Антимонопольная политика государства




Тема. Монополия и её виды

Монополия – (греч. монос- один, полео- продаю) – это исключительное право, которое принадлежит человеку, группе лиц или государству на рынке при производстве, торговле и других видах хозяйственной деятельности.

Это приносит угрозу конкуренции, а значит, эффективному функционированию рынка, так как один хозяйствующий субъект, имеющий главенствующее положение, диктует условия рынка, в том числе, устанавливает цену.

Причины возникновения монополий

·Желание получить прибыль, лишив покупателя альтернативы, то есть выбора

·Высокие издержки, которые, при наличии конкуренции, не окупаются.

·Большие масштабы производства, которые значительно снижают себестоимость продукции, а значит, и цену, что становится привлекательным для покупателей.

·Попустительство со стороны государства, когда оно не противостоит созданию монополий.

·Концентрация и централизация производства

·Концентрация и централизация капитала

·Барьеры для входа на рынок, которые не позволяют другим фирмам вступать в конкуренцию с монополистом.

 

Виды монополий

В зависимости от характера и причин возникновения

1.1.Искусственная – результат сговора или слияния фирм (см. таблицу ниже).

Формы искусственных монополий

Формы монополий В чём сохраняют самостоятельность В чём зависят друг от друга
Картель (от лат. соглашение) 1.Хозяйственная, то есть производственная самостоятельность 2.коммерческая самостоятельность 1. Цены на товары2. Объёмы производства3. Раздел рынка (кто где продаёт) 4. Определение квот (кто сколько продаёт)
Синдикат(от лат. представитель) Сохраняют собственность на средства производства, то есть производственная самостоятельность Совместный, централизованный сбыт продукции и приобретения сырья, то есть потеря коммерческой самостоятельности
Трест(от лат. доверие) Потеря самостоятельности 1. Совместная собственность 2. Общее управление 3. Объединение финансов 4. Общий сбыт товара одного вида.
Концерн(от лат. забота) Бабаевский Производственная самостоятельность, входят предприятия разных отраслей. 1. Объединение многопрофильных фирм 2. Единый финансовый центр 3. Единая сбытовая политика
Холдинг(от англ. удерживание) Сургутнефтегаз Газпром Роснефть Лукойл Это коммерческие компании = материнская компания (обладает контрольным пакетом акций) + дочерние компании (остальные акции). 1.Головная компания 2. Владеет акциями участниками концерна 3.Влияет на деятельность
Конгломерат(от лат. собранный) Яндекс Сбербанк Ростех Роснано Гигантский промышленный комплекс со значительной децентрализацией управления Проникновение крупных корпораций в отрасли, которые не имеют связи (производственной и технологической) со сферой деятельности головной фирмы.
Консорциум(от лат. соучастие) Альфа-Групп Временное добровольное объединение хозяйственно независимых фирм. Координация предпринимательской деятельности.

 

 

1.2.Естественная – возникает потому, что субъект экономики владеет редкими и невоспроизводимыми факторами производства (железные дороги, система водоснабжения ит.д.).

Причины появления естественных монополий:

·уникальность природного ресурса. Например, залежи алмазов в Якутии делаю её монополистом в России по производству алмазов.

·технологическая уникальность, то есть открытие, изобретение, принадлежащее данной фирме.. Например, монополист Байконура – РК (Республика Казахстан).

Сферы естественных монополий

1. Транспортировка нефти и нефтепродуктов

2. Транспортировка газа

3. Эксплуатация железнодорожных магистралей.

4. Услуги портов и аэропортов

5. Услуги телекоммуникаций с использованием местных линий

6. Услуги водохозяйственной и канализационных систем

7. Услуги почтовой связи и др.

По форме собственности

·Частная

·Государственная

По территориальному признаку

·Местная

·Региональная

·Национальная

·Экстерриториальная

 

Основные Виды монополий

· Монопсония – один крупный покупатель, который определяет цену товара.

· Олигополия – множеству продавцов противостоит несколько крупных покупателей.

· Дуополия – наличие на рынке только двух продавцов товара.

· Двусторонняя монополия – один крупный продавец и один крупный покупатель.

· Монополистическая конкуренция — большое количество продавцов одинаковой, но не идентичной продукции.

Антимонопольная политика государства

· Антимонопольное законодательство – законы и нормативные акты правительства, поддерживающие конкуренцию, ограничивающие или запрещающие монополию.

Законы:

«О естественных монополиях» (1995),

«О конкуренции и ограничении монополистической деятельности» (1991).

«О недобросовестной конкуренции» (1998).

Некоторые положения закона, виды недобросовестной конкуренции:

·Незаконное использование фирменного наименования, товарного знака

·Копирование, воспроизводство внешнего оформления товара

·Навязывание покупателям дополнительных услуг

·Реклама, содержащая некорректные отзывы о конкурентах

·Искажение или скрытие в рекламе сведений о товаре

· Прямое регулирование цен — это установление максимально допустимых цен, например, на некоторые лекарства, предметы первой необходимости.

· Налогообложение – снижение налоговой ставки для малого бизнеса и повышение для крупного.

· Регулирование естественных монополий (например, регулирование цен на электроэнергию, инициирование властями конкуренции – права обслуживать рынок тому предприятию, которое обязуется вносить в госбюджет наибольшую сумму.

· Административный контроль монополизированных рынков: финансовые санкции против нарушителей антимонопольного законодательства, расформирование фирм, уличённых в нечестной конкуренции и др.

· Использование организационного механизма, заключающегося в профилактике монополизации рынков путём либерализации рынка. Цель: сделать монополизацию рынков невыгодной: снижение таможенных пошлин, поддержка среднего и малого бизнеса, упрощение процедуры лицензирования и т.д.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: