Проект по формированию межличностного взаимодействия детей с ОВЗ.




Межличностное взаимодействие - способность понимать внутреннюю организацию и структуру личности окружающих, верно интерпретировать их чувства и эмоции, управлять проявлениями своих эмоций, выстраивать эффективные отношения с окружающими. Благодаря межличностному взаимодействию происходит развитие коммуникативной функции, что очень важно для детей с ОВЗ. Социально-коммуникативное развитие в соответствии с ФГОС ДО становится одним из ключевых направлений образовательной деятельности педагогов дошкольного образования [4]. По мнению многих исследователей, ключевой компетенцией в процессе формирования у дошкольников социально-коммуникативных способностей выступает коммуникативная. Ее сущностью, как указывают Алдохина Г.А., Чернецкая Л.В., Привалова С.Е. вслед за Завалко Е.А., является набором знаний, умений и навыков, обеспечивающих возможность эффективно участвовать во всех видах коммуникации [1].

Суслова М.В. дополняет данное определение: коммуникативное развитие предполагает освоение образцов и норм поведения, использование правильных установок дошкольников во взаимодействии с педагогами, родителями и сверстниками [2]. Результаты исследований М.И.Лисиной показывают, что потребность в общении со взрослыми складывается в младенчестве, со сверстниками – к 3 годам [3], поэтому смело можно говорить о важности коммуникации не только со сверстниками, но и со взрослыми.

Е.А.Блохина предлагает подходить к решению проблемы развития социально-коммуникативных способностей комплексно. По ее мнению, целесообразно работать над речевым развитием ребенка, а также над выражением своих эмоций и чувств точным, емким словом [2].

Исходя из анализа литературы можно сделать вывод о том, что для развития межличностного взаимодействия важно развивать коммуникативные функции, основой которой является правильное распознание чувств и эмоций человека. Для этого был разработан проект по формированию межличностного взаимодействия детей с ОВЗ.

Целевая аудитория: дети с ОВЗ.

Тип проекта: коррекционно-развивающий.

Цель проекта: формирование межличностного взаимодействия детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста в различных ситуациях общения со взрослыми и со сверстниками.

В ходе реализации данного проекта предусмотрено решение следующих задач:

1) Формирование четких представлений различных эмоций;

2) Формирование общепринятых норм поведения в ситуации общении со взрослыми;

3) Формирование общепринятых норм поведения в ситуации общении со сверстниками;

Участники проекта:

- учитель-логопед / учитель-дефектолог / учитель-психолог - разрабатывает конспекты занятий, добавляет материал в базу программы, проводит коррекционные занятия, наблюдает за динамикой процесса, отмечает положительные и негативные последствия;

- дети дошкольного образования - являются участниками учебной и внеучебной деятельности;

- Родители — посещают консультации и собрания учителя-логопеда / учителя-дефектолога / учителя-психолога, осведомляющие их о состоянии сформированности коммуникативных навыков ребенка.

Данный проект включает в себя перечень упражнений, помогающих достигнуть решения поставленных задач. В данном проекте есть стандартный набор упражнений.

При работе с детьми можно начинать с любого блока, каждый из которых не связан друг с другом. Для работы с проектом необходимо иметь компьютер или ноутбук. Каждый блок подразделяется на разделы: обучающих заданий и практический заданий. Обучающие задания подразумевают непосредственную работу с детьми, разъяснения и беседу. Практические задания выглядят как тест для ребенка с вариантом ответов.

 

  Обучающие задания Практические задания
1)Определение эмоций На экране высвечиваются различные картинки эмоций. Специалист рассказывает и показывает различные эмоции человека. Специалист рассказывает детально про черты лица при определенном чувстве или эмоции. Специалист просит попробовать ребенка изобразить данные эмоции. На экране высвечиваются различные картинки эмоций. Специалист просит определить ребенка различные эмоции.
2)Формирование общепринятых норм поведения в ситуации общении со взрослыми На экране высвечиваются различные картинки, где нарисованы различные действия. Специалист просит ребенка рассказать, что происходит на одной картинке. После ответа ребенка, специалист резюмирует, что данное поведение принято или не принято в данном обществе. Специалист спрашивает, как бы поступил в данной ситуации ребенок. После ответа ребенка специалист просит вспомнить принято ли поступать так в данной ситуации. На экране высвечиваются различные картинки, где нарисованы различные действия. Специалист просит определить ребенка на каких картинках общепринятые нормы поведения.
3)Формирование общепринятых норм поведения в ситуации общении со сверстниками На экране высвечиваются различные картинки, где нарисованы различные действия. Специалист просит ребенка рассказать, что происходит на одной картинке. После ответа ребенка, специалист резюмирует, что данное поведение принято или не принято в данном обществе. Специалист спрашивает, как бы поступил в данной ситуации ребенок. После ответа ребенка специалист просит вспомнить принято ли поступать так в данной ситуации. На экране высвечиваются различные картинки, где нарисованы различные действия. Специалист просит определить ребенка на каких картинках общепринятые нормы поведения.

 

1 блок, обучающие задания. (см. Приложение 1). Были выбраны такие картинки, где внешность человека отличается лишь одним признаком. Также данный блок заданий развивает лексику детей, а именно словарный запас синонимов.

Упражнение 1. На экране высвечиваются различные картинки 4 эмоций: Радость, Самодовольство, Страх, Обида.

Специалист рассказывает и показывает различные эмоции человека. Специалист рассказывает детально про черты лица при определенном чувстве или эмоции.

Описание эмоций в различных ситуациях: человек испытывает радость, когда счастлив или ему хорошо. Человек испытывает самодовольство, когда он доволен собой. Человек испытывает страх, когда чего-то боится. Человек испытывает обиду, когда его обидели.

Описание внешности при различных эмоциях: когда человек радуется, его глаза широко открыты и сияют; у человека на лице улыбка, брови немного приподняты. Когда человек испытывает самодовольство, на его лице появляется улыбка, глаза открыты нешироко, брови в расслабленном состоянии. Когда человек испытывает страх, на лбу появляются складки, глаза широко открыты; губы разомкнуты, зубы сжаты; брови приподняты. Когда человек испытывает обиду, глаза опущены, либо наполнены слезами, губы чаще сомкнуты.

Специалист просит попробовать ребенка определить, какая эмоция присутствует на данный моменту него и у специалиста. Специалист просит попробовать ребенка изобразить данные эмоции.

Упражнение 2. На экране высвечиваются различные картинки 4 эмоций: Удивление, Неуверенность, Недоверие, Хитрость.

Специалист рассказывает и показывает различные эмоции человека. Специалист рассказывает детально про черты лица при определенном чувстве или эмоции.

Описание эмоций в различных ситуациях: человек испытывает удивление, когда изумлен чем-то. Человек испытывает неуверенность, когда у него есть сомнения и нерешимость. Человек испытывает недоверие, когда подозревает что-то. Человек испытывает хитрость, когда задумал какой-то обман, не рассказывая его другим.

Описание внешности при различных эмоциях: когда человек удивляется, на лбу появляется складка, глаза широко открыты, взгляд устремлен прямо, брови приподняты, губы разомкнуты. Когда человек испытывает неуверенность, его брови или одна бровь приподнята, губы могут быть разомкнуты, взгляд отведен. Когда человек испытывает недоверие, его бровь приподнята, взгляд сфокусирован. Когда человек испытывает хитрость, его глаза сужены, бровь может быть приподнята, губы растянуты в широкую улыбку, губы сомкнуты.

Специалист просит попробовать ребенка изобразить данные эмоции.

Упражнение 3. На экране высвечиваются различные картинки 4 эмоций: Мечтательность, Счастье, Коварство, Решимость.

Специалист рассказывает и показывает различные эмоции человека. Специалист рассказывает детально про черты лица при определенном чувстве или эмоции.

Описание эмоций в различных ситуациях: человек мечтательный, когда задумался о чем-либо приятном. Человек счастлив, когда испытывает радость. Человек испытывает коварство, когда задумал что-то плохое. Человек испытывает решимость, когда чувствует решительность.

Описание внешности при различных эмоциях: мечтательный человек выглядит так: взгляд устремляется наверх или вбок/глаза закрыты, на лице улыбка. Когда человек испытывает счастье, его глаза раскрыты, на лицу улыбка. Когда человек испытывает коварство, брови сближены, взгляд устремляется вперед, на лице улыбка. Когда человек испытывает решимость, брови сближены, взгляд устремляется вперед, на лице губы сомкнуты.

Специалист просит попробовать ребенка изобразить данные эмоции.

Упражнение 4. На экране высвечиваются различные картинки 4 эмоций: Сомнение, Угрюмость, Задумчивость, Озарение.

Специалист рассказывает и показывает различные эмоции человека. Специалист рассказывает детально про черты лица при определенном чувстве или эмоции.

Описание эмоций в различных ситуациях: человек испытывает сомнение, когда растерян и неуверен в чем-либо. Человек угрюм, когда неприветлив. Человек задумчивый, когда раздумывает о чем-либо. У человека происходит озарение, когда человек что-то неожиданно понял.

Описание внешности при различных эмоциях: когда человек испытывает сомнение, бровь приподнята, взгляд устремляется в сторону. Когда человек угрюмый, брови сомкнуты, грустный вид. Когда человек задумчивый, его бровь или брови приподняты, взгляд устремляется в сторону либо наверх, губы могут быть приоткрыты. Когда у человека происходит озарение, брови приподняты, глаза широко открыты, на лице улыбка.

Специалист просит попробовать ребенка изобразить данные эмоции.

Упражнение 5. На экране высвечиваются различные картинки 4 эмоций: Сосредоточенность, Смущение, Утомленность, Шок.

Описание эмоций в различных ситуациях: человек испытывает сосредоточенность, когда он внимательно что-то делает. Человек испытывает смущение, когда ему неловко. Человек утомлен, когда сильно устал. Человек испытывает шок, когда чем-то потрясен.

Описание внешности при различных эмоциях: когда человек испытывает сосредоточенность, брови могут быть сближены, взгляд устремлен на задание. Когда человек испытывает смущение, его лицо может порозоветь, на лице может пробежать легкая улыбка. Когда человек испытывает утомленность, его брови опущены, глаза почти сомкнуты. Когда человек испытывает шок, его лицо может «не слушаться»: брови «разъехались» в разные стороны, глаза широко открыты, рот открыт.

Специалист просит попробовать ребенка изобразить данные эмоции.

1 блок, практические задания (см. Приложение 2). В данном блоке выбраны те эмоции, внешне отличающиеся только 1 признаком. К практическим заданиям нужно переходить в тот момент, когда ребенок прошел обучающие задания.

Упражнение 1. На экране появляются 2 картинки. Специалист читает задание «Определи, где человек удивлен?». Ребенок выбирает вариант ответа. Дальше специалист читает следующее задание «Определи, где человек неуверен?».

Отличительная черта удивления и неуверенности – взгляд.

Упражнение 2. На экране появляются 2 картинки. Специалист читает задание «Определи, где человек недоверчив?». Ребенок выбирает вариант ответа. Дальше специалист читает следующее задание «Определи, где человек хитрый?».

Отличительная черта недоверчивости и хитрости – улыбка на лице.

Упражнение 3. На экране появляются 2 картинки. Специалист читает задание «Определи, где человек испытывает сомнение?». Ребенок выбирает вариант ответа. Дальше специалист читает следующее задание «Определи, где человек угрюмый?».

Отличительная черта – сведенные брови.

Упражнение 4. На экране появляются 2 картинки. Специалист читает задание «Определи, где человек задумчивый?». Ребенок выбирает вариант ответа. Дальше специалист читает следующее задание «Определи, где человек испытывает озарение?».

Отличительные черты – взгляд и улыбка.

Упражнение 5. На экране появляются 2 картинки. Специалист читает задание «Определи, где человек мечтательный?». Ребенок выбирает вариант ответа. Дальше специалист читает следующее задание «Определи, где человек испытывает самодовольство?».

Отличительные черты – прикрытые глаза и взгляд.

Упражнение 6. На экране появляются 2 картинки. Специалист читает задание «Определи, где человек испытывает сосредоточенность?». Ребенок выбирает вариант ответа. Дальше специалист читает следующее задание «Определи, где человек испытывает решимость?».

Отличительная черта – взгляд.

2 Блок. Обучающие задания (см. Приложение 3). В данном подразделе только 1 упражнение, которое нацелено только на восприятие общепринятых норм поведения. Именно из-за этого в данном подразделе выбран такой дидактический материал, который демонстрирует детям только хорошее поведение.

Упражнение 1. На экране появляется 4 картинки: девочка помоагет маме мыть посуду, девочка помогает бабушке переходить дорогу, мальчик уступает место дедушке в общественном транспорте, мальчик помогает бабушке донести сумку.

Специалист просит ребенка рассказать, что нарисовано на картинках. После того, как ребенок выполнил данное задание, специалист проводит беседу о нормах поведения со старшими. Специалист рассказывает ребенку о том, что со старшими нудно быть вежливыми, пожилым людям нужно всячески помогать.

Затем специалист ведет беседу с ребенком о том, как именно ребенок помогает взрослым своей семьи.

2 Блок. Практические задания (см. Приложение 4). К данному подразделу следует переходить только после усвоения ребенком обучающего подраздела. В данном подразделе присутствуют несколько вариантов ответа.

Упражнение 1. На экране появляются 4 картинки: мальчик и девочка помогают встать старушке с земли и поднимают ее продукты, мальчик помогает донести пакеты дедушке, девочка помогает в садоводстве дедушке, мальчик помогает в хозяйстве дедушке. Инструкция для ребенка: «Покажи, где хорошее поведение».

Если у ребенка не получается ответить полностью правильно, то специалист дает подсказку о том, что в данном задании несколько правильных вариантов.

3 Блок. Обучающие задания (см. Приложение 5). Был выбран такой дидактический материал, который отличается лишь действием, участники и обстановка на картинках одинаковая.

Упражнение 1. На экране появляются 2 картинки. На них изображены мальчик и девочка. На первой картинке показана общепринятая норма поведения: мальчик угощает девочку шоколадом. На другой картинке показано асоциальное поведение: мальчик и девочка дразнятся.

Сначала специалист спрашивает, в какой ситуации хотел бы оказаться ребенок. Если ребенок выбирает картинку с общепринятыми нормами поведения, специалисту придется лишь добавить лишь о том, что окружающие отзеркаливают поведения. То есть если ребенок хочет, чтобы с ним поступали так же хорошо, то и ему самому придется придерживаться таких же норм поведения.

Если ребенок на вопрос: «В какой ситуации ты хотел бы оказаться?» выбирает ту картинку, на которой нарисовано асоциальное поведение, нужно начинать обучающее задание.

Специалист рассказывает правила поведения с людьми, после просит пересказать ребенка. «Вежливые люди приветливы с окружающими людьми; дразнить и гримасничать некрасиво и нельзя».

Упражнение 2.. На экране появляются 2 картинки. На них изображены мальчик и девочка. На первой картинке показана общепринятая норма поведения: дети делятся своими игрушками. На другой картинке показано асоциальное поведение: мальчик и девочка делят игрушку между собой.

Сначала специалист спрашивает, в какой ситуации хотел бы оказаться ребенок. Если ребенок выбирает картинку с общепринятыми нормами поведения, специалисту придется лишь добавить лишь о том, что окружающие отзеркаливают поведения. То есть если ребенок хочет, чтобы с ним поступали так же хорошо, то и ему самому придется придерживаться таких же норм поведения.

Если ребенок на вопрос: «В какой ситуации ты хотел бы оказаться?» выбирает ту картинку, на которой нарисовано асоциальное поведение, нужно начинать обучающее задание.

Специалист рассказывает правила поведения с людьми, после просит пересказать ребенка. «Игрушками следует делиться; отнимать игрушки друг у друга нельзя».

Упражнение 3. На экране появляются 2 картинки. На них изображены мальчик и девочка. На первой картинке показана общепринятая норма поведения: дети дружно играют вместе. На другой картинке показано асоциальное поведение: мальчик пинает ногой собранную девочкой композицию из кубиков.

Сначала специалист спрашивает, в какой ситуации хотел бы оказаться ребенок. Если ребенок выбирает картинку с общепринятыми нормами поведения, специалисту придется лишь добавить лишь о том, что окружающие отзеркаливают поведения. То есть если ребенок хочет, чтобы с ним поступали так же хорошо, то и ему самому придется придерживаться таких же норм поведения.

Если ребенок на вопрос: «В какой ситуации ты хотел бы оказаться?» выбирает ту картинку, на которой нарисовано асоциальное поведение, нужно начинать обучающее задание.

Специалист рассказывает правила поведения с людьми, после просит пересказать ребенка: «играть нужно дружно; ломать и разбрасывать игрушку и обижать детей нельзя».

3 Блок, Практические задания (см. Приложение 6). К данному подразделу следует приступать только после того, как ребенок прошел обучающие задания и усвоил их. В практических заданиях нужно выбрать несколько правильных вариантов ответов.

Упражнение 1. На экране появляются 3 картинки: мальчик угощает девочку шоколадом, мальчик и девочка делят игрушку между собой, дети дружно играют вместе. Инструкция: «Покажи, где показано хорошее поведение?». Ребенку нужно выбрать самому 2 правильные картинки, без подсказки, что присутствуют два правильных ответа.

Упражнение 2. На экране появляются 3 картинки: мальчик угощает девочку шоколадом, мальчик пинает ногой кубики девочки, дети делятся своими игрушками. Инструкция: «Покажи, где показано хорошее поведение?». Без подсказки, что присутствует два правильных ответа, ребенку нужно ответить самому.

Упражнение 3. На экране появляются 3 картинки: дети делятся своими игрушками, дети дружно играют вместе, мальчик и девочка дразнятся. Инструкция: «Покажи, где показано хорошее поведение?». Ребенку самому нужно правильно ответить, без подсказки, что присутствуют два правильных ответа.

Проект подразумевает предъявление дидактического материла ребенку на компьютере. Для того, чтобы ребенок мог работать на компьютере или на ноутбуке с данным проектом необходимо присутствие взрослого, так как инструкция ко всем заданиям подразумевают печатный текст.

Компьютерная программа на данный момент только разрабатывается.

 

 

Список используемой литературы:

1. Завалко, Е. А. Развитие коммуникативных навыков в речи детей дошкольного возраста: дис. / Елена Александровна Завалко;. – Самара, 2012. – 186 с.

2. Иванова, Н. В. Научно-методические аспекты социально-коммуникативного развития детей-билингвов дошкольного возраста в разнообразных культурных практиках / Н. В.Иванова. // Вестник ЧГПУ им И.Я.Яковлева. Серия: педагогические науки. – 2018. – № 4 - С. 164-174.

3. Лисина, М. И. Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни: учебное пособие / М. И. Лисина – Москва: МПСИ, 2005. – с. 304.

4. ГАРАНТ.РУ информационно-правовой портал: [сайт]. – Москва, 1990. – Обновляется в течение суток. – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70412244/

 

Приложения

Приложение 1

1 Блок, обучающие задания.

 

 

Приложение 2.

1 Блок, Практические задания.

 

 

Приложение 3.

 

2 Блок, Обучающие задания.

 

 

Приложение 4.

2 Блок, практическое задание.

 

Приложение 5.

3 Блок, обучающие задания.

Приложение 6.

3 Блок, Практические задания.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: