Пояснительная записка
Психологическая подготовка пожарных осуществляется в соответствии с требованиями законодательных, нормативных и правовых актов РФ, МЧС России с учетом характерных для соответствующих регионов чрезвычайных ситуаций.
В результате изучения дисциплины слушатели должны:
знать:
- психологические аспекты профессиональной деятельности пожарного;
- психологические требования к профессиям пожарного и спасателя;
- стадии развития общего адаптационного синдрома;
- механизмы накопления профессионального стресса и о негативных последствиях профессионального стресса;
- принципы профилактики негативных последствий профессионального стресса;
- виды, причины, функции, динамику межличностных конфликтов, стратегии разрешения конфликтных ситуаций;
- особенности динамики психического состояния пострадавших в чрезвычайных ситуациях, факторы риска развития психогенных реакций и расстройств в чрезвычайных ситуациях;
- цели и задачи допсихологической помощи пострадавшим в чрезвычайной ситуации;
- механизмы образования толпы.
уметь:
- применять приемы профилактики негативных последствий профессионального стресса;
- регулировать актуальное психическое состояние, используя приемы саморегуляции;
- учитывать в профессиональной деятельности особенности психического состояния и поведения людей в чрезвычайных ситуациях;
- поддерживать эффективное внутригрупповое взаимодействие;
- оценивать психическое состояние пострадавших и применять приемы оказания допсихологической помощи при острых стрессовых реакциях;
- применять приемы бесконфликтного общения, выявлять предконфликтную ситуацию, применять стратегии разрешения конфликтных ситуаций.
иметь навыки:
- использования приёмов ведения информационно-разъяснительной работы с пострадавшими в чрезвычайных ситуациях.
- использования приёмов профилактики негативных последствий профессионального стресса.
По окончании изучения дисциплины проводится промежуточная аттестация в форме зачета.
Тематический план
№ п/п | Наименование тем | Всего часов | Количество часов по видам занятий | |
теоретические занятия | практические занятия | |||
1. | Психологическая составляющая профессиональной деятельности пожарного. | - | ||
2. | Профессиональное здоровье специалиста. Профессионально-важные качества пожарного и спасателя. | - | ||
3. | Стресс в профессиональной деятельности. | - | ||
4. | Профилактика негативных последствий профессионального стресса. | - | ||
5. | Межличностные конфликты в профессиональной деятельности. | - | ||
6. | Особенности психического состояния и поведения людей в чрезвычайных ситуациях. | |||
7. | Психологические аспекты работы пожарных при большом скоплении людей. | - | ||
Промежуточная аттестация (зачет) | - | - | ||
Итого: |
Содержание дисциплины
Тема 1. Психологическая составляющая профессиональной деятельности пожарного (2 часа).
Факторы, влияющие психическое состояние и поведение специалистов в режиме повседневной деятельности и в условиях чрезвычайных ситуаций. Психологическая готовность специалиста к действиям в чрезвычайных ситуациях. Компоненты психологической готовности, роль мотивационного компонента.
Психологическая подготовка специалистов МЧС России: цели, задачи, структура, инвариантные разделы. Основные задачи и структура курса первоначальной психологической подготовки пожарных.
Тема 2. Профессиональное здоровье специалиста. Профессионально-важные качества пожарного и спасателя (2 часа).
Понятие профессионального здоровья. Профессионально-важные качества, профессиональная пригодность как составляющие профессионального здоровья. Профессиограммы (психологические особенности выполнения профессиональных задач) и психограммы (психологические требования, предъявляемые к пожарным и спасателям): сравнительный анализ психограмм пожарного и спасателя.
Этапы профессионального становления: задачи каждого этапа. Кризисы профессионального становления. Профессиональные деформации и профессиональные деструкции у специалистов экстремального профиля.
Принципы проектирования профессионального развития. Формирование положительного образа будущего. Выделение критериев достижения желаемого результата на каждом этапе профессионального становления.