ОПУТ 18 МДК.02.02 р1 Организация пассажирских перевозок и обслуживание пассажиров на А/Т
Тема: линейное диспетчерское руководство пассажирского автотранспорта.
Домашнее задание:
Изучить тему.
Составить краткий конспект.
3.Ответить на контрольные вопросы:
Что такое диспетчеризация.
Как осуществляется линейное руководство.
Основной целью управления автомобильным транспортом является обеспечение эффективного использования всех технологических, экономических, организационных и социальных ресурсов для своевременного, качественного и полного удовлетворения населения в перевозках. Эффективное управление движением подвижного состава осуществляется с соблюдением требований диспетчерской системы.
Диспетчеризация – это централизованное управление подвижным составом, осуществляемое из одного центра.
Она осуществляет:
Ø Контроль за соответствием фактического движения автобусов
Ø Контроль за состоянием и качеством обслуживания автобусных маршрутов
Ø Регулирование движения при отклонениях от расписаний и восстановление нарушенного движения
Ø Управление движением автобусов в целях улучшения качества обслуживания пассажиров и повышения эффективности использования автобусов
Ø Контроль над своевременным выпуском подвижного состава на линию
Ø Организацию заказных перевозок пассажиров
Ø Координацию работы автомобильного транспорта с другими видами пассажирского транспорта.
Основные законы диспетчерского управления:
Ø Диспетчеризация отрицает децентрализованное управление
Ø Руководствуется заранее разработанными и утвержденными планами организации движения (приказ-наряд)
Ø Диспетчерская система обеспечивает контроль, регулирование и управление движением автобусов
Ø Система диспетчерского управления в городах осуществляется по маршрутному принципу
Ø Диспетчерское управление организуется и осуществляется выше стоящими организациями.
Структура диспетчерской службы:
Диспетчерское руководство на автомобильном транспорте включает в себя весь комплекс работ по подготовке и организации выпуска подвижного на линию, непосредственному управлению их движением на маршрутах и своевременному возвращению в АТП.
Диспетчерское руководство подразделяется:
I. Внутри парковую, которая предусматривает
Ø Контроль за подготовкой к выпуску подвижного состава
Ø Подготовку документации к выпуску
Ø Организацию своевременного выпуска и контроль времени выезда на линию
Ø Контроль и учет времени возвращения
Ø Регистрация сходов и контроль за подготовкой к вторичному выпуску
Ø Отчет о работе автобусов за смену.
II. Линейную, которая предусматривает:
Ø Непрерывный контроль за соблюдением расписания движения автобусами
Ø Регулирование и перераспределение автобусов
Ø Восстановление нарушенного движения
Ø Рациональное использование резервных автобусов (5% от числа выпущенных на линию)
Ø Координацию движения с другими видами транспорта
Ø Принятие мер по оказанию технической помощи
Ø Подготовку суточной отчетности.
Для централизованного управления работы подвижного состава при территориальных транспортных управлениях (объединениях) создаются центральные диспетчерские службы (ЦДС).
Работа ЦДС строится по трем направлениям:
I. Сбор информации
II. Контроль за движением подвижного состава (время работы автобусов, число рейсов, регулярность движения, простои на линии, безопасность движения и т.п.) https://karamelka-vip.ru как правильно делать мужской эротический массаж.
III. Управление перевозочными процессами.
Типовая организационная структура ЦДС состоит из:
Ø Руководящего аппарата (начальник ЦДС, старший диспетчер, маршрутный диспетчер)
Ø Исполнительный аппарат (линейные диспетчера конечных и промежуточных пунктов, диспетчера по организации транспортного процесса, диспетчера группы анализа движения).
Одной из важнейших задач системы диспетчерского управления является обеспечение регулярности движения автобусов на маршрутах.
Регулярность движения – это своевременное отправление автобуса в рейс, точное соблюдение интервалов движения расписанию, на протяжении всего маршрута, и своевременное прибытие на конечный пункт, является качественным важнейшим показателем работы автобусного транспорта.
Регулярность движения обеспечивается выполнением двух условий:
1. При полном (100%) выполнении предусмотренных расписанием рейсов (необходимое условие)
2. При точном соблюдении водителями расписаний движения с обеспечением водителями регулярности каждого рейса (достаточное условие)
Следует различать регулярность рейса и регулярность движения автобусов на маршруте.
Отдельные рейсы могут быть регулярными, а должная регулярность движения на маршруте в целом не достигнута. Качество обслуживания и регулярность движения – взаимосвязанные и не отделимые друг от друга понятия. С повышением регулярности движения объем перевозок увеличивается, равномернее распределяются пассажиры по автобусам маршрута, обеспечивается возможность своевременной оплаты проезда.
При нарушениях регулярности движения происходит переполнение салона автобуса, снижение доходов и рентабельности маршрута. Неравномерная загрузка вызывает серьезные колебания затрат времени на посадку-высадку пассажиров, что в свою очередь создает задержки автобусов на остановках, нарушается установленный режим работы автобусов, повышается расход топлива, снижается скорость сообщения и безопасность движения.
Регулярность движения автобусов по действующей системе учета и отчетности определяется в процентах по следующей формуле:
R = * 100%
Где: Рф – фактически выполненные рейсы по расписанию
Ррасп – рейсы, предусмотренные маршрутным расписанием
R = *100%
Где: Рфнерег. – количество рейсов, выполненных с нарушением регулярности движения.
Причины нарушения регулярности:
Ø Несоответствие расписания действительным условиям (гололед, туман, ремонт дороги и т.д.)
Ø Несвоевременный и не полный выпуск автобусов на линию
Ø Простои автобусов на линии по техническим неисправностям
Ø Задержки уличного движения (железнодорожные переезды, светофоры и т.п.)
Ø Нарушение установленного режима движения автобусов (квалификация водителей)
Ø Оперативное изменение в распределении пассажиропотока вследствие задержки других видов городского пассажирского транспорта (отсутствие электроэнергии) Великолепный век империя кесем 1 сезон 19 серия turkcinema.me.
Пути повышения регулярности:
Ø Введение расписания для каждого автобуса
Ø Организация диспетчерского управления и систематического контроля
Ø Введение контроля и учета за движением не только на конечных, но и на промежуточных пунктах
Ø Установление строго ограниченных отклонений от расписания по видам перевозок (городские 1-2 мин; пригородные 3 мин; междугородные 5 мин)
Ø Введение автоматизированного контроля за регулярностью с помощью автоматизированных систем: АСДУ-А, НЭЖАН-300, -600, система «Дистон».
Технические средства диспетчерской связи и управления обеспечивают возможность оперативного съема и передачи информации, контроля и регулирования движения автобусов из одного центра на территорию всего города, и включает:
I.Проводные средства связи
Ø Городскую телефонную связь
Ø Прямая телефонная связь (селекторная)
II.Беспроводные средства связи
Ø Радиотелефонная связь («Алтай»)
Ø Индуктивная связь (ЭКВ связь «Дистон», «Нальмэс»)
Ø Промышленное телевидение (на АВ и АС)
III.Радиорелейные средства связи
Ø Радиорелейные станции
Ø Телетайпы
Ø Факсы.
В работе ЦДС широко применяются автоматизированные системы диспетчерского управления автобусными перевозками пассажиров АСДУ-А, системы «НЭЖАН», «Интервал» и т.д.
Основные функции АСДУ-А:
Ø Контроль за движением автобусов на маршрутах (за регулярностью)
Ø Рациональное распределение автобусов по маршрутам с учетом наличия исправных автобусов, готовых к работе
Ø Составление расписаний и передача их диспетчерам по выпуску подвижного состава
Ø Регулирование движением автобусов
Ø Обобщение информации по показателям работы водителей и АТП в целом
Ø Накопление статистических данных для дальнейшего совершенствования перевозочного процесса.
Организация работы автобусного отделения ЦДС предусматривает различные методы управления по обеспечению регулярной работы автобусов и осуществляется с помощью следующих приемов:
1. Ввод автобуса в расписание за счет повышения скорости сообщения, если опоздание автобуса составляет не более 5% времени рейса
2. Задержка автобуса на конечных пунктах, если водитель прибыл раньше времени по расписанию, то время рейса уменьшается
3. Ввод автобуса в расписание за счет снижения скорости сообщения
4. Увеличение интервала отправления двух смежных автобусов с конечных остановок при выбытии одного автобуса с маршрута
5. Отправление автобуса по оперативному интервалу при выбытии двух и более автобусов маршрута. Для всех оставшихся устанавливается новый интервал, определяемый отношением оборота к фактическому числу автобусов, оставшихся на маршруте:
I = , (мин.)
6. Отправление автобусов в укороченный рейс, в случаях превышения возможного нагона в очередном рейсе
7. Сокращение отстоя на конечных остановках, но не более времени, необходимого водителю для обеспечения безопасной работы на маршруте
8. Использование резервных автобусов с целью замены выбывших автобусов или в случаях резкого увеличения пассажиропотока
9. Отправление автобусов по измененному направлению в связи с изменением дорожных условий
10. Переключение автобусов с одного маршрута на другой для усиления движения автобуса на наиболее загруженных маршрутах.
При организации движения автобусов на пригородных и междугородных маршрутах управление их работой затруднено. Диспетчеризация на таких маршрутах осуществляется по принципу территориального обеспечения, т.е. только на участках маршрутов, проходящих в зоне действия транспортного объединения (АТП). Диспетчерское управление движением организуется, централизовано и выполняется аппаратом диспетчеров АВ и АС. Поскольку маршруты и перегоны имеют значительную протяженность и автобусы продолжительное время находятся в рейсе, диспетчерский контроль и управление движением их осуществляется как по маршрутам в целом, так и по перегонам.
Задачи диспетчерского управления на этих перевозках следующие:
Ø Систематический контроль за соблюдением расписания на всем протяжении маршрута
Ø Регулирование движения автобусов при их отклонениях
Ø Усиление движения по маршруту при выполнении спроса на перевозки
Ø Обеспечение регулярной информации о текущей и предварительной продаже билетов по всем АВ и АС.
Диспетчерское управление осуществляется при наличии оперативной информации:
Ø О времени фактического отправления автобуса в рейс
Ø О времени фактического проследования автобусов всех промежуточных пунктов маршрута
Ø О времени фактического прибытия автобусов в конечный пункт
Ø Обо всех нарушениях и отклонениях от расписания
Ø О наличии свободных мест по каждому рейсу
Ø О предварительной продаже билетов
Ø Об освобождающихся местах в пути следования
Ø О состоянии дороги, погодных условий и ДТП.
Эта информация последовательно передается по всем АВ и АС не позднее, чем через 5-15 минут после отправления автобуса в рейс.