Технология социального консультирования инвалидов




Одной из важнейших технологий, которая часто применяются в практической деятельности специалиста по социальной работе с инвалидами, является технология социального консультирования.

Социальное консультирование инвалидов – это технология социальной работы, представляющая собой организованное конструктивное взаимодействие специалиста по социальной работе и клиента по вопросам понимания особенностей трудной жизненной ситуации, связанной с инвалидностью, поиску резервных ресурсов клиента, оказанию содействия гражданам с ограниченными возможностями в адаптации к социуму, реализации их законных прав и интересов.

В процессе социального консультирования инвалидов решаются следующие задачи: оказание профессиональной помощи в решении заявленной клиентом проблемы; информирование гражданина о его неиспользованных возможностях; мобилизация скрытых ресурсов клиента, обеспечивающих решение (или снятие остроты) проблемы; выявление основных направлений дальнейшего развития личности в социуме.

Процесс социального консультирования лиц с ограниченными возможностями осуществляется на двух уровнях:

- содержательном;

- психологическом.

На содержательном уровне: клиент обращается с просьбой помочь ему в решении трудной, жизненной ситуации, а специалист помогает изучить и понять суть возникшей проблемы и предлагает различные варианты возможного выхода из нее.

На психологическом уровне: устанавливаются доверительные отношения между специалистом и клиентом, специалист формирует у клиента установку на рациональное, конструктивное решение жизненных трудностей.

В сфере социальной работы можно выделить несколько классификаций социального консультирования инвалидов.

В зависимости от проблемы, с которой обратился инвалид, рассматривают: кризисное, социально-психологическое, социально-правовое, консультирование по вопросам семьи и брака, по жилищным и материальным вопросам, по вопросам трудоустройства, по перечню предоставляемых платно и бесплатно социальных услуг, по вопросам получения образования и другие.

В зависимости от цели консультирования выделяют: рефлексивное, проектное, технологическое, прогностическое.

Рефлексивное консультирование, то есть совместное с клиентом осмысление его трудной жизненной ситуации, её анализ, поиск приоритетов, возможностей изменения и развития. Процесс консультирования в этом случае превращается в совместное размышление, а основная задача и функция консультанта - выслушать клиента и понять причины его затруднений и сложностей.

Этот вид консультирования может быть использован в нескольких случаях: при первом обращении в медико-социальную экспертизу по вопросу получения статуса инвалида, при сопровождении инвалида в процессе реабилитации.

Проектное консультирование, включающее поиск и построение возможной программы (проекта) преобразования сложившейся ситуации, её гармонизации и улучшения. Это консультация – программирование, консультант, соответственно, проектировщик, специалист. Примером такой консультации является консультация специалиста медико-социальной экспертизы, выстраивающего вместе с инвалидом оптимальную программу реабилитации.

Технологическое консультирование, предполагающее поиск оптимальной последовательности действий для решения конкретной проблемы или задачи.

Это консультация – рекомендация, где консультант – это человек, обладающий необходимыми знаниями и необходимым опытом. Именно такую консультацию может получить молодой инвалид у более опытных коллег в общественной организации инвалидов.

Прогностическое консультирование, представляющее собой построение идеальной модели возможного, вероятного состояния конкретной ситуации при сохранении или отсутствии каких-либо тенденций. Это консультация – предвидение, где консультант – это человек, который способен подняться над ситуацией, и её нынешним состоянием, способный увидеть скрытые в ней возможности развития, как позитивного, так и негативного характера. В таком случае появляется возможность вскрыть имеющиеся у инвалида перспективы и выработать на этом основании определённую программу действий. Данный вид консультирования используется в процессе сопровождения трудоустройства инвалида.

Многообразие видов социального консультирования инвалидов позволяет, тем не менее, говорить о существовании ряда универсальных его характеристик. Одной из них является то, что, будучи технологией оказания помощи, социальное консультирование независимо от своей видовой принадлежности оказывается на добровольной основе тому гражданину, который за этой помощью обратился. В этом реализуются важные принципы социальной работы как вида профессиональной деятельности – уважение к личности человека, его правам, неприкосновенности частной жизни.

Часто у лиц с ограниченными возможностями возникают ситуации, в которых они могут обозначить только зону затруднений, но не представляют, что именно и каким путём необходимо изменить, чтобы проблема была решена.

Следовательно, они не могут точно указать какая именно помощь или услуга ему необходима для преодоления возникшего затруднения. В такой ситуации консультант приходит на помощь, реализуя на практике вышеназванные виды социального консультирования.

Проведение любых консультаций предполагает соблюдение основных принципов:

целесообразности,

добровольности и ненавязчивости,

методической грамотности и компетентности консультанта,

доброжелательного и безоценочного отношения к инвалиду,

ориентации на нормы и ценности клиента,

анонимности,

включенности гражданина с ограниченными возможностями здоровья в процесс консультирования.

В социальной работе с инвалидами консультирование выполняет ряд функций: информирующую, развивающую, проблемно-ориентирующую, фасилитирующую, коммуникативную, адаптирующую.

Практика социальной работы освоила и адаптировала к современной ситуации разнообразные виды консультативной помощи инвалидам.

Сегодня основными можно назвать два консультирования инвалидам:

1) контактное консультирование;

2) дистантное консультирование.

1. Контактное (прямое, очное) консультирование предполагает непосредственный контакт специалиста по социальной работе с инвалидом с целью совместной работы над решением проблем последнего. Контактное консультирование проводится как в социальных учреждениях (комплексных центрах социального обслуживания населения, бюро медико-социальной экспертизы, консультативных организациях, общественных объединениях и т.п.), так и в форме выездных мероприятий (консультации на дому, выездная приемная и т.п.).

По своей технологии контактное социальное консультирование инвалидов чаще всего представляет собой взаимодействие между консультантом и клиентом, в ходе которого специалист по социальной работе передает специальные знания и соответствующую информацию (о социальных гарантиях, услугах, правах и т.д.) консультируемому лицу с целью помощи ему в решении назревших проблем. Это позволяет инвалиду комплексно и объективно оценить стоящие перед ним проблемы, глубже их уяснить и осуществить оптимальный выбор варианта действия.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: