ПРОЧИТАТЬ:
Александр Константинович Глазунов (1865, Петербург – 1936, Париж)
Он родился в семье книгоиздателей в Петербурге, в музыкальной семье.
Занимает особое место среди представителей «новой русской музыкальной школы».
Одна из его характерных черт – многосторонняя одарённость:
1) Крупный композитор.
2) Музыкально-общественный деятель.
3) Дирижёр.
4) Педагог. С1899 г. – профессор Петербургской консерватории,
с1905 г. – директор (более 20 лет).
5) Редактор и издатель. Вместе с Римским-Корсаковым завершает «Князя Игоря» Бородина; издаёт партитуры Глинки.
Встреча с Балакиревым оказалась решающей в судьбе музыканта.
А Римский-Корсаков стал наставником Глазунова.
На фото сам Глазунов и Н.А.Римский-Корсаков
Глазунов завершил совместно с Римским-Корсаковым незаконченные сочинения Бородина, в том числе оперу «Князь Игорь».
Творческий путь начался очень рано – Первая симфония в 16 лет.
К 30 годам – автор 5 симфоний, 4 струнных квартетов и др. произведений.
Однако к 40 годам практически полностью высказался,
оставшиеся 30 лет гораздо менее значительны.
Уже его первая симфония имела шумный успех в Петербурге, и молодым композитором заинтересовались его старшие коллеги и музыкальные издатели.
Наследие разнообразно:
– симфонический жанр (ведущий): 9 симфоний (Девятая незакончена); симфонические картины, поэмы, увертюры (5), фантазии – «Лес», «Море», «Весна», «Кремль», «Степан Разин», 5 сюит, в том числе «Из средних веков», фантазии на народные темы (финская, корельская, славянская, восточная), 5 концертов;
– камерно-инструментальный: 7 струнных квартетов, квинтет, 2 сюиты, для фортепиано – 2 сонаты, вариации;
– камерно-вокальный: романсы и песни, хоры a cappella;
– 3 балета: «Раймонда», «Барышня-служанка», «Времена года»;
– музыка к драматическому спектаклю «Маскарад» Лермонтова.
После 1928 г. он жил за границей, где написал последние произведения. Композитор оставил обширное литературное наследие – переписку, заметки, критические статьи.
ЗАПИСАТЬ
А. К. Глазунов продолжил традиции композиторов «Могучей кучки».
В творчестве Глазунова центральное место занимают симфонические жанры и балетная музыка.
Глазунов – единственный русский композитор рубежа XIX – ХХ вв., который последовательно и неуклонно разрабатывал форму симфонии как крупного циклического оркестрового произведения.
Симфонизм балетов А.К.Глазунова это продолжение традиций П.И.Чайковского в области балетной музыки.
Улучшение заключается в соединении номеров единой нитью сквозного развития, делающей сюиту единой композицией, вместо механического чередования разнохарактерных номеров. Эти достижения Чайковского были усвоены и воплощены А.К. Глазуновым.
«Раймонда» - первый балет композитора, над музыкой к нему он работал в тесном содружестве с прославленным Мариусом Петипа, для которого она стала последней его большой работой.
Что же нового в этом балете? Главная это танцевальность, объединившая классические традиции с национальной характерностью. На передний план вышел дивертисмент, как основная форма организации танцевального действия, но дивертисмент действенный, с драматическим развитием.
Посмотреть видеофрагменты балета Раймонда и записать их в тетрадь.