Анализ рассказа «Не забудет»




ПЛАН ЗАНЯТИЯ

Дисциплина: Родная литература.

Тема. Абибулла Одабаш- крымскотатарский писатель, филолог, педагог.

Содержание занятия.

Сведения о писателе.

Родился в 1891 году в селе Корбек неподалеку от Алушты. Среднее образование получил в Крыму, а продолжил обучение в Стамбуле. Там, получая университетское образование, напечатал первые стихи и поэму «Алтын ярыкъ» («Золотой блеск»).

В 1917 году вернулся в Крым, с 1917 по 1920 годы издавал журнал «Ешиль ада» («Зелёный остров»), позже — «Бильги» («Знание»).

В период с 1921 по 1928 годы Абибулла Одабаш преподавал в техникуме, в Крымском педагогическом институте (факультет крымско-татарского языка и литературы), создал несколько учебников по языку и литературе для крымско-татарских школ.

· С 1925 года в Симферополе выходит журнал «Окъув ишлери», в котором Одабаш публиковал свои педагогические, культурно-просветительские, литературоведческие статьи, стихотворения и рассказы. Молох сталинских репрессий прошелся железным катком по элите крымскотатарского народа. Среди пострадавших оказался и писатель, филолог и педагог Абибулла Одабаш.

 

26 октября 1928 года был арестован по делу «Милли Фирка» и приговорён к десяти годам лагерей. В 1937 году жена Одабаша Айше получила сообщение о смерти мужа, но время, место и обстоятельства смерти не известны.

Избранные труды[править | править код]

· Бахаревич З., Одабаш А. А. Крымскотатарские детские песни. — Симферополь: Крымгосиздат, 1926. — 48 с. (рус.) (кр.тат.)

· Одабаш А. А., Кая И. С. Руководство для обучения крымско-татарскому языку. — Симферополь: Крымгосиздат, 1924. — 108 с. (рус.) (кр.тат.)

o — 2-е изд. — Симферополь: Крымгосиздат, 1925. — 194 с. (рус.) (кр.тат.)

o — 3-е изд. — Симферополь: Крымгосиздат, 1926. — 214 с. (рус.) (кр.тат.) https://www.crimeantatars.club/history/abibulla-odabash-obstoyatelstva-smerti-neizvestny

Анализ рассказа «Не забудет»

Абибулла Одабаш, как и большинство других крымскотатарских писателей, по образованию педагог. Как и другие лучшие представители крымскотатарской интеллигенции, репрессирован: в декабре 1928 года был приговорен к смерти за участие в Милли Фирка «в качестве ее теоретика в борьбе с Советской властью».

 

Однако в январе 1931 года смертная казнь была заменена 10 годами лагерей. Из заключения А.Одабаш так и не вернулся. Время, место и обстоятельства смерти писателя не известны.

 

На мой взгляд, тому, кто внимательно прочтет рассказ «Не забудет», раскроются тайны души и мировоззрения крымских татар.

Абибулла Одабаш в рассказе «Не забудет» очень точно передал душевное состояние подростка, раскрыл его богатый внутренний мир.

 

Вначале может показаться: девочка-сирота стремится попасть в интернат, чтобы избавиться от постоянных побоев и ругани тети Яшар.

 

Но потом выясняется, что ею движет нечто, еще не осознанное, еще не облеченное в форму мыслей и слов. Ей трудно это сделать ввиду своего юного возраста: «… Эсма пыталась разобраться в своих чувствах, сформулировать их, но не находила слов!»

 

Это нечто – желание творить добро, служить народу. В последнее мгновение, когда арба с учителем вот-вот могла скрыться из вида, Эсма поняла, что теснило ей грудь:

 

«… Исмаил ага, джаным, там у нас есть сосед, Усеинчик. Он тоже сирота. Скажи ему, что я его не забуду. Пожалуйста, скажи ему, что я уговорю учителей, чтобы и его приняли в эту школу… Подожди, Исмаил ага, там, в селе, еще сироты есть. Я никого не забуду... Ты говорил, что весь наш народ сирота. Я не забуду и наш невежественный, живущий в темноте народ...»

 

Откуда такая сила добра и долга в хрупкой, болезненной девочке?

 

Вот что утверждает Абибулла Одабаш.

 

Во-первых, от родной земли: «Ранним утром воздух полон чудесных запахов. Птицы поют, журчат стекающие с гор ручейки – у каждого своя песня. Эсма рвет для мамы цветы. Рядом прыгают, играя, пушистые, как ватные комочки, козлята. Какое удовольствие собирать табак в поле!..»

 

Любовь к родной земле делает каждого похожим на древнегреческого Антея, который обновлял свои силы, прикасаясь к матери-земле. Геракл поднял Антея, оторвав его земли, и только тогда смог убить его.

 

Во-вторых, эта сила от родителей: «Яраббим, помоги мне!.. Я никогда не ослушаюсь тебя, …никому не буду врать. Мама говорила, что бить животных – грех. …Я никого никогда не ударю, ни одной живой души не обижу, ни о ком не буду сплетничать…»

 

И, в-третьих, положительные задатки в девочке могли бы так и остаться неосознанными, размытыми, если бы рядом с ней не было учителя, вся роль которого в рассказе, на первый взгляд, сводится к тому, чтобы сопроводить девочек из села в город и «сдать» их в интернат.

 

Абибулла Одабаш смог несколькими штрихами создать образ настоящего учителя. Исмаил оджа появляется в рассказе как бы случайно, эпизодически, но всегда это переломные, очень важные в жизни героев моменты.

 

Писатель убежден, что учитель – это человек, формирующий и воспитывающий личность, для которой служение людям, народу – цель и смысл существования.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-08-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: