Процесс создания шагов обучающих целей требует знания:
- типичного развития различных умений и навыков
- теории обучения
- индивидуальных особенностей ребенка
Шаги обычно обозначают промежуточные этапы на пути к самостоятельному, генерализованному выполнению навыка. Это помогает отслеживать прогресс ребенка и вовремя изменять план обучения, если требуется.
Пример
Цель для Джошуа, 28 мес.: Во время социальных игр с предметами (например, мыльные пузыри, музыкальные инструменты) Джошуа будет инициировать разделенное внимание, чтобы поделиться своими эмоциями с партнером по игре, переводя для этого взгляд с предмета на лицо взрослого и обратно и улыбку, не менее 3 раз в течение 10-минутного периода, три периода подряд, с двумя или более разными взрослыми и предметами.
(Важно: в этой цели нет антецедента, т.к. целью является спонтанное поведение)
Шаги:
1. Иногда смотрит в глаза, чтобы продолжить взаимодействие.
2. Часто и устойчиво смотрит в глаза, чтобы продолжить взаимодействие.
3. Иногда сочетает улыбку со взглядом, чтобы продолжить взаимодействие.
4. Часто и устойчиво сочетает улыбку со взглядом, чтобы продолжить взаимодействие.
5. Улыбаясь, переводит взгляд с предмета на партнера и обратно 3 или более раз в течение игры.
6. Улыбаясь, переводит взгляд с предмета на партнера и обратно с двумя и более партнерами, в играх с 2-3 разными предметами, 3 и более раз в течение игры.
Начинать формулировать шаги удобнее всего с первого и последнего. Первый – это то поведение, которое ребенок уже демонстрирует (т.е. которое мы отметили в Куррикулуме как +). Последний – итоговое желаемое поведение, максимально самостоятельное и генерализованное.
Нет четких указаний, сколько шагов должно быть, но обычно их бывает 4-6, чтобы в течение 12 недель обучения удобно было отслеживать прогресс в усвоении навыка.
Формулировать промежуточные шаги можно разными способами, в зависимости от навыка, которому мы хотим обучить ребенка. Обычно бывает 4 основных алгоритма формулировки промежуточных шагов:
1) Последовательность согласно типичному развитию в онтогенезе
Многие навыки, даже среди дефицитарных, у детей с РАС развиваются в той же онтогенетической последовательности, что и у типично развивающегося ребенка. Для таких навыков шаги могут состоять из тех стадий, которые проходят типично развивающиеся дети на пути к освоению этого навыка. Сведениями об этих стадиях обычно обладают узкие специалисты в составе команд ранней помощи (специалисты по движению, коммуникации, психологи и т.д.). Также можно использовать нормы и последовательности развития, заложенные в различные инструменты оценки (шкалы).
2) Цепочка поведения и «связанное» поведение
Многие навыки (например, большинство навыков самообслуживания) могут быть представлены в виде цепочки действий, связанных друг с другом. В таких цепочках каждое предыдущее действие служит антецедентом для последующего.
В таких навыках шаги отражают степень самостоятельности выполнения. Средние шаги представляют собой ту последовательность, в которой действия должны выполняться. Также шаги могут представлять собой количество действий из общего набора, которые ребенок выполняет самостоятельно (например, если действия не связаны друг с другом напрямую – как сервировка стола).
Пример
Цель: Когда Джошуа стоит рядом со своим крючком для одежды, его куртка расстегнута и взрослый говорит ему снять куртку, Джошуа будет снимать куртку и вешать ее на крючок в 90% случаев.
Шаги:
1. Самостоятельно вешает куртку на крючок.
2. Снимает куртку со второго запястья и вешает на крючок.
3. Самостоятельно стягивает куртку со второго предплечья и вешает на крючок.
4. Стягивает куртку со второго плеча и вешает на крючок.
5. Снимает куртку с первого запястья и вешает на крючок.
6. Снимает куртку с первого локтя и вешает на крючок.
7. Стягивает куртку с первого плеча и вешает на крючок.
8. Снимает расстегнутую куртку и вешает на крючок, следуя инструкции, в 90% случаев.
9. Снимает расстегнутую куртку и вешает на крючок, следуя инструкции, в 90% случаев, в 2 и более разных местах.
Другой вариант формулировки шагов:
1. Совершает 1-2 действия с частичной физической поддержкой.
2. Совершает 1-2 действия самостоятельно.
3. Совершает 3-4 действия с частичной физической поддержкой.
4. Совершает 3-4 действия самостоятельно.
5. Совершает 5-6 действий с частичной физической поддержкой.
6. Совершает 5-6 действий самостоятельно.
7. Полностью совершает последовательность не более чем с 1-2 подсказками.
8. Полностью самостоятельно совершает последовательность в 90% случаев, в 1 ситуации.
9. Полностью самостоятельно совершает последовательность в 90% случаев, в 2 и более ситуациях.
«Связанное» поведение – это поведение, которое типичным образом возникает вместе. Например, в раннем развитии такая связь хорошо видна между взглядом, использованием жестов и вокализаций – они соединяются в единый коммуникативный акт. Промежуточные шаги могут включать в себя постепенное согласованное использование 2х, а затем 3х видов такого «связанного» поведения.
Пример:
Цель: Когда взрослый предлагает Джошуа желаемую деятельность или предмет, Джошуа будет просить их у нескольких разных взрослых, сочетая направленные жесты, вокализации и глазной контакт в 80% просьб в течение 10-минутного периода, 3 периода подряд.
Шаги:
1. Протягивает руку или указывает пальцем устойчиво.
2. Иногда добавляет вокализацию к жесту.
3. Устойчиво сочетает вокализацию и жест, чтобы попросить.
4. Иногда сочетает взгляд с вокализацией ИЛИ жестом, чтобы попросить.
5. Устойчиво сочетает взгляд с вокализацией ИЛИ жестом, чтобы попросить.
6. Иногда сочетает все три вида поведения.
7. Сочетает все три вида поведения в 80% просьб.
8. Сочетает все три вида поведения в 80% просьб, с 2 и более разными взрослыми.
3) Повышение частоты поведения и добавление нового содержания
Такие цели касаются уже существующего у ребенка поведения, для которых нужно повысить частоту и репертуар содержания (например, называть определенное количество цветов, частей тела, рисовать несколько геометрических фигур и т.д.). В таких целях само поведение уже существует, но в недостаточном разнообразии или с недостаточной частотой.
В таких целях удобно определять шаги количественно, а не качественно. То есть вместо того, чтобы определить, какие именно цвета ребенок будет учиться различать и в какой последовательности, мы определяем, сколько цветов он должен знать на определенном шагу. Это позволяет нам быть более гибкими и сделать программу более естественной.
Пример:
Цель: Во время сенсорно-социальных игр Джошуа будет спонтанно вокализировать не менее 5 раз, используя несколько согласных звуков в течение 10-минутного периода, в 3 последовательных периодах, с разными взрослыми и в разных ситуациях.
Шаги:
1. Продуцирует гласный звук 1 раз за 10 минут.
2. Продуцирует гласный звук 2-3 раза за 10 минут.
3. 2-3 вокализации с 1-2 согласными каждые 10 минут.
4. 2-3 вокализациями с 3 и более согласными каждые 10 минут.
5. 5 вокализаций с 3 и более согласными каждые 10 минут.
6. 5 вокализаций с 3 и более согласными каждые 10 минут, с двумя и более разными взрослыми, не менее чем в 2х разных ситуациях.
4) Связывание существующего поведения с новыми антецедентами
В таких ситуациях целевое поведение также существует у ребенка, но не возникает или редко возникает в необходимой ситуации (после определенного антецедента). Например, ребенок умеет сидеть на детском стульчике за столом, но не делает это во время еды.
В таких ситуациях мы будем использовать разного рода поддержку ребенка в процессе освоения навыка. Постепенно мы будем ослаблять поддержку, переходя к самостоятельному выполнению. Однако нежелательно указывать в шагах последовательность, с которой подсказки и поддержка ребенку будет ослабевать, т.к. целью всегда является наиболее быстро избавиться от помощи взрослого. Однако переходить от одного шага к другому мы можем только после того, как предыдущий был достигнут и продемонстрирован в течение нескольких дней подряд. Тогда нам пришлось бы оставаться на определенном уровне подсказки дольше, чем хотелось бы.
Поэтому шаги обычно фокусируются на самостоятельности выполнения.
Пример:
Цель: Во время приема пищи Джошуа будет использовать самостоятельно столовые приборы, чтобы поесть, в течение основной части времени приема пищи, в 3х приемах пищи подряд, в детском саду и дома.
(Важно: критерий мастерства не указан 100%, т.к. в возрасте 28 месяцев нормально, если иногда ребенок использует для еды руки вместо приборов или взрослому приходится помочь ему с несколькими ложками еды)
Шаги:
1. С помощью взрослого может съесть 5-10 ложек и/или вилок еды.
2. Использует столовые приборы спонтанно самостоятельно, чтобы съесть 5-10 порций.
3. Спонтанно и самостоятельно использует приборы в 25% приема пищи.
4. Спонтанно и самостоятельно использует приборы в 50% приема пищи.
5. Спонтанно и самостоятельно использует приборы в 75% приема пищи.
6. Спонтанно и самостоятельно использует приборы в 90% приема пищи, с двумя и более взрослыми или в двух и более ситуациях.
*5) Обучение совершенно новому навыку
В таких целях, при всем разнообразии использования обучающих техник, шаги, скорее всего, будут описывать повышение точности выполнения навыка и уменьшение поддержки.
Пример:
У Джошуа сейчас нет никакой спонтанной игры понарошку, он лишь может иногда скопировать какое-то действие с игры взрослого.
Цель: Во время игр с притворством, таких как чаепитие, купание и укладывание спать, Джошуа будет совершать не менее 3х функциональных игровых действий сам, с партнером или с куклой, спонтанно используя не менее 3х предметов реквизита (салфетки, бусы, солнечные очки, расческа, шапка, чашка, ложка, миска и т.д.) в трех последовательных эпизодах игры.
Шаги:
1. Подражает функциональному игровому действию с одним предметом неустойчиво.
2. Устойчиво подражает 1-2 функциональным игровым действиям с одним предметом.
3. Устойчиво подражает 1-2 функциональным игровым действиям с двумя-тремя предметами.
4. Спонтанно совершает 1-2 функциональных игровых действия с одним предметом.
5. Спонтанно совершает 1-2 функциональных игровых действия с двумя предметами.
6. Спонтанно совершает 1-2 функциональных игровых действия с тремя-четырьмя предметами.