Как я торговал сценариями




Сериальный заказ

Какую картину мира выбирают российские телезрители

19.09.2016

· 66

 

· 512

 

· 15

 

·

Главный герой российских сериалов, которые смотрят 80% телезрителей,— это деньги. Правда, никакого отношения к реальности они не имеют: берутся из воздуха и являются символом зла. Зато в "сериальную" картину мира отлично вписывается тонна долларов, изъятая у полковника МВД.

ВЛАДИМИР РУВИНСКИЙ

Сериалы — основной контент российского ТВ, они стабильно занимают треть времени вещания на семи крупнейших по охвату аудитории телеканалов. Чтобы посмотреть все серии, которые "Первый канал", "Россия 1", НТВ, СТС, ТНТ, "Пятый канал" и РЕН-ТВ показали в 2015 году, понадобилось бы 625 суток. Из этого времени около 90% вещания заняла продукция российского производства, подсчитала KVG Research (единственная в России компания, занимающаяся анализом ТВ-контента).

Смотрят их неотрывно. Накопленный охват (т. е. количество людей, посмотревших хотя бы одну минуту какого-либо из этих сериалов) пятерки самых популярных в 2015 году сериалов — «Родина», «Тайны следствия-14», «Тайны следствия-15», «Идеальная жертва», «Ленинград-46» — составил, по данным «TNS Россия», 46 млн человек. А в целом зрителей российских сериалов намного больше, учитывая, что в 2015 году на телеэкраны, по данным Ассоциации продюсеров кино и телевидения, вышло 322 премьеры (84 — в 2006-м).

Сериалы в РФ смотрят 80% граждан страны, говорит Даниил Дондурей, главный редактор журнала "Искусство кино": "По количеству сериалов, просматриваемых по ящику, мы обогнали Китай".

Герои нашего времени

Главный "крючок" сериалов — эмоции, на производстве которых продюсеры студий, каналы и сосредоточены, поскольку их задача — увлечь зрителя. "Любовь, ненависть, предательство — это важно, поэтому в основу кладутся личностные конфликты",— говорит телепродюсер Александр Акопов.

Но в голове после просмотра, отмечает кинопродюсер Александр Роднянский, остаются смыслы увиденного. Они, подчеркивает Дондурей, "формируют у зрителя картины мира, которые телепроизводители и изготавливают". Но вот что странно: никто контент-анализом российских сериалов не занимается.

Ежегодно по заказу телеканалов, по данным KVG Research, в производстве находятся 750-850 сериалов (они снимаются часто годами)

Некоторое представление о героях нашего времени получить все же можно. По роду занятий можно выделить 12 основных групп главных героев, которые действуют в 75-80% российских сериалах, следует из статистики KVG. Самая массовая группа — силовики: сотрудники полиции, прокуратуры, спецслужб, военные и т. п. В 2015 году они были главными героями 30,9% премьерных, т. е. новых сериалов, вышедших на семи ключевых каналах в прайм-тайм.

Сериалы о людях из других сфер встречаются в 3-16 раз реже. Об официантах, поварах, продавцах, барменах, парикмахерах, охранниках, вместе взятых, в 2015 году вышло 10,5% сериальных премьер. О домохозяйках и безработных — 9,9%. Уровнем ниже идут врачи, медработники — 5,6%, бизнесмены и управленцы — 4,3%, от них чуть отстают бандиты и члены криминальных групп — 3,7%. В самом низу рейтинга учителя, преподаватели, ученые — 1,9%, такая же доля у сериалов с журналистами, писателями и спортсменами в главных ролях. Меньше только у экстрасенсов — 0,6%.

Эта картина мало меняется последние годы. Ежегодно по заказу телеканалов, по данным KVG Research, в производстве находятся 750-850 сериалов (они снимаются часто годами). При этом о правоохранителях, военных и сотрудниках спецслужб в 2015 году снимали меньше — возможно, потому, что Украина, бывшая самым крупным иностранным рынком для российских сериалов, запретила у себя их показ (о российских силовиках и тех, которые произведены после 2014-го).

Зато у нас появились сериалы о главах государств и политиках, про 1990-е, увеличился в два раза, до 3,5%, контент про становление СССР. А вот доля сериалов, где время действия — настоящее, снизилась почти на 6 п. п., до 73%. Будущего в наших сериалах почти нет — таких проектов в производстве каждый год около 0,3%.

Темная материя

30% героев российских сериалов — это сотрудники полиции, прокуратуры, Следственного комитета и прочих силовых ведомств

Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ

Главный герой российских сериалов, как это ни странно,— деньги. Они блистают своим отсутствием, но это бросается в глаза, только если посмотреть, например, американские сериалы, где герой обязательно платит за что-то. "Там всегда понятно, кто за что расплачивается, по какой причине и каким образом это характеризует отношения между персонажами в кадре, — говорит Анна Гудкова, главный редактор кинокомпании ArtPictures. — У нас деньги фигурируют только в сказочном формате".

Главный герой телефильма "Родина", который, по данным TNS Россия, посмотрели 5 млн человек,— майор морской пехоты Алексей Брагин, спасенный из шестилетнего плена где-то "на Кавказе". Сериал вообще-то адаптация американского "Homeland", который в свою очередь переснят с израильского сериала "Hatufim" ("Военнопленные"), но роль денег в нем чисто российская.

Первый раз они выходят на сцену в положительной роли, когда героя, его играет Владимир Машков, встречает после плена на аэродроме начальство. Бывший командир сообщает ему, что жена с двумя детьми получила четырехкомнатную квартиру с гаражом — от депутата Басова, "патриота и большого друга армии", который "на свои деньги" построил большой дом для героев-офицеров.

Как я торговал сценариями

Второй раз деньги упоминает брат Брагина — Дмитрий, предприниматель, владелец типографии, который спал с женой героя, пока тот был в плену и считался погибшим. В общем, отталкивающий персонаж, который объясняет, что устроил жену к себе рекламщиком, так как "деньги — это главное сейчас". Брагин, протянув: "Да, деньги — главное...", пить предложенный братом коньяк не стал.

В третий раз урок повторяется: Дмитрий у могилы матери предлагает брату издать книгу воспоминаний о его плене, чтобы на этом заработать. Брагин с негодованием это предложение отвергает, давая понять, что деньги — не главное. Наконец, когда убили фотомодель, работавшую на антитеррористический центр, то арабского принца, на которого пали подозрения, выпускают из страны. Сотрудники ФСБ, сожалея об этом, предполагают, что "никто не хочет ссориться с МИДом из-за какого-то жалкого убийства" с богатым шейхом, инвестирующим в РФ.

Деньги — персонаж в наших сериалах неприятный, часто проходит под кличкой "бабло" и вынуждает героев действовать против совести, идти на компромиссы, предавать и убивать. Так происходит, например, в сериале "Высокие ставки" (аудитория, по данным TNS, 3 млн человек), рассказывающем о криминальном авторитете по кличке Космонавт, который зарабатывает на подпольных казино. Из-за денег одни проблемы, в то же время они все решают, только поэтому их терпят.

Деньги в наших сериалах, как правило, берутся из воздуха. Скажем, герой может ездить на хорошей машине, жить в большой квартире, ходить по ресторанам — происхождение денег не объясняется

Единственный, кто может освободить персонажа от гнета денег,— государство. Как это и произошло с охранником Космонавта, который оказывается полицейским, действующим под прикрытием.

Силовики как положительные герои часто берут деньги "из тумбочки". Как, например, героиня "Тайн следствия" (14-ю и 15-ю части, по данным TNS, посмотрели 8 млн человек) Мария Шевцова: она, следователь Следственного комитета, ездит на своем Toyota RAV4 (цена — от 1,3 млн руб.), звонит по самому модному на момент съемок iPhone 5s, носит сумку а-ля "Шанель" (если не подделка). "Тумбочкой" в этом случае служит, видимо, муж — частный адвокат.

В сериале "Своя — чужая" начальница "убойного отдела" Петербурга, которую играет Мария Шукшина, просто тратит деньги с банковской карточки, стоимость ее покупок не упоминается.

"Деньги в наших сериалах, как правило, берутся из воздуха,— говорит сценарист Александр Молчанов.— Скажем, герой может ездить на хорошей машине, жить в большой квартире, ходить по ресторанам — происхождение денег не объясняется". Александр Акопов поясняет, что "в обществе разговор о деньгах лежит за гранью приличия — это тоже надо учитывать". Основная же причина, считает он, заключается в том, что их происхождение в сериалах "вторично по отношению к качествам героя": как он относится к другим персонажам, порядочный — непорядочный, способен или нет на любовь, предательство.

Это советская модель, считает Анна Гудкова: "В ней деньги тоже не участвовали, потому что важен был моральный облик героя. А любой моральный герой не интересуется низменными вещами и деньгами в том числе". "Если мы начнем разбирать, на какие деньги существует персонаж, нам придется рассказать о нем много такого, что жестко привязано к реальности,— замечает она.— Либо показать его нищий быт, который никто не будет смотреть".

Половина работающих россиян получает меньше 23,5 тыс. руб. в месяц. Конечно, деньги есть в Москве, но сериалы-то смотрят в провинции. "Поэтому зачем человеку в сериале рассказывать о том, как кто-то что-то тратит, когда ему тратить все равно нечего,— рассуждает главредArtPictures.— Как только каналы покажут, что деньги есть и с ними как-то можно разбираться, то тогда у людей возникнет вопрос, а где их деньги. И тогда возникают вопросы про экономику, про политику..."



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: