III. Начальная расстановка фигур (1час)




Начальное положение (начальная позиция). Расположение каждой из фигур в начальном положении; правило

«Каждый ферзь любит свой цвет». Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.

Дидактические игры и игровые задания.

«Мешочек». Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию.

«Да или нет?». Педагог берет две шахматные фигуры, а дети отвечают, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.

«Не зевай!». Педагог говорит какую-либо фразу о начальном положении, например: «Ладья стоит в углу», и бросает кому-либо из учеников мяч; если утверждение верно, то мяч следует поймать.

IV. Ходы и взятие фигур (16 часов)

Правила хода и взятия каждой из фигур. Игра «на уничтожение. Белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны. Качество. Легкие и тяжелые фигуры. Ладейные, коневые, слоновые, ферзевые и королевские пешки. Взятие на проходе. Превращение пешки.

Дидактические игры и игровые задания.

«Игра на уничтожение» – важнейшая игра курса. Именно здесь все плюсы шахмат начинают «работать» на ученика – формируется внутренний план действий, аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры); выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

«Один в поле воин». Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).

«Лабиринт». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и не перепрыгивая их.

«Перехитри часовых». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.

«Сними часовых». Белая фигура должна побить все черные фигуры; избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы ни разу не оказаться под боем черных фигур.

«Кратчайший путь». За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.

«Захват контрольного поля». Игра фигурой против фигуры ведется не на уничтожение, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на поля, находящиеся под ударом фигуры противника.

«Защита контрольного поля». Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя.

«Атака неприятельской фигуры». Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.

«Двойной удар». Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры, но так, чтобы не оказаться под боем.

«Взятие». Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищенную фигуру.

«Защита». Нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.

V. Цель шахматной партии (6 часов)

Шах. Понятие о шахе. Защита от шаха. Мат – цель шахматной партии. Матование одинокого короля. Задачи на мат в один ход. Пат. Ничья. Пат и другие случаи ничьей. Мат в один ход. Длинная и короткая рокировка и ее правила.

Дидактические игры и игровые задания.

«Шах или не шах». Приводится ряд позиций, в которых ученики должны определить: стоит ли король под шахом или нет.

«Объяви шах». Требуется объявить шах неприятельскому королю.

«Пять шахов». Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю.

«Защита от шаха». Белый король должен защититься от шаха.

«Мат или не мат». Приводится ряд позиций, в которых ученики должны определить: дан ли мат черному королю.

«Мат в один ход». Требуется объявить мат неприятельскому королю в один ход.

«Рокировка». Приводится ряд позиций, в которых ученики должны определить: можно рокировать или нет.

VI. Игра всеми фигурами из начального положения (3 часа)

Шахматная партия. Начало шахматной партии. Представления о том, как начинать шахматную партию. Короткие шахматные партии.

Дидактические игры и игровые задания.

«Два хода». Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход педагога ученик отвечает двумя своими ходами подряд.

Обобщение (1 час)

К концу первого года обучения дети должны знать:

 шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, партия; начальное положение (начальная позиция), белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, рокировка (длинная и короткая); шах, мат, пат, ничья;

 названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король, правила хода и взятия каждой фигуры.

К концу первого года обучения дети должны уметь:

 ориентироваться на шахматной доске;

 играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения правил шахматного кодекса;

 правильно размещать доску между партнерами и правильно расставлять начальную позицию;

 различать горизонталь, вертикаль и диагональ;

 рокировать;

 объявлять шах, мат;

 решать элементарные задачи на мат в один ход.

 

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Класс

№ п/п Дата по плану Дата по факт Тема занятия Краткое содержание занятия УУД
ШАХМАТНАЯ ДОСКА (4 часа)
      Первое знакомство с шахматным королевством. Шахматная доска. Чтение-инсценировка дидактической сказки«Удивительные приключения шахматной доски». Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Шахматная доска и шахматные поля имеют квадратную форму. Чтение-инсценировка дидактической сказки «Котята- хвастунишки». Знакомство с учителем и одноклассниками. Умение вступать в диалог.   Формированиемотива,реализующегопотребность всоциально значимой и социально-оцениваемойдеятельности.   Развитие готовностисотрудничеству и дружбе.   Формированиеустановки наздоровый образжизни. Формированиесоциальных мотивов Ориентация напонимание причин успеха вдеятельности.   Развитие учебно-познавательного интереса к новому материалу и способам решения новой задачи.     Пониманиевозможностиразличных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос.     Умениедоговариваться, находить общее решение Целеполагание какпостановка учебнойзадачи на основесоотнесения того, чтоуже известно иусвоено учащимися итого, что ещёнеизвестно. Пониманиевозможности различных позиций иточек зрения на какой-либо предмет ивопрос. Умениедоговариваться,находить общеерешение.
      Линии на шахматной доске. Горизонтали и вертикали. Расположение доски между партнерами. Горизонтальная линия. Количество полей в горизонтали. Количество горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. Количество вертикалей на доске. Чередование черных и белых полей в горизонтали и вертикали. Дидактические задания и игры «Горизонталь», «Вертикаль».
      Линии на шахматной доске. Диагонали. Диагональ. Отличие диагонали от горизонтали и вертикали. Количество полей в диагонали. Большая белая и большая черная диагонали. Короткие диагонали. Чтение-инсценировка дидактической сказки из книги И.Г.Сухина«Приключения в шахматной стране». Дидактические задания и игры «Диагональ».
      Центр шахматной доски. Центр. Форма центра. Количество полей в центре. Расположение черных и белых полей в центре доски.
ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ(2 часа)
      Шахматные фигуры. Белые и черные фигуры. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Дидактические задания и игры «Волшебный мешочек», «Угадай-ка», «Секретная фигура», «Что общего», «Большая и маленькая».   Умениедоговариваться, находить общее решение Целеполагание какпостановка учебнойзадачи на основесоотнесения того, чтоуже известно иусвоено учащимися итого, что ещёнеизвестно. Пониманиевозможности различных позиций иточек зрения на какой-либо предмет ивопрос. Умениедоговариваться,находить общеерешение.
      Сравнительная сила фигур. Белые и черные фигуры. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Дидактические задания и игры «Волшебный мешочек», «Угадай-ка», «Секретная фигура», «Что общего», «Большая и маленькая».
НАЧАЛЬНАЯ РАССТАНОВКА ФИГУР (1 час)
      Начальная позиция. Расстановка фигур перед шахматной партией. Правило: «Каждый ферзь любит свой цвет». Связь между горизонталями,вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур. Дидактические задания и игры «Мешочек», «Да или нет», «Мяч». Развитие учебно-познавательного интереса к новому материалу и способам решения новой задачи.     Пониманиевозможностиразличных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос.  
ХОДЫИ ВЗЯТИЕ ФИГУР (16 часов)
      Ладья. Место ладьи в начальном положении. Ход ладьи. Взятие. Дидактические игры и задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь». Умениеаргументировать своёпредложение,убеждать идоказывать. Развитие готовностик сотрудничеству сучителем. Формированиепотребности вреализации основправильногоповедения впоступках идеятельностиуступать. Формированиеустойчивой учебно- познавательноймотивациидеятельности.
      Ладья. Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ладья против ладьи, две ладьи против двух), «Ограничение подвижности» (разновидность игры на уничтожение, но с «заминированными» полями).
      Слон. Место слона в начальном положении. Ход слона. Взятие. Белопольные и чернопольные слоны. Разноцветные и одноцветные слоны. Качество. Легкая и тяжелая фигура. Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».
      Слон. Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защитаконтрольного поля», «Игра на уничтожение» (слон против слона, два слона против двух), «Ограничение подвижности».
      Ладья против слона. Термин «стоять под боем». Дидактические задания «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру». Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ладья против слона, две ладьи против слона, ладья против двух слонов, две ладьи против двух слонов, сложные положения), «Ограничение подвижности».
      Ферзь. Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя. Взятие. Ферзь – тяжелая фигура. Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».
      Ферзь. Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ферзь против ферзя), «Ограничение подвижности».
      Ферзь против ладьи и слона. Дидактические задания «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Выиграй фигуру». Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ферзь против ладьи, ферзь против слона, более сложные положения), «Ограничениеподвижности».
      Конь. Место коня в начальном положении. Ход коня. Взятие. Конь – легкая фигура. Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».
      Конь Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (конь против коня, два коня против одного, один конь против двух, два коня против двух), «Ограничение подвижности».
      Конь против ферзя, ладьи, слона. Дидактические задания «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру». Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (конь против ладьи, конь против слона, конь против ферзя, более сложные положения), «Ограничение подвижности».
      Пешка. Место пешек в начальном положении. Ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки. Ход пешки. Взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки. Дидактические задания «Лабиринт», «Один в поле воин».
      Пешка. Дидактические игры «Игра на уничтожение» (пешка против пешки, две пешки против одной, одна пешка против двух, две пешки против двух, многопешечные положения), «Ограничение подвижности».   Умениедоговариваться, находить общее решение Целеполагание какпостановка учебнойзадачи на основесоотнесения того, чтоуже известно иусвоено учащимися итого, что ещёнеизвестно. Пониманиевозможности различных позиций иточек зрения на какой-либо предмет ивопрос. Умениедоговариваться,находить общеерешение.
      Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона Дидактические задания «Перехитри часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру». Дидактические игры «Игра на уничтожение» (пешка против ладьи, пешка против слона, пешка против коня, пешка против ферзя, более сложные положения), «Ограничение подвижности.
      Король. Место короля в начальном положении. Ход короля. Взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя. Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь». Дидактическая игра «Игра на уничтожение» (король против короля). Чтение-инсценировка сказки «Лена, Оля и Баба-Яга»
      Король против других фигур. Дидактические задания «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие». Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (король против ладьи, король против слона, король против коня, король против ферзя, король против пешки), «Ограничение подвижности».
ЦЕЛЬ ШАХМАТНОЙ ПАРТИИ (6 часов)
      Шах. Шах – угроза королю. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха (3 способа). Дидактические задания «Шах или не шах», «Дай шах», «Пять шахов», «Защита от шаха».   Умениедоговариваться, находить общее решение Целеполагание какпостановка учебнойзадачи на основесоотнесения того, чтоуже известно иусвоено учащимися итого, что ещёнеизвестно. Пониманиевозможности различных позиций иточек зрения на какой-либо предмет ивопрос. Умениедоговариваться,находить общеерешение.
      Шах. Открытый (вскрытый) шах. Двойной шах. Дидактические задания «Дай открытый шах», «Дай двойной шах»; игра фигурами из начального положения до первого шаха.
      Мат. Мат – цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, пешкой. Мат в один ход. Мат в один ход ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой (простые примеры). Дидактические задания «Мат или не мат», «Мат в один ход».
      Мат.
      Ничья. Пат. Пат. Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры патовых ситуаций. Дидактическое задание «Пат или не пат», «Пат или мат.
      Рокировка. Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки. Дидактическое задание «Рокировка».
ИГРА ВСЕМИ ФИГУРАМИ ИЗ НАЧАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ (3 часа)
      Шахматная партия. Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснения о том, как лучше начинать шахматную партию). Дидактическая игра «Два хода».   Умениедоговариваться, находить общее решение Целеполагание какпостановка учебнойзадачи на основесоотнесения того, чтоуже известно иусвоено учащимися итого, что ещёнеизвестно. Пониманиевозможности различных позиций иточек зрения на какой-либо предмет ивопрос. Умениедоговариваться,находить общеерешение.
      Шахматная партия. Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения.
      Шахматная партия. Демонстрация коротких партий. Игра всеми фигурами из начального положения.
ОБОБЩЕНИЕ (1 час)
      Повторение материала. Повторение основных вопросов курса. Развитие готовностисотрудничеству и дружбе.  

 

 

Интернет-ресурсы:

 

 

https://easyen.ru/load/metodika/kompleksy/kompleks_shakhmatnaja/457-1-0-5760



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: