Личность лидера и группы




Санкт-Петербургский Государственный Университет Растительных Полимеров

 

Факультет вечерний

Кафедра менеджмент

 

Курсовое проектирование

По дисциплине «Менеджмент»

На тему: «Лидерство в управлении»

 

Студент Сорокина Юлия Дмитриевна (гр.6-337)

Руководитель Юдин.А.П.

 

Санкт-Петербург

2014г

Содержание:

Введение……………………………………………………………3-5

1 Теории лидерства………………………………………………...6-8

2 Кто такой лидер?............................................................................9-14

3 Типы лидерства…………………………………………………..15-16

4 Личность лидера и группы……………………………………….17-18

5 Теория черт личности……………………………………………19-25

Заключение…………………………………………………………..26

Список литературы………………………………………………….27

 

 

Введение.

В нашем сегодняшнем мире не хватает лидеров в полном смысле этого слова. Будь то личная, профессиональная или социальная сфера, или же нечто более своеобразное или творческое, нам везде нужны лидеры. Не быть лидером – это то же самое, что блуждать ночью в огромном лесу без фонаря, компаса и карты. Лидерство – это не только умение вести за собой других, но и умение управлять собственной жизнью. Мы можем прожить всю жизнь, следуя за кем-нибудь, претворяя в жизнь чужие желания, потребности и мечты, принося в жертву свои собственные. Мы можем достичь того уровня развития, который поставили перед собой другие. Мы теряем большую часть своей способности самостоятельно определять каждый шаг своей жизни, а наша «личная сила» и «лидерство» оказываются не в наших руках, где они должны находиться, а в руках окружающих нас людей, культуры и общества.
Даже между специалистами, теоретиками и практиками, до сих пор продолжается спор на тему: «лидерами рождаются» или же «лидерами становятся». Да, некоторые из них могут убедить нас в том, что кто-то, несомненно, от рождения обладает некой «экстраординарной осо­бенностью», которая делает его лидером, в то время как другие убеждены, что при условии определенного правильного сочетания образования, подготовки и имеющегося опыта лидера можно «создать» и сформировать. Как видите, даже так называемые «эксперты» по лидерству не могут прийти к единому мнению по вопросу о том, «что есть что».
Можем ли мы сами управлять своей жизнью, выбирать, реализовывать свои потребности и желания или же нам придется всё время за кем-то идти?

 

Мой реферат поможет сформировать некое представление о личности лидера, о его влиянии на социальную группу и самое главное определит набор тех или иных качеств, которые делают человека лидером.

 

Тем самым, можно будет определить, являются ли эти качества врожденными или нет и в зависимости от этого (если они всё-таки поддаются корректировки) сформировать эти качества в любом другом человеке.

 

 

Д. Кэмпбелл писал, что лидерство - это загадочное, ускользающее качество. «Существование его легко признать, трудно описать, еще труднее использовать на практике и уже невозможно создать это качество в других». Действительно, пожалуй ни одна другая тема, связанная с организационным поведением людей не вызывала и не продолжает вызывать столь большой интерес у социологов, психологов, философов и других специалистов. Поэтому моя курсовая работа именно на тему «Лидерство в управлении». Я постараюсь достаточно полно, ясно и интересно изложить весь материал данной темы.

 

Объектом моего исследования является лидерство как таковое, рассматриваемое в управлении. Лидерство - это достаточно важный аспект для эффективной деятельности организации. Одновременно классификация лидерства, функции лидера, методы исследования лидерства, теории лидерских качеств, а также представления о лидерстве в классической школе менеджмента и стили лидерства будут являться предметом моего исследования для полного раскрытия представленной темы.

 

В современных условиях от решений, принимаемых лидерами, как никогда зависит политическое и экономическое состояние общества, трудовых коллективов, благосостояние миллионов семей, поэтому я затрону проблему личных качеств лидеров, а также отношения лидерства и подчиненности, - глубинные причины этого универсального социального явления интересовали многих еще в древности, интересует и сейчас.

 

В данный момент эта проблема особенно актуальна для России, когда успех либеральных преобразований, перспективы развития экономики как никогда ранее в истории страны зависят от уровня компетенции, подготовки, личных качеств и морального состояния лидеров всех уровней - от президента до руководителя небольшой фирмы.

 

 

Теории лидерства

В современной социальной психологии существует три подхода к изучению лидерства. И я хотела бы проверить одну из них. Я выбрала «теорию черт лидера». Влияют ли черты личности лидера на его положение в группе (его статус) или его личностные качества не играют роли совсем? Этот вопрос меня очень заинтересовал.
«Теория черт лидера » исходит из того, что лидерами люди рождаются. Ряд врож­денных свойств и характеристик индивида (сила и подвижность нервных процессов, экстравертированность, способность к эмпатии—сочувствию, ярко выраженные эвристические и интел­лектуальные способности), как утверждают сторонники этой теории, позволяют ему занять господствующее положение в любой ситуации и взять на себя роль ведущего, т. е. лидера.
В жизни имеется сколько угодно случаев, когда лица, отмеченные силь­ной волей, интеллектом и другими достоинствами, так и не стали лидерами. По данным Е. Дженнингс, почти в каждой группе есть члены, превосходящие лидеров по уму, способно­стям, однако они не имеют статуса лидера.
В 50-х годах «теорию черт лидера » сменила концепция «лидерства как функции группы » (Р. Крачфилд, Д. Креч, Г. Хоманс), а также «теория лидерства как функции ситуации » {Р. Бейлс, Т. Ньюком, А. Харе).
Теория «лидерства как функции группы » исходила из того, что феномен лидерства есть результат внутригруппового разви­тия, все члены группы в той или иной степени участники этого процесса, а лидер—это член группы с наибольшим статусом, который наиболее последовательно придерживается норм и ценностей группы.
Третья точка зрения—«теория лидерства как функции си­туации » — в настоящее время самая распространенная. Наблюдения над тем, как одни и те же лица в разных группах могут занимать разное положение, играя в них различные социальные и межличностные роли (ребенок может быть лидером среди ребят своего двора и «отвергаемым» в классе; учитель может быть лидером в своем коллективе и «ведомым» в семье и т.д.), привели исследователей к выводу, что лидерство — это не столько функция личности или группы, сколько результат сложного и многопланового влияния различных факторов и ситуаций.
Подход к личности с точки зрения ролей, которые принимает она на себя, дал повод рассматривать различные факто­ры (ситуации) как моменты, с которых и начинается выдвиже­ние лидера. Отсюда и тезис, что специфика лидерства как функ­ции ситуации и роли заключается в том, что эту роль лидеру не «дают», а он ее «берет» сам (Н. С. Жеребова).

Лидер—это тот, кто в определенной ситуации берет на себя большую ответ­ственность за выполнение групповых задач, чем все остальные.
В пределах одного школьного класса всегда можно выде­лить школьников, которым лучше других дается организация и проведение спортивных, культурно-массовых, общественно полезных, туристских и других мероприятий. Имеются случаи, когда в группе появляется универсальный лидер (он и самый подходящий капитан волейбольной команды, и самый лучший капитан команды КВН, только он может лучше других органи­зовать проведение вечера или выпуск стенной газеты, только с ним можно быть уверенным, что в походе быстро разобьешь палатки и т. д.). Однако, как правило, в различных ситуациях выдвигаются различные лидеры.
Еще в 50-х годах Р. Бейлс экспериментально выявил, что в каждой малой группе выдвигается как минимум два типа ли­деров: эмоциональный и инструментальный.

Функция эмоцио­нального лидера—психологический климат в группе, забота об оптимальном урегулировании межличностных отношений. Обычно он выступает в роли арбитра, советчика. Инструмен­тальный лидер — тот член группы, который берет на себя ини­циативу в специфических видах деятельности (благодаря своей особой компетентности в тех или иных делах) и координирует общие усилия по достижению цели. К подобным выводам при­шли и другие американские исследователи. В советской лите­ратуре было отмечено, что, правильно понимая роль ситуации для проявления лидерства, американские исследователи, одна­ко, определяют саму ситуацию лишь как сумму неких психологических ожиданий группы. Если верно, что лидер должен пси­хологически соответствовать ожиданиям группы, то уже совер­шенно неправомерно сводить ситуации к психологическим состояниям (Л. Г. Сороковой).
Исследование лидерства, проведенное Н. С. Жеребовой, показало, что специфическая сфера деятельности (учеба, общественно-полезный труд, общественная работа, отдых) выдвигает своего инструмен­тального (или, что одно и то же, ситуативного) лидера. Такие же данные получены и в работе, выполненной под руководст­вом В. В. Шпалинского. При исследовании студенческих и тру­довых коллективов в большинстве случаев лидерами в четырех названных сферах оказались различные люди. Полное совпаде­ние лидеров в одном лице в ситуациях совместной работы, уче­бы, общественно полезной деятельности и отдыха наблюдалось только в единичных случаях. В этой связи заслуживает внима­ния определение лидера, данное Б. Д. Парыгиным: «Лидер— это член группы, который спонтанно выдвигается на роль не­официального руководителя в условиях определенной,специфической, как правило, достаточно значимой ситуации, чтобы обеспечить организацию совместной коллективной деятельности людей для наиболее быстрого и успешного достижения общей цели».

 

2 Кто такой лидер?
Теперь перейдём к самой теории. Лидерство - что это такое? Чтобы отметить черты личности лидера, характерные для получения его статуса, надо для начала ответить на вопрос: ” Кто такой лидер?” То есть дать определение этому слову. Мы познакомились с определением, которое даёт Б. Д. Парыгин, давайте посмотрим определение этого слова с других точек зрения.

 

Лидерство — один из способов дифференциации группы в ре­зультате деятельности, общения и взаимодействия ее членов. Возникнув как результат общения и взаимодействия инди­видов в составе группы, лидерство становится сложным соци­ально-психологическим феноменом, в котором, определенным образом, фокусируются и проявляются важнейшие характеристики группового развития, имеющие не только психологическую или эмоционально-психологическую, но в первую очередь соци­альную и классовую природу и сущность.

Попытки вывести ли­дерство из чисто психологических отношений между членами малых групп и противопоставить его руководству как процессу, имеющему исключительно социальную и политическую приро­ду, характерны для современной американской социальной пси­хологии, которая рассматривает малые группы в основном в ка­честве эмоционально-психологической общности людей.
Каждый член группы в соответствии со своими деловыми и личностными качествами, вкладом в общее дело, развитостью чувства долга и ответственности, благодаря признанию груп­пой его заслуг и способности оказывать влияние на окружаю­щих занимает определенное положение в системе групповой ор­ганизации, т. е. в ее структуре. Групповая структура с этой точ­ки зрения представляет собой своеобразную иерархию статусов ее членов.

Одна из важных особенностей структуры — ее гиб­кость и динамичность. Это значит, что в условиях социалисти­ческого общества в процессе общественно полезной деятельно­сти для каждого члена группы всегда открыта возможность из­менить свой статус в лучшую сторону, приобрести уважение, ав­торитет и признание товарищей.

 

Лидерство—сложный социально-психологический процесс группового развития, в результате которого и происходит возникновение и дифференциация групповой структуры, ее оптимизация и непрерывное совершенствование. Ошибочно как отождествлять лидерство и руководство в группе, так и противопоставлять их.

 

Как отмечают современные исследователи, лидерство и ру­ководство—это персонифицированные формы социального взаимодействия и интеграции всех механизмов и способов со­циально-психологического воздействия для достижения макси­мального эффекта в групповой деятельности. Если феномен ли­дерства по своей природе связан, прежде всего, с регулированием межличностных отношений, носящих неоформленный характер, то руководство является носителем функций и средством регу­лирования официальных (оформленных) отношений в рамках социальной организации (Е. С. Кузьмин, Б. Д. Парыгин).
Е.С. Кузьмин рассматривает руководство как процесс уп­равления трудовой деятельностью группы, осуществляемыйруководителем — посредником социального контроля и власти — на основе административно-правовых полномочий и норм соци­алистического общежития.

В связи с этим лидерство определя­ется как процесс внутренней социально-психологической само­организации и самоуправления взаимоотношениями и деятель­ностью членов группы за счет индивидуальной инициативы уча­стников. Личность добровольно берет на себя значительно большую меру ответственности, чем того требует формальное соблю­дение служебных предписаний или общепринятых норм.
Если взять определение слова лидерство, к примеру, из энциклопедии, то оно будет звучать примерно так: ”Лидерство – это один из механизмов интеграции групповой деятельности, когда индивид или часть социальной группы выполняет роль лидера, т.е. объединяет, направляет действия всей группы, которая, в свою очередь, ожидает, принимает и поддерживает его действия”.
Теперь мы узнали кто же такой лидер с научной точки зрения, но мне бы хотелось узнать, как понимают это слово школьники и учителя. Но в соответствии с моей темой, вопрос был поставлен по-другому. Не что такое лидерство, а кто такой лидер (в их понимании), какими функциями он обладает, какие цели преследует и какими чертами на их взгляд обладает. Задание было такой формы: продолжите предложение: “Лидер – это… “
Школьники:
Я объединила все получившиеся ответы вместе и вот, что у меня получилось: лидер – человек, обладающий какой-то властью в социальной группе, ведущий за собой людей, принимающий ответственность не только за себя, но и за отдельные неудачи ведомых им людей. Кроме того, он контролирует коллектив, направляет его. Лидер имеет поддержку масс, выражает общие идеи (и предлагает их), на него можно положиться в любой ситуации. Это человек, с которым хочется общаться, находящий единственно правильное решение проблемы, не ущемляя ничьих интересов. Это серьёзный, всегда находящийся в центре событий, уважаемый, авторитетный, популярный человек, либо человек которого боятся.

Черты личности

- самообладание, справедливость, упорство, расчётливость, смелость, уверенность в решениях, честность, прямолинейность, мужественность, хитрость, эрудиция, ум, дипломатичность, ораторские способности, общительность, организаторские способности, сила (духовная), энергичность, целеустремлённость.

 

Учителя:
Лидер – это интересный, увлекающийся и увлекающий за собой людей человек, умеющий организовывать и вести их за собой.
Черты личности:
1. Чувство юмора
2. Справедливость
3. Мудрость, ум
4. Аккуратность
5. Трудолюбие
6. Авторитетность

 

Конечно, на основании этих данных нельзя рассматривать лидера, как человека, обладающего всеми этими факторами. Это субъективное представление о лидере, основанное в основном только на личном опыте. Этого для нас не достаточно. Давайте посмотрим, что же думают об этом так называемые «эксперты» в области лидерства. Далее я привожу некоторые теории относительно тех личностных черт, которыми должен обладать лидер.

Р. Столдилл выделил 5 таких черт:
· Ум или интеллектуальные способности
· Господство или преобладание над другими
· Уверенность в себе
· Активность и энергичность
· Знание дела
Но оказалось, что человек, обладающий всеми этими качествами, не обязательно является лидером. В процессе последующего изучения этого вопроса исследователи выделили четыре группы лидерских качеств: физиологические, психологические, интеллектуальные и личностно-деловые. Но и эти качества не явились гарантом лидерства.

 

Фрэнк Карделл не ставил перед собой задачу определить качества, необходимые для формирования лидерства. В своей книге он предлагает восемнадцать так называемых «разъединителей». Это черты характера и привычки, которые «разъединяют» нас от лидерства. Ниже следует перечень этих «разъединителей».
· Низкая самооценка и отсутствие уважения к себе
· Чрезмерная склонность к обману, отговоркам, оправданиям
· Внутренние картины в сознании, удерживающие нас на месте
· Нежелание простить и отпустить
· Недостаточное использование своего воображения
· Пренебрежение по отношению к своему творческому потенциалу
· Потребность быть всегда правым
· Слабые коммуникативные способности: неумение слушать и говорить
· Неспособность примирится со своими страхами
· Отсутствие ясных целей
· Недостаток обязательности
· Боязнь риска
· Неспособность принять ответственность за свою жизнь
· Потеря надежды
· Недостаток мужества
· Неумение фантазировать и мечтать
· Отсутствие любви к себе
· Тщеславие
Эта теория произвела на меня наиболее приятное впечатление. Поэтому я хочу рассказать о ней побольше и подробнее рассмотреть, почему Фрэнк Карделл, доктор психологических наук, выбрал именно эти 18 черт характера и привычек.
В своей книге Карделл подразделяет первую главу на три части, которые объясняют нам в результате чего у нас появились те или иные «разъединенности» и как они влияют на зарождение лидерства.

Дальше я предлагаю схему влияния разъединений на лидерство (более сокращенный вариант)
1. ОТКАЗ ОТ ПРИРОДЫ
Не принимание естественного чувство страха и неуверенности
низкая самооценка
2. ОТКАЗ ОТ СЕБЯ
Мы вне природы т.е. отрицание других
вне целой системы сторон личности

творческий потенциал
3. ОТКАЗ ОТ ЖИЗНИ
Нежелание взрослеть Обман
Конфликты с собой + окружающие

Типы лидерства

В психологической литературе зачастую отмечается, что руководитель, будучи тесно связан с официальной организа­цией группы, может справиться с ее руководством только в том случае, если члены группы будут воспринимать его в качестве лидера (в этом случае лидерство служит важным дополняющим фактором процесса руководства). Учитывая, что дея­тельность руководителя шире и охватывает такие области, где лидер бы не справился, эффективность руководства зависит от того, насколько руководитель в своей работе опирается на ли­деров, а они поддерживают его. Искусство руководства—это в известном смысле и умение координировать работу лидеров, опираться на них, т. е. укреплять устойчивость и жизненность официальной организации, умело, используя и направляя в нужное русло межличностные связи и отношения (Н. С. Жере­бова).
Формальное и неформальное
В организациях различают «формальное» и «неформальное» лидерство. «Формальное» лидерство связано с установленными правилами назначения руководителя и подразумевает функциональное отношение. «Неформальное» лидерство возникает на основе личных взаимоотношений участников. Это так называемый характер лидерства. Поэтому в школьных классах официальный лидер, занимающий руководящие должности, не всегда бывает самым авторитетным человеком в коллективе. Иногда его выдвигают не столько сами ребята, сколько взрослые; вот почему классный руководитель либо должен очень хорошо знать своих учеников, либо предоставлять им возможность самим выбирать старосту класса. Если же староста не будет являться одновременно и «неформальным» лидером, то человек, пользующийся большим авторитетом у учеников, будет разлагать коллектив и эффективность организации и самой результативности деятельности упадет. Вполне может произойти такое, что возникнет конфликт между формальным и неформальным лидером.

Поэтому очень важно, чтобы учителя имели представления о том, кто же является лидером класса.
Как раз для этого кусочка моей темы я провела опрос среди учителей, которые проработали в классе не один год, и могут составить мнение о каждом ученике и, основываясь на их определении лидера выбрать его среди учеников. Оказалось, что учителя школы с точностью определили одного из «неформальных» лидеров.
Кроме «формальных» и «неформальных» лидеры могут подразделяться ещё и по следующим критериям:
· По содержанию деятельности: а) лидер-вдохновитель, предлагающий программу поведения; б) лидер-исполнитель, организатор выполнения уже заданной программы; в) лидер, являющийся одновременно как вдохновителем, так и исполнителем.
· По стилю руководства: а) авторитарный, б) демократический, в) совмещающий в себе элементы того и другого стиля.
· По характеру деятельности: а) универсальный, т.е. постоянно проявляющий свои качества лидера, б) ситуативный, т.е. проявляющий качества лидера лишь в определённых, специфических ситуациях.
Говоря о такой типологии как стиль руководства, необходимо сказать, что этот тип лидерства может быть отнесён только к «формальным» лидерам. Так как авторитарность руководства строится на запугивании, т.е. это такой лидер, который владеет какой-либо властью, данной, к примеру, учителем, или же просто силой способной подчинять себе других. В теории Карделла такие лидеры упоминались, как потерянные.

 

 

Личность лидера и группы

Становление лидера и развитие группы это непрерывный и не разъединяемый процесс. Ведь сам по себе «лидер» - это статус человека в группе. Как мы уже знаем, статус определённого человека можно изменить. В ходе межличностных отношений, с момента образования группы, определяется статус каждого человека и вместе с тем определяется влияние человека на эту группу.
Спонтанные группы существуют всегда и везде. В зависимости от направленности они могут быть как дополнением организован­ных коллективов, так и их антиподом. По характеру социальной направленности спонтанные группы (компании) можно классифици­ровать на просоциальные (социально положительные), асоциаль­ные, стоящие в стороне от основных социальных проблем, и анти­социальные (социально отрицательные).

Просоциальные компании, способствующие развитию у своих членов положительных социально-нравственных качеств, отлича­ются широтой диапазона совместной деятельности и обсуждаемых вопросов, высоким нравственным уровнем личных взаимоотноше­ний. Члены такой компании не только совместно развлекаются, но и мечтают, спорят, обсуждают мировоззренческие вопросы, сообща ищут решения жизненных проблем.
Асоциальные компании формируются главным образом на базе совместных развлечений. Межличностные контакты в такой компа­нии, будучи эмоционально значимыми, ограничены по содержанию и потому остаются поверхностными. Качество совместного время­препровождения может быть разным, но часто невысоко. Таких компаний, к сожалению, много, причем некоторые из них перерастают в антисо­циальные (от случайной выпивки — к пьянству, от веселого озор­ства — к хулиганству).
Антисоциальные компании также связаны с развлечением и об­щением, но в основе их лежит деятельность, направленная во вред обществу: пьянство, хулиганство, правонарушения. Молодежная преступность является, как правило, групповой, и истоки ее часто лежат именно в безнадзорности уличных компаний, лидерами ко­торых становятся так называемые трудные подростки или взрос­лые правонарушители. Здоровая юношеская тяга к коллективности перерождается здесь в опасный групповой эгоизм, некритическую ги­перидентификацию с группой и ее лидером, в неумение и нежела­ние сознательно взвесить и оценить частные групповые нормы и ценности в свете более общих социальных и нравственных критериев. В большинстве случаев наблюдалось, что направленность антисоциальной группы создаётся в основном за счёт характера личности лидера, то есть здесь в большей степени влияет лидер на группу, чем группа на лидера.
Положение индивида в группе и его отношение к ней зависятотмногих факторов, куда входят как свойства индивида, так и свой­ства группы. Психологи принципиально разграничивают коллективистическое самоопределение личности, которая созна­тельно идентифицируется с коллективом, принимая его нормы и ценности в качестве своих собственных, и конформность, т. е. склонность индивида уступать психологическому давлению группы, изменять свое мнение в угоду большинству.

 

Теория черт личности

У истоков отечественной дифференциальной психологии стояли прославленные физиологи И. М. Сеченов, И.П. Павлов, психологи В.Д. Небылицын и Б.М. Теплов, изучавшие психофизиологические основы индивидуальных различий. Огромное влияние на современную концепцию индивидуальных различий оказали американские психологи Г. Олпорт, Р. Кеттелл и английский психолог немецкого происхождения Г. Айзенк. Ими разработана структурно-динамическая теория черт, которая по праву считается одной из основных общепсихологических теорий.
Логика рассуждений при разработке теорий черт сводилась к следующему: если попытаться установить основные характеристики, по которым люди существенно отличаются друг от друга, то станет возможной разработка тестов, позволяющих определять количественные значения выявленных параметров для каждого человека и сравнить эти параметры между собой.
Черта личности означает обобщённую тенденцию поведения и ожиданий. Например, «я впечатлительный» означает устойчивую черту, тогда как «меня впечатляют твои успехи» означает лишь внутреннее временное состояние реагирования.
Устойчивость многих личностных черт во времени подтверждена экспериментальными исследованиями американского психолога Л.Р. Гуесмана с соавторами. Было выявлено, что различия между детьми в агрессивности, доминирования, зависимости, социальности и застенчивости сохраняются со среднего и позднего детства через подростковые годы вплоть до взрослости.
Таким образом, под чертой личности следует понимать устойчивые особенности человека, проявляющиеся на протяжении длительного времени и мало изменяющиеся в различных житейских ситуациях. Основными особенностями черт личности является степень выраженности (у разных людей степень выраженности черт различна), трансситуативность (проявление черт в различных ситуациях) и измеряемость (черты личности доступны измерения с помощью специализированных опросников и тестов). В экспериментальной психологии личности наиболее широко исследованы такие показатели, как экстраверсия – интраверсия, конформизм – доминантность, застенчивость – смелость, тревожность, ригидность, импульсивность и др.
При разработке теории черт были выдвинуты три основные задачи:
1. Установить основные параметры, по которым люди существенно отличаются друг от друга.
2. Убедиться, что эти параметры остаются достаточно постоянными от ситуации к ситуации.
3. Выявить, как и почему возникают эти индивидуальные различия.
Первая и вторая задачи решались в ходе теоретических и экспериментальных исследований теорий черт Г. Олпортом, Р. Кэттеллом, Г. Айзенком и их последователями. В решении третьей задачи наметились три подхода:
1. Наследственный, генетический принцип (Анна Анастази)
2. Индивидуальные различия порождаются критическими событиями, происходящими в младенческом и детском возрасте, - такова позиция психоанализа (З.Фрейд)
3. Индивидуальные различия – результат подражания родителям (А. Бандура)
4. Индивидуальные различия опосредованы особенностями центральной нервной системы, имеют психофизиологическую основу (В.Д. Небылицын, Б.М. Теплов, Г. Айзенк)
Согласно теории черт поведение детерминировано в основном не жизненными ситуациями, а индивидуальными особенностями людей. Люди различаются между собой по степени выраженности определенных личностных черт, которые оказывают значительное влияние на поведение.
Выдающейся заслугой Рэймонда Кэттелла является разработка многофакторного личностного опросника 16PF(Sixteen Personality Factor Questionnaire). Впервые опросник был опубликован в 1950 г. Предназначен опросник для измерения 15 факторов и интеллекта(16 личностных черт). Каждый из этих факторов получил двойное название, характеризующее степень его выраженности – сильную и слабую.
Вопрос о том, какое количество факторов необходимо и достаточно для адекватного психологического описания личности, остаётся открытым. Некоторые исследователи считают, что для полной психологической характеристики личности вполне достаточно рассмотреть всего три фактора (Г. Айзенк), другие утверждают, что необходимо оценить 5 независимых черт (Р. МакКрае), третьи, – что не достаточно и 20 черт (Р. Мейли). Для своей работы я выбрала тест-опросник 16PF, т.к. он, на мой взгляд, даёт более полную характеристику личности. Кроме того, он очень прост в обработке.

 

Полярные значения факторов теста-опросника 16PF

Индекс фактора Отрицательный полюс Положительный полюс
А Сизотимия (обособленность, отчужденность): — Конфликтность; — ригидность; — холодность; —скрытность, —неразговорчивость — сдержанность; — подозрительность; — осторожность; —отгорженность, —эгоистичность Аффектотимия (сердечность, доброта): — легкость общения; — гибкость, — приспособленность — добросердечность; — открытость; — эмоциональность; — доверчивость; — беспечность; — общительность
В Низкий интеллект: — низкие умственные способности; — медленно соображает; — не понимает абстракции; — нет интеллектуальных интересов; — не доводит дело до конца; — необразованный Высокий интеллект: — высокие умственные способности; — быстро соображает; — понимает абстракции; — широкие интеллектуальные интересы; — упорный, настойчивый; — образованный
С Слабость «Я» (эмоциональная неустойчивость): — имеет много невротических симптомов; — ипохондрик (чрезмерно беспокоится о состоянии здоровья); — переменчив, неустойчив в интересах; — легко расстраивается; — уклоняется от ответственности: — не доводит дело до конца: — невыдержан; — тревожный Сила «Я» (эмоциональная устойчивость): — свободный от невротических симптомов: — неипохондричен, не проявляет заботы о состоянии здоровья; — интересы постоянны; — спокойный; — реалистичен в отношении жизни; — настойчив, упорен; — умеет держать себя в руках; — безмятежный
Е Конформность (покорность, зависимость): —подчиняющийся; — неуверенней в себе; — скромный; — тактичный; — робкий, осторожный; — доброжелательный; — послушный Доминантность (настойчивость, напористость): — независимый; — самоуверенный; — хвастливый; — экстрапунитивный; — грубый, бесцеремонный; — смелый; — конфликтный: — своенравный
F Десургенсия (рассудительность, озабоченность); — печальный: — избегающий общества; — апатичный: — молчаливый; — беспокойный; — медлительный, осторожный; — подозрительный; — ригидный Сургенсия (беспечность): — жизнерадостный; — общительный: — энергичный: — разговорчивый; — спокойный; — живой, проворный: — доверчивый; — гибкий
G Слабость «Сверх-Я» (недобросовестность): — непостоянный, переменчивый; — легкомысленный; — потворствующий своим желаниям; — небрежный, — аморальный; — безответственный; — небрежный в обыденной жизни; — расхлябанный Сила «Сверх-Я» (высокая совестливость): — стойкий, упорный; — обязательный; — дисциплинированный; — собранный; — высоко моральный; — ответственный; — внимательный к людям; — требовательный к порядку
Н Тректия (робость, застенчивость): — застенчивый; — смущается в присутствии лиц противоположного пола; — сдержанный; — ограниченные интересы; — враждебный; — сдержанный; — осторожный; — испытывает страх к жизни Пармия (смелость в общении): — общительный: — оживляется в присутствии лиц противоположного пола; — отзывчивый; — эмоциональные и артистические интересы; — дружелюбный; — импульсивный; — беззаботный: — любит быть на виду
I Харрия (суровость, жесткость): — эмоционально зрелый; — независимый; — реалист; — рационалист, подчиняющий чувства рассудку; — не фантазирует, практичен; — действует по логике; — не обращает внимания на физические недомогания Премсия (мягкосердечность, Нежность): — нетерпеливый, требовательный; — зависимый; — сентиментальный; — эмоциональный, чувствительный; — наслаждается фантазиями; действует по интуиции; — мягкий к себе и окружающим — ипохондрик, беспокоится о здоровье
L Алаксия (доверчивость): — слишком доверчив; — не ревнивый; — бескорыстный; — легко забывает трудности; — покладистый; — терпимый, прощает, понимает; — уступчив; — чувство собственной не значительности Протенсия (подозрительность): — недоверчивый; — ревнивый; — завистливый; — фиксирован на неудачах; — раздражительный; — тиран; — склонен к соперничеству; — повышенная самооценка, высокомерие
М Праксерния (практичность): — занят решением практических вопросов; — занят устройством личных дел; — избегает всего необычного; — руководствуется объективной реальностью, — надежен в практических вопросах; — спокойный, твердый Аутия (мечтательность): — поглощен своими идеями; — интересуется абстрактными проблемами; — увлечен фантазиями; — непрактичный, легко отступает от реальности; — неуравновешен, легко приходит в восторг
N Безыскусственность (наивность, простота): — прямой, бестактный; — неконкретный ум; — эмоционально недисциплинированный; — естественный, непосредственный; — простые вкусы; — неопытен в анализе мотивировок; — доволен достигнутым; — обращается с людьми вольно, непочтительно Искусственность (проницательность, расчетливость): — изысканный, умеет себя вести; — точный ум; — эмоционально сдержанный; — искусственный, наигранный в поведении; — эстетически изощренный; — проницателен по отношению к окружающим; — честолюбивый; — осторожный, срезает «углы»
O Гипертимия (самоуверенность) — веселый, жизнерадостный; — спокойный, самонадеянный; — безмятежный; —нечувствительный к замечаниям и упрекам; — бесстрашный; — беззаботный; — энергичный, активный; — расслабленный Гипотимия (склонность к чувству вины) — печальный, грустный; —беспокойный, озабоченный; — ранимый, впечатлительный; — обязательный, чувствительный к замечаниям и порицаниям;


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: