Греко-Римская эпоха в Крыму




КРЫМ В ЕГО ПРОШЛОМ

Древнейший человек в Крыму

Слово Крым - Кырым (ров, окоп) собственное имя города, перешедшее в название страны. В древности он назывался Таврида - Таврический, и это наименование сохранилось и до сего дня. Последнее название произошло от народа " тавры ", древнейших жителей полуострова, которых история застает еще на территории Крыма. Первый правитель тавров, по Геродоту, Tax, существование которого относится к XIII в. до Р.X.
До тавров, а может быть, отчасти и с ними, на полуострове жили " киммерийцы ", по Гомеру ("Одиссея") легендарный народ, живущий на краю земли, у океана, куда даже лучи солнца не проникают, в вечном мраке, около Аида жилища мертвых. В эпоху, близкую к историческим временам, киммерийцы, вероятно, жили и в Тавриде, но тавры их оттеснили в восточную часть полуострова, где сохранилось их имя в так называемом "Киммерийском Боспоре" (Керченский пролив). Около VIII в. до Р.X. киммерийцев вытеснили " скифы ", пришедшие с востока.
Таврида была известна культурным народам Передней Азии: финикияне и карийцы хорошо знают берега Черного моря и их блага. Следы человеческой жизни сохранились на полуострове и от более древнего времени, от эпохи так называемого каменного века. Антрополог К.С.Мережковский, исследуя пещеры Крыма, крымоведы Н.Н.Клепенин и А.С.Моисеев на склонах Яйлы нашли стоянки первобытного человека, с каменными орудиями (ножички, стрелочки, скребочки и др.) при остатках очага.
Но это памятники периода поздней стадии каменной эпохи неолита; памятники же более древней каменной эпохи палеолита только намечаются в работах последнего времени. За неолитической культурой человека нужно поставить культуру медной эпохи, которая выразилась в Крыму, как и на всем юге России, отчасти в погребениях со скорченными или окрашенными костяками. Погребения со скорченными костяками называются так потому, что при расследовании могилы костяк находится положенным на боку, с подогнутыми ногами.
Коллекции доисторических древностей человека в Крыму можно видеть в музеях Симферополя, Ялты и др.

Греко-Римская эпоха в Крыму

В сферу исторической жизни Таврида вступает в то время, когда у берегов ее появляются два основных племени эллинов-колонистов ионяне и доряне, которые в особенности колонизуют берега Черного моря с конца VIII в. до Р. X. Ионяне особенно сильны колонизаторской деятельностью, и их малоазийский город Милет основал наибольшее количество городов Черноморья, из них Пантикапея (н. Керчь) и Феодосия являются центрами ионийской колонизации в Тавриде. Доряне своим городом Мегарой основали на южном берегу Черного моря г. Гераклею (ок. н. Синопа), а последняя Херсонес.
Придя в Тавриду, эллины столкнулись с туземцами, ревниво смотревшими на то, как эллины укреплялись и занимали выгодные экономические пункты, ведя почти постоянно борьбу с ними, с небольшими интервалами мирного сожительства.
Мирные или враждебные столкновения эллинов происходят сначала с туземными племенами тавров, затем с пришельцами с С. и С.-В. скифами, а позднее с их сородичами сарматами.
Главные пункты эллинской колонизации в Тавриде Херсонес, Пантикапея и Феодосия были выбраны с чрезвычайным пониманием их экономических выгод; через них эллины получали все то сырье, которое производилось в Тавриде и в странах на С. и С.-В. от нее, и в свою очередь могли сбывать разнообразные предметы эллинской промышленности в огромном количестве.
Херсонес. - Памятники, обнаруженные археологическими раскопками, говорят о существовании города уже в VI в. до Р. X. Первоначально он назывался Гераклеей в честь города, основавшего Херсонес, и даже Мегарикой в честь общей метрополии, а надписи называют его: "славный город дорян".
Мифический период Херсонеса окутан легендой, связывающей его с походом греков на Трою.
В продолжение многих веков своего существования Херсонес с древней поры ведет с коренными жителями полуострова борьбу за свое спокойствие: сначала с киммерийцами, а затем с таврами и скифами.
Нередко херсонесцам в тяжелой борьбе приходилось обращаться к другим племенам народов, живущих вне Тавриды, и искать у них помощи. Так, по словам Полифена (II в. до Р.X.), Амага, царица сарматов, громит таврических скифов за то, что они тревожат набегами Херсонес.
В борьбе с тавроскифами Херсонес находится постоянно в дружбе с метрополией, Гераклеей, и взаимно они помогают друг другу.
В III веке Херсонес процветает. Он имеет прекрасные стены, хорошие постройки внутри города и красивые вещи в быту и искусстве.
В IV и III вв. до Р, X. Херсонес владеет большой береговой полосой. Под охраной сильного города интенсивно развиваются и торговля и сельское хозяйство: хлебопашество, садоводство, виноградарство и др.
Херсонесский государственный строй был по типу греческого "города-государства", со строгим демократическим характером древности.
Верховная власть принадлежала народу и выборному совету.
Религия Херсонеса сохранила немного данных, но и они любопытны: стихии природы прежде всего были предметом почитания.
Любопытна здесь местная богиня Дева. Геродот говорит, что туземцы-тавры приносили ей в жертву потерпевших кораблекрушение и всех эллинов, кого захватят в открытом море. Сильно был развит здесь и культ мертвых. Умершие при погребении снабжались иногда в большом количестве разнообразными предметами быта, а иногда и искусства.
Чем торговал Херсонес. Хлебом, соленой рыбой, лесом, кожей, мехами, шерстью, рабами и др., направляя их в Малую Азию и эллинские города и взаимно приобретая фабрикаты малоазийских и эллинских городов (ткани, посуда, масла, вино и разнообразнейшие предметы быта и искусства) для того, чтобы перепродать их полуварварскому и варварскому населению Тавриды и народам, населяющим северное и северо-восточное Черноморье.
Новые политические и социальные условия Эллады III и II вв. до Р.X., перестраивающие ее жизнь и поставившие в, неблагоприятное положение ее прежние культурные центры, ставят к концу II века и Херсонес в положение экономического ослабления, которое отражается печально на силе Херсонеса.
В западной и северной части полуострова поднимаются и крепнут старые враги Херсонеса скифы.
Херсонес не в силах справиться со скифами. Он ищет помощи на противоположном берегу Черного моря и находит союзника в лице понтийского вождя Фарнака.
Сохранилась договорная клятва Фарнака в том, что он будет защищать Херсонес.
Но договор с Фарнаком мало помог Херсонесу, а скифы теснят Херсонес и с суши и с моря.
При натиске скифского вождя Палака, Херсонес снова обращается в Малую Азию за помощью к понтийскому царю Мифрадату VI Великому; последний присылает с войсками полководца Диофанта, разбившего скифов в три похода. Но... после этого в Херсонесе постоянный понтийский гарнизон на содержании Херсонеса, и Херсонес платит Мифрадату дань.
(Царство Мифрадата в 66 г. до Р.X. под властью Рима.)
Притесняют Херсонес и пантикапейские цари. После жалоб Херсонеса в Риме он "освобождается" от разных посягательств на его самостоятельность, но еще теснее связывается с Римом, поставленный под надзор наместника Мезии, получая одновременно и свободу самоуправления, насколько она желательна Риму (25 г. по Р. X.); Римская сила и культура растут в Херсонесе, появляются римский гарнизон и римский флот, а на территории близлежащего ныне Ай-Тодора основывается крепость Xаракс.
С 60-х гг. снова таврические и северные варвары (скифы и аланы) грозят существованию Херсонеса. Римские войска отбивают нападение, а свобода Херсонеса все более и более становится призрачной.
В силу ослабления Рима в центре, его войска постепенно уходят из Тавриды, а между тем надвигаются новые враги греческих колоний в Тавриде германцы готы. С приходом их начинается средневековый период Тавриды; но прежде, чем перейти к нему, обрисуем жизнь других эллинских центров в Тавриде: Пантикапеи столицы Боспорского царства, и Феодосии.
Пантикапея. У Пантикапеи с Херсонесом много общего в культурной жизни, в связи с Элладой и в борьбе с северными варварами, но много своего, интересного и своеобразного.
Пантикапея стояла на территории нынешней Керчи, у Керченского пролива, или, так называемого в древности, "Киммерийского Боспора" (в отличие от "Фракийского Боспора" Дарданелл").
Город Пантикапея основан около начала VI века до Р. X. эллинами - ионийцами из Милета. Колонисты прочно обосновались на этом месте.
В середке V века, в эпоху расцвета Афин, Пантикапея играла крупную роль в экономическом благосостоянии Эллады. Благосостояние Афин тесно было связано с пантикапейскими греческими колонистами.
Пантикапея была столицей Боспорского государства. Пределы Боспора весьма колебались в разное время, они достигали и до Херсонеса, а иногда ограничивались только территорией города.
Государственный строй в Пантикапее был иной, чем в Херсонесе.
Во 2-й половине V века до Р.X. здесь утверждается типичная для древности тирания в лице династии Спартокидов.
Но с разрывом постоянных связей с Элладой, в III и II веках, как и Херсонес, ослабевает и Пантикапея. Она также страдает от скифских вождей Скилура и Палака; Пантикапея также избавляется от скифов Диофантом, полководцем Мифрадата, и также подпадает под власть Мифрадата, и даже больше сам Мифрадат становится царем Боспора.
Боспор, втягиваясь в борьбу Мифрадата С Римом, как и Херсонес, после падения Мифрадата подпадает под протекторат Рима, а неоднократно и в полную зависимость от последняго, несмотря на то, что правители Пантикапеи носят титул царя.
Боспор и Рим - в постоянной связи со странами северного Черноморья и Приазовья; сношения эти касаются тех народов, которые в это время безнаказанно двигаются в южно-русских степях.
Боспор в роли дозорного пункта Рима. По поручению Рима он зорко следит за положением дел в Прикубаньи, Придоньи, Приднепровьи и Прибужьи, но дряхлеющий Рим, в силу своего тяжелого положения в других делах, уводит свои войска из Тавриды, и Пантикапея, как и Херсонес, подпадает под власть упомянутых германцев-готов.
Необходимо сказать хотя бы несколько слов и о третьем греческом городе в Тавриде Феодосии.
Феодосия на юго-восточном берегу Черного моря, при прекрасной бухте, основана была также милетцами.
По государственному строю Феодосия была типичным "городом - государством", выродившимся из коммерческой фактории.
Боспор долго покушается на независимость Феодосии, пока в IV в. не завладел городом "спартокид" Левкон I (около 355 г.), который устроил здесь новый торговый порт не хуже пантикапейского и дал ему права порто-франко.
Феодосия ведет огромную торговлю с Элладой и Малой Азией, с черноморскими и другими городами. Но жизнь Феодосии, расцвета IV и III вв., постепенно ослабевает во II и I вв. до Р.X. от тех же причин, от которых утратил силу Херсонес.
Заглушили греко-римскую культуру в Крыму, как мы уже говорили, готы, и с их приходом начинается средневековый период.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: