Изнашивание и разрушение деталей строительных и дорожных машин




Виды изнашивания деталей машин и методы снижения интенсивности изнашивания. Под изнашиванием понимается процесс постепенного изменения размеров тела при трении, проявляющийся в отделении с поверхности трения материала и (или) его остаточной деформации. Изнашивание деталей машин – это медленно протекающий процесс повреждения трущихся поверхностей, проявляющийся в изменении геометрических параметров элементов деталей и ухудшении качества их поверхностей.

Изнашивание машин может быть механическим, молекулярно–механическим и коррозионно–механическим.

Механическое изнашивание, в свою очередь, делится на абразивное, гидроабразивное, газоабразивное, эрозионное, усталостное и кавитационное.

Молекулярно–механическое изнашивание проявляется при заедании (схватывании).

Коррозионно–механическое изнашивание делится на окислительное и изнашивание при фреттинг–коррозии. В соответствии с условиями работы узлов трений ПТМ здесь возникают главным образом следующие виды изнашивания: абразивное, усталостное, изнашивание при заедании и при фреттинг–коррозии.

Условиям работы деталей подъемно–транспортных машин в значительной мере отвечает классификация видов изнашивания деталей машин, предложенная М. М. Хрущовым и основанная на молекулярно–механической теории трения и изнашивания. Исходя из этой классификации, выделяют основные виды механического изнашивания деталей машин: абразивное изнашивание, а также изнашивание вследствие пластинчатого деформирования или хрупкого разрушения металла рабочих поверхностей.

Виды изнашивания и повреждения рабочих поверхностей деталей машин и скорость изнашивания определяются видами трения, характером контакта деталей и видами относительных перемещений контактирующих поверхностей.

Условия и виды изнашивания деталей подъемно–транспортных машин при подвижном контакте деталей приведены табл. 1.1, а деталей, работающих при малых перемещениях контактирующих поверхностей,– в табл. 1.2.

 

Таблица 1.1.

Виды изнашивания рабочих поверхностей деталей машин

При подвижном контакте

Вид контакта Тип трения Вид трения Типичный узел трения Вид изнашивания
Схема Наименование  
  Скольжение Полужидкостное, граничное   Подшипник скольжения   Абразивное, заедание  
  То же   Сухое   Тормозная пара   Абразивное
  «   Полужидкостное, граничное   Штоки, поршни, гидроцилиндр   Абразивное заедание  
По поверхности   «   Сухое   Реборда, колеса, рельс   Абразивное заедание, пластическое деформирование  
  «   То же   Желобы конвейеров, грейферы   Абразивное  
  Качения   «   Крановое колесо, рельс   Абразивное, хрупкое выкрашивание, пластическое деформирование

 

 

Продолжение табл. 1.1.

 

  Качения с проскальзыванием   Сухое, полусухое   Крановое колесо, рельс   То же  
Линейный или точечный   Качения   Полужидкостное, полусухое   Роликовое опорное устройство   «  
  Качения, скольжения Полужидкостное Зубчатые передачи   Абразивное, заедание, хрупкое выкрашивание, пластическое деформирование  

 

Повреждения контактирующих поверхностей происходят также при неподвижном соединении деталей (повреждения шпоночных пазов, шлицев и др.) и при контакте с микроперемещениями: скольжение каната по ручью блока и др. (табл. 1.3). Поскольку детали подъемно–транспортных машин в наибольшей степени подвергаются механическому изнашиванию, то его основные виды следует рассмотреть более подробно.

Абразивное изнашивание – главный вид изнашивания деталей строительных и дорожных машин. Ему подвержены рабочие поверхности тормозных и фрикционных пар, ходовых колес, зубьев зубчатых колес, цапф и шеек валов и осей, контактирующих с подшипниками скольжения, и др. При этом виде изнашивания на трущихся поверхностях происходит процесс микрорезания и царапания более твердыми частицами контактирующей поверхности (например, зернами карбидов) или частицами, попавшими из внешней среды (песок, продукты износа). Абразивное изнашивание возникает также при трении поверхности деталей о внешнюю абразивную среду (например, изнашивание челюстей грейферов). На рабочих поверхностях деталей при абразивном изнашивании всегда видны его следы: риски, царапины, волнистость.

Таблица 1.2.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: