Пояснение к встречному исковому заявлению




В Индустриальный районный суд г. Барнаула

Г. Барнаул, ул. Попова, 206-б

Истец: Василевских Анатолий Михайлович

адрес:656058, Алтайский край,

г. Барнаул, ул. Балтийская, д.42а, кв.79

 

Ответчик: БАНК ВТБ 24 (ПАО)

адрес: 101000, г. Москва, Мясницкая, д.35

ОО «Барнаульский» Филиал № 5440

656066, г. Барнаул, ул. Малахова, д.88в

 

 

Пояснение к встречному исковому заявлению

 

В дополнение к изложенному мною во Встречном исковом заявлении, считаю целесообразным добавить нижеследующую информацию, которую прошу приобщить в материалы рассматриваемого дела № 2-3203/2015 ~ М-2914/2015:

Устанавливаемый Банком России официальный курс Российского рубля по отношению к основным международным валютам и валютам соседних государств, входящих в СНГ, в период действия кредитного договора № 232000007000000080, и особенно в 2014 г., подвергся значительному обесценению, в частности:

в период с 28.09.2006 (с даты выдачи ипотечного валютного кредита) по 01.01.2016:

– официальный курс доллара США вырос к рублю с 26,7944 до 72,9299 или в 2,72 раза;
– официальный курс Евро вырос к рублю с 33,9726 до 79,6395 или в 2,34 раза;
– официальный курс Белорусского рубля (10000 единиц) вырос к рублю с 12,5094 до 39,0417 или в 3,12 раза;
– официальный курс Казахского тенге (100 единиц) вырос к рублю с 21,0885 до 21,3821 или в 1,01 раза

в период с начала 2014 г. по 01.01.2016:

– официальный курс доллара США вырос к рублю с 32,6587 до 72,9299 или в 2,23 раза;
– официальный курс Евро вырос к рублю с 45,0559 до 79,6395 или в 1,77 раза;
– официальный курс Белорусского рубля (10000 единиц) вырос к рублю с 34,2334 до 39,0417 или в 1,14 раза;
– официальный курс Казахского тенге (100 единиц) вырос к рублю с 21,1760 до 21,3821 или в 1,01 раза

в период за 2014 г.:

– официальный курс доллара США вырос к рублю с 32,6587 до 56,2584 или в 1,72 раза;
– официальный курс Евро вырос к рублю с 45,0559 до 68,3427 или в 1,50 раза;
– официальный курс Белорусского рубля (10000 единиц) вырос к рублю с 34,2334 до 38,7989 или в 1,13 раза;
– официальный курс Казахского тенге (100 единиц) вырос к рублю с 21,1760 до 30,8257 или в 1,46 раза

Даже по отношению к валютам стран СНГ Российский рубль имеет тенденцию к обесценению.

По итогам валютных торгов на Московской бирже 11.01.2016 снижение курса рубля к доллару достигло максимальной с начала 2015 г. отметки в 76,75 руб./доллар США.

В результате официальной курсовой политики Банка России на обесценение Российского рубля моя с супругой задолженность по ипотечному кредиту в рублевом эквиваленте (см. приложение 1) увеличилась с 2 639 248,40 руб. до 5 672 703,48 руб. (на конец 2015 г.) или в 2,15 раза, несмотря на то, что ежемесячными аннуитетными платежами за весь период по ноябрь 2014 г. нами уже произведено оплаты в совокупности почти 90 000 долларов США, что составляет 91,37% от первоначальной суммы кредита в валюте.

Причем, за период с начала обслуживания долга по ноябрь 2014 г. наша переплата аннуитетного платежа из-за роста курса доллара США в рублевом эквиваленте составила 297 577,89 руб.

Фактически на протяжении с 2009 г. до декабря 2014 г. из-за роста курса доллара США к Российскому рублю (т.е. из-за обесценения рубля), мы с супругой непрерывно переплачивали по аннуитетному платежу в рублевом эквиваленте, но при этом основная задолженность по кредиту не уменьшалась, а постоянно росла.

Вышеуказанные указанные обстоятельства значительного обесценения Российского рубля к декабрю 2014 г. привели к неспособности мною с супругой в дальнейшем обслуживать ипотечный кредит по причине критического недостатка денежных средств для этого в силу отсутствия роста величины семейного дохода, а также исчерпания возможного лимита получаемого нами дополнительного кредитования как в банке ВТБ24, так и в других банках.

Для обслуживаемых ипотечный кредит банков (в т.ч. ВТБ24) напротив складывалось очень благоприятное в финансовом плане положение – несмотря на производимое нами до декабря 2014 г. добросовестное погашение обязательств по кредиту положительная валютная переоценка основного долга, зачисляемая банками себе в доход, составила в общей сумме 3 665 107,65 руб. (по курсу на конец 2015 г.), которая больше первоначально полученной нами суммы в рублевом эквиваленте в 1,39 раза. Фактически это дополнительная прибыль банков по нашему ипотечному кредиту, которую я с супругой, при дальнейшем обслуживании кредита, должны покрыть из семейного бюджета, в котором на это нет средств.

 

Необходимо объективно разобраться, что явилось причиной для столь значительного обесценения Банком России национальной валюты – Российского рубля (продолжающегося на текущий момент) и обосновано ли оно какими-либо правовыми, экономическими, финансовыми и/или другими серьезными причинами?

 

Нормативно-правовых требований, выполнение которых могло привести к такому обесценению рубля, у Банка России ни в 2014 г., ни ранее не имелось. Напротив, Банк России, для поддержания стабильности национальной валюты, должен руководствоваться и, безусловно, выполнять нижеследующие конституционные и законодательные нормы:

– согласно пункта 2 статьи 75 Конституции Российской Федерации «защита и обеспечение устойчивости рубля – основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти»;

– согласно статьи 3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002 № 86-ФЗ (далее – закон о Банке России), одной из основных целей деятельности Банка России является «защита и обеспечение устойчивости рубля»;

– согласно статьи 34.1 закона о Банке России «Основной целью денежно-кредитной политики Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля посредством поддержания ценовой стабильности, в том числе для формирования условий сбалансированного и устойчивого экономического роста».

Вышеприведенные факты значительного обесценения рубля, особенно в период с начала ноября 2014 г., когда официальный курс рубль/доллар США изменился с 41,9627 (установленный на 01-05 ноября 2014 г.) до максимального значения 67,7851 (на 18.12.2014) или в 1,62 раза, указывают на то, что Банк России в этот период или бездействовал или способствовал такой тенденции, что в таком случае будет являться прямым и сознательным нарушением Конституционных обязанностей по поддержанию стабильности национальной валюты.

Обращаю внимание суда на факторы, способствовавшие существенному (значительному) снижению Банком России официального курса рубля по отношению к другим основным валютам, торгуемым на валютном рынке Московской биржи. Они могут быть как объективными (внешними), так и субъективными (внутренними) для Банка России.

Банк России, с целью ограничения отклонения валютных курсов российского рубля по отношению к основным иностранным валютам (доллар США, ЕВРО), с 2008 г. и до ноября 2014 г. в своей политике курсообразования использовал валютный коридор по бивалютной корзине (https://ru.wikipedia.org/wiki/Бивалютная_корзина), ограниченный проводимыми Банком России на валютном рынке валютными интервенциями при отклонении курса до предельных значений нижней и верхней границе бивалютной корзины. Однако, с 05.11.2014 Банк России ограничил размер ежедневных валютных интервенций до 350 млн. долларов США (ранее они составляли 1 млрд. долларов США), а с 10.11.2014 совсем отменил сдерживание курсов через валютный коридор бивалютной корзины, о чем написал в своих информационных письмах (см. приложение 2).

Согласно четко определенных нормативно-правовых рамок, для достижения Банком России основной цели, указанной в статье 34.1 закона о Банке России, Банк России должен использовать все возможные инструменты, одним из которых, согласно статей 35, 41 указанного закона, являются валютные интервенциикупля-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке Московской биржи для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег. Для проведения валютных интервенций Банк России продает или покупает на валютном рынке Московской биржи иностранную валюту из золотовалютных резервов (далее – ЗРВ), имеющихся у него в наличии. В таблице «Данные по интервенциям Банка России на внутреннем валютном рынке в период с 05.11.2014 по 31.12.2014» (см. приложение 3), видно, что при наличии на начало ноября 2014 г. иностранной валюты в ЗВР в размере 370,9 млрд. долларов США на валютные интервенции за ноябрь-декабрь 2014 г. он потратил в совокупности 11,352 млрд. долларов США (или 3,06% от объема иностранной валюты в ЗВР на начало ноября 2014 г.). По растущей с ноября 20014 г. до середины декабря 2014 г. величине курса рубль/доллар понятно, что, используя явно недостаточный объем валютных интервенций, Банк России не смог добиться хотя бы стабилизации (остановки обесценения) курса рубля на каком-то уровне. Более того, после дня пикового значения курса на 18.12.2014 – 67,7851, Банк России вовсе прекратил валютные интервенции.

Простое сопоставление цифр (см. приложения 3, 4) указывает на то, что по состоянию на начало ноября 2014 г., при имеющейся величине иностранной валюты в ЗВР в размере 370,9 млрд. долларов США величина выпущенной Денежной массы (национальное определение) (М1) составляла в рублях 14 298,90 млрд. руб. Соответственно, когда в начале ноября 2014 г. началось обрушение рубля, Банк России, для того чтобы оперативно остановить этот негативный процесс, мог за счет иностранной валюты ЗВР практически и полностью скупить все наличные и безналичные рубли, находящиеся в наличии и на счетах до востребования, и для этого хватило бы иностранной валюты ЗВР в размере 340,8 млрд. долларов США (даже при курсе на 1-5 ноября – 41,9627).

Т.е. у Банка России в момент обострения ситуации обесценения национальной валюты были необходимые и достаточные валютные средства для контроля валютных курсов на уровне на начало ноября 2014 г., но он ими в полной мере не воспользовался, что классифицируется мною как субъективное невыполнение Банком России возложенных на него конституционных обязанностей по «защите и обеспечение устойчивости рубля».

Почему же Банк России повел себя именно таким образом?

В ряде выступлений помощник Президента С.Ю. Глазьев (Доктор экономических наук, профессор, академик РАН) высказывает свое экспертное мнение на вышеуказанные действия Банка России, с которым я полностью согласен:

«Попытки найти какое-то серьезное обоснование этим решениям наших денежных властей успеха не имеют, дискуссии на эту тему не проводятся. Ни в одной научной публикации вы не найдете доказательства того, что таргетирование инфляции должно обязательно сопровождаться отпусканием рубля в свободное плавание. И вы найдете множество противоположных доказательств тому, что попытки бороться с инфляцией путем сжатия денежной массы всегда дают стагфляцию как результат этой политики. Причина, почему такая политика проводилась, заключается в одном забавном документе. Это рекомендации Международного валютного фонда, подписанные 1 октября, где все те меры, которые были Центральным Банком предприняты, и были прописаны. Собственно никакого другого обоснования нам, как экспертному сообществу, которое занимается вопросами макроэкономической политики, найти не удалось. Нет ни научных обоснований, ни здравого смысла, все это из противоположного. Но есть документ – рекомендации Международного валютного фонда, которые строго были выполнены с весьма предсказуемым результатом.» (ЗАСЕДАНИЕ "МЕРКУРИЙ - КЛУБА" 02.04.2015г.: https://www.tpp-inform.ru/userdata/2015/1430987757.pdf)

Публикация экспертного мнения С.Ю. Глазьева в газете «Точка ру»:

«News Front: Иными словами, политика наших денежных властей направляется Вашингтоном и Брюсселем?

С.Глазьев: Скорее Вашингтоном. МВФ по сути является филиалом американского казначейства, которое его руками навязывает остальным странам выгодную американскому капиталу политику. Судите сами. Если Вы печатаете мировые деньги, а другим разрешаете выпускать свои деньги только под покупку Ваших, то Вы управляете миром. Вы – главный и единственный кредитор! Страны, соглашающиеся на эти правила, становятся Вашими колониями, так как, регулируя их кредитование, Вы определяете направления и скорость развития их экономик.

News Front: Так просто?

С.Глазьев: Не боги горшки обжигают. Но чтобы скрыть эту простоту, работают целые армии «специалистов», журналистов, экспертов. Центральные банки зависимых стран наводняются специально подготовленными в Америке манипуляторами. Руководителям зависимых стран внушается трепетное отношение к их «священнодействию» и табуируется любое вмешательство в деятельность ЦБ. За ширмой его независимости от государственных органов власти скрывается рука МВФ, которая манипулируется казначейством США. Если хотите в этом убедиться – прочитайте сентябрьские прошлого года указания миссии МВФ нашим денежным властям.

News Front: Вы хотите сказать, что они работают по указаниям МВФ?

С.Глазьев: Это не я говорю. Сравните зафиксированные в этом меморандуме рекомендации и действия Банка России (см. приложение к интервью — ред.News Front). Безоговорочное выполнение. Катастрофические для экономики, но фантастические для международных спекулянтов результаты. И дальше МВФ рекомендует следовать той же дорогой: сжимать денежную массу, держать высокий процент, не создавать кредитных ресурсов, не вводить валютных ограничений и оставить курс рубля в свободном плавании. И наш ЦБ это четко исполняет.» (Сергей Глазьев. «Лесть – это древний способ «разводки лохов». Газета «Точка ру». Суббота, 11 Апрель 2015: https://tochka-py.ru/index.php/ru/glavnaya/entry/470-00110).

Дальнейшее развитие событий показало, что рекомендации МВФ от сентября 2014 г. (см. приложение 5) Банком России на практике полностью выполнены как в «рамках полностью гибкого курсообразования », так и в исполнении указаний «поднять процентные ставки с целью снижения инфляции », что фактическим в 2015 г. явилось перекрытием финансового «кислорода» малому и среднему бизнесу страны, способствующее их быстрому умиранию, но без существенного снижения инфляции, которая ставится «во главу угла» Банком России в объяснениях проводимой им денежно-кредитной и процентной политики.

 

С помощью каких используемых схем и средств стало возможно дальнейшее расшатывание курса национальной валюты, почему это стало фактически реальным даже на продолжительном периоде времени вплоть до текущего момента (на 12.01.2016 официальный курс рубля Банк России поднял до 75,9507 руб./доллар США) и не противоречит ли это экономическим основам стоимости и обеспеченности денег?

Уже после первых обвалов обменных курсов в первой половине ноябре 2014 г., глава Банка России Эльвира Набиуллина заявила: «На наш взгляд, сейчас есть объективные факторы, которые определяют курс рубля, он недооценен. Поэтому если не будет негативных внешних дополнительных каких-то явлений, то у рубля большой потенциал укрепления» (Интерфакс, 15.11.204: https://www.interfax.ru/business/407339). На 15.11.2014 курс равнялся 46,1233, но впоследствии мы увидели, что глава Банка России «погорячилась» и валютный рынок вместе Банком России продолжил обесценивать рубль до своего пикового значения – 67,7851 на 18.12.2014. Этой величиной не ограничилось, по состоянию на 01.01.2016 официальный курс Российского рубля к доллару США составил 72,9299 или в 1,58 раза выше значения на дату заявления главы Банка России о недооцененности Российского рубля.

Если Банк России понимает, что рубль недооценен, но не использует никаких инструментов для его стабилизации, а курс рубля неуклонно снижается, значит есть еще какие-то «негативные внешние дополнительные явления», о которых упоминает глава Банка России и которые способствуют обесценению Российского рубля вплоть до текущего момента? (11.01.2016 снижение курса рубля к доллару достигло максимальной с начала 2015 г. отметки в 76,75 руб./доллар США)

На этот вопрос также дал логичный ответ С.Ю.Глазьев в апреле 2015 г.:

«С.Глазьев: Падение курса в конце прошлого года тоже непохоже на плановую акцию денежных властей. Они явно не контролировали ситуацию, объявив о таргетировании инфляции, тут же получили противоположный результат своей политики. Так что все происходящее на нашем валютном рынке направляется не Банком России, а международными спекулянтами. Как показал опыт «технического сбоя» приема заявок на покупку рублей 16 декабря, вследствие чего рубль обвалился до 80 за доллар, они манипулируют московской биржей. А судя по бездействию Банка России, бросившего курсообразование рубля на произвол игры финансовых спекулянтов, они манипулируют и им. Как известно биржевикам, на обвале рубля больше всех заработала парочка крупных западных банков. А их люди в это время управляли операциями биржи.»

Более развернуто о доминирующих объемах проводимых спекулятивных операций на Московской бирже (около 95% в совокупном объеме) с участием финансовых валютных ресурсов нерезидентов, объем которых составляет около 90% на внутреннем валютно-финансовом рынке, Сергей Юрьевич Глазьев разъясняет в своем докладе «О неотложных мерах по укреплению экономической безопасности России и выводу российской экономики на траекторию опережающего развития» (https://www.glazev.ru/upload/iblock/797/79731df31c8d8e5ca59f491ec43d5191.pdf), а также в развернутом интервью газете «Правда», 13 ноября 2015 г, № 126, стр. 4 (https://gazzzeta.com/правда/2015/126(30332) или см. приложение 10).

На основе информации, приведенной в материалах С.Ю. Глазьева, обобщенно следует сделать вывод: расшатывание курса Российского рубля и происходящее его значительное обесценение в декабре 2014 г. производилось крупными спекулянтами (в т.ч. с участием нерезидентов) на валютном рынке Московской биржи, аффилированной с Банком России и крупными государственными банками (на текущий момент ничего не поменялось). Банк России, выполняя (сентябрьские 2014 г.) напутствия Международного валютного фонда, потворствует этому, преследуя исполнение других целей, кроме обеспечения стабильности национальной валюты, но публично объясняя нам заученными заумными фразами, что он все правильно делает и все под его контролем.

 

Чтобы оценить свободу действий (или бездействия) Банка России в рамках нормативно-правового поля предоставленных ему полномочий и определенных функциональных ограничений, а также меру его подконтрольности и ответственности, как одного из главных органов финансовой системы государства, привожу нижеследующую информацию:

Согласно статьи 1 Закона о Банке России свои «Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. ». В частности в рамках закона, Банк России независимо от других федеральных органов и государственной подведомственности:

– «осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России. Изъятие и обременение обязательствами указанного имущества без согласия Банка России не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом. Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России - по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами.» (ст.2);

– «монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение» (п.2 ст.4). «Эмиссия наличных денег (банкнот и монеты), организация их обращения и изъятия из обращения на территории Российской Федерации осуществляются исключительно Банком России» (ст.29);

– «осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России» (п.7 ст.4);

– «организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации» (п.12 ст.4); «является органом валютного регулирования и валютного контроля и осуществляет эти функции в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" и иными федеральными законами» (ст.54);

«устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю» (п.15 ст.4, ст.53);

– «является депозитарием средств Международного валютного фонда в валюте Российской Федерации, осуществляет операции и сделки, предусмотренные статьями Соглашения Международного валютного фонда и договорами с Международным валютным фондом» (п.18.2 ст.4);

– «может участвовать в капиталах международных организаций, которые занимаются развитием сотрудничества в денежно-кредитной, валютной, банковской сферах и иных сферах финансового рынка» (ст.9);

– «средства федерального бюджета и средства государственных внебюджетных фондов хранятся в Банке России, если иное не установлено федеральными законами. Банк России без взимания комиссионного вознаграждения осуществляет операции со средствами федерального бюджета, средствами государственных внебюджетных фондов, средствами бюджетов субъектов Российской Федерации и средствами местных бюджетов, а также операции по обслуживанию государственного долга Российской Федерации и операции с золотовалютными резервами. Банк России и Министерство финансов Российской Федерации в необходимых случаях заключают соглашения о проведении указанных выше операций по поручению Правительства Российской Федерации» (ст.23);

– «представляет интересы Российской Федерации во взаимоотношениях с центральными банками иностранных государств, а также в международных банках и иных международных валютно-финансовых организациях» (ст.51);

– «не вправе предоставлять кредиты Правительству Российской Федерации для финансирования дефицита федерального бюджета, покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении, за исключением тех случаев, когда это предусматривается федеральным законом о федеральном бюджете» (ст.22);

– «не вправе предоставлять кредиты для финансирования дефицитов бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов» (ст.22);

– «вправе осуществлять банковские операции и иные сделки с международными организациями, иностранными центральными (национальными) банками и иными иностранными юридическими лицами при осуществлении деятельности по управлению активами Банка России в иностранной валюте и драгоценных металлах, включая золотовалютные резервы Банка России » (п.11 ст.46);

– «Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, издает в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. Правила подготовки нормативных актов Банка России устанавливаются Банком России самостоятельно (ст.7);

– «вправе предоставить центральному банку и (или) иному органу надзора иностранного государства, в функции которого входит банковский надзор, необходимые им для осуществления банковского надзора информацию и (или) документы, в том числе содержащие сведения, составляющие банковскую тайну, которые получены от кредитных организаций, банковских групп, банковских холдингов и иных объединений с участием кредитных организаций в ходе исполнения им надзорных функций, включая проведение проверок их деятельности, за исключением сведений, составляющих государственную тайну» (ст.51);

– «вправе обращаться за защитой своих интересов в международные суды, суды иностранных государств и третейские суды (ст.6).

Согласно сентябрьских 2014 г. рекомендаций Международного валютного фонда (см. приложение 5):

Функциональная и операционная независимость ЦБ РФ должна быть защищена и гарантирована (властями);

Следует обеспечить сохранение операционной независимости Банка России. Хотя широкое участие заинтересованных сторон в определении среднесрочных целей по инфляции желательно, за реализацию мер политики, направленных на достижение целевых показателей по инфляции, должен отвечать исключительно Банк России. Определение четких полномочий будет иметь ключевое значение для обеспечения убедительного перехода к режиму таргетирования инфляции;

– При возникновении сбоев в функционировании финансового рынка и чрезмерной волатильности обменного курса рубля следует также проводить валютные интервенции, но не устанавливать в качестве целевого показателя какой-либо определенный уровень обменного курса

Следование сформированным принципам налогово-бюджетной политики является критически значимым. Бюджетное правило должно стать основным фактором обеспечения доверия к макроэкономической политике государства. Руководству России необходимо противостоять растущим запросам в области увеличения бюджетных расходов и сократить масштабы государственных инвестиций, чтобы удовлетворить имеющиеся крупные потребности в финансировании инфраструктурных проектов.

Из вышеуказанного следует вывод: Банку России в своей деятельности государством предоставлены беспрецедентные и независимые от других государственных органов полномочия, (в том числе право по передаче иностранным контрагентам информации и (или) документов, содержащих сведения, составляющие банковскую тайну), о сохранении которых в сентябре 2014 г. очень радеет Международный валютный фонд в своих рекомендациях Банку России.

 

Определим, какова мера ответственности органов управления и персоналий Банка России, и кто контролирует деятельность Банка России:

– коллегиальным органом банка России является Национальный финансовый совет, состоящий из 12 его членов (https://www.cbr.ru/today/?PrtId=nfs), в т.ч.: двое направляются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации из числа членов Совета Федерации, трое - Государственной Думой из числа депутатов Государственной Думы, трое - Президентом Российской Федерации, трое - Правительством Российской Федерации. В состав Национального финансового совета входит также Председатель Банка России (ст.12 закона о Банке России);

– в компетенцию Национального финансового совета входит: назначение главного аудитора Банка России и рассмотрение его докладов; рассмотрение проекта основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики; ежеквартальное рассмотрение информации Совета директоров по основным вопросам деятельности Банка России, в т.ч. по реализации основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики (ст.13 закона о Банке России);

– решения Национального финансового совета принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов Национального финансового совета при кворуме в семь человек (ст.12 закона о Банке России). Т.е. по вопросам формирования денежно-кредитной политики, оказывающим влияние на развитие государства, принимаются минимальным единогласным решением всего 4-х членов Национального финансового совета Банка России;

– Председатель Банка России назначается на должность Государственной Думой сроком на пять лет большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Председатель Банка России освобождается от должности также Государственной Думой по представлению Президента Российской Федерации (ст.12 закона о Банке России);

– Председатель Банка России может быть освобожден от должности, в т.ч. случаях: совершения уголовно наказуемого деяния, установленного вступившим в законную силу приговором суда; нарушения федеральных законов, которые регулируют вопросы, связанные с деятельностью Банка России (ст.14 закона о Банке России);

– вопросы оценки адекватности и контроля за реализацией формирования Банком России курсообразования и его процентной политики не входят в компетенцию государственных и правоохранительных органов государства, таких как: Счетная Палата Российской Федерации; Главное контрольное управление делами Президента Российской Федерации; Генеральная прокуратура Российской Федерации; Следственный комитет при Прокуратуре Российской Федерации (согласно регламентирующих деятельность органов документов);

внешний аудит деятельности Банка России, в т.ч. по вопросам курсообразования и его процентной политики, осуществляется только иностранными аудиторскими компаниями, в частности: PricewaterhouseCoopers; Oliver Wyman (https://cont.ws/post/118661/; https://izvestia.ru/news/588804).

По контролю за деятельностью Банка России в сферах курсообразования и процентной политики из вышесказанного следует неутешительный вывод: деятельность Банка России контролируется только зарубежными аудиторами, в частности американскими компаниями PricewaterhouseCoopers; Oliver Wyman. В компетенцию государственных (кроме Государственной думы) и правоохранительных органов Российской Федерации контроль за деятельностью Банка России по указанным направлениям не входит.

 

Далее необходимо разобраться в понятиях «недооценен» или «переоценен» Российский рубль с академической позиции сути денег.

Что означает «недооценен» рубль или «переоценен», Э.С. Набиуллина в статье (Интерфакс, 15.11.204: https://www.interfax.ru/business/407339) не пояснила. Утверждая о недооцененности рубля Э.С. Набиуллина, возможно, исходила из наличия у Банка России на момент ее высказывания золотовалютных резервов (ЗВР) в размере 420,6 млрд. долларов США и содержания статьи 30 Закона о Банке России, в которой указано что «Банкноты и монета Банка России являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами». Ведь основными активами на балансе Банка России являются ЗВР, на 85% состоящие из иностранной валюты. Однако, последующее после 15.11.2014 обесценение официального курса рубля с 46,1233 до максимального – 67,7851 на 18.12.2014 (или в 1,47 раза) опровергает вышеописанное предположение по причине того, что на 19.12.2014 величина ЗВР снизилась всего до 398,9 млрд. долларов США (или на 5,16%).

Описанная в статье 30 Закона о Банке России зависимость обеспеченности наличного рубля от наличия и величины активов Банка России экономически не обоснованна по нескольким причинам:

– во-первых, обеспеченность денежной единицы не может быть разной для наличной и безналичной денежной единицы (в статье 30 речь идет именно о наличном рубле);

– во-вторых, зависимость обеспеченности денежной единицы одной страны от наличия и величины в резервах ее Центрального банка денежной единицы другой страны или стран (даже более развитых) само по себе абсурдно, так как такая зависимость не имеет никакого отношения к сути и обеспеченности денег в академическом смысле, не говоря уже об экономическом суверенитете этой страны.

Рассмотрим гипотетический случай: у Банка России нет золотовалютных резервов, а Россия продает за рубеж те же энергоресурсы (нефть, газ) и другие товары только за Российские рубли. Можно ли в таком случае считать, что Российский рубль полностью не обеспечен и ничего не стоит? Согласно закона о Банке России – да; а по уровню обеспечения национальной валюты его национальным богатством (природными ресурсами, произведенными активами и товарами, интеллектуальной собственностью) – нет.

Деньги, не будучи эквивалентом товара, имеющего потребительскую стоимость или переработкой которого можно получать добавленную стоимость, не имеют стоимости, а, следовательно, и цены (об этом писал еще К.Маркс в «Капитал»). Деньги имеют определенную цену, которая выражается в покупательной способности относительно того, что и сколько за ними стоит ценного (или чем обеспечены деньги). Внутри отдельной страны покупательная способность национальной денежной единицы обусловлена исключительно ценами на товары и услуги внутри данной страны. Она корректируется по индексу относительного изменения цен, который периодически определяют по изменению стоимости определенного набора товаров и услуг, как правило, входящих в расчет валового внутреннего продукта (далее – ВВП) страны. Поэтому курс обмена тех же Российского рубля и доллара США, чтобы не обманывать друг друга в международной торговле, должен быть равен отношению стоимостей такого набора в этих денежных единицах, то есть равен паритету их покупательных способностей (далее – ППС).

Согласно определения, размещенного на сайте Википедии (https://ru.wikipedia.org/wiki/Паритет_покупательной_способности или см. приложение 6), «Паритет покупательной способности (англ. purchasing power parity) — соотношение двух или нескольких денежных единиц, валют разных стран, устанавливаемое по их покупательной способности применительно к определённому набору товаров и услуг. [1]

Согласно теории о паритете покупательной способности, на одну и ту же сумму денег, пересчитанную по текущему курсу в национальные валюты, в разных странах мира можно приобрести одно и то же количество товаров и услуг при отсутствии транспортных издержек и ограничений по перевозке.

Под паритетом покупательной способности может подразумеваться также фиктивный обменный курс двух или нескольких валют, рассчитанный на основе их покупательной способности безотносительно к определённым наборам товаров и услуг.»

Даже в материалах Википедии фиктивный обменный курс двух или нескольких валют привязан к расчету на основе их покупательной способности, но безотносительно к определённым наборам товаров и услуг. Такой расчет по паритету покупательной способности производится по величинам ВВП стран на другой странице Википедии: (https://ru.wikipedia.org/wiki/Список_стран_по_ВВП_(ППС) или см. приложение 7). Россия по расчетной величине ВПП по ППС находится на 5-6 местах, что указывает на стабильно достаточный уровень обеспеченности и покупательной способности нашего Российского рубля.

Расчет ВВП, в т.ч. по ППС, с периодичностью на ежеквартальной, ежегодной основе приводит к еще одному целесообразному выводу – соотношение валют не может определяться на ежедневной основе, в силу неизвестности ежедневной величины ВВП, соответственно, значительное изменение курсов валют на валютном биржевом рынке на ежедневной основе есть ничто иное, как фиктивные спекулятивные игры крупных участников этого рынка.

Другим наглядным примеров адекватного расчета курсов валют по принципу ППС является расчет Индекса Биг-Мак, отраженного также на странице Википедии: (https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=Индекс_Биг-Мака&stable=1 или см. приложение 8).

Индекс Биг-Мака [1] (англ. Big Mac Index) — неофициальный способ определения паритета покупательной способности (ППС).

«Индекс бигмака основан на теории паритета покупательной способности, по которой валютный курс должен уравнивать стоимость корзины товаров в разных странах (то есть отношение обменных валютных курсов), только вместо корзины берется один стандартный бутерброд, выпускаемый компанией McDonald’s повсеместно[2].

Делается это для того, чтобы определить реальные обменные курсы валют различных государств. Такие исследования журнал «The Economist» ведет с 1986 года. Биг-Мак используется экспертами журнала в качестве эталона по двум причинам: McDonald's представлен в большинстве стран мира, а сам Би



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: