ИЗМЕНЕНИЯ В МЕСТНОМ СПОСОБЕ ПРОИЗВОДСТВА СУКОН





Выше мы указали на характерную разницу между импортными тканями и тканями мест­ного производства. На рис. 45 показано, что импортные ткани появляются спорадически, характерными группами, в то время как тка­ни местного производства в основной своей


массе появляются в слоях всех ярусов в рав­ной степени. Однако и здесь некоторые груп­пы появляются в одних ярусах и отсутствуют в других.

Не вызывает ни малейшего сомнения, что наиболее распространенными видами тканей


ТКАНИ НОВГОРОДА

 

 


местного производства являются «обычные» ткани третьего и четвертого сорта, которые ре­гулярно появляются начиная с 28 яруса и кон­чая 1 ярусом. Большое количество этих тканей свидетельствует как о характере местного спо­соба производства, так и о потреблении тек­стильных изделий широкими массами новго­родцев. Тканей третьего сорта было найдено больше, чем тканей четвертого сорта. Это мо­жет служить основой для заключения о харак­тере самого распространенного среди город­ского населения текстиля. Если к обычным тканям местного производства хорошего каче­ства (третий сорт) мы добавим местные ва­ляные сукна и ажурные ткани, которые, на­верное, составляли наилучшие изделия, по­требляемые средними слоями горожан, то отношение тканей более высокого качества к тканям низкого качества, найденных в ходе раскопок, составит 143: 96. При этом первое число не включает тех тридцати тканей мест­ного производства первого и второго сорта, о которых было высказано предположение, что их носили жители Новгорода, принадлежав­шие к более высоким общественным слоям.

О какой же ткацкой технике свидетельст­вуют ткани местного производства, найденные на раскопках в Новгороде? Многочисленные находки помогут определить уровень техноло­гии, которая использовалась повсеместно в городском текстильном производстве и слу­жила для изготовления наиболее распростра­ненных сортов тканей.

Ответ на этот вопрос дает диаграмма, по­казывающая, какие виды переплетений встре­чаются в изделиях местного производства (рис. 47), а также зависимость между сортом ткани и видом переплетения (рис. 48).

Диаграмма показывает, что при традици­онной технике ткачества, распространенной на территории Новгорода, а также, возможно, на территории всей Руси, употреблялось сарже­вое переплетение 2/2. Это переплетение преоб­ладает в шерстяных тканях третьего и четвер­того сорта местного производства, насколько об этом можно судить на основании данных раскопок. Относительное уменьшение количе­ства тканей с таким переплетением в XIV — XV вв. по сравнению с тканями полотняного переплетения объясняется увеличением в этот период количества ажурных тканей, в основе которых лежит полотняное переплетение. По-видимому, в Северной Европе саржевое пере­плетение 2/2 было распространено почти по­всеместно. Подобное же соотношение тканей


с саржевым переплетением 2/2, с одной сто­роны, и тканей с полотняным переплетением 1/1, а также тканей с саржевым переплете­нием 2/1, с другой, наблюдается в материалах раскопок Ополья (X—XII вв.), Гданьска (X— XIII вв.) 105, наиболее архаических слоев Ста­рой Ладоги 106, в шведской Бирке и в Дании т. Другую картину представляет собой разви­тие местного производства тканей саржевого переплетения 1/1 в три нитки. Диаграмма (рис. 47) показывает, что количество тканей

этого вида, судя по результатам раскопок, уве­личивается с XI по XIII в., а в течение двух последующих столетий наблюдается спад их производства. Подобное же увеличение коли­чества тканей с саржевым переплетением 2/1 в три нитки мы наблюдаем и на материалах Гданьска (X—XIII вв.).

В отличие от тканей с переплетением ука­занных выше двух типов, количество тканей с полотняным переплетением обнаруживает постоянный рост в течение X—XV вв. Как по­казывает кривая, отражающая употребление переплетения 1/1 в тканях третьего и четвер­того сорта, возрастание количества тканей с

105 I. К a min ska, A. N a h I i k. Op. cit., str. 187, fig. 57.

106 Из 35 тканей только две изготовлены в перепле-, тении 2/1.

107 A. G e i j е г. Op. cit., М. Н а 1 d. Op. cit., см. диаграмму; I. К a m i п s k a, A. N a h I i k. Op. cit., str. ' 234.,.......,,,...


 

А. Н А X Л И К

 


этим переплетением объясняется не только по­явлением ажурных тканей, включенных нами в число тканей с полотняным переплетением. Каковы же были причины, приведшие к изме­нениям в употреблении различных видов пере­плетений при изготовлении сукон в Новгороде? Начнем с саржевого переплетения 2/2. Мы полагаем, что для характеристики ткацкой


тикальном ткацком станке108. Однако это по­ложение нельзя механически относить ко всем случаям, так как ткани с петельным оконча­нием имеются и среди изделий с переплете­нием 2/1 «специального» типа, которые, несом­ненно, были продуктом, предназначенным для широкого рынка. Очевидно, в этом случае их производство было организовано по-другому.



 


технологии раннего средневековья большое значение имеет тот факт, что саржевое пере­плетение 2/2 имеют ткани, у которых относи­тельно часто наблюдается так называемая третья или начальная кромка, а также кром­ки в виде рубчика и петельные завершения. В новгородских материалах мы несколько раз встречались с такими тканями, но исключи­тельно в древних ярусах, от 28 до 18/17. Находки подобного рода свидетельствуют о том, что для их изготовления применялся вертикальный ткацкий станок примитивного типа.

Следует предполагать, что ткачество, основ­ным орудием которого служил вертикальный станок, существовало в рамках домашнего производства и удовлетворяло исключительно нужды самого производителя. Возможно, что саржевое переплетение 2/2 обладает такими особенностями, которые способствуют выбору именно этого переплетения при работе на вер-


Не подлежит сомнению, что в XIII—XV вв. ткани с саржевым переплетением 2/2 ткались,также на горизонтальном ткацком станке с подножками.

Как видно из диаграммы, приведенной на рис. 47, для развивающегося новгородско­го ремесла была типична замена старого, сохранившегося еще саржевого переплетения 2/2 сначала саржевым 2/1, а затем полотня­ным 1/1.

Схема, приведенная на рисунке, указывает еще на один существенный момент, касающий­ся саржевого переплетения 2/2 в тканях мест­ного производства. Из 20 фрагментов тканей второго сорта, найденных на 28—21 ярусах, 15 выполнено саржевым переплетением 2/2, т. е. переплетением, которому часто сопутству-

108 С точки зрения отношения нитей в раппорте к числу переплетений.


ТКАНИ НОВГОРОДА

 


ют следы, типичные для производства на вер­тикальном ткацком станке. Производство та­кого типа было характерно для раннего сред­невековья на Руси, когда рынок еще не был так развит, как в XII—XIII вв. и в последую­щих столетиях 109.

Теперь перейдем к рассмотрению измене­ний в употреблении саржевого переплетения 2/1 в три нитки. Увеличение числа тканей с этим переплетением, которое мы наблюдаем с XIII в., следует объяснять формированием в Новгороде элементов городского ремесла. В пользу этой гипотезы говорит многое. В ра­ботах, посвященных исследованию археологи­ческих тканей раннего средневековья, указы­валось, что саржевое переплетение 2/1 встре­чается в текстильных изделиях сравнительно высокого качества по и, -кроме того, это пере­плетение выступает чаще в эпоху раннего сред­невековья, чем в предшествующие периоды, что заставляет некоторых авторов выдвигать его в качестве критерия для датировки тканей, найденных при раскопках111. Как в Новгороде, так и на раскопках Гданьска мы наблюдали увеличение употребления саржевого перепле­тения 2/1 в период X—XIII вв., когда эти го­рода, несомненно, переживали период экономи­ческого расцвета 112. Наконец, фламандское суконное производство, становясь городским ремеслом, ввело саржевое переплетение 2/1. Вместе с переходом к производству дорогих сукон оно существовало до перехода к произ­водству сукон облегченного типа, когда фла­мандцы снова вернулись к полотняному пере­плетению, существовавшему уже в древности в деревне и небольших городских центрах тка­чества. Интересно также, что, как показывают этнографические исследования, саржевое пере­плетение неизвестно деревенскому ткачеству и в современной России113. То же самое можно сказать и о Польше, за исключением тех мест, где работают городские инструкторы ручного ткачества .

Таким образом, на основе увеличения ко­личества тканей местного производства с сар­жевым переплетением 2/1 в три нитки можно судить о росте в Новгороде элементов город-

109 Б. А. Рыбаков. Ремесло древней Руси, 1948, стр. 434 и др.

по. A. Geijer. Op. cit., S. 22, 26.

111 M. Ha Id. Op. cit., S. 426; I. Kaminska, A. Nahlik. Op. cit., sir. 185.

112 I. Kaminska, A. Nahlik. Op. cit, str. 234, tb. IV.

113 H. И. Лебедева. Указ, соч., рис. 35.

114 I. Kaminska, A. N a h 1 i k. Op. cit.. str. 185.


ского ремесла. С этим, несомненно, связано более частое употребление саржевого перепле­тения при выработке тканей сравнительно вы­сокого качества (т. е. тканей третьего сорта), в отличие от изготовления тканей четвертого сорта, где такое переплетение встречается реже.

В настоящее время нельзя, конечно, опре­делить степени организованности ткацкого ре­месла в Новгороде, но интенсивное употребле­ние саржевого переплетения 2/1 указывает на то, что один из элементов цеховой организа­ции — регламентация технологии производ-, ства — был уже налицо. Это подтверждается обособлением городского ремесла, которое ста­ло явлением повсеместно распространенным на Руси в XII—XIII вв., а также тем, что ре­месленники различных профессий составляли в этот период значительную часть городского населения 115.

Как же объяснить уменьшение количества тканей с саржевым переплетением в три нит­ки в период XIII—XV вв.? XIII век, несомнен­но, является тем периодом, когда в новгород­ском ткацком производстве происходили боль­шие изменения. Вероятно, в этот период имеет повсеместное распространение горизонталь­ный ткацкий станок с подножками, в связи 'с чем получает усиленное развитие прядильное производство. Далее, в XII—XIII вв., судя по материалам раскопок, исчезают ткани вотчин­ного производства, отличающиеся высоким ка­чеством (ткани второго сорта), так же как и импортные ткани «специального» типа (рис. 45). Мы склонны считать, что это явление, вме­сте с вытеснением переплетения 2/1 переплете­нием 1/1, неразрывно связано с изменениями в технологии производства, характерными для ремесла XIII—XV вв. Мы полагаем, что такой переход объясняется упрощением технологии и расширением рынка сбыта ремесленных то­варов. Аналогичный процесс имел место во Фландрии (переход от производства дорогих сукон к производству сукон облегченного ти­па), а также в итальянском суконном произ­водстве, где стремление упростить технологию ткачества было общей тенденцией в XIV— XV вв.116 Новгород, несмотря на всю свою специфику, переживает изменения, в общем аналогичные тем, которые претерпевало за­падноевропейское текстильное производство. Эти изменения затрагивали не только тек­стильное производство. Б. А. Колчин указы-

115 Б. А. Р ы б а к о в. Ремесло древней Руси, стр. 700.

116 A. D ore n. Op. cit.


А. Н А X Л И К

 

 


вает на упрощения в технологии обработки железа и стали117, а С. А. Изюмова — на из­менения в производстве обуви118.

Упрощение технологии производства и тем самым уменьшение стоимости изделий и уве­личение количества продукции благоприятст­вовали расширению круга покупателей и об­щему развитию ткацкого ремесла в Европе в XIV—XV вв.

На изменения в технологии местного про­изводства указывает также появление в ма­териале XIV в. фрагментов валяных тканей, что свидетельствует о том, что новгородские ремесленники овладели техникой валяния, растягивания и подстригания сукон.

Мы считаем, что на основе археологических источников можно утверждать, что уже в XII в., и в особенности в XIII в., новгородское городское ремесло обладало чертами, сбли­жающими его с западноевропейским цеховым ремеслом. Правда, материал, которым мы располагаем, пока не дает оснований утверж­дать, что ремесленники объединялись в цехи.

В настоящее время остается нерешенной проблема новгородских ажурных и двуслой­ных тканей. Основываясь на том, что они сравнительно редко встречаются (они появля­ются начиная с 18 яруса), можно предполо­жить, что они ввозились в Новгород. Очевид­но мы имеем дело с ввозом их с территории средней Руси, т. е. из района, в котором на­ходки такого типа характерны и встречаются часто. Может быть, это изделия сельских ре­месленников, судя по тому, как часто встре­чаются ткани такого типа в курганных захо­ронениях. С другой стороны, сложность тек­стильного переплетения указывает как будто на их городское происхождение, хотя нельзя забывать и о том, что вотчинное производство часто не уступало городскому.

В настоящей работе были рассмотрены не­которые проблемы, связанные с историей тек­стильного производства, и возможность их решения на основе данных новгородских рас­копок. Прежде всего мы пытались проследить на материале импортных тканей изменения в технологии текстильного производства в За­падной Европе, как в отношении самого спо-

117 Б. А. К о л ч и н. Железообрабатывающее ремесло Новгорода Великого. МИД, № 65, 1959', стр. 50.

118 С. А. И з ю м о в а. К истории кожевенного и са­
пожного ремесла Новгорода Великого. МИА, № 65,
1959, стр. 197....,.,.... ;;.,.,,-,


соба производства, так и в отношении произ­водства и обработки сырья. Кроме того, среди импортных тканей мы выделяли английские ткани типа «worsted», которые ввозились до начала XIII в.; мы определили также, что позднее новгородцы стали ввозить фламанд­ские ткани. В связи с этим мы смогли, как нам кажется, уточнить датировку появления фла­мандских сукон на новгородском рынке. Она относится не к XIV в., как говорят об этом письменные источники, а к XII в., причем в XIV в. импортные фламандские изделия пред­ставляют собой сукна облегченного типа (продукция нового суконного производства во Фландрии).

Что касается местного производства, то основным его продуктам были ткани третьего и четвертого сорта при значительном преобла­дании тканей третьего сорта. Затем мы ста­рались показать, что до XII в., и особенно а X и XI вв., большое значение имело вотчинное производство, продуктом которого были тка­ни второго сорта и даже ткани более высоко­го качества. В этот период, вероятно, до сере­дины XIII в., основным орудием производства был вертикальный ткацкий станок. С конца XII в. в Новгороде появляются ажурные тка­ни, причем среди них встречаются такие, ко­торые имеют узор и двойную структуру, что свидетельствует о чрезвычайно высоком уров­не производства и оригинальной технике рус­ского ремесла. С середины XIV в. новгород­ские ремесленники усваивают технику изго­товления валяных сукон, что заставляет думать, что упомянутые в писцовых книгах Новгорода XVI в. сукновалы119 имели к тому времени уже двухвековую ремесленную тра­дицию.

Наконец, мы установили, какие изменения имели место в структуре переплетения мест­ных тканей. Это был переход от саржевого переплетения 2/2 к саржевому переплетении* 2/1, а затем к переплетению 1/1, аналогичный тем, которые имели место в Западной Европе. Мы еще не можем сделать выводы о том, существовала ли какая-либо цеховая органи­зация ткачей в Новгороде, но несомненно, здесь была известная регламентация, техно­логии производства.

119 А. В. А р ц и х о в с к и и. Новгородские ремесла. Новгородский исторический сборник, вып. 6.



ПРИЛОЖЕНИЕ

 



т

 


СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

 

ГЭ — Государственный Эрмитаж

ИА АН СССР — Институт археологии Академии наук СССР

КСИИМК — Краткие сообщения Института истории материальной культуры

МИА — Материалы и исследования по археологии СССР

НПЛ — Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. М.— Л., 1950

ПСРЛ — Полное собрание русских летописей

СА — Советская археология

СЭ — Советская этнография

ТИИЕТ — Труды Института истории естествознания и техники

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: