ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА И ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА ОХРАНОЙ ТРУДА




1. Систем государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде.

2. Общественный контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда.

3. Ответственность нанимателя, должностных лиц и работников за несоблюдение законодательства о труде.


Согласно главе 7 Закона РБ «Об охране труда» статья 462 ТК государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде осуществляют специально уполномоченные государственные органы.

Государственные органы надзора и контроля осуществляют:

- надзор и контроль за соблюдением законодательства о тру­де и об охране труда (Департамент государственной инспек­ции труда);

- надзор за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике (Проматомнадзор);

- надзор за безопасной эксплуатацией электрических и теплоиспользующих установок (Госэнергонадзор);

- надзор за соблюдением санитарного законодательства, санитарных норм, правил и гигиенических нормативов (Госсаннадзор);

- контроль за проведением аттестации рабочих мест и уста­новлением доплат по условиям труда, правильностью при­менения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию за работу с особы­ми условиями труда (Государственная экспертиза по усло­виям труда);

- контроль в сфере обеспечения безопасности дорожного дви­жения (ГАИ);

- надзор за техническим состоянием тракторов, мелиоратив­ных, дорожно-строительных и сельскохозяйственных машин и оборудования (Гостехнадзор);

- надзор за соблюдением технических регламентов (Госстан­дарт).

 
 
 


Общественный контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда в РБ в соответствии со статьей 38 закона РБ об охране труда» и статьей 463 ТК осуществляют профсоюзы.

Контроль осуществляется через их правовые и технические инспекции труда, общественных инспекторов по охране труда.

Правовые и технические инспекции труда создаются на уровнях: Федерация профсоюзов; профессиональные союзы, входящие в Федерацию; областные и районные структуры.

Общественные инспекторы по охране труда осуществляют общественный контроль за соблюдением законодательства о труде в организациях, в которых они работают.

Правовые и технические инспектор труда профсоюз имеют право:

- беспрепятственно посещать организации и индивидуальных предпринимателей для проверок;

- запрашивать и получать сведения о несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях, документы, локальные нормативные акты;

- осматривать рабочие места, требовать проведения независимой экспертизы условий труда, технологических процессов, производственных зданий, оборудования и других объектов, которые угрожают жизни и здоровью работников;

- принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- принимать участие в работе комиссий по испытанию и приемке в эксплуатацию объектов, оборудования, участвовать в аттестации рабочих мест по условиям труда;

 

- требовать немедленного устранения нарушений;

- приостанавливать работы до принятия решения соответствующими органами государственного управления;

- требовать отстранения от работы работников в случаях, предусмотренных законодательством;

- осуществлять проверки, участвовать в расследовании несчастных случаев.

Уполномоченных для этой деятельности лица избирают на общих собраниях (конференциях) работников организации на срок от 2 до 5 лет. Они не реже одного раза в год отчитываются о своей работе.

 


Должностные лица, виновные в нарушении законодательства о труде и правил по охране труда, в невыполнении соглашений и коллективных договоров или препятствующие деятельности профсоюзов, несут дисциплинарную, административную уголовную ответственность.

Виды ответственности за нарушения законодательства об охране труда:

- дисциплинарная ответственность предусмотрена статьёй 200 Трудового Кодекса РБ;

- административная ответственность, предусмотрена статьями 9.16-9.20 Кодекса об административных правонарушениях РБ;

- уголовная, предусмотрена статьями 302-308УК РБ (до 5 лет).
Дисциплинарная ответственность. Состоит в наложении на виновных администрацией (оформляется приказом руководителя организации) следующих взысканий: замечание (постановка на вид), выговор, увольнение (ст. 198 ТК).

Административная ответственность. За совершение административных правонарушений могут применяться различные административные взыскания. Например, письменное предупреждение, штраф, лишение специальных прав, предоставленных данному гражданину (права управления транспортным средством, права охоты и.д.), исправительные работы и т.п.

Уголовная ответственность. Предусматривается за нарушение правил техники безопасности, производственной санитарии и трудового законодательства, если нарушение повлекло или могло повлечь за собой несчастный случай или другие тяжкие последствия. Мера наказания определяется в зависимости от тяжести преступления и определяется судом.

 


«Организация работы по охране труда в учреждении (организации)»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: