Конвенции ООН о правах ребенка – это квинтэссенция прав ребенка, фундамент системы этих прав, историческая справка о преемственности документов ООН.
Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону страны совершеннолетие не достигается ранее.
Статья 2. Все права, предусмотренные настоящей конвенцией, обеспечиваются за каждым ребенком без какой-либо дискриминации.
Статья 3. Во всех действиях в отношении детей первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.
Статья 4. Государство обязано делать все, чтобы защищать права ребенка.
Статьи 5-11. Определяют следующие права детей: на жизнь, имя, гражданство; сохранение своей индивидуальности; право знать своих родителей, на их заботу; на воссоединение с семьей. Приоритетное право ребенка жить и воспитываться в семье.
Статьи 12-17. Носят особый характер. В этих статьях излагаются права детей на выражение своих взглядов, своего мнения, на свободу мысли, совести и религии, ассоциации и мирных собраний, доступ к сбору и распространению информации.
Статьи 20-26. Излагают перечень прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации: сиротам и лишенным родительского попечения, беженцам, неполноценным в умственном или физическом отношении. Данная категория детей имеет особое право на защиту со стороны государства. Перечисляются права всех детей на соответствующий уровень медицинского обеспечения, а нуждающихся детей – на социальную помощь.
Статьи 28-31. Фиксируют права ребенка на получение образования, в том числе бесплатного и обязательного начального, на обеспечение учебного процесса методами, отражающими уважение человеческого достоинства ребенка; получение образования соответствующего содержания. В данных статьях утверждается право меньшинства пользоваться своей этнической, религиозной и языковой культурой, а также право на отдых и досуг.
Статьи 32-36. Определяют права ребенка на защиту со стороны государства от экономической, сексуальной и любой другой эксплуатации, от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ; от похищения и торговли детьми.
Статьи 37-40. Устанавливают права ребенка в случае совершения им правонарушения или преступления, отбытия наказания и социальной регистрации, а также право на охрану во время вооруженных конфликтов и войн.
Статьи 41-45. Определяют способы информации о содержании Конвенции и механизм контроля за ее выполнением государствами, ее ратифицировавшими. В частности, отмечается учреждение Комитета по правам ребенка с довольно широкими полномочиями.
Статья 42. Создает надлежащие основания для публикации текста Конвенции, а также для публикации разъяснений комментариев данного документа.
Статья 46-54. Относятся к процедурно-правовым позициям – ратификации, принятию и соблюдению государствами Конвенции ООН.
Таким образом, Конвенция ООН о правах ребенка как международный акт является составной частью комплекса законодательных документов о правах человека.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Конвенция о правах ребенка является самым широко ратифицированным договором по правам человека в истории. Она побудила правительства изменить законы и политику и сделать инвестиции для того, чтобы больше детей смогли получать медицинскую помощь и питание, необходимые для выживания и развития, а также для принятия более надежных мер защиты детей от насилия и эксплуатации.
Но, несмотря на данный прогресс, Конвенция все еще не полностью реализована. Миллионы детей продолжают страдать от нарушений своих прав, когда им отказывают в надлежащем медицинском обслуживании, питании, образовании и защите от насилия. Детство обрывается, когда детей заставляют бросать школу, выполнять опасные работы, жениться, участвовать в войнах.
Глобальные изменения, такие как развитие цифровых технологий, изменение окружающей среды, затянувшиеся конфликты и массовая миграция, полностью меняют детство. Сегодня, дети сталкиваются с новыми угрозами своих прав, но у них также появляются и возможности для их реализации.
Один из наиболее важных способов распространения Конвенции состоит в систематическом образовании в области прав человека, начиная с самого раннего возраста. Каждый ребенок имеет право знать о своих правах, а также о правах других людей!
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.). Ратифицирована Постановлением ВС СССР 13 июня 1990 г. № 1559-1 // СПС Консультант Плюс [Электронный ресурс]: URL - https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9959/ (дата обращения: 15.02.2022)
2. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: федер. закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1998. - N 31. - Ст. 3802; [Электронный ресурс] (дата обращения: 15.02.2022). - Режим доступа: https://www.consultant.ru
3. Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка: указ Президента РФ от 01.09.2009 N 986 // Собрание законодательства РФ. – 2009. - N 36. - Ст. 4312
4. Азарова, Е. Г. Конституционные гарантии социального обеспечения детей / Е. Г. Азарова // Журнал российского права. - 2015. - № 2. - С. 65-81.
5. Исаева, К. М. Конституционно-правовой статус ребенка в Российской федерации / К. М. Исаева // Закон и право. - 2015. - № 7. - С. 51-53.
6. Современное семейное право: сб. науч. тр. / Рос. акад. наук, Ин-т науч. информ. по общественным наукам; [ред.: Е. В. Алферова (отв. ред.) и др.]. – Москва: ИНИОН РАН, 2015. - 199 с.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.................................................................................................................2
1. История создания…………………………………………………………….3
2. Основные принципы Конвенции……………………………………………5
3. Положения конвенция о правах ребенка…………………………………...6
Заключение………………………………………………………………………8
Список использованной литературы…………………………………………...9