Что такое сценарий? Художественно-выразительные средства сценария.




Сценарий как драматургическая основа культурно-досуговой программы.

- Классификация культурно-досуговых программ.

- Сценарный план как структурно-драматургическая основа КДП.

- Композиционная целостность культурно-досуговой программы.

- Характеристика документальных средств выразительности и их специфика.

Основные художественные средства выразительности.


Сценарий как драматургическая основа культурно-досуговой программы.

Драматургической основой культурно-досуговой программы является сценарий. Слово "сценарий" итальянского происхождения и первоначально означало "декорация". В современном понятии "сценарий" как драматическая форма появилась в связи с искусством кинематографии, а также рассматривается как сюжетная схема, на основе которой создаются массовые театрализованные зрелища, эстрадно-цирковые представления, культурно-досуговые программы и т.д.

Сценарий культурно-досуговых программ в отличие от других видов драматургических произведений включает в себя и литературный, и режиссерский материалы. Однако в специальной литературе последних лет у многих авторов понятие "сценарий" не имеет четкого определения. Каждый из них обращает внимание на отдельные его стороны, утверждая, что сценарий это:

· подробная литературная разработка содержания массового мероприятия [6,с.16];

· способ фиксации единого действия представления во всем объеме выразительных средств [18,c.101];

· программа воспитательного воздействия [15,c.274];

· процесс планирования педагогического, психологического, информационного, художественно-эстетического воздействия на объект воспитания [10,c.141] и многое другое.

Исходя из раскрытия разных сторон этого явления, можно дать ему следующее определение: сценарий – это подробная литературно-текстовая разработка сюжетно-образного содержания КДП с элементами постановочного плана. В нем четко определены отдельные компоненты действия, раскрыт замысел, показаны авторские переходы от одного события к другому, использование разнообразных средств выразительности, приемов активизации аудитории и т.д.

Сценарий наряду с литературным текстом включает в себя и постановочную часть: сценографию, музыку, техническое оформление и т.д.

Особенности разработки сценария зависят от его жанра, который многими определяется как угол зрения, под которым подается то или иное содержание, так как оно раскрывается по принципу условности. Границы жанра так же условны, как и сами жанры, но посетители принимают эту условность, если сценарист и режиссер не нарушают ее.

Независимо от жанра программы в центре внимания сценариста должны быть учтены специфические особенности драматургии: действенность, конфликтность, сюжетность, композиционная целостность.

В практике различают три вида сценария. Это:

1) оригинальные, авторские сценарии, которые содержат принципиально новые творческие решения, не повторяют по форме и содержанию уже известные образцы;

2) некоторые сценарии имеют характер компиляции, монтажную организацию многообразия средств использования известных готовых сюжетов;

3) смешанный вид, где сочетаются авторские идеи с компилятивными фрагментами: это разработка монологов и диалогов ведущих; оригинальные приемы активизации аудитории, интересный сюжетный ход и т.д.

Сутью любого сценария является наличие действия, так как оно есть основа драматургии, но его нельзя рассматривать лишь как физические поступки действующих лиц или их перемещение по площадке. Под действием следует понимать целенаправленную работу сценариста для достижения поставленной цели через подробную разработку сюжета программы, в котором существует несколько способов построения действия:

· последовательно-хронологический, где действие развивается по мере совершения события: от завязки до финала;

· ретроспективный, когда финальное событие сценария является его завязкой, в которой зарождаются предпосылки к действию. Например, праздник Дня Победы: звучат марши, чествуют ветеранов, на экране хроникальные кадры окончания войны, возвращение солдат с фронта и т.д., а затем начинаются воспоминания ветеранов о "военных дорогах" и мирной жизни сегодня;

· с перерывом основного действия, поскольку в драматургическом произведении действие состоит из событий-эпизодов, то иногда основное событие нуждается в эпизодах-мостиках или эпизодах-штрихах. Они служат для дополнительного раскрытия ситуации, характера героя или программы в целом;

· параллельный (или одновременный), особенно используется в праздничных программах, где сюжет распадается на несколько действий на разных площадках, но все они объединены единой темой и ее образным отображением.

Если действие – это основа сценария, то вторым его компонентом является конфликт, так как именно он свидетельствует об умении автора наблюдать жизнь и глубоко ее осмысливать. Но некоторые КДП особенно развлекательного характера, не имеют ярко выраженной драматической борьбы и при этом не теряют свою привлекательность и художественную значимость. И все таки без наличия конфликта невозможно сделать сценарий полноценным, а образы яркими, запоминающимися, взятыми как бы из жизни. Отсюда и разновидность конфликтов:

- прямой, явный, когда он получает разрешение на наших глазах (особенно в конкурсных, игровых, спортивных программах);

- скрытый или подразумевающийся, когда столкновение и борьба уже произошли и только с помощью исходного материала мы можем восстановить и показать его. Например, на творческой встрече с интересным человеком, показ его жизненных коллизий будет более ярким, если отобранный документальный материал острее покажет его столкновения с действительностью, преодоление себя и трудных ситуаций;

- особое место в КДП занимает конфликт как бы «размытый», используемый особенно в развлекательных, художественно зрелищных программах («Аншлаг», «Юморина», «Капустник») и др.

С понятием «конфликт» тесно связанно и понятие «сюжет», который является композиционной основой сценария. Как уже говорилось раньше, «сюжет – это сумма событий (элементов), связанных в определенной последовательности и раскрывающих в намеченном объеме темы программы». [9,с.340]

События, который раскрывает автор, должны обеспечивать динамично развитие действия через эпизоды, быть связанными переходными мостиками (музыкальными, словами ведущих, персонажей, видео материалом, играми и т.д.). Вместе с тем, в сюжетной организации действия сценария может быть использовано и бессюжетное, то есть дивертисментная его организация. В этом случае организующим звеном становится не сюжетный ход, а всего лишь тема программы, в соответствии с которой и подбираются выразительные средства.

Построение сюжета и развитие действия по нарастающей требуют особенного приема его ведения. В практике создания сценария его называют драматургическим, режиссёрским, сценарным, сюжетным и т.д. Но поскольку драматург и режиссер очень часто выступают в одном лице, то чаще всего его называют сценарно-режиссерским ходом, цементирующим действие в его логическом развитии, определяющий степень эмоционального воздействия каждого эпизода. Например, это действие в условиях полета «Мне сверху видно все» сюжета сказки «В некотором царстве...», эстафеты, репортажи, ярмарка, «Если б камни могли говорить», путешествия и др.

Автор книги «Драматургия и режиссура зрелища» И.Б. Шубина предлагает три вида образно-смысловых хода:

· условно-знаковый;

· музыкально-образный;

· образно-игровой [20,c.112].

Именно в сценарно-режиссерском ходе находит свое зарождение конфликт, завязка основного действия, раскрытие авторской идеи. Художественное раскрытие идеи может также выражаться символами – звуком метронома, звоном хатынских колоколов, музыкальными произведениями, персонифицированными образами: "Родина-Мать", "Песняр", "Белорусочка" и др.

Важной особенностью сценария КДП является вовлечение участников мероприятия в действие, потому что активизация аудитории одна из отличительных его особенностей. К приемам активизации могут относиться:

1) художественные – это коллективное исполнение песен, танцев, речёвок, мелодекламаций и т. д;

2) игровые – конкурсы, ролевые игры, игры-драматизации и т.д.;

3) режиссёрские – коллективные выходы, шествия, рапорты, церемониальные действия, оригинальные мизансцены и др;

4) журналистские – опросы присутствующих, интервью, беседы, диалоги «свободный микрофон» и др.

Вовлечение аудитории в коллективную деятельность связано с созданием коллективного восприятия, коллективного внимания, коллективного интереса и активности. В зависимости от жанра программы, его идейно тематического замысла и аудитории, отбираются те или иные приемы активизации. Так, например церемониальные действия характерны для общественно политических программ, журналистские – для информационно-дискуссионных ток-шоу; художественные и игровые – для конкурсно-развлекательных, рекреационно-анимационных, коммуникативных и т.д.

Активное участие аудитории в КДП зависит от многих факторов: от актуальности темы, узнаваемости реальных событий и фактов, от использования местного материала, рассказа о людях конкретного коллектива, об их судьбах, об их проблемах, тем более что основной герой сценария – это сам зритель.

Классификация культурно-досуговых программ.

Многие исследователи (Стрельцов Ю.А, Герасимова О.А, Козловская Л.И, Гальперина Т.И и др.) в основу классификации КДП предлагают основные их видовые признаки: доминирующий вид деятельности, содержание, драматургическое построение материала, использование средств выразительности, разновозрастную аудиторию и т.д.

Они подразделяются на:

- информационно-дискуссионные;

- информационно-художественные;

- художественно-зрелищные;

- рекреационно-анимационные;

- конкурсно-развлекательные;

- сюжетно-игровые;

- празднично-обрядовые;

- фольклорные;

- коммуникативные;

- спортивно-художественные;

- экскурсионно-туристические и др.

А.Д Жарков культурно-досуговую программу называет «своеобразной продукцией, созданной на основе сценарно-режиссёрского замысла, обогатившейся социально-творческой активностью самих ее участников» [8,с.341].

Сценарный план как структурно-драматургическая основа КДП.

Сценарный план – это зафиксированная последовательность изложения мыслей и фактов, это скелет будущего ролика, репортажа или фильма, на который потом и будет наращиваться мясо в виде реплик, фрагментов интервью, закадрового текста и монтажных фраз, составленных из видеокадров.

Обосновывая идейно-тематический замысел и разрабатывая сценарный план, сценарист определяет форму программы (классификация представлена выше) и более подробно подходит к работе над содержанием культурно-досуговой программы, ее сюжетной основы. Сюжет должен обеспечить динамичность действия, развивающегося по законам композиции: от экспозиции, завязки через нарастание действия и кульминации к развязке. Развитие сюжета невозможно без точного определения конфликта и дальнейшей его разработки с помощью сценарно-режиссерского хода – стержня, соединяющего все эпизоды сценария. В определении О.И. Маркова «сценарно-режиссерский ход – это образное движение авторской концепции, направленное на достижение цели педагогического воздействия»[15c.52], указывая на то, что это прежде всего смысловой ход, направление монтажа, подсказывающее композиционные приемы и образно-художественное решение сценария.

 

Композиционная целостность культурно-досуговой программы.

Как уже отмечалось ранее, сценарий КДП должен иметь целостную структуру, т.е. композиционное построение действия. Композиция понимается, как монтаж разнородных, но имеющий глубокие внутренние связи элементов, частей раскрывающих идейно-тематический замысел.

Хотелось бы обратить внимание и на такое явление драматургии в целом, как на эпизодное построение действия, заимствованное у театральной драматургии. Каждый из эпизодов обладает внутренней логикой построения и должен быть обязательно закончен прежде, чем начнется другой. В некоторых культурно-досуговых программах (крупных по форме) одному эпизоду не под силу художественная реализация сложного содержания, обеспечить его могут лишь несколько эпизодов, объеденных в своеобразный блок.

Блок – это совокупность эпизодов, объеденных одним сценическим заданием, художественно раскрывающий аспект авторской концепции на определённом идейно-эстетическом уровне. Поскольку каждый эпизод содержит разные грани общего конфликта, постольку отношение в блоке (между эпизодами) – конфликтны [14, с. 250].

Действенность и масштабность каждого эпизода определяется не его размером или насыщенностью яркими игровыми элементами, а действенностью. Эпизодом может быть даже одна реплика героя или одна короткая акция. Таким образом, сценарий КДП делится на несколько уровней: 1) сценарий состоит из блоков, 2) блоки состоят из эпизодов, 3) эпизоды состоят из единиц сценической информации.

Характеристика документальных средств выразительности и их специфика.

Следующим этапом работы над сценарием является изучение, анализ и отбор разнообразных средств выразительности, т.к. сценарий КДП носит собирательный характер, использует самый различный материал, созданный заранее или придуманный автором. Сама жизнь, судьбы конкретных людей, жизнь региона, художественный материал, природная архитектура, места проведения памятных событий и др. – всё это может стать источником сценария.

Драматургия многих досуговых программ основана на реальных, конкретных фактах, которые по своей природе многозначны и с точки зрения воспитательного воздействия обладают большими возможностями. Яркость, конкретность, эмоциональная насыщенность фактов создают основу для педагогического воздействия на аудиторию.

Под «фактом» (от лат. – сделанное) понимается не вымышленное происшествие, событие, явление. Факт – это не то, что бывает, а то, что произошло; у него есть объем, начало, развитие, завершение. Следовательно, он отличается динамичностью, отражает событие в момент деятельности человека, коллектива, общества. Поскольку факт – это событие, то оно может быть закреплено в документе. Документ – это фиксация закрепление реальности в слове, рисунке, фотографии, кинохронике.

К документальным средствам относятся:

а) официальные документы – государственные указы и постановления, приказы и распоряжения, законодательные акты и т.д., как на уровне государства в целом, так и региона в частности (т.е. «местного» материала);

б) кино- и фотодокументы – хроника исторических и текущих событий;

в) звуковые фонодокументы – записи выступлений государственных лиц, деятелей науки, литературы и искусства, репортажи текущих событий;

г) эпистолярные документы (личные документы) – письма, дневники, заметки, воспоминания, автобиографии и т.д.

в) документальная публицистика – газетные и журнальные статьи, очерки, мемуарно-художественная литература;

д) статистические данные;

е) живые свидетельства реальных людей (участников событий, очевидцев, специалистов и т.д.)

Документальный материал отражает жизнь в развитии и относится к «фактам жизни» и составляет информационно-логическое начало. Очень часто сценаристу приходится иметь дело с местным материалом, связанный с жизнью и деятельностью людей, интересных своей биографией, трудовыми делами.

Существуют определенные критерии отбора документального материала по содержанию, направленности и его структуре:

1) соответствие материала теме, идее сценария, т.е. его социально- мировоззренческая направленность;

2) документы должны нести конфликтное начало, внутреннюю проблемность;

3) он должен иметь свой конкретный адрес, учитывать специфику аудитории, ее интересы и потребности;

4) созданный с помощью документов, символический, исторический образ должен быть достоверным, не искажать конкретные события;

5) новизна, свежесть, малая известность материала;

6) возможность и податливость для сценичной обработки.

Документальность – одна из основных черт драматургии культуно-досуговой программы, которая построена на реальных событиях, судьбах конкретных людей с участием «живых» героев, участников программы.

Основные художественные средства выразительности.

Природа художественной выразительности сценария заключается в комплексном использовании разнообразных художественных средств литературы и искусства, которые мы называем «фактами искусства», воздействующими на эмоционально-чувственную сферу человека. Важное достоинство художественного материала заключается в том, что он дает возможность показать внутренний мир человека, его мысли и чувства, мотивы поведения, переживания и др.

Классификацию художественных средств выразительность можно представить в таком виде:

а) слово – исполнение стихотворения, прозы, музыкально-разговорные жанры, конферанс сольный и парный, дикторский текст, литературно- музыкальная композиция и д.р.

б) музыка инструментальная (оркестр симфонический, духовой, народных инструментов и т.д.), музыка вокальная (эстрадная песня, хоровое пение и др.) шумовое оформление.

в) пластические средства – хореография, пантомима, теневой театр, аттракционы и т.д.

г) спортивные – фигурное катание, гимнастика и др.

д) технические средства выразительности – кино, радио, свет, видеопроекция, лазерное-шоу

е) наглядно-художественные средства – декорации, костюм, бутафория, реквизит грим.

Основные принципы отбора художественных средств выразительности.

1) принцип соответствия идейно-тематическому замыслу программ;

2) принцип сочетания информационно-логической и эмоционально-образной линий в сценарной разработке;

3) принцип соответствия художественно-эстетической ценности материала;

4) принцип максимального расширения многообразных художественных средств воздействия;

5) материал должен иметь свой конкретный адрес, дифференцированно подходить к аудитории.

Особое внимание драматург должен уделять сценариям фольклорных программ, которые построены на народных традициях, обрядах, с использованием фольклорных средств выразительности.

Игровые средства выразительности так же являются одним из основных источников создания разнообразных сценариев. Все виды игр (интеллектуальные, подвижные, сюжетно-ролевые, игры-аттракционы, театрализованные, настольные и т.д.), находят свое применение в любом жанре КДП.

Малые жанры драматургии (сценка, монолог, парный конферанс, анекдот, реприза, частушка, интермедия, куплетный номер, лубок) часто используются в театральных программах.

В процессе изучения материала уточняется главная тема, определяются побочные темы, конфликтные ситуации, намечаются образы и характеры. После того, как на рабочем столе сценариста появится отобранный и изученный материал, начинается его художественная обработка, создание отдельных фрагментов, эпизодов, в целом всей композиции и монтаж всех его частей.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Аль, Д.Н. Основы драматургии: учеб. пособие /Д.Н. Аль. – СПб.:СПбГУКИ, 2004. – 280с.

2. Аникст, А.А. Теория драмы от Аристотеля до Лессинга/А.А. Аникст.- М.: Искусство, 1967. – 301с.

3. Бирюкова, Т.П. Особенности сценария культурно-досуговых программ как средства инкультурации личности /Т.П. Бирюкова//Социальная педагогика. Проблемы инкультурации личности. – Мн.: Четыре четверти, 2007. – С. 52-59.

4. Волькенштейн, В.М. Драматургия/В.М. Волькенштейн. – М.: Сов. писатель, 1979. – 439с.

5. Гальперина, Т.И. Режиссура КДП в работе туристической анимации: учеб.-практ. пособие /Т.И. Гальперина. – М.: Сов. cпорт, 2008. – 292с.

6. Генкин, Д.М. Сценарное мастерство культпросветработника /Д.М. Генкин, А.А. Конович. – М.: Сов. Россия, 1984. – 136с.

7. Жарков, А.Д. Культурно-досуговая деятельность: учеб. пособие /А.Д. Жарков, В.М. Чижиков. – М.: МГУКИ, 1998. – 481с.

8. Жарков, А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности: Уч. для студентов ВУЗов культуры и искусств /А.Д. Жарков. – М.: Изд. Дом МГУКИ, 2007. – 480с.

9. Жарков, А.Д. Продюсирование и постановка шоу-программ: учебник для студ. ВУЗов культуры и искусств/А.Д. Жарков. – М.: Изд. дом МГУКИ, 2009. – 470с.

10. Жаркова, Л.С. Организация деятельности учреждений культуры: уч. для студ. ВУЗов культуры и искусств/Л.С. Жаркова. – М.: Изд. Дом МГУКИ, 2010. – 396с.

11. Катышева, Дж.Н. Литературный монтаж как метод сценического мышления /Дж.Н. Катышева. – СПб.: СПбГУП, 1997. – С.21.

12. Козловская, Л.И. Культурно-досуговые программы в структуре социокультурной деятельности /Л.И. Козловская//Социальная педагогика. Проблемы инкультурации личности. – Мн.: Четыре четверти, 2007. – С.43-51.

13. Костелянц, Б.О. Лекции по теории драмы. Драма и действие /Б.О. Костелянц. – Л.: Искусство, 1976. – 218с.

14. Марков, О.И. Сценарная культура режиссера театрализованных представлений и праздников: уч. пособие / О.И. Марков. – Киев: КГУКИ, 2004. – 408с.

15. Марков, О.И. Сценарно-режиссерские основы художественно-педагогической деятельности клуба /О.И. Марков. – М.: Просвещение, 1988. – 158с.

16. Мойсейчук, С.Б. Режиссура культурно-досуговых программ: уч. пособие /С.Б. Мойсейчук. – Минск: БГУКИ, 2011. – 99с.

17. Тихоновская, Г.С. Сценарно-режиссерские технологии создания КДП: монография / Г.С. Тихоновская. – М.: Изд. Дом МГУКИ, 2010. – 352с.

18. Чечетин, А.Н. Основы драматургии: уч. пособие для ВУЗов культуры и искусств / А.Н. Чечетин. – М.: МГУКИ, 2004. – 148с.

19. Шангина, Е.В. Сценарий как литературная основа массовых праздников и театрализованных постановок / Е.В. Шангина, С.В. Шубин. – Омск, 2004. – 130с.

20. Шубина, И.Б. Драматургия и режиссура зрелища: игра, сопровождающая жизнь: учебно-методич. пособие / И.Б. Шубина. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 288с.

Интернет ресурс: https://studopedia.su/18_146946_dramaturgicheskie-osnovi-sotsialno-kulturnih-tehnologiy.html

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: