XI. Психологическое консультирование.




1. Цели, задачи и принципы психологического консультирования.Техники и методы консультирования.Этика практического психолога .

Психологическое консультирование - профессиональная помощь пациенту в поиске решения проблемных ситуаций, в ходе специально организованной беседы.

Задачи:

1.Изучение личности клиента;

2. Изучение сути проблемы;

3.Определение ресурсов клиента для решения проблемы;

4. Определение алгоритма достижения цели;

5. Определение цели (как клиент поймет, что проблема решена).

6. Осознание клиентом причин возникновения данной проблеме;

7. Обучение клиента способам предупреждения подобных проблем в будущем;

8. Предоставление информации клиенту о его личностных особенностях, сути проблемы;

9. Психопрофилактика.

Цели:

1. Оказание оперативной помощи клиенту;

2.Оказание помощи в делах, не требующих срочного решения;

3. Оказание временной помощи;

4. Когда нужно объяснить клиенту, что он нуждается в психотерапевтической помощи.

Основные этические принципы;

1.Принцип конфиденциальности (информация полученная психологом не подлежит распространению);

2. Компетентности (псих, четко определяет и учитывает границы собственной компетентности и несет ответственность за выбор методов работы);

3. Ответственности (осознание ответственности перед клиентом и обществом);

4. Этической и юридической правомочности (планирует и проводит исследования в соответствии с действующим законодательством и проф. требованиями),

5. Квалифицированной пропаганды психолога (в сообщениях, для людей не имеющих псих, образования надо избегать избыточной информации. Должен пропагандировать в соответствии с действительностью);

6. Принцип благополучия клиента (псих, ориентирован на благополучие клиента, не должен допускать дискриминации клиента; доброжелательность и безоценочность);

7. принцип профессиональной кооперации (уважение к др. специалистам и методам их работы);

8. Принцип информирования клиента о целях и результатах обследования.

Классический психоанализ: 3. Фрейд. Центральное понятие классического психоанализа – понятие конфликта. Именно конфликт является причиной всех нарушений в поведении человека и его эмоциональной жизни.Главной задачей психоанализа является помощь в осознании конфликтной ситуации, при которой бессознательные влечения не признаются сознанием.

Логотерапия. Многие авторы пытались систематизировать все поступки и переживания человека. Некоторые из авторов свели все желания и действия к двум мотивам: достижение максимальной любви и власти. Другие – к поискам смысла жизни и самоактуализации. Направление практической психологии, которое считает поиск смысла жизни и его реализацию мотивом всех поступков человека, называется логотерапией. Основателем этого направления является В. Франкл. Основные положения логотерапии:

· человек не может жить нормальной жизнью, если у него нет цели и смысла жизни;

· смысл жизни не дается человеку извне, его нельзя предложить или навязать, человек должен найти его самостоятельно.

Трансактный анализ. Э. Берн создал популярную концепцию, уходящую корнями в психоанализ. Изучая общение людей, он описал три Я-состояния, которые есть в каждом человеке. В зависимости от ситуации общения одна из этих трех составляющих, а иногда они вместе, выходит на первый план. Все эти три составляющих личности необходимы.

Родитель – это правила поведения, запреты, нормы, необходимость советовать, опекать. Эту информацию человек усваивает от родителей или других авторитетных для него людей. Когда Родитель блокирован в структуре личности, человек становится аморальным, беспринципным.

Ребенок – это эго-состояние, когда проявляется доверчивость, непосредственность, творчество, а также капризность, обидчивость, упрямство, легкомыслие.

Взрослый – это состояние, когда преобладает рационализм, объективность, принятие решений на основе собственного опыта. Коррекция, по Берну, должна быть направлена на закрепление постоянного взрослого поведения.

Девизы:

Ребенка – хочу, нравится.

Взрослого – целесообразно, полезно.

Родителя - должен.

Гештальттерапия Ф. Перлза – один из популярнейших подходов психотерапии в мире. Она широко используется в психологическом консультировании. Что такое гештальт? Этот термин немецкого происхождения, переводится как "форма".

Нейролингвистическое программирование (НЛП). Суть метода отражена в названии. "Нейро" – отражает тот факт, что все психологические процессы связаны с нервной системой, "лингвистическое" – демонстрирует важность речи в обработке и классификации нашего опыта. "Программирование" указывает на взаимосвязь психических и лингвистических составляющих нашего опыта. С помощью методик НЛП также можно:

оценить деятельность человека и произвести в нем глубокие и устойчивые изменения;

за довольно короткий отрезок времени помочь людям преодолеть психологические проблемы;

устранить нежелательные привычки;

помочь людям наладить общение и взаимопонимание.

Этика работы практического психолога основывается на общечеловеческих моральных и нравственных ценностях, на положениях Конституции Российской Федерации, защищающих права человека. Предпосылки свободного и всестороннего развития личности и ее уважения, сближения людей, создания гуманного общества являются определяющими для деятельности психолога. Этические принципы и правила работы психолога формируют условия, при которых сохраняются и упрочиваются его профессионализм, гуманность его действий, уважение людей, с которыми он работает. В своей работе практический психолог руководствуется следующими принципами и правилами:

1. Принцип ненанесения ущерба испытуемому. Организация работы психолога должна быть такой, чтобы ни ее процесс, ни ее результаты не наносили ущерба его здоровью, состоянию или социальному положению.

2. Принцип компетентности психолога. Психолог имеет право браться за решение только тех вопросов, по которым он профессионально осведомлен и наделен соответствующими правами и полномочиями выполнения психокоррекционных или других воздействий.

3. Принцип беспристрастности психолога. Недопустимо предвзятое отношение к испытуемому, какое бы субъективное впечатление он ни производил своим видом, юридическим и социальным положением.

4. Принцип конфиденциальности. Материал, полученный психологом в процессе его работы с испытуемым на основе доверительных отношений, не подлежит сознательному или случайному разглашению и должен быть представлен таким образом, чтобы он не мог скомпрометировать ни испытуемого, ни заказчика, ни психолога, ни психологическую науку.

5. Принцип осведомленного согласия. Необходимо извещать испытуемого об этических принципах и правилах психологической деятельности.

6. Правило взаимоуважения психолога и испытуемого. Психолог исходит из уважения личного достоинства, прав и свобод, провозглашенных и гарантированных Конституцией Российской Федерации. Работа допускается только после получения согласия испытуемого в ней участвовать.

7. Правило безопасности применяемых методик. Психолог применяет только такие методики исследования, которые не являются опасными для здоровья испытуемого.

8. Правило предупреждения неправильных действий заказчика. Психолог информирует испытуемого о характере передаваемой заказчику информации и делает это только после получения согласия испытуемого.

9. Правило сотрудничества психолога и заказчика. Психолог обязан уведомить заказчика о реальных возможностях современной психологической науки в области поставленных заказчиком вопросов, о пределах своей компетентности и границах своих возможностей.

10. Правило профессионального общения психолога и испытуемого. Психолог должен владеть методами психодиагностической беседы, наблюдения, психологического воздействия на таком уровне, который позволял бы, с одной стороны, эффективно решать поставленную задачу, а с другой - поддерживать у испытуемого чувство удовлетворения от общения с психологом. Выполнять психотерапевтическую работу с больным разрешается только при наличии специализации по медицинской психологии, полученной в ЛГУ, МГУ, НИИ им. В.М.Бехтерева, ГИДУВе.

11. Правило обоснованности результатов исследований психолога. Психолог формулирует результаты исследования в терминах и понятиях, принятых в психологической науке.

12. Правило адекватности методик. Применяемые методики должны быть адекватны целям исследования, возрасту, полу, образованию, состоянию испытуемого, условиям эксперимента.

13. Правило научности результатов исследования. В результатах исследования должно быть только то, что непременно получит любой другой исследователь такой же специализации и квалификации, если он повторно произведет интерпретацию первичных данных, которые предъявляет психолог.

14. Правило взвешенности сведений психологического характера. Психолог передает заказчику результаты исследований в терминах и понятиях, известных заказчику, в форме конкретных рекомендаций. Он не передает никаких сведений, которые могли бы ухудшить положение испытуемого, заказчика.

15. Правило кодирования сведений. На всех материалах психологического характера указываются не фамилия, имя, отчество испытуемых, а присвоенный им код, известный только психологу.

16. Правило контролируемого хранения сведений психологического характера. Психолог должен предварительно согласовать с заказчиком список лиц, имеющих доступ к материалам, характеризующим испытуемого, а также место и условия их хранения, цели использования и сроки уничтожения.

17. Правило корректного использования сведений психологического характера. Сведения психологического характера об испытуемом ни в коем случае не должны подлежать открытому обсуждению, передаче или сообщению кому-либо вне форм и целей, рекомендованных психологом

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: