Это не должно повториться




(расстрел монахов Свято-Духова монастыря)

В наступающем 2020 году исполняется 100 лет со времени закрытия Новосильского Свято-Духова монастыря богоборческой властью и 15 лет с начала его восстановления (в 2005 году) после долгих лет беспамятства и мерзости запустения. Уходящий 1919 год также был весьма важным и знаменательным в контексте истории обители. В этом году исполнилось 400 лет со времени первого упоминания Свято-Духова монастыря в документах, а также 100 лет Орловско-Кромской операции гражданской войны (октябрь 1919 года), во время которой подверглись репрессиям четверо насельников обители. Трое из них были расстреляны. Этот факт был установлен на основе архивных изысканий новосильским исследователем-краеведом Антониной Петровной Балабановой, которая недавно обнародовала полученные сведения:

«Не могу не поделиться с читателями информацией о двух монахах Свято-Духова монастыря, полученной из Государственного архива Тульской области и получившей неожиданное продолжение… Это прошения двух послушников Свято-Духова монастыря к Архимандриту Лазарю.

Послушник Афанасий Федорович Воробьев проживал в Свято-Духовом монастыре со 2 октября 1912г., проходил послушание при клиросе и портновской мастерской. В прошении Архимандриту он пишет: «… я с помощью Божией, приобвык к монашеской жизни и имею искреннее, непреложное душевное желание дать обет пред Господом Богом пострижения меня в монашество, пребывать до смерти в монашеском звании, а так же и в сем монастыре

С 30 декабря 1916 г. проходил послушание письмоводителя и пономаря второй заявитель – Николай Арсеньевич Голенищев - Кутузов. Из документов явствует, что родился он в Москве, в семье коллежского секретаря, Арсения Дмитриевича Голенищева - Кутузова. По окончании Московского городского училища Николай получил свидетельство о звании учителя народных училищ. Послушание письмоводителя не было ему в тягость, и он также собирался пребывать в монастыре до конца жизни.

В августе 1918 года Архимандрит Лазарь пишет на послушников представление Епископу, и во исполнение указа Тульского Епархиального Совета от 22 марта 1919 г. послушник Голенищев- Кутузов был пострижен в монашество с именем «Никон»,а послушник Воробьев – с именем «Алипий». Однако недолго длилась их монашеская жизнь. В открытых недавно списках прокуратуры Москвы мы вновь встречаем знакомые фамилии.. Источник указывает, что особым отделом реввоенсовета были они обвинены в контрреволюционной деятельности и приговорены Революционным трибуналом к высшей мере наказания, приведённой в исполнение 13 октября 1919 года»(https://www.proza.ru/2017/11/02/1890).

Антонина Петровна любезно предоставила возможность ознакомиться с документами, на основании которых была составлена эта краткая скорбная повесть. В своей совокупности данные документы, сами по себе, составляют документальное повествование, оказывающее потрясающее воздействие своим реализмом и трагичностью. Приводим их здесь.

Документ №1

ГАУТО ф.562, оп.4, д.382, лист 3-3об

Его Преосвященству

Преосвященейшему Корнилию Епископу Каширскому

Викарию Тульской Епархии

Настоятеля Новосильского Свято-Духова монастыря

Архимандрита Лазаря с братией

Представление

Состоящий в числе временных послушников Новосильского Свято-Духова монастыря сын коллежского секретаря Николай Арсеньевич Голенищев-Кутузов поданным 13-го сего Августа ко мне с братией прошением объясняет, что он жительствуя в сем монастыре с 31-го декабря 1916 года приобык к монастырской жизни и просит ходатайствовать пред Вашим Преосвященством о принятии его в число братии и об определении в число приуказных послушников сего монастыря.

Признавая означенного послушника благонадежным к монашескому званию и видя усердие прохождения им назначаемых послушаний и представляя при сем прошение и документы его-смиренейше просим Ваше Преосвященство определить его Голенищева-Кутузова в число приуказных послушников Новосильского Свято-Духова монастыря.

Вашего Преосвященства

Милостивейшего Архипастыря и Отца

Нижайшие послушники:

Настоятель Архимандрит Лазарь

Благочинный иероманах Герасим

Ризный иероманах Вениамин

№ 103

августа 13-го дня 1918г.

 

Документ №2

ГАУТО ф.562, оп.4, д.382, лист 4-4об

Его Высокопреподобию

Настоятелю Новосильского Свято-Духова монастыря

Архимандриту Лазарю с братией

Сына коллежского секретаря Николая Арсеньевича

Голенищева-Кутузова

Прошение

Состоя в числе временных послушников в вверенном Вашему Высокопреподобию Новосильском Свято-Духовом монастыре с 31-го декабря 1916 года и проходя послушание письмоводителя я, с помощью Божией, приобык к монастырской жизни и имею искреннее душевное желание пребывать в сем монастыре.

Почему покорнейше прошу Ваше Высокопреподобие с братией о принятии меня в число братии и об определении в число приуказных послушников вверенного Вам монастыря, не оставить Вашим ходатайством перед Его Преосвященством, на что и представляю при сем документы: 1) безсрочную паспортную книжку, выданную приставом 1-го участка Мещанской части г.Москвы 10-го января 1910 года за №33; 2) метрическую выпись о рождении, выданную притчем Московской Сергиевской, что в Пушкарях, церкви за № 134 от 3-го августа 1898 года; 3) свидетельство о явке к исполнению воинской повинности, выданное Московским Городским о сем Присутствием 1909 года Октября 30-го дня за №100; 4) об образовании моём: а) Аттестат 3-го Московского Городского училища об окончании полного курса учения, выданный 1906 года 31-го Мая за №263, б) Копия свидетельства о звании учителя начальных училищ, выданного 23-го Ноября 1910 года за №39.759 из канцелярии Попечителя Московского Учебного Округа, в) удостоверение Инспектора 3-го Московского Городского Училища от 3-го Мая 1908 года за №236.

1918 года Августа 13-го дня к сему прошению сын коллежского секретаря Николай Арсеньев Голенищев-Кутузов подписался.

 

Документ №3

ГАУТО ф.562, оп.4, д.382, лист 8, 8об, 13, 13об

Выписка

из копии метрической книги Московской Сергиевской, что в Пушкарях, Сретенского сорока церкви

за 1887 год.

№ 122, ноябрь 20/21, Николай

Родители: Бывший разъездной чиновник низшего оклада, Управления перевозкою почты по железным дорогам, Коллежский Секретарь Арсений Дмитриевич Голенищев-Кутузов и жена его Анна Николаевна, оба православного исповедания.

Восприемниками были:Тарусский мещанин Петр Евлампиевич Алексеев и Тульской губернии, Крапивенского уезда, Казачей Слободы крестьянская жена Ульяна Васильева Игнатьева.

Таинство крещения совершал:Приходской священник Петр Соколов с причтом.

 

Документ №4

ГАУТО ф.562, оп.4, д.1226, лист 3-3об

Его Преосвященству

Преосвященейшему Корнилию

Епископу Каширскому Викарию Тульской Епархии

Настоятеля Новосильского Свято-Духова монастыря

Архимандрита Лазаря

Покорнейшее представление

Приуказаные послушники вверенного мне монастыря: Николай Арсеньевич Голенищев-Кутузов и Афанасий Федоров Воробьев поддатыми ко мне 18-го сего февраля прошениями объясняют, что они жительствуя в сем монастыре Голенищев-Кутузов с 30-го декабря 1916 года и Воробьев с 6-го октября 1912 года с помощью Божией приобыкли к монашеской жизни и имеют искреннее непреложное душевное желание дать обет пред Господом Богом пострижением их в монашество, пребывать до смерти в монашеском звании, а так же и в сем монастыре.

Посему, признавая означенных послушников по их скромному поведению, братолюбивому характеру и усердному прохождению назначаемых послушаний достойными монашеского звания; длге имею смиреннейше просить Ваше Преосвященство не оставить Вашим Милостивейшим Архипастырским благораспоряжением и благославением постричь означенных послушников в монашество.

Вашего Преосвященства

Милостивейшего Архипастыря и Отца

Нижайший послушник

Настоятель Архимандрит

Лазарь

 

Документ № 5

ГАУТО ф.562, оп.4, д.1226, лист 4

Его Высокопреподобию

Настоятелю Новосильского Свято-Духова монастыря

Архимандриту Лазарю

Послушника оного монастыря

Николая Арсеньевича Голенищева-Кутузова

Покорнейшее прошение

Жительствуя во вверенном Вашему Высокопреподобию Новосильском Свято-Духовом монастыре с 30-го декабря 1916 года и проходя послушание письмоводителя и пономаря, я, с помощью Божией, приобык к монашеской жизни и имею искреннее непреложное, душевное желание дать обет пред Господом Богом пострижением меня в монашество, пребывать до смерти в монашеском звании, а так же и в сем монастыре.

Почему осмеливаюсь покорнейше просить Ваше Высокопреподобие не оставить Вашим ходатайством пред его Преосвященством о пострижении меня в монашество. Документы мои находятся в Тульском Епархиальном Совете 1919 года февраля 18-го дня. К сему прошению приуказный послушник Николай Арсеньевич Голенищев-Кутузов подписался

 

Документ № 6

ГАУТО ф.562, оп.4, д.1226, лист 5

Его Высокопреподобию

Настоятелю Новосильского Свято-Духова монастыря

Архимандриту Лазарю

Послушника оного монастыря

Афанасия Федорова Воробьева

Покорнейшее прошение

Жительствуя во вверенном Вашему Высокопреподобию Новосильском Свято-Духовом монастыре с 2-го октября 1912 года и проходя послушание при клиросе и портновской мастерской, я, с помощью Божией, приобык к монашеской жизни и имею искреннее непреложное, душевное желание дать обет пред Господом Богом пострижением меня в монашество, пребывать до смерти в монашеском звании, а так же и в сем монастыре.

Почему осмеливаюсь покорнейше просить Ваше Высокопреподобие не оставить Вашим ходатайством пред его Преосвященством о пострижении меня в монашество. Документы мои находятся в Тульском Епархиальном Совете 1919 года февраля 18-го дня. К сему прошению приуказный послушник Афанасий Федоров Воробьев подписался

 

Документ №7

ГАУТО ф.562, оп.4, д.1226, лист 6

В Тульский Епархиальный Совет

Настоятеля Новосильского Свято-Духова монастыря

Архимандрита Лазаря

Рапорт

Во исполнение указа Тульского Епархиального Совета, от 2-го марта 1919 года за №3344, имею честь почтенейше донести Епархиальному Совету, что послушник вверенного мне Новосильского Свято-Духова монастыря Николай Арсеньевич Голенищев-Кутузов 28-го сего апреля за божественной литургией пострижен мною в монашество с именем «Никон»

Настоятель Архимандрит Лазарь

 

Документ №8

ГАУТО ф.562, оп.4, д.1226, лист 7

В Тульский Епархиальный Совет

Настоятеля Новосильского Свято-Духова монастыря

Архимандрита Лазаря

Рапорт

Во исполнение указа Тульского Епархиального Совета, от 2-го марта 1919 года за №3344, имею честь почтенейше донести Епархиальному Совету, что послушник вверенного мне Новосильского Свято-Духова монастыря Афанасий Федоров Воробьев 9-го сего мая за божественной литургией пострижен мною в монашество с именем «Алипий»

Настоятель Архимандрит Лазарь

 

Документ №9

Голенищев-Кутузов Николай Арсентьевич

· Дата рождения: —

· Место рождения: г.Москва

· Пол: мужчина

· Возраст: 32

· Профессия / место работы: иеродиакон Свято-Духова монастыря

· Место проживания: Свято-Духов монастырь Новосильского уезда Тульской губ.

· Дата расстрела: 13 октября 1919 г.

 

· Где и кем арестован: особым отделом при реввоенсовете 13 армии Южфронта

· Мера пресечения: арестован

· Дата ареста: 4 октября 1919 г.

· Обвинение: за контрреволюционную деятельность

· Осуждение: 13 октября 1919 г.

· Осудивший орган: ВПТ 13 армии Южфронта

· Приговор: ВМН

· Дата реабилитации: январь 2005 г.

· Реабилитирующий орган: Прокуратура г.Москвы

· Архивное дело: фонд 24409, опись 3, дело 1093

· Источники данных: БД "Жертвы политического террора в СССР"; Прокуратура г.Москвы

 

Документ №10

Выписка из сводной " Открытой Книги памятиг. Москвы и Московской области (https://ru.openlist.wiki)

Воробьев Афанасий Федорович

• Дата рождения: —

• Место рождения: Орловская губ., Ливенский уезд, Покровская вол., с.Георгиевская Любовша

• Пол: мужчина

• Возраст: 43

• Профессия / место работы: монах Свято-Духова монастыря

• Место проживания: Свято-Духов монастырь Новосильского уезда Тульской губ.

• Дата расстрела: 13 октября 1919 г.

________________________________________

• Где и кем арестован: особым отделом при реввоенсовете 13 армии Южфронта

• Мера пресечения: арестован

• Дата ареста: 4 октября 1919 г.

• Обвинение: за контрреволюционную деятельность

• Осуждение: 13 октября 1919 г.

• Осудивший орган: ВПТ 13 армии Южфронта

• Приговор: ВМН

• Дата реабилитации: январь 2005 г.

• Реабилитирующий орган: Прокуратура г.Москвы

https://www.youtube.com/watch?feature=player_detailpage&v=4YyLE_8SDXM

 

________________________________________

• Архивное дело: фонд 24409, опись 3, дело 1093

• Источники данных: БД "Жертвы политического террора в СССР"; Прокуратура г.Москвы

Одновременно был арестован и расстрелян иеромонах Свято-Духова монастыря Вениамин (Данилов Филипп Степанович:поступил в монастырь 12 августа 1904 г.; постриг - 30 марта 1906 г.;хиротония в иеродьяконы - 18 ноября 1907 г.; хиротония в иеромонахи - 27 июня 1912 г.), и только послушник Петрыкин Иван Герасимович(уроженец с. Воротынцево), одновременно со всеми арестованный, был освобождён «ввиду незначительности содеянного»… В январе 2005 года репрессированные насельники Свято-Духова монастыря были реабилитированы.

Что же явилось причиной расстрела трех монахов Свято-Духова монастыря? Косвенный ответ на этот вопрос дают Оперативные сводки 3-й стрелковой дивизии красных Южфронта за октябрь 1919 г., размещенные на сайте Российского военно-исторического общества:

 

«4 ОКТЯБРЯ. 3 БРИГАДА, ИМЕЮЩАЯ ВСЕГО 120 ШТЫКОВ, ПОПОЛНЕНА ДВУМЯ ПРИБЫВШИМИ МАРШЕВЫМИ РОТАМИ И ЗАНЯЛА ПОЗИЦИЮ ПО РЕКЕ ЗУША ОТ ДУХОВА МОНАСТЫРЯ ДО Д. СОРОЧИЙ МОСТ. ОТРЯД В 150 ЧЕЛОВЕК КОММУНИСТОВ НОВОСИЛЬСКОГО РЕВКОМА, ВЫСЛАННЫЙ НА СТ. ДИШНЯ, САМОВОЛЬНО ОТОШЁЛ К ПЕРЕПРАВЕ У ДУХОВА МОНАСТЫРЯ(!?). КОГДА ОТРЯД БЫЛ ПЕРЕДАН В РАСПОРЯЖЕНИЕ КОМБРИГА, ДЛЯ ЗАНЯТИЯ ЛИНИИ ПО Р. ЗУША, ТО ОКАЗАЛОСЬ, ЧТО ЛЮДИ РАЗОШЛИСЬ ПО ИЗБАМ (!)

3 дивизия заняла оборону в центре по линии Пруды — Александровка — Кулеши — Нижние Судьбищи — Сторожевое — Домны — Залесное Штаб дивизии в д. Маслово.

Новосиль в руках противника, имеющего 8 орудий. Три бронепоезда курсируют по дороге Туровка -Верховье-Елец

.7 октября. Приказ по 3 бригаде: «Перейти в решительное наступление и овладеть переправами по р. Зуша юго-восточнее Новосиля.

8 октября. Части дивизии занимают исходное положение для овладения

переправами через р. Зуша. А именно: полк РВС(реввоенсовета) через д. Пруды — Д Подберёзовка. Части 1-й бригады от Залесной до Дарищ, конные части в д. Тиневая.

11 октября. 3 бригада к 17-ти часам: 25полк. с боем занял восточную окраину Новосиля и продвинулся к переправам на р. Зуша до д. Сорочий Мост — д. Тюковка. Полк РВС занял г. Новосиль и ведёт бой за переправу у Слободы Зарецкой(сегодняшнее Заречье). РОТА 26 ПОЛКА ЗАНЯЛА ДУХОВ МОНАСТЫРЬ. Противник продолжает удерживаться в Слободе Ямской, упорно обороняя переправу. Около 19-ти часов перешёл в контрнаступление, вновь занял Новосиль и продвинул части к северу. Под натиском противника наши части отошли и удерживаются на высотах между деревнями Пруды — Чернышино.

12 октября. Части 3-й бригады в районе Новосиля продолжают занимать прежние позиции и столкновения с противником имели.

13 ОКТЯБРЯ. 3 ДИВИЗИЯ ЭНЕРГИЧНО НАСТУПАЕТ В НАПРАВЛЕНИИ ВЕРХОВЬЕ — ЛИВНЫ. ГРУППА У НОВОСИЛЯ ВЕЛА БЕЗРЕЗУЛЬТАТНЫЕ БОИ, ПОСЛЕ ЧЕГО ЧАСТИ ОСТАЛИСЬ НА МЕСТАХ.

14 октября. С утра на позиции 3 бригады противник пошёл в наступление на г. Новосиль, так что части вынуждены были отступить и вновь оставить город Но потом при личном участии комбрига и комиссаров, части перешли в наступление и восстановили прежнее положение».

Источник: https://livinghistory.ru/topic/39869-boi-v-novosilskom-uezde-tulskoi-gubernii-okt/

В приведенной цитате выделены сводки за 4 октября (день ареста монахов) и за 13 октября (день расстрела). Вряд ли в условиях непрерывных и ожесточенных боевых действий велось какое-либо следствие…

Архиепископ Василий Кривошеин, в девятнадцатилетнем возрасте участвовавший со стороны Белой гвардии в боях с армиями Южфронта, в своей книге «Спасенный Богом» отмечает, что для основной массы красногвардейцев был характерен воинствующий и кощунственный атеизм. «Красные» проявляли крайнюю озлобленность по отношению к лицам духовного звания, которые подвергались самым жестоким репрессиям, вплоть до расстрелов. В этой связи есть основания утверждать, что подлинной причиной убийства монахов Свято-Духова монастыря стало исповедание ими христианской веры своей жизнью и делами.

Выяснение и обнародование фактов свидетельства о Христе имеет значение не только для истории нашего монастыря, но также поможет и делу духовного просвещения наших современников, восстановлению Православия в нашем Отечестве во всей его благодатной и спасительной силе и полноте.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: