Концепция номера научно-методического журнала «Вордскем кыл»,
Посвящённого изучению удмуртского языка и культуры
В образовательных организациях г. Ижевска
Цель издания номера: распространение эффективного опыта в изучении удмуртского языка и культуры, обучения и воспитания на удмуртском языке, создания этнокультурной (удмуртской) среды образовательных организаций и учреждений культуры г. Ижевска.
Задачи:
– актуализировать эффективные практики этнокультурного образования;
– оказать методическую помощь в описании собственного опыта;
– способствовать повышению профессионального имиджа педагога, обучающего родному (удмуртскому) языку и культуре.
Содержательные направления:
– дошкольное образование;
– начальное общее образование;
– основное общее образование;
– среднее общее образование;
– среднее профессиональное образование;
– дополнительное образование детей (центра детского творчества);
– создание этнокультурной среды через ресурсы учреждений культуры (музеи, библиотеки, дома культуры);
– воскресные школы.
Ожидаемые результаты:
1. Повысится профессиональная компетентность в педагогов в описании собственного опыта.
2. Повысится профессиональный имидж педагогов, обучающих родному (удмуртскому) языку и культуре.
3. Повысится интерес читателей к опыту обучения удмуртскому языку и культуре.
География участников формирования контента номера:
Муниципальное образование «г. Ижевск»
Категория участников (авторов) формирования контента номера:
– педагоги дошкольных образовательных организаций;
– учителя начальных классов;
– учителя-предметники социально-гуманитарного направления;
– педагоги дополнительного образования;
– работники культуры (музеев, библиотек и др.)
Конструктор для формирования номера
Рубрика | Возможное содержание | Жанр материала | Возможные авторы |
Лэчыт ужпум – Актуальность проблемы | История и современное состояние, функционирования удмуртского (родного, государственного) языка в системе образования г. Ижевска, в т.ч. преподавания удмуртского языка и литературы, обучения и воспитания на удмуртском языке с представлением статистики (таблицы, графики), динамики, проблемы и пути их решения О профессиональном сообществе педагогов г. Ижевска, обучающих удмуртскому языку | Статья | Представители Управления образования Администрации МО «Город Ижевск» Представители ИМЦ «Альтернатива» Руководитель городского предметного объединения учителей удмуртского языка и литературы |
Нылпи садын – Дошкольное образование | Обучение удмуртскому языку и культуре. Обучение и воспитание на удмуртском языке по всем образовательным областям в соответствии с ФГОС дошкольного образования. Предпосылки формирование функциональной грамотности детей дошкольного возраста | Статья. Методическая разработка (конспект) непосредственной образовательной деятельности. Сценарий мероприятия | Руководители, педагоги дошкольных образовательных организаций |
Покчи классъёсын – В начальной школе | Преподавание удмуртского языка. Организация внеурочной деятельности этнокультурного (удмуртского) содержания по удмуртскому языку и литературе, культуре. Интеграция предмета «Удмуртский язык» с другими предметами («Русский язык», «Татарский язык», «Иностранный язык», «Музыка», «Изобразительное искусство», «Технология» и др.). Реализация этнокультурного (удмуртского) содержания образования по предметам «Русский язык», «Литература», «Татарский язык», «Иностранный язык», «Музыка», «Изобразительное искусство», «Технология» | Статья. Методическая разработка (конспект) Сценарий внеурочного мероприятия. | Руководители, заместители руководителей, образовательных организаций, учителя начальных классов, учителя удмуртского и татарского языков |
Шор ёзо школаын – В средней школе | Преподавание удмуртского языка. Преподавание удмуртской литературы. Организация внеурочной деятельности этнокультурного (удмуртского) содержания по удмуртскому языку и литературе, культуре. Интеграция предметов «Удмуртский язык» и «Удмуртская литература» с другими предметами («Русский язык», «Литература», «Татарский язык», «Татарская литература», «Иностранный язык», «История», «Обществознание», «Музыка», «Изобразительное искусство» и др.). Реализация этнокультурного (удмуртского) содержания образования по предметам «Русский язык», «Литература», «Татарский язык», «Татарская литература», «Иностранный язык», «История», «Музыка», «Изобразительное искусство», «Технология» и др. на основе принципа диалога культур | Статья. Методическая разработка (конспект). Сценарий внеурочного мероприятия | Руководители, заместители руководителей, образовательных организаций, педагоги-организаторы, учителя удмуртского языка и литературы, русского языка и литературы, татарского языка и литературы, иностранного языка, истории, музыки, изобразительного искусства, технологии и др. |
Ӧнерлы дышетон – Среднее профессиональное образование | Обучение удмуртскому языку и культуре. Внеучебная деятельность этнокультурного содержания | Статья. Методическая разработка. Сценарий внеучебного мероприятия | Преподаватели, заместитель директора по воспитательной работе |
Тодосэ нырысетӥ вамышъёс – Первые шаги в науку | Исследовательские работы учащихся по направлениям «Удмуртский язык» (диалекты, топонимика, ономастика, функционирование удмуртского языка на территории современного Татарстана), «Удмуртская литература», «Удмуртский фольклор» | Статья | Учащиеся 8–11 классов |
Шаертодон – Краеведение | История и культура удмуртского народа | Статья. Сценарий музейного / библиотечного мероприятия. Эссе | Учителя истории. Руководители школьных музеев. (сотрудники муниципального музея). Библиотекари |
Ватсаса тодон-валан сётон – Дополнительное образование | Реализация этнокультурного (удмуртского) содержания в системе дополнительного образования детей: деятельность объединений краеведческого, туристического, литературного, лингвистического, художественно-эстетического, театрального, музыкального направлений. Педагогических сопровождение исследовательской деятельности учащихся | Статья. Методическая разработка (конспект) занятия | Педагоги дополнительного образования |
Тодосчи эскере – Исследует учёный | История обучения удмуртскому языку в образовательных организациях г. Ижевска, технологии и методики обучения | Статья | Учёные-филологи, учёные-методисты |
Тон сярысь, Дышетись – О тебе, Учитель | Профессиональная деятельность, достижения педагогов дошкольных образовательных организаций, учителей начальных классов, учителей удмуртского языка и литературы, в т.ч. юбиляров. Справочник о педагогах, обучающих удмуртскому языку и культуре | Статья. Интервью. Эссе | Педагоги дошкольных образовательных организаций, учителя начальных классов, учителя удмуртского языка и литературы, журналисты, методисты |
Тунсыко пумиськонъёс – Интересные встречи | Встречи-диалоги о функционировании, преподавании удмуртского языка и культуры в г. Ижевске | Интервью | Педагоги дошкольных образовательных организаций, учителя начальных классов, учителя удмуртского языка и литературы, журналисты, руководители районных отделений МОО «Всеудмуртская ассоциация «Удмурт Кенеш» |
Ӧтиськом адӟытонэ – Приглашаем на выставку | О выставке удмуртских художников, фотографов. Анализ работ удмуртских художников, фотографов | Статья. Методическая разработка экскурсии | Педагоги дошкольных образовательных организаций, учителя начальных классов, учителя удмуртского языка и литературы |
Быгатӥсьлэн сэрегез – Творческая лаборатория педагога | Хобби педагога. Художественные произведения, ноты песен педагога. | Статья. Интервью. Произведения авторов | Педагоги дошкольных образовательных организаций, учителя начальных классов, учителя удмуртского языка и литературы |
Нылпи творчество – Детское творчество | Прозаические и поэтические произведения учащихся, краткая информация об авторах (ФИО полностью, образовательная организация, класс) | Художественные произведения | Учащиеся 1–11 классов, студенты профессиональных образовательных организаций |