Выше мы указали на характерную разницу между импортными тканями и тканями местного производства. На рис. 45 показано, что импортные ткани появляются спорадически, характерными группами, в то время как ткани местного производства в основной своей
массе появляются в слоях всех ярусов в равной степени. Однако и здесь некоторые группы появляются в одних ярусах и отсутствуют в других.
Не вызывает ни малейшего сомнения, что наиболее распространенными видами тканей
ТКАНИ НОВГОРОДА |
местного производства являются «обычные» ткани третьего и четвертого сорта, которые регулярно появляются начиная с 28 яруса и кончая 1 ярусом. Большое количество этих тканей свидетельствует как о характере местного способа производства, так и о потреблении текстильных изделий широкими массами новгородцев. Тканей третьего сорта было найдено больше, чем тканей четвертого сорта. Это может служить основой для заключения о характере самого распространенного среди городского населения текстиля. Если к обычным тканям местного производства хорошего качества (третий сорт) мы добавим местные валяные сукна и ажурные ткани, которые, наверное, составляли наилучшие изделия, потребляемые средними слоями горожан, то отношение тканей более высокого качества к тканям низкого качества, найденных в ходе раскопок, составит 143: 96. При этом первое число не включает тех тридцати тканей местного производства первого и второго сорта, о которых было высказано предположение, что их носили жители Новгорода, принадлежавшие к более высоким общественным слоям.
О какой же ткацкой технике свидетельствуют ткани местного производства, найденные на раскопках в Новгороде? Многочисленные находки помогут определить уровень технологии, которая использовалась повсеместно в городском текстильном производстве и служила для изготовления наиболее распространенных сортов тканей.
Ответ на этот вопрос дает диаграмма, показывающая, какие виды переплетений встречаются в изделиях местного производства (рис. 47), а также зависимость между сортом ткани и видом переплетения (рис. 48).
Диаграмма показывает, что при традиционной технике ткачества, распространенной на территории Новгорода, а также, возможно, на территории всей Руси, употреблялось саржевое переплетение 2/2. Это переплетение преобладает в шерстяных тканях третьего и четвертого сорта местного производства, насколько об этом можно судить на основании данных раскопок. Относительное уменьшение количества тканей с таким переплетением в XIV — XV вв. по сравнению с тканями полотняного переплетения объясняется увеличением в этот период количества ажурных тканей, в основе которых лежит полотняное переплетение. По-видимому, в Северной Европе саржевое переплетение 2/2 было распространено почти повсеместно. Подобное же соотношение тканей
с саржевым переплетением 2/2, с одной стороны, и тканей с полотняным переплетением 1/1, а также тканей с саржевым переплетением 2/1, с другой, наблюдается в материалах раскопок Ополья (X—XII вв.), Гданьска (X— XIII вв.) 105, наиболее архаических слоев Старой Ладоги 106, в шведской Бирке и в Дании т. Другую картину представляет собой развитие местного производства тканей саржевого переплетения 1/1 в три нитки. Диаграмма (рис. 47) показывает, что количество тканей
этого вида, судя по результатам раскопок, увеличивается с XI по XIII в., а в течение двух последующих столетий наблюдается спад их производства. Подобное же увеличение количества тканей с саржевым переплетением 2/1 в три нитки мы наблюдаем и на материалах Гданьска (X—XIII вв.).
В отличие от тканей с переплетением указанных выше двух типов, количество тканей с полотняным переплетением обнаруживает постоянный рост в течение X—XV вв. Как показывает кривая, отражающая употребление переплетения 1/1 в тканях третьего и четвертого сорта, возрастание количества тканей с
105 I. К a min ska, A. N a h I i k. Op. cit., str. 187, fig. 57.
106 Из 35 тканей только две изготовлены в перепле-, тении 2/1.
107 A. G e i j е г. Op. cit., М. Н а 1 d. Op. cit., см. диаграмму; I. К a m i п s k a, A. N a h I i k. Op. cit., str. ' 234.,.......,,,...
А. Н А X Л И К |
этим переплетением объясняется не только появлением ажурных тканей, включенных нами в число тканей с полотняным переплетением. Каковы же были причины, приведшие к изменениям в употреблении различных видов переплетений при изготовлении сукон в Новгороде? Начнем с саржевого переплетения 2/2. Мы полагаем, что для характеристики ткацкой
тикальном ткацком станке108. Однако это положение нельзя механически относить ко всем случаям, так как ткани с петельным окончанием имеются и среди изделий с переплетением 2/1 «специального» типа, которые, несомненно, были продуктом, предназначенным для широкого рынка. Очевидно, в этом случае их производство было организовано по-другому.
технологии раннего средневековья большое значение имеет тот факт, что саржевое переплетение 2/2 имеют ткани, у которых относительно часто наблюдается так называемая третья или начальная кромка, а также кромки в виде рубчика и петельные завершения. В новгородских материалах мы несколько раз встречались с такими тканями, но исключительно в древних ярусах, от 28 до 18/17. Находки подобного рода свидетельствуют о том, что для их изготовления применялся вертикальный ткацкий станок примитивного типа.
Следует предполагать, что ткачество, основным орудием которого служил вертикальный станок, существовало в рамках домашнего производства и удовлетворяло исключительно нужды самого производителя. Возможно, что саржевое переплетение 2/2 обладает такими особенностями, которые способствуют выбору именно этого переплетения при работе на вер-
Не подлежит сомнению, что в XIII—XV вв. ткани с саржевым переплетением 2/2 ткались,также на горизонтальном ткацком станке с подножками.
Как видно из диаграммы, приведенной на рис. 47, для развивающегося новгородского ремесла была типична замена старого, сохранившегося еще саржевого переплетения 2/2 сначала саржевым 2/1, а затем полотняным 1/1.
Схема, приведенная на рисунке, указывает еще на один существенный момент, касающийся саржевого переплетения 2/2 в тканях местного производства. Из 20 фрагментов тканей второго сорта, найденных на 28—21 ярусах, 15 выполнено саржевым переплетением 2/2, т. е. переплетением, которому часто сопутству-
108 С точки зрения отношения нитей в раппорте к числу переплетений.
ТКАНИ НОВГОРОДА |
ют следы, типичные для производства на вертикальном ткацком станке. Производство такого типа было характерно для раннего средневековья на Руси, когда рынок еще не был так развит, как в XII—XIII вв. и в последующих столетиях 109.
Теперь перейдем к рассмотрению изменений в употреблении саржевого переплетения 2/1 в три нитки. Увеличение числа тканей с этим переплетением, которое мы наблюдаем с XIII в., следует объяснять формированием в Новгороде элементов городского ремесла. В пользу этой гипотезы говорит многое. В работах, посвященных исследованию археологических тканей раннего средневековья, указывалось, что саржевое переплетение 2/1 встречается в текстильных изделиях сравнительно высокого качества по и, -кроме того, это переплетение выступает чаще в эпоху раннего средневековья, чем в предшествующие периоды, что заставляет некоторых авторов выдвигать его в качестве критерия для датировки тканей, найденных при раскопках111. Как в Новгороде, так и на раскопках Гданьска мы наблюдали увеличение употребления саржевого переплетения 2/1 в период X—XIII вв., когда эти города, несомненно, переживали период экономического расцвета 112. Наконец, фламандское суконное производство, становясь городским ремеслом, ввело саржевое переплетение 2/1. Вместе с переходом к производству дорогих сукон оно существовало до перехода к производству сукон облегченного типа, когда фламандцы снова вернулись к полотняному переплетению, существовавшему уже в древности в деревне и небольших городских центрах ткачества. Интересно также, что, как показывают этнографические исследования, саржевое переплетение неизвестно деревенскому ткачеству и в современной России113. То же самое можно сказать и о Польше, за исключением тех мест, где работают городские инструкторы ручного ткачества 1И.
Таким образом, на основе увеличения количества тканей местного производства с саржевым переплетением 2/1 в три нитки можно судить о росте в Новгороде элементов город-
109 Б. А. Рыбаков. Ремесло древней Руси, 1948, стр. 434 и др.
по. A. Geijer. Op. cit., S. 22, 26.
111 M. Ha Id. Op. cit., S. 426; I. Kaminska, A. Nahlik. Op. cit., sir. 185.
112 I. Kaminska, A. Nahlik. Op. cit, str. 234, tb. IV.
113 H. И. Лебедева. Указ, соч., рис. 35.
114 I. Kaminska, A. N a h 1 i k. Op. cit.. str. 185.
ского ремесла. С этим, несомненно, связано более частое употребление саржевого переплетения при выработке тканей сравнительно высокого качества (т. е. тканей третьего сорта), в отличие от изготовления тканей четвертого сорта, где такое переплетение встречается реже.
В настоящее время нельзя, конечно, определить степени организованности ткацкого ремесла в Новгороде, но интенсивное употребление саржевого переплетения 2/1 указывает на то, что один из элементов цеховой организации — регламентация технологии производ-, ства — был уже налицо. Это подтверждается обособлением городского ремесла, которое стало явлением повсеместно распространенным на Руси в XII—XIII вв., а также тем, что ремесленники различных профессий составляли в этот период значительную часть городского населения 115.
Как же объяснить уменьшение количества тканей с саржевым переплетением в три нитки в период XIII—XV вв.? XIII век, несомненно, является тем периодом, когда в новгородском ткацком производстве происходили большие изменения. Вероятно, в этот период имеет повсеместное распространение горизонтальный ткацкий станок с подножками, в связи 'с чем получает усиленное развитие прядильное производство. Далее, в XII—XIII вв., судя по материалам раскопок, исчезают ткани вотчинного производства, отличающиеся высоким качеством (ткани второго сорта), так же как и импортные ткани «специального» типа (рис. 45). Мы склонны считать, что это явление, вместе с вытеснением переплетения 2/1 переплетением 1/1, неразрывно связано с изменениями в технологии производства, характерными для ремесла XIII—XV вв. Мы полагаем, что такой переход объясняется упрощением технологии и расширением рынка сбыта ремесленных товаров. Аналогичный процесс имел место во Фландрии (переход от производства дорогих сукон к производству сукон облегченного типа), а также в итальянском суконном производстве, где стремление упростить технологию ткачества было общей тенденцией в XIV— XV вв.116 Новгород, несмотря на всю свою специфику, переживает изменения, в общем аналогичные тем, которые претерпевало западноевропейское текстильное производство. Эти изменения затрагивали не только текстильное производство. Б. А. Колчин указы-
115 Б. А. Р ы б а к о в. Ремесло древней Руси, стр. 700.
116 A. D ore n. Op. cit.
А. Н А X Л И К |
вает на упрощения в технологии обработки железа и стали117, а С. А. Изюмова — на изменения в производстве обуви118.
Упрощение технологии производства и тем самым уменьшение стоимости изделий и увеличение количества продукции благоприятствовали расширению круга покупателей и общему развитию ткацкого ремесла в Европе в XIV—XV вв.
На изменения в технологии местного производства указывает также появление в материале XIV в. фрагментов валяных тканей, что свидетельствует о том, что новгородские ремесленники овладели техникой валяния, растягивания и подстригания сукон.
Мы считаем, что на основе археологических источников можно утверждать, что уже в XII в., и в особенности в XIII в., новгородское городское ремесло обладало чертами, сближающими его с западноевропейским цеховым ремеслом. Правда, материал, которым мы располагаем, пока не дает оснований утверждать, что ремесленники объединялись в цехи.
В настоящее время остается нерешенной проблема новгородских ажурных и двуслойных тканей. Основываясь на том, что они сравнительно редко встречаются (они появляются начиная с 18 яруса), можно предположить, что они ввозились в Новгород. Очевидно мы имеем дело с ввозом их с территории средней Руси, т. е. из района, в котором находки такого типа характерны и встречаются часто. Может быть, это изделия сельских ремесленников, судя по тому, как часто встречаются ткани такого типа в курганных захоронениях. С другой стороны, сложность текстильного переплетения указывает как будто на их городское происхождение, хотя нельзя забывать и о том, что вотчинное производство часто не уступало городскому.
В настоящей работе были рассмотрены некоторые проблемы, связанные с историей текстильного производства, и возможность их решения на основе данных новгородских раскопок. Прежде всего мы пытались проследить на материале импортных тканей изменения в технологии текстильного производства в Западной Европе, как в отношении самого спо-
117 Б. А. К о л ч и н. Железообрабатывающее ремесло Новгорода Великого. МИД, № 65, 1959', стр. 50.
118 С. А. И з ю м о в а. К истории кожевенного и са
пожного ремесла Новгорода Великого. МИА, № 65,
1959, стр. 197....,.,.... ;;.,.,,-,
соба производства, так и в отношении производства и обработки сырья. Кроме того, среди импортных тканей мы выделяли английские ткани типа «worsted», которые ввозились до начала XIII в.; мы определили также, что позднее новгородцы стали ввозить фламандские ткани. В связи с этим мы смогли, как нам кажется, уточнить датировку появления фламандских сукон на новгородском рынке. Она относится не к XIV в., как говорят об этом письменные источники, а к XII в., причем в XIV в. импортные фламандские изделия представляют собой сукна облегченного типа (продукция нового суконного производства во Фландрии).
Что касается местного производства, то основным его продуктам были ткани третьего и четвертого сорта при значительном преобладании тканей третьего сорта. Затем мы старались показать, что до XII в., и особенно а X и XI вв., большое значение имело вотчинное производство, продуктом которого были ткани второго сорта и даже ткани более высокого качества. В этот период, вероятно, до середины XIII в., основным орудием производства был вертикальный ткацкий станок. С конца XII в. в Новгороде появляются ажурные ткани, причем среди них встречаются такие, которые имеют узор и двойную структуру, что свидетельствует о чрезвычайно высоком уровне производства и оригинальной технике русского ремесла. С середины XIV в. новгородские ремесленники усваивают технику изготовления валяных сукон, что заставляет думать, что упомянутые в писцовых книгах Новгорода XVI в. сукновалы119 имели к тому времени уже двухвековую ремесленную традицию.
Наконец, мы установили, какие изменения имели место в структуре переплетения местных тканей. Это был переход от саржевого переплетения 2/2 к саржевому переплетении* 2/1, а затем к переплетению 1/1, аналогичный тем, которые имели место в Западной Европе. Мы еще не можем сделать выводы о том, существовала ли какая-либо цеховая организация ткачей в Новгороде, но несомненно, здесь была известная регламентация, технологии производства.
119 А. В. А р ц и х о в с к и и. Новгородские ремесла. Новгородский исторический сборник, вып. 6.
ПРИЛОЖЕНИЕ |
т |
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
ГЭ — Государственный Эрмитаж
ИА АН СССР — Институт археологии Академии наук СССР
КСИИМК — Краткие сообщения Института истории материальной культуры
МИА — Материалы и исследования по археологии СССР
НПЛ — Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. М.— Л., 1950
ПСРЛ — Полное собрание русских летописей
СА — Советская археология
СЭ — Советская этнография
ТИИЕТ — Труды Института истории естествознания и техники