не способен измерить, определить, дифференцировать пространственно-временные характеристики.
Но и в филогенезе человек прошел долгий путь познания пространства и времени. Человечество довольно долго шло к созданию таких понятий, как «эпоха», «столетие», «минута», «возраст», «первобытный», «подросток» и др. Да и наполнение категорий «время», «пространство» изменялось в течение истории человечества. Оно развивалось от интуитивного — к научно обоснованному; от описательного, приблизительного — к сверхточному; от синкретичного — к дифференцированному; от индифферентного — к ценностному. Понимание своего положения в пространстве и времени тоже прошло несколько этапов: от полной зависимости («раба») — к относительной независимости — к «хозяину», затем — к «жертве» и наконец — к «равноправному сотруднику».
В неолите человек воспринимал пространство и время слитно, как целостную природу, бескрайнюю и бесконечную, от которой зависит его жизнь, которой надо подчиняться, которую нельзя изменить. Человек и время существовали как бы параллельно.
Человек знал (и относился к этому как к неизбежности), что пройдет определенное число лун и родится ребенок, мальчик станет мужчиной; изменится пространство: появятся плоды, оскудеет лес, начнется половодье и т.д.
В палеолите природные изменения, оседлость и созидательная деятельность человека привели к «разведению» пространства и времени, к ощущению ограниченности пространства и конечности его ресурсов, к чувству некоторой автономии от природы, пониманию необходимости активного освоения пространства своего бытия, к осознанию возможности взаимодействовать со временем. Действительно, человек убеждался: стоит в нужный момент посадить семена — и через определенное время появится урожай, и т. д. Постепенно человек и время стали пересекаться. Время и пространство — наполняться социальным смыслом. Люди — накапливать предметы материальной и духовной культуры. Не только пространство, но и время разных социальных групп — различаться. Появились претензии на определенные территории как на собственность этноса. Время материализовалось в зданиях, сооруженйях, предметах. От настоящего отделилось прошлое и вычленилось будущее, оба они стали ценностью.
В дальнейшем пришло понимание взаимодействия, взаимосвязанности времен, начались попытки измерить время. Но пока господствовал ручной труд, время не было ценностью, не было понимания того, что не только человек живет во времени, но и время — в человеке, что человек может быть его хозяином.
Чем более сложными становились общество и трудовая деятельность людей (усложнение производства, разделение труда, повышение производительности труда), чем больше понимал человек свои возможности как творческого существа, чем более осознанно осваивал Землю (совершал великие географические открытия, осознанную миграцию, колонизацию неосвоенных земель, ирригацию, вырубку лесов и пр.), чем более независимым становился от природы благодаря различным приспособлениям, технологиям, механизмам, тем более дифференцировалось его восприятие не только времени (как явления исторического, биографического, ситуативного и пр.), но и пространства (освоенного и неосвоенного, материальных и психологических характеристик разных пространственных зон и т.д.). И тем более становился он — реально и в своем сознании — полновластным хозяином пространства и времени. Человек стремился законсервировать прошлое или подстегнуть будущее, изменить лик Земли, своих поселений и жилищ.
Научно-техническая революция привела к тому, что время стало одной из высших ценностей человека, а пространство его социального бытия невероятно расширилось. Сегодня человек проводит изучение Марса и Венеры, побывал на Луне, почти не осталось не тронутых человеком уголков Земли. «Охота к перемене мест» из «добровольного креста, весьма мучительного свойства» (А. С. Пушкин) немногих превратилась в обыденность, всеобщую потребность, для многих — в необходимость.
Это изменило и самого человека. Он сегодня отличается, с одной стороны, динамичностью, коммуникативностью, высокой адаптивностью и информированностью, внутренней свободой, способностью опережать время, с другой — суетностью, отчужденностью от природы, ослаблением «корней», уходом от реальности в транс, наркотические состояния, воображаемый мир, ° определенном смысле человек стал жертвой расширения пространства своего бытия и стремления овладеть временем, измерить его до тысячной доли секунды.
Сегодня все глубже осознаются следующие идеи:
~- пространство и время жизни конкретного человека зависят
его возраста, уровня личностного развития, пола, социального л°я, к которому он принадлежит; й ~~ при этом всегда обнаруживаются единство реального и во-
ражаемого аспектов бытия, а также загадочность во взаимодействии человека со временем. (В восприятии индивида время может сжиматься и растягиваться; время привычной деятельности воспринимается с чрезвычайно высокой точностью; время, заполненное интенсивной деятельностью, кажется в настоящем очень коротким, а в воспоминаниях отражается как очень длительное.);
— биографическое время любого человека бесконечно тянется из глубины веков в далекое будущее, поэтому высокой ценностью является жизнь и «здесь и сейчас», и в прошлом, и в будущем.
Человек взаимосвязан с пространством и временем своего бытия. Эта взаимосвязь сложна и противоречива. Ее результаты оказываются благотворны только при условии гармонических взаимоотношений человека с пространством и временем своего бытия, установления динамического равновесия своего внутреннего мира с пространством жизни человечества, психологическим временем других людей.