Если в тексте песни, сопровождающей хоровод, нет конкретного действия, ярко выраженного сюжета, действующих лиц, то участники хоровода ходят кругами, рядами, заплетают из хороводной цепи различные фигуры – орнаменты, согласуя свой шаг с ритмом песни, являющейся лишь музыкальным сопровождением. Такие хороводы называются орнаментальными.
Иногда орнаментальные хороводы своим рисунком, построением раскрывают и передают содержание песни.
Содержание песен, сопровождающих орнаментальные хороводы, чаще всего связано с образами русской природы, с поэтическими обобщениями, коллективным трудом народом, его бытом. Эти песни отличаются от песен, сопровождающих игровые хоровода, более четкими ритмическим построением, объединяющим участников хоровода в плавном или быстром плясовом движении. Песни, под которые исполняют орнаментальные хороводы, часто называют хороводным.
В рисунках орнаментальных хороводов очень силен элемент изобразительности – «заплетение плетня», «завивание капустки», «переплетение хмеля».
Орнаментальные хороводы в различных областях России носят название фигурные, узорные, рисунчатые, кружевные, узорчатые, а иногда и плясовые. Исполнение каждого орнаментального хоровода отличается строгостью формы и малым количеством фигур. Весь хоровод чаще всего лишь из нескольких фигур, которые ограничено, переходят, переливаются, перестраиваются из одной в другую.
V. Игровые хороводы.
Если в песни имеются действующие лица, игровой сюжет, конкретное действие, то содержание песни разыгрывается в лицах и исполнители с помощью пляски, мимики, жестов создают различные образы и характеры героев. Иногда содержание песни разыгрывается всеми участниками хоровода одновременно. Часто персонажами песни являются животные, птицы и тогда участники хоровода, изображая птиц, зверей, подражают их движениям, поводкам. Такие хороводы называются игровыми.
Песни, под которые исполняются игровые хороводы, называются игровыми или хороводно-игровыми. Больше всего тем для игровых хороводов содержится в песнях, отражающих жизнь и быт народа: трудовые процессы, выбор жениха или невесты, взаимоотношения жены и мужа, любовная и сказочная темы. Драматическое воспроизведение в хороводе всех тем требовало не только талантливого актерского мастерства, умения перевоплощаться, но и дополнительных предметов, которые можно было бы обыгрывать и которые помогли бы раскрыть наиболее полно исполняемые образы. Так в игровой хоровод входят платочек, плетенка, лента, венок, палка, табуретка и многие другие предметы быта. Эти предметы кроме своего прямого назначения иногда служат и символами. Так, «плеточка шелковая» - символ силы или покорности. «Венок» символизирует брачный союз, «платок» заменяет перину, подушку, целую постель и т.д. Действующие лица в хороводе часто используют и такие выразительные средства, как пляска, игра на различных музыкальных инструментах, ряженье.
В игровых хороводах может выделяться исполнитель, играющий одну роль, а иногда две или три роли, но чаще всего в хороводе выделяется несколько действующих лиц. Бывает и так, что действующими лицами являются участники хоровода, и они одновременно разыгрывают сюжет песен.
В игровых хороводах роль «хороводницы» и «заводилы» изменяется, поскольку главным в игровом хороводе становится раскрытие содержания песни, а не разнообразие фигур. Поэтому большое значение приобретают артистическая одаренность «ведущего» и его вокальные данные, его способность передать характер различных персонажей.
.
VI. Детские хороводные игры.
Вот несколько примеров хороводных игр, которые помогут наиболее полно раскрыть структуру хоровода, его рисунки и различия. В эти игры можно играть с детьми на занятии, во время пятиминутки или на прогулке. Они помогут детям раскрыть более полно их творческую натуру.
«Пузырь».
Дети вместе с воспитателем берутся за руки и образуют небольшой кружок, стоя близко друг к другу. Вместе произносят: «Раздувайся, пузырь,
раздувайся большой,
оставайся такой
да не лопайся».
Играющие отходя назад, держатся за руки до тех пор, пока воспитатель не скажет:
«Лопнул пузырь!»
Тогда они отпускают руки и приседают на корточки, говоря при этом:
«Хлоп!»
Можно также предложить детям после слов «лопнул пузырь» двигаться к центру круга, по-прежнему держась за руки и произнося при этом звук «ш-ш-ш» - как будто выходит воздух. Затем дети снова надувают пузырь – отходят назад, образуя большой круг.
«Карусель».
Дети с обручами становятся в круг. Каждый держится за свой обруч и за обруч соседа. получается замкнутый круг. По сигналу «Поехали!» все начинают двигаться шагом, по сигналу «Бегом!» все бегут, по сигналу «Прыжки!» начинают подпрыгивать, приставляя ногу к ноге (боковой галоп). На слова «Тише, не спешите, карусель остановите!» переходят на спокойную ходьбу и останавливаются. Когда произносят «Отдохнем» все кладут обручи на пол и расходятся в разные стороны. Услышав сигнал «Карусель заводится!», все бегут к обручам, быстро берут их. Игра повторяется.
«Грушка».
Играющие образуют круг, в середине которого становится ребенок – это будет грушка. Все ходят вокруг грушки по кругу: «Мы посадим грушку – вот- вот! Пускай наша грушка растет, растет! Вырастай ты, грушка, вот такой вышины; вырастай ты, грушка, вырастай в добрый час! Потанцуй, Марийка, покрутись ты для нас! А мы эту грушку все щипать будем. От нашей марийки убегать будем!» Грушка в середине круга должна изображать все то, о чем поется в песне (танцевать, крутиться). На слова «Вот такой вышины» дети поднимают руки вверх, а на слова «Вот такой ширины» разводят их в стороны. Когда поют: «А мы эту грушку все щипать будем», все приближаются к грушке, чтобы дотронуться до нее, и быстро убегают, а грушка ловит детей. Все игровые действия должны быть согласованы со словами.
«Каравай».
Сделав круг, играющие поют: «Шел павлин горою, все люди за мною. Одного нет из нас (произносят имя одного из играющих). У его маменьки печка истопленная, блины испеченные, каравай состряпанный. Этакий высокий, этакий широкий, этакий низенький». Играющие поднимают руки кверху, разводят в стороны, опускают к полу, сжимают круг, показывая вышину, ширину и т.д.
«Арина».
Играющие встают в круг, в середине водящий – Арина. Ей завязывают глаза. Все поют:»Дорогая Арина, встань выше овина, рученьки сложи, чье имя укажи!» Арина ходит напевая: «Хожу гуляю вдоль караваю, вдоль по караваю, кого найду, узнаю!» Затем коснувшись одного из играющих, старается отгадать его имя. Чье имя отгадает, тот будет Ариной.
«Бабка Ежка».
В середине круга встает водящий – Бабка Ежка. В руках у нее «помело». Вокруг бегают играющие и дразнят ее: «Бабка Ежка, Костяная ножка. С печки упала, ногу сломала, а потом и говорит: - «У меня нога болит». Пошла она на улицу - раздавила курицу. Пошла на базар – раздавила самовар». Бабка Ежка скачет на одной ноге и старается, кого-нибудь коснуться «помелом». К кому прикоснется – тот и замирает.
«Карусель».
Дети образуют круг, берутся за руки и двигаются по кругу под слова: «Еле, еле, еле, еле завертелись карусели. А потом, потом, потом все бегом, бегом, бегом! Тише, тише не спешите, карусель остановите! Раз – два, раз – два, вот и кончилась игра!» Сначала дети идут по кругу, затем бегут, с окончанием слов останавливаются.
«Флажок».
Дети стоят по кругу, один ребенок в середине с флажком. Воспитатель ведет детей по кругу и говорит: «Дети встали в кружок, увидали флажок. Выйди, Оля, в кружок, возьми, Оля, флажок. Выйди, выйди, возьми. Выше флаг подними. Кому дать, кому дать? Кому флаг поднимать!» Ребенок выходит в середину и берет флажок у того, кто стоит в центре, а тот уходит в общий круг. Игра повторяется, ребенок в центре круга тоже ходит подняв флажок вверх.
«Ровным кругом».
Дети, взявшись за руки, идут по кругу и говорят: «Ровным кругом, друг за другом, мы идем за шагом шаг. Стой на месте! Дружно, вместе, сделаем вот так!» С окончанием слов останавливаются и повторяют движение, которое показывает воспитатель. Например: повернутся, наклонится, присесть.
Список использованной литературы
1. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2011/10/17/russkiy-narodnyy-tanets-khorovod-ornamentalnyy-igrovoy