УТВЕРЖДАЮ
Ректор УО «ВГУ им. П.М. Машерова»
(название высшего учебного заведения)
____________________ А.П. Солодков
(подпись) (И.О. Фамилия)
____________________________________________
(дата утверждения)
Регистрационный № УД- _____________/р.
Теоретические и методологические основы психологии
(Психология развития)
(название дисциплины)
Учебная программа по специальности
1-03 04 02-02 Социальная педагогика. Практическая психология
(код специальности) (наименование специальности)
Факультет | социальной педагогики и психологии |
(наименование факультета)
Кафедра _________ прикладной психологии _______________________________________________________
(наименование кафедры)
Курс (курсы) | II |
Семестр (семестры) | второй |
Лекции | Экзамен | - |
(количество часов) (семестр)
Практические (семинарские)
Занятия | Зачёт | III |
(количество часов) (семестр)
Лабораторные
занятия | - | Курсовой проект (работа) | IV |
(количество часов) (семестр)
Всего аудиторных
часов по дисциплине |
(количество часов)
Всего часов Форма получения
по дисциплине | высшего образования | ДО |
(количество часов)
Составил(а): Анна Анатольевна Стреленко, канд. психол. наук, доцент
(И.О.Фамилия, степень, звание)
2010 г.
Учебная программа составлена на основе | Учебной программы №УД- /баз. |
(название типовой учебной программы
(учебной программы), дата утверждения, регистрационный номер)
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры_________________
прикладной психологии
(название кафедры)
(дата, номер протокола)
Заведующий кафедрой
прикладной психологии |
________________ О.Е. Антипенко_
(подпись) (И.О. Фамилия)
Одобрена и рекомендована к утверждению Научно- методическим советом
УО «ВГУ им. П.М. Машерова»
(название высшего учебного заведения)
_________________________________________
(дата, номер протокола)
Председатель
_______________
(подпись) (И.О. Фамилия)
Пояснительная записка
Цель преподавания дисциплины
Психология развития представляет собой более общий и теоретический курс по сравнению с возрастной и детской психологией, своего рода их методологическую основу. В центре внимания этой дисциплины находятся содержание и разные аспекты применения в психологии развития принципа развития, одного из важнейших методологических принципов всех наук, а новообразования и симптоматика отдельных возрастных периодов становятся тем материалом, на основании анализа которого выводятся закономерности становления психики. Основная цель в изучении данной дисциплины это формирование системы знаний в области филогенетического, онтогенетического, антропогенетического и микрогенетического преобразования психики и поведения; формирование навыков научного анализа психологической реальности и ее возрастных изменений у человека, приобретение умения реконструировать научно-практическую картину действительности других психологов, освоение способов профессиональной коммуникации, а также овладение навыками возрастной диагностики и сбора эмпирческого материала. Создание у студентов установки на перенос полученных знаний в смежные дисциплины, в собственную научную и практическую деятельность, а также получение более объективного представления о себе и окружающих.
Задачи изучения дисциплины
В результате изучения дисциплины студент должен знать:
§ основные понятия психологии развития;
§ факторы, закономерности и механизмы психического развития;
§ методы исследования психологии развития;
§ основные теории психического развития человека в онтогенезе в отечественной и зарубежнойпсихологии;
§ особенности развития поведения, психических функций и личности на различных этапах онтогенеза.
В результате изучения дисциплины студент должен уметь:
§ оперировать основными категориями психологии развития;
§ сравнивать по ключевым позициям и понятиям различные теории психического развития;
§ соотносить теоретически описываемые возрастные феномены с эмпирическими фактами развития человека;
§ проектировать и осуществлять эмпирическое исследование онтогенетического развития различных сфер психического.
Перечень дисциплин с указанием разделов (тем), усвоение которых студентами необходимо для изучения дисциплины
№ п/п | Наименование дисциплины | Раздел, тема |
1. | Философия | Философия науки. Философия и ее роль в обществе. Бытие: материя и сознание. |
2. | Общая психология | Филогенетическое и онтогенетическое развитие психики.Деятельность и сознание.Самосознание.Развитие мышления в онтогенезе. |
3. | Психология личности | Соотношение понятий «индивид», «индивидуальность», «личность». Развитие Я-концепции. |
4. | Физиология поведения | Высшая нервная деятельность человека. |
5. | Методология, теория и методы психологических исследований | Особенности становления и развития предмета методологии научного психологического исследования. Философско-методологические основания психологии.Развитие основных традиций и школ в психологии и их особенности.Методы психологии. |
Содержание учебного материала
Наименование тем, их содержание, объем в часах лекционных занятий
№ п/п | Наименование тем | Содержание | Объём в часах |
1. | Предмет и задачи психологии развития. Основные категории психологии развития | Предмет и объект исследования в психологии развития. Психология развития в системе психологического знания. Понятие возраста. Биологический возраст. Социальный возраст. Психологический возраст. Культурный возраст. Категориальная репрезентация возраста: созревание, становление, развитие. Жизненный путь индивида. Возрастные свойства, процессы, стадии. Нормативные критерии возраста и стереотипы. Символизм возрастных процессов. Возрастная субкультура. Задачи и проблемы психологии развития. Феноменология возраста. Факторы психического развития. Закономерности и механизмы психического развития. | |
2. | Методы исследование в психологии разви-тия | Принцип объективности. Эксперимен-тальный план исследования. Понятие о методологии, методе и методике. Клас-сификация методов (Б.Г. Ананьев). Сущность организационных методов исследования (метод поперечных сре-зов, лонгитюдный, комплексный).Сущ-ность основных эмпирических методов исследования (наблюдение, экспери-мент). Сущность вспомогательных ме-тодов исследования (анкетирование, метод анализа продуктов деятельности, метод тестов и проблема диагностики в современной психологии). Сущность методов обработки данных (качествен-ные и количественные их характеристи-ки). Сущность интерпретационныхме-тодов (генетический, структурный). Психологический диагноз. Проблема нормы в психологии развития. Пробле-мы дефиниции при построении иссле-дования. Этика научного исследования. | |
3. | Зарубежные теории психического развития | Биогенетический подход. Психоаналитический подход к развитию ребенка. Бихевиористический подход. | |
4. | Зарубежные теории психического развития (продолжение) | Социгенетический подход. Когнитивные теории развития человека. Экологическая модель развития. | |
5. | Теории психического развития в советской психологии: Культурно-историческая теория Л.С. Выготского | Л.С. Выготский и его школа. Ключевые понятия: высшие психические функции, интериоризация, деятельностноеопосредование развития. Понятие психологического возраста. Структура и динамика психического развития. Возрастные кризисы. Периодизация детского развития. Понятия «социальная ситуация развития», «новообразование». Обучение и развитие. Понятие зоны ближайшего развития. Проблемы диагностики психического развития ребенка. | |
6. | Теории психического развития в советской психологии: Возрастная периодизация Д.Б. Эльконина | Психологическая теория деятельности и возрастное развитие. Общая характеристика возрастного развития в онтогенезе. Понятие ведущего вида деятельности. Дошкольное детство, психология младшего школьника, подростка. Роль игры в онтогенезе личности. Симптомокомплексподростничества: взаимоотношения с взрослыми, компания сверстников, личный дневник. Психология юношеского возраста. Развитие теорий Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина в работах современных отечественных психологов: Б.Д. Эльконина, В.И. Слободчикова и др. | |
7. | Младенчество и раннее детство (0-3 года) | Социальная ситуация развития. Ведущие виды деятельности в младенчестве и раннем детстве. Кризисы 1-го и 3-х лет. Развитие мотивационной сферы и деятельности общения. Формирование сенсомоторной сферы ребенка. Речевое развитие. Новообразования. | |
8. | Дошкольный возраст (3-6/7 лет) | Социальная ситуация развития дошкольника. Сюжетно-ролевая игра как ведущий вид деятельности. Формирование общения и произвольности в игре. Развитие познавательных процессов и эмоциональной сферы дошкольника. Особенности наглядно-образного мышления. Становление личности дошкольников. Новообразования возраста. Кризис 7-и лет. | |
9. | Среднее детство (6/7-11/12 лет) | Социальная ситуация развития. Учебная деятельность как ведущая. Развитие интересов и деятельности общения школьника. Формирование произвольности психических процессов и практической деятельности. Развитие восприятия, внимания, речи и понятийного мышления. Новообразования возраста. | |
10. | Подростково-юношеский возраст (11/12-19/20 лет) | Социальная ситуация развития и поведения подростка. Ведущие виды деятельности в подростковом и юношеском возрастах. Развитие деятельности общения и потребностно-мотивационной сферы. Самосознание личности. Когнитивное развитие в подростково-юношеском возрасте. Становление теоретического мышления, воображения, речи, восприятия подростка. Новообразования возраста. | |
11. | Ранняя взрослость | Проблема определения оснований для построения периодизации психического развития на этапе взрослости. Развитие личности взрослого человека. Профессиональная адаптация в ранней взрослости. Особенности семейных отношений в ранней взрослости. Особенности взаимодействия с физическим миром. Влияние физического развития взрослого человека на изменения психических функций и личность. Когнитивное развитие в периоды ранней взрослости. | |
12. | Средняя взрослость | Развитие личности взрослого человека. Профессиональная адаптация в средней взрослости. Особенности семейных отношений в средней взрослости. Особенности взаимодействия с физическим миром. Влияние физического развития взрослого человека на изменения психических функций и личность. Мотивационный кризис среднего возраста. Когнитивное развитие в период средней и взрослости. | |
13. | Поздняя взрослость | Особенности семейных отношений в поздней взрослости. Особенности взаимодействия с физическим миром. Влияние физического развития взрослого человека на изменения психических функций и личность. Когнитивное развитие в период поздней взрослости. Психологические аспекты умирания и смерти. | |
Итого: |