По мере развития, увеличения масштабов строительного производства и его усложнения все более тесными становятся связи всех участников строительства, возрастает и вероятность возникновения различных нарушений. Так, работа монтажника зависит от работы подразделений, которые изготавливают сборные элементы и транспортируют их, приготавливают и доставляют раствор, необходимый для заделки стыков, от бесперебойной работы монтажного крана. Нарушение на любом участке процесса производства может вызвать приостановку монтажа. Поэтому 15т системы управления требуется организация непрерывного слежения за ходом процесса для выявления возникающих нарушений и быстрого их устранения с целью ослабления возможных неблагоприятных последствий. В этих условиях особое значение придается диспетчеризации управления.
Диспетчеризация управления – это создание специальной диспетчерской службы для оперативного регулирования строительного производства. Основная функция диспетчерской службы — обеспечение реализации недельно-суточных планов, т. е. устранение всех нарушений, препятствующих их выполнению.
Для бесперебойной работы строительного конвейера необходима своевременная и качественная разработка системы взаимоувязанных недельно-суточных планов, создание рациональной структуры диспетчерской службы, охватывающей диспетчерскими пунктами все участки строительства и обеспечение их средствами связи, предоставление службе соответствующих прав, дающих ей возможность воздействовать на всех участников строительного производства с целью предупреждения и устранения нарушении хода производства.
Важно, чтобы диспетчерская служба имела свои подразделения непосредственно на строительных площадках, в строительных управлениях, трестах и главках.
В тресте обычно создается диспетчерский отдел, главным диспетчером, который организует главный диспетчерский пункт (ГДП) с дежурными смены диспетчерами. В строительном управлений организуется диспетчерская группа во главе со старшим диспетчером и диспетчерский пункт (ДП). Соответствующие диспетчерские подразделения со всеми диспетчерскими пунктами создаются в управлении производственно-технологической комплектации, в подразделениях механизации, транспорта, предприятиях, поставляющих материалы и конструкции, а также на крупных объектах и в субподрядных организациях.
Непосредственное руководство диспетчерской службе и в тресте осуществляет заместитель управляющего по производству или главный инженер. Главному диспетчеру предоставляются права заместителя управляющего по производству (главного инженера). Распоряжение главного (старшего) диспетчера по вопросам регулирования реализации недельно-суточных планов обязательны для участников строительного производства, включая субподрядные организаций. Сменные диспетчеры имеют право отдавать распоряжения от имени главного (старшего) диспетчера. На диспетчеров возлагается ответственность за своевременность принимаемых ими решений и отдаваемых распоряжений, за простои, возникающие из-за нераспорядительности диспетчерской службы, за достоверность представляемых ими данных оперативного учета и контроля.
Круг обязанностей диспетчеров вытекает из задачи устранения всех препятствий, трудностей, нарушений, возникающих в процессе реализации недельно-суточных планов. Диспетчеры должны обеспечивать четкое взаимодействие между всеми участвующими в строительстве генподрядными и субподрядными организациями, подсобными производственными и обслуживающими хозяйствами; участвовать в оперативном планировании, в подготовке и проведении оперативно-диспетчерских совещаний; доводить до исполнителей распоряжения руководителей; осуществлять контроль за своевременным и комплектным обеспечением объектов строительства материалами, полуфабрикатами, конструкциями, рабочей силой, транспортом, механизмами, инструментом и за выполнением графиков строительно-монтажных работ; принимать решения, направленные на устранение возникающих нарушений нормального хода работ, и контролировать их реализацию; вести оперативный учет выполнения работ; анализировать состояние работ и прогнозировать их продолжение; принимать меры предупреждению возможных нарушений хода работ; координировать действия подразделений при стихийных бедствиях получать и передавать в подведомственные подразделения прогнозы погоды.
Таким образом, диспетчерская служба должна работать на основе предвидения, выявлять закономерности нарушений и предупреждать их в момент зарождения.
В работе диспетчерских пунктов огромную роль играют средства связи, средства отображения информации, наблюдения и контроля за ходом строительных процессов. Телефонная связь должна обеспечивать двухсторонние переговоры с руководством и всеми контролируемыми диспетчерской службой подразделениями, а также диспетчерских совещаний. Для поиска и вызова работников, находящихся на территории строительной площадки и производственных предприятий используются специальные вызывные радиоустройства. Связь
с подвижными объектами осуществляется с помощью радио. Визуальные наблюдения за ходом строительно-монтажных работ могут производиться с помощью промышленного телевидения.
Хорошо налаженная диспетчерская служба является важным средством повышения эффективности управления. Она позволяет предупреждать и быстро устранять нарушения нормального хода строительного производства, разгружает руководителей от текущей работы по регулированию строительных процессов, позволяет им больше внимания уделять перспективным вопросам функционирования и развития организации.