Проект
«Вода удивительное вещество»
Выполнила: Тимофеева О.А.
Проект краткосрочный
Актуальность
Эксперименты вызывают у детей интерес к живой и неживой природе, побуждают их к самостоятельному поиску причин, способов, действий, к проявлению творчества, а также стимулирует их активность в процессе познания окружающего мира.
Цель проекта:
Обобщить и расширить знания и представления детей в средней группе о неживой природе - о воде.
Задачи:
Создавать условия для формирования у детей познавательного интереса, познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть). Дать расширенные представления о свойствах льда, как об одном из свойств воды. Уточнить значения воды для всего живого.
Предполагаемый результат:
· Расширять и углублять знания ребенка об окружающем мире, в том числе о воде.
· Развивать познавательные умения через экспериментальную деятельность.
· Накопить опыт гуманного отношения к растениям и другим существам.
· Воспитывать бережное отношение к воде.
ЭТАПЫПРОЕКТА
I этап: Подготовительный:
1. Создание экспериментальной лаборатории в группе
2. Рассматривание плакатов связанными с объектами неживой природы - водой.
3. Подбор подвижных и речевых игр.
4. Составление и создание опытов, экспериментов с водой.
II этап: Мероприятия и события проекта:
Тематическое планирование занятий и опытов к проекту
Цель: Создание условий для развития познавательных способностей в совместной деятельности детей средней группы проекта.
Раздел | Название | Задачи |
Ознакомление с окружающим миром. | Что мы знаем о воде | Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть). Уточнить значения ее для всего живого. Развивать любознательность, мышление и речь. Ввести в словарь детей: жидкость- бесцветная, безвкусная, прозрачная. Воспитывать бережное отношение к воде |
Художественная литература | Чтение рассказа: «Как люди речку обидели » | Учить внимательно слушать литерат. произведения. Делать выводы |
Развитие речи | Что за чудесница—водица-волшебница | Уточнить признаки зимы, формировать эстетическое отношение к зимним явлениям показать детям, в каком виде существует вода-эксперименты с водой льдом, упражнять в образование однокоренных слов, развивать творческое воображение и закрепить навыки работы с бросовым материалом |
Изобразительная деятельность- рисование | Аппликация с элементами рисования «Сосульки на крыше » | Вызвать интерес к изображению сосулек разными аппликативными техниками,показать способ вырезыванием сосулек из бумаги,сложной гармошкой |
Изобразительная деятельность- аппликация | Аппликация «Тучи по небу бежали » | Познакомить с техникой аппликативной мозаики Учить передавать свойства воды – в разных природных явлениях |
Беседа | Чистота та же красота | Прививать детям правила личной гигиены |
Беседа | Зачем нужна вода | Расширять представления детей о свойствах воды |
Игры к проекту
Вид игры | Название | Задачи |
Речевая | Подскажи словечко | Развивать речь детей, моторику речевого аппарата |
Игра малой подвижности | Ручеек | Умение ориентироваться в пространстве |
Подвижная игра | На болоте | Учить копировать движения живущих на болоте обитателей |
Подвижная игра | Караси и щука | Расширять содержание игры, развивать воображение, творчество, пластичность |
Подвижная игра | Мы - капельки | Развивать воображение детей, активность в игре |
Роль родителей в проведении проекта
Цель: Способствовать сближению всех членов семьи за счет совместной деятельности, раскрыть творческий потенциал родителей.
Совместная деятельность с родителями:
Предложить родителям совместно с детьми проводить дома опыты:
1. Проращивание лука.
2. Проращивание фасоли
3. Опыты с соленой водой. Проращивать кристаллы.
4. Провести на выбор один опыт
III этап: заключительный
1. Представление проекта
2. Опыты к проекту
1. «Вода не имеет формы »
А) Предложить детям рассмотреть кусочек льда. Какой формы этот кусочек? Давайте опустим его в миску, положим на стол. Что произошло со льдом?
Вывод: Лед не изменил формы, пока не растаял.
Б) Предложить детям налить воду в формочки для льда. Что мы видим? (Вода принимает форму того предмета, в котором находится.) Вывод: Лед – это твердая вода и имеет форму, а жидкая вода формы не имеет. Вода принимает форму той емкости, в которой она находится
2. «Лед легче воды »
Предложить детям опустить лед в миску, с водой. Лед остается на поверхности, не тонет.
Вывод: Лед, в которую превратилась вода, занимает меньше места, он держится на поверхности, т.е. вода тяжелее льда.
3. «Превращение в воду »
Принести с улицы в емкость со снегом. Вспомнить с детьми как снег меняется в тепле и на холоде. На улице мороз, в комнате тепло. Снег тает – его становится меньше, а воды больше. Вода вначале холодная, а через некоторое время теплеет.
Вывод: При повышении температуры, снег превращается в воду; Напомнить детям, что снег есть нельзя. При оттаивании снега, в воде осталось много грязи.
4. «Вода всем нужна »
Возьмем несколько горошин. Часть горошин положим на блюдце с водой и будем поддерживать во влажном состоянии. Вторую часть положим в сухое блюдце. Блюдца стоят в равных условиях – на подоконнике. Что произошло? (в блюдце с водой, горошины пустили ростки, в блюдце без воды - нет).
Вывод: Вода необходима растению для роста, без воды оно не растет.
5. «Растения пьют воду »
Поставить с детьми цветок хризантемы в подкрашенную воду. Через некоторое время цветки растения окрасятся в цвет, который мы добавили в воду.
Вывод: Вода необходима растению для роста, без воды растение (не растет) погибает.
6. «Животворные свойства воды »
А) Срезать на прогулке веточки быстро распускающих деревьев (сирень, береза, тополь). Внимательно рассмотрим их с детьми. Взять сосуд, наклеить на него этикетку «Живая вода » и поставить веточки в эту воду. Через некоторое время веточки оживут и на них появятся листочки.
Б) Наблюдение за комнатным растением.Мы несколько дней не поливали растение, оно начало вянуть. Полив растение, оно снова оживилось. Растение восстановилось.
Вывод: Вода дает жизнь всему живому!
Используемая литература
1. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа воспитания экологической культуры детей. – М.: Новая школа, 1999г.
2. Масленникова О.М., Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду.- М. 2011 г.- Волгоград, Учитель, 2010 г.
3. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 4-5 лет.–Волгоград, Учитель, 2006 г.
4. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа– М.: Карапуз-Дидактика, 2006.– М.: Владос, 2001г.
5. Глазырина Л.Д. Физическая культура в старшей группе детского сада. – М.: Владос, 2005.