Дорожно-транспортным происшествием




Осмотр места происшествия, связанного с

 

 

Осмотр места происшествия (ОМП) подразделяется на общий и детальный.

Проведение общего осмотра места ДТП начинается с ознакомления с общей обстановкой места происшествия в целом, сохранившейся к моменту начала осмотра. Производится обзорная, ориентирующая фотосъемка в соответствии с общими правилами фотографирования места происшествия.

В ходе общего осмотра уточняются задачи, которые должны решаться при последующем детальном осмотре.

Границы осмотра в каждом конкретном случае определяются исходя из основной цели - выявить следы и установить фактические данные, существенные для выяснения обстоятельств происшествия. Место ДТП может иметь значительную протяженность, и зачастую заранее определить его границы бывает трудно. Рекомендуется линейный способ осмотра. Зону осмотра можно ограничить, лишь убедившись, что следов или объектов, относящихся к данному ДТП, нет по ходу движения транспортного средства как в прямом, так и в обратном направлениях.

При детальном осмотре определяется значимость объектов окружающей обстановки в пределах границ места происшествия, их относимость к событию, выявляются и фиксируются следы и вещественные объекты обстановки происшествия, определяются их координаты относительно границ проезжей части и друг друга, производится осмотр ТС, узловая и детальная фотосъемки. При необходимости изымаются: обнаруженные следы (или слепки с них),предметы, имеющие значение для расследования (части и деталь ТС, осколки стекол, частицы ЛКП и т.д.),неисправные узлы и агрегаты ТС (без их разборки).

Предпочтителен следующий порядок работы:

выявление, фиксация и изъятие следов, характеризующих транспортное средство, в том числе скрывшееся (осколков рассеивателей, частиц лакокрасочных покрытий, следов горючесмазочных материалов, других нестойких следов);

определение и фиксирование данных о дорожных условиях и обстановке;

осмотр транспортных средств.

Отдельные участки (узлы) места происшествия фиксируются по правилам узловой съемки: фотографируются транспортные средства, трупы, разнообразные следы, неправильно установленные дорожные знаки, дефекты дорожного покрытия и т.п.

Детальная съемка применяется для фиксации различных следов и мелких предметов в крупном масштабе. К ним относятся, в частности, повреждения на трупе, следы качения, волочения и торможения, следы на транспортном средстве и других предметах, отделившиеся детали и другие объекты.

При установлении в ходе осмотра данных о дорожной обстановке определяются и фиксируются:

* видимость дороги с рабочего места водителя, обзорность (в темное время суток с включением света фар) Т.к. погодные и дорожные условия невозможно потом реконструировать следует постараться сразу, на месте ДТП определить видимость дороги.

* интенсивность и характер движения других транспортных средств и пешеходов;

* наличие неподвижных препятствий;

* наличие дорожных знаков, их расположение и видимость при движении транспортного средства, зона их действия;

* ориентация дороги по сторонам света и по отношению к населенным пунктам;

* ширина проезжей части, правой и левой обочин;

* количество полос и рядность движения, разметка проезжей части; форма перекрестка, его размеры, значимость дорог;

* наличие и характеристика кюветов, газонов, бордюрных камней, тротуаров, пешеходных дорожек и т.д.;

* наличие светофорных установок и цикл их работы.

При изучении дорожных условий фиксируются:

- тип покрытия проезжей части (асфальт, бетон, грунт и т.д.);

- качество покрытия (ровная поверхность, наличие выбоин или других дефектов, их расположение);

- состояние покрытия (сухое, мокрое, гололед и т.д.);

- наличие наслоений на дорожном покрытии (грязь, песок, гравий, масло и т.п.);

- уклон дороги - продольный и поперечный (в градусах посредствам спец.оборудования или измеряется катет и гипотенуза);

- криволинейность дороги и радиусы закруглений (хорда и высота хорды, угол закругления).

При фиксации местоположения транспортных средств на проезжей части необходимо определять их координаты как по ширине, так и по длине части, причем для "привязки" выбирается не менее двух базовых точек автомобиля, определяемых двумя размерами; при наличии прицепа его расположение фиксируется таким же образом. Целесообразно за базовую точку на автомобиле принимать точку наружного края беговой дорожки протектора под осью колеса (т.е. проще говоря, ось колеса).

По указанию следователя с помощью технико-криминалистических средств фиксируются, привязываются (также как АТС), изымаются обнаруженные следы (или слепки с них), а также предметы, имеющие значение для расследования (части и детали транспортных средств, осколки стекол и т.д.). Фиксируются состояние того участка дорожного покрытия, с которого изымается след, вид обнаруженного следа, его размеры, особенности, признаки, указывающие направление движения.

При осмотре следов движения определяются и фиксируются не только их расположение и вид (прямые, извилистые и т.п.), но и место их перехода в следы торможения или заноса. Особое внимание уделяется обнаружению и фиксации следов торможения, по длине которых рассчитывается скорость движения транспортного средства. При осмотре следов торможения необходимо установить и зафиксировать их начало, длину и вид (сплошные, прерывистые), их интенсивность, расположение в определенной части дороги (улицы) по ширине (а также различия в следах,оставленных правыми, левыми, передними и задними колесами), если возможно измерить отдельно длину следов торможения передних, задних колес. Измерять следы торможения следует от их начала до оси задних колес. Если водитель на транспортном средстве скрылся с места происшествия, или ТС убрано с места ДТП, производится измерение всего следа, о чем особо оговаривается в протоколе осмотра. Если тормозной след проходит по участкам с различным состоянием покрытия, то, наряду с определением общей протяженности этого следа, необходимо указать его протяженность на каждом участке в отдельности.

При осмотре места ДТП нередко возникает необходимость в установлении направления движения участвовавших в происшествии транспортных средств. Признаки, по которым можно определить направление движения, содержатся в следах колес, следах контакта деталей транспорта с предметами окружающей обстановки, в отделившихся от транспортных средств веществах и предметах. в ряде случаев для установления направления движения используются следы, образовавшиеся не только в процессе движения, но и в результате остановки транспортного средства (отпечатки сдвоенных задних колес грузовых автомобилей, расположение пятен эксплуатационных жидкостей, конденсата, выхлопных газов и др.).

Следы транспортных средств фиксируются фотосъемкой, схематической зарисовкой, копированием и описанием.

Чтобы запечатлеть общую картину следов на месте происшествия, применяется ориентирующая съемка. На узловых фотоснимках фиксируется расположение следов относительно важных деталей места происшествия; на детальных фотоснимках - форма следов и их отдельные особенности (с масштабной линейкой).

По указанию следователя изымаются сломавшиеся или рассоединившиеся детали и неисправные узлы, агрегаты, нарушения в работе которых могли вызвать или оказать влияние на возникновение данного происшествия. Необходимо помнить, что во время изъятия разборка узлов и агрегатов не допускается. Сломанные или рассоединившиеся детали изымаются с прилегающими к ним деталями, по возможности без разборки.

При изъятии необходимо следить за тем, чтобы не повредить поверхность излома, не увеличить размер повреждения, не нарушить зазоры и т.п. Вид поверхностей изломов и их состояние подробно описываются и фотографируются. Изъятые объекты упаковываются таким образом, чтобы исключить воздействие внешних факторов на поверхности изломов.

В сложных случаях наилучшим решением является постановка автомобилей, участвовавших в ДТП на арест-площадку для последующего детального осмотра.

Если водитель на транспортном средстве скрылся с места происшествия, необходимо выявить и зафиксировать следы, позволяющие установить тип, марку, модель транспортного средства. К ним относятся:

следы протекторов шин;

ширина беговой дорожки, колея; вмятины, царапины, следы скольжения, оставленные на неподвижных предметах (деревьях, столбах, стенах домов и т.п.) в месте ДТП;

отдельные части транспортных средств, кусочки лакокрасочного покрытия (ЛКП) и грязь, отделившаяся от транспортного средства,упавший или рассыпанный груз, следы смазочных материалов;

характерные следы контакта выступающих частей движущегося транспортного средства с телом пострадавшего (выявляются и фиксируются совместно с судебно-медицинским экспертом).

Если с места происшествия скрылся только водитель, то необходимо выявить, зафиксировать и изъять следы обуви водителя (на грунте и на полу кабины транспортного средства), следы рук водителя на внутренних и наружных поверхностях транспортного средства, волокна и волосы на месте водителя.

 

2. СЛЕДЫШИН ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ.

 

При определении характера следов колес автотранспортных средств необходимо учитывать комплекс следующих данных:

1) признаки, которые содержатся непосредственно в самих следах:

2) конфигурация следов и их взаиморасположение;

3) конечное положение ТС.

 

Следы шин автотранспортных средств могут быть объемными (вдавленными) и поверхностными. Поверхностные - делятся на следы наслоения (образуемые за счет наслоения на поверхности дороги частиц грязи, пыли и т.д., отделившихся от шины) и отслоения (образуемые за счет уноса грунта выступающими элементами протектора). Поверхностные следы наслоения могут быть также позитивными (образуются частицами, находящимися на выступающих элементах протектора покрышки) и негативными (образуются за счет вещества, находящегося в углублении протектора). При осмотре места ДТП необходимо не только определить признаки, имеющиеся в следах, но что самое главное –групповую принадлежность следов.

В настоящее время на дорогах, имеющих твердое покрытие, как наиболее распространенных в мегаполисах и крупных городах, чаще встречаются следы, которые можно разделить на четыре основные группы:

1) Следы юза.

2) Следы качения.

3) Следы бокового скольжения:

- оставленные невращающимися (заблокированными) колесами ТС;

- оставленные вращающимися колесами ТС;

4) Следы буксования.

 

Вышеуказанная классификация следов соответствует ГОСТ-17697-72 “Автомобили. Качение колеса. Термины и определения”.

 

Следует отметить, что многообразие самих дорожных покрытий, их состояний и различных сочетаний режимов движения автотранспортных средств в процессе следообразования затрудняет иллюстрацию внешнего вида всех возможных следов. Поэтому при определении основных признаков, характерных для определенной группы следов, использовался подход, при котором авторам был известен режим движения ТС в процессе экспериментального заезда. После чего производилась фиксация следов с последующим выделением признаков, содержащихся в них. В данной работе представлены изображения следов колес автотранспортных средств на твердом покрытии с горизонтальным продольным профилем в сухом, влажном, загрязненном и заснеженном состоянии, полученные в ходе натурных экспериментальных заездов на полигоне для испытаний автомобилей. Обязательным условием проведения заездов автомобилей было их технически исправное состояние. Давление воздуха в шинах колес соответствовало требованиям руководств по эксплуатации.

 

1) Следы юза – следы, полученные в результате продольного скольжения заблокированного (невращающегося) колеса, когда водитель применил торможение или оно было остановлено ударом частей другого транспортного средства либо было остановлено под воздействием деформированных при столкновении частей самого транспортного средства. Наиболее часто встречаемыми следами юза на поверхности дорожного покрытия являются следы торможения, возникшие при отсутствии повреждений частей кузова или подвески колес ТС в результате применения водителем торможения. Следы торможения на юз могут быть прямолинейной формы на всем своем протяжении, дугообразной формы с радиусом большой кривизны, а также в виде следов прямолинейной формы с незначительным отклонением в какую-либо сторону в месте своего окончания. Независимо от конфигурации следов торможения на юз основным признаком, позволяющим определить их групповую принадлежность, является совпадение колеи колес ТС с величиной расстояния между центрами левого и правого следа. Ниже в работе перечислены основные признаки, позволяющие классифицировать исследуемый след как след торможения на юз на дорогах с твердым покрытием (асфальтированные дороги, бетонные дороги, покрытые плотным слоем песка и т.п.). В зависимости от типа и состояния дорожного покрытия следы торможения имеют некоторые различия.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: