Государство в годы Новой экономической политики




Тема 12.

(1921—1928 гг.)

 

Введение новой экономической политики потребовало перестройки экономической и государственной системы. Определённая демократизация, переход к мирному экономическому строительству, изменения в социальной политике обусловили проведение ряда реформ во всех областях жизни. Перестройка затронула все уровни государственного управления.

21 марта 1921 г.—X съезд РКП (б), на котором было принято решение о переходе к новой экономической политике (НЭПу) и издание ВЦИКом Декрета «О замене продовольственной и сырьевой развёрстки натуральным налогом».

Новая экономическая политика (1921—1928 гг.)—система экономических мероприятий, сменившей политику «военного коммунизма» и являвшейся, до известной степени, её противоположностью.

 

Причины перехода к НЭПу:

1. Глубокий социально-экономический и политический кризис власти;

2. Массовые выступления в сельской местности, городах, в армии и на флоте;

3. Крушение идеи «введения» социализма и коммунизма путём ликвидации рыночных отношений;

4. Стремление удержать власть любой ценой;

5. Спад революционной волны на Западе.

 

Цели НЭПа:

1. Восстановление хозяйства и выход их кризиса;

2. Привлечение крестьян на сторону Советской власти;

3. Предоставление экономических свобод.

 

Мероприятия НЭПа в промышленности:

1. Поощрение частного и смешанного капитала, т. е. допущение государственного капитализма (аренда);

2. Расширение самостоятельности госпредприятий (хозрасчёт);

3. Ликвидация уравнительной оплаты труда, замена натуральной оплаты денежной (тарифная система);

4. Привлечение иностранного капитала;

5. Образование рынка рабочей силы, отмена принудительного труда.

Мероприятия НЭПа в сельском хозяйстве:

1. Замена продразвёрстки натуральным налогом (продналогом), который в 2 раза меньше (в 1924 г. натуральный налог был заменён денежным);

2. Отмена централизованного распределения продовольствия, возвращение к свободе торговли хлебом и другими продуктами питания (Декрет СНК 24 мая 1921 г. «Об обмене»);

3. Ограниченное разрешение аренды земли, использования наёмного труда;

4. Развитие системы контрактации и сельской кооперации (добровольное сотрудничество).

 

Изменения в правящей партии в период НЭПа:

1. Учреждение поста генерального секретаря РКП (б);

2. Усиление контроля партаппарата–ограничение внутрипартийной демократии (запрет фракций в РКП (б);

3. Усиление борьбы в партруководстве во время болезни Ленина;

4. Разгром сторонников «мягкого» внутрипартийного режима;

5. Превращение ОГПУ в инструмент партийной власти и внутрипартийной борьбы.

Социально–экономические итоги НЭПа:

1. Быстрое восстановление сельского хозяйства, промышленности и транспорта;

2. Возрождение торговли;

3. Рост численности городского населения;

4. Повышение производительности труда рабочих;

5. Ускоренная социальная дифференциация в городе—появление «новой буржуазии» (нэпманы) и ускорение расслоения крестьянства;

6. Нарастание экономической нестабильности—регулярные экономические кризисы и рост безработицы.

 

После сдачи налогов производители получали право обменивать оставшиеся у них «излишки» на нужные им товары. В августе 1921 г. эти принципы были подтверждены наказом СНК «О новой экономической политике», который заложил основания для перевода госпредприятий на начала хозяйственного расчёта. На первом этапе НЭПа система налогообложения характеризовалась множественностью различных сборов. Законодатель добивался упорядоченности налогообложения. Центр тяжести при этом переносился на группу косвенных налогов. Одновременно стало возрастать значение другого прямого налога—подоходного (впервые он был введён в ноябре 1922 г.).

 

Перестройка государственного аппарата в этот период была обусловлена факторами:

1. Окончание гражданской войны и иностранной интервенции;

2. Восстановление разрушенного народного хозяйства;

3. Осуществление НЭПа;

4. Образование и развитие СССР.

 

Реорганизация советской системы привела к уточнению функций всех государственных органов.

Февраль 1921 г.—создание Государственной общеплановой комиссии при СТО (Госплан), занимавшейся разработкой перспективного планирования народного хозяйства и составлением 5-летних планов.

При переходе к НЭПу центры и главки ВСНХ были преобразованы в органы планирования и контроля. Основная масса предприятий, ранее подчинённых непосредственно ВСНХ, была передана территориальным (губернским), совнархозам, находившимся в ведении ВСНХ. В 1923 г. все отраслевые главки ликвидируются, вместо них в структуре ВСНХ создаются:

1. Главное экономическое управление—регулирование промышленности в целом;

2. Центральное управление государственной промышленности.

Летом 1921 г. стали возникать первые тресты.

10 апреля 1923 г.—издание «Положения о трестах» и отмена системы «главкизма».

 

Объединённое Государственное политическое управление (ОГПУ).

Декабрь 1921 г.—принятие XI Всероссийской конференцией РКП (б) решения о реорганизации ВЧК (IX Всероссийский съезд Советов принял постановление об упразднении ВЧК).

6 февраля 1922 г.—издание Президиумом ВЦИК декрета о создании ОГПУ при НКВД. Деятельность ОГПУ сосредоточивалась на раскрытии политических и антигосударственных преступлений. Органы ОГПУ получали право на проведение розыскных действий, дознания, предварительного следствия и мер административного воздействия. При этом внесудебные репрессии (применявшиеся ранее ВЧК) отменялись, подготовленные следственными органами ОГПУ дела передавались в судебные инстанции.

 

Образование СССР.

Классовый подход проявился и в толковании большевиками причин создания Союза республик. Ленин, как и многие другие руководители партии большевиков, считал, что существуют объективные предпосылки для образования Союза республик:

1. Стремление партии коммунистов расширить поле для социалистического эксперимента—восстановление народного хозяйства, успешное проведение НЭПа, т. е. необходимо объединить людские, материальные, финансовые ресурсы всех республик;

2. Старые хозяйственные связи—возможность развивать хозяйство по единому плану, что являлось важнейшим марксистским принципом построения социализма;

3. Необходимость совместной обороны—создание единых армии и флота для защиты от нападения извне.

 

Проекты объединения:

1. «Сталинский» (автономизация, т. е. унитарная тенденция)—стремление к созданию единого государства с мощным центром и подчинёнными ему республиками, которые входили бы в состав РСФСР на правах автономий;

2. «Ленинский» (федеративное устройство, т. е. федералистская тенденция)—стремление к созданию союза государств, сохраняющих независимость, но имеющих общие армию, флот, финансы, внешнюю политику, координирующие органы.

 

27 декабря 1922 г.—принятие Декларации об образовании СССР (между 4-мя республиками: РСФСР, Украиной, Белоруссией, Закавказской Федерацией, куда вошли Армения, Грузия, Азербайджан), как акта об учреждении нового государства.

30 декабря 1922 г.—утверждение Договора об образовании СССР (ленинский вариант) на I Всесоюзном съезде Советов.

С юридических позиций это стало воплощением ленинских представлений по национальному вопросу (так может показаться). На деле же, по мере укрепления сталинского единовластия, СССР всё более приобретал форму унитарного государства.

Историческое значение:

1. Утверждение СССР как союза суверенных республик;

2. Оформление представительных и исполнительных союзных органов.

Конституция СССР (31 января 1924 г.).

Принята на II Всесоюзном съезде Советов СССР. По своему содержанию она не похожа на предшествующие и последующие советские Конституции.

Структура по содержанию:

1. Декларация об образовании СССР;

2. Договор об образовании СССР.

 

Компетенция СССР:

1. Регулирование международных отношений и внешней политики;

2. Решение вопросов развития народного хозяйства СССР;

3. Утверждение единого бюджета СССР;

4. Управление транспортом, связью, вооружёнными силами, финансами, налогами, землёй, недрами;

5. Определение судоустройства и судопроизводства;

6. Определение гражданских, уголовных и общих начал трудового законодательства;

7. Охрана суверенных прав республик СССР;

8. Приём в состав СССР новых республик;

9. Изменение границ СССР либо границ республик;

10. Разрешение споров, возникающих между республиками.

 

Система высших органов власти:

1. Всесоюзный съезд Советов—высший орган власти СССР;

2. ЦИК СССР (состоял из Совета Союза и Совета Национальностей)—высший законодательный орган;

3. СНК СССР;

4. Народные комиссариаты;

5. Верховный Суд СССР—орган, наделённый функциями судебного контроля и конституционного надзора.

 

Новая Конституция РСФСР 1925 г. многое восприняла из Конституции РСФСР 1918 г. По своему содержанию Конституция СССР 1924 г. и республиканские Конституции как бы дополняли друг друга. Тогда имела распространение концепция единой Советской Конституции.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: