ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ




 

  Уважительное отношение взрослых к человеческому достоинству де­тей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уве­ренности в собственных возможностях и способностях
   
2. Использование в образовательной деятельности форм и методов ра­боты с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным осо­бенностям (недопустимо как искусственное ускорение, так и искус­ственное замедление развития детей)
 
i. Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития
 
4. Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отноше­ния детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности
   
  Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности
   
  Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участни­ков совместной деятельности и общения
   
  Защита детей от всех форм физического и психического насилия
   
  Поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность

 

Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей

 

П. 3.2.5 ФГОС ДО — условия соответствуют специ­фике дошкольного возраста и предполагают:

 

  Обеспечение эмоционального благополучия — через непосредственное общение с каждым ребенком; — через уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям  
  Поддержка индивидуальности и инициативы детей — через создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; — через создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей; — через недирективную помощь детям, поддержку дет­ской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.)  
  Установление правил взаимодействия в разных ситуа­циях: — создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащих к разным национально-культурным, религиозным общ­ностям и социальным слоям, а также имеющим различ­ные (в том числе ограниченные) возможности здоро­вья; — развитие коммуникативных способностей детей, позво­ляющих разрешать конфликтные ситуации со сверстни­ками; — развитие умения детей работать в группе сверстников  
  Построение вариативного развивающего образова­ния, ориентированного на уровень развития, прояв­ляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не ак­туализирующийся в его индивидуальной деятельно­сти (зона ближайшего развития каждого ребенка) — через создание условий для овладения культурными средствами деятельности; — через организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и дет­ского творчества, личностного, физического и худо­жественно-эстетического развития детей; — через поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства; — через оценку индивидуального развития детей  
  Взаимодействие с родителями (законными предста­вителями) по вопросам образования ребенка, непо­средственного вовлечения их в образовательную дея­тельность, в том числе посредством создания образо­вательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образователь­ных инициатив семьи  

 

Требования к развивающей предметно-пространственной среде в контексте ФГОС дошкольного образования

 

П. 3.3 ФГОСДО — развивающая предметно-пространственнаясреда обеспечивает максимальную реализацию образова­тельного потенциала пространства Организации, группы, а также территории (далее — участок), прилегающей к Организации или плодящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы; материалов, оборудования и инвентаря для раз­им ги я детей дошкольного возраста:

• в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа;

• охраны и укрепления их здоровья;

• учета особенностей и коррекции недостатков их развития

(п. 3.3.1 ФГОС ДО).

 

№ п/п Требования к развивающей предметно-пространственной среде
  Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать: — возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых; — двигательную активность детей; — возможность для уединения (п. 3.3.2 ФГОС ДО); — реализацию различных образовательных программ; — в случае организации инклюзивного образования — необходи­мые для него условия; — учет национально-культурных, климатических условий, в кото­рых осуществляется образовательная деятельность; — учет возрастных особенностей детей (п. 3.3.3 ФГОС ДО)_  
  Развивающая предметно-пространственная среда должна быть: — содержательно-насыщенной; — трансформируемой; — полифункциональной; — вариативной; — доступной; — безопасной (п. 3.3.4 ФГОС ДО)  
  Развивающая предметно-пространственная среда должна от­ражать содержание образовательных областей: — социально-коммуникативное развитие; — познавательное развитие; — речевое развитие; — художественно-эстетическое развитие; — физическое развитие  
  Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать различные виды детской деятельности: • в младенческом возрасте (2 мес. — 1 год): — непосредственное эмоциональное общение с взрослым; — манипулирование с предметами; — познавательно-исследовательские действия; — восприятие музыки, детских песен и стихов; — двигательная активность и тактильно-двигательные игры; • в раннем возрасте (1 год — 3 года): — предметная деятельность и игры с составными и динамически­ми игрушками; — экспериментирование с материалами и веществами; — общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого; — самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями; — восприятие смысла музыки, сказок, стихов; — рассматривание картинок; — двигательная активность; • для детей дошкольного возраста (3 года — 8 лет): — игровая; — коммуникативная; — познавательно-исследовательская; — восприятие художественной литературы и фольклора; — самообслуживание и элементарный бытовой труд; — конструирование из разного материала; — изобразительная (рисование, лепка, аппликация); — музыкальная; — двигательная

 

Характеристики развивающей предметно-пространственной среды

(п. 3.3.4 ФГОС ДО)

 

№ п/п Характеристика предметно-пространственной среды Содержание
  Насыщенность среды должна соответствовать: • возрастным возможно­стям детей; • содержанию Программы Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе технически­ми), игровым, спортивным, оздорови­тельным оборудованием, инвентарем и материалами. Насыщенность среды обеспечивает: — игровую, познавательную, исследо­вательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментиро­вание с доступными детям материала­ми; — двигательную активность, развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; — эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; — возможность самовыражения детей
  Трансформируемость про­странства Возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимо­сти от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей
  Полифункциональность материалов — Возможность разнообразного ис­пользования различных составляющих предметной среды, например: детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.; — наличие полифункциональных пред­метов, в том числе природных матери­алов, пригодных для использования в разных видах детской активности
  Вариативность — Наличие различных пространств (для игры, конструирования, уедине­ния и пр.), а также разнообразных ма­териалов, игр, игрушек и оборудова­ния, обеспечивающих свободный вы­бор детей; — периодическая сменяемость игрово­го материала, появление новых пред­метов, стимулирующих игровую, дви­гательную, познавательную и исследо­вательскую активность детей
  Доступность — Доступность для воспитанников, в том числе для детей с ограниченны­ми возможностями здоровья и для детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; — свободный доступ детей, в том чис­ле с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материа­лам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; — исправность и сохранность матери­алов и оборудования
  Безопасность Соответствие всех элементов предметно-пространственной среды требованиям по обеспечению надеж­ности и безопасности их использова­ния
       

 

Развивающая предметно-пространственная среда

в соответствии с детскими видами деятельности

 

Направления образовательной деятельности   Вид помещений   Оснащение  
Познавательно-исследовательская деятельность  
Сенсорное развитие   Игровые комнаты групп   Объекты для исследования в дей­ствии (доски-вкладыши, мозаика, палочки Кюизенера, наборы куби­ков и др.); — дидактические игры на развитие психических функций — мышления, внимания, памяти, воображения  
Познавательное развитие   Методиче­ский каби­нет, игровые комнаты групп   — Объекты для исследования в дей­ствии (наборы для опытов с водой, воздухом, светом, магнитами, пе­ском, коллекции); — образно-символический материал (наборы картинок, календари пого­ды, природы, карты, атласы, глобу­сы и т.д.); — материалы, учитывающие инте­ресы мальчиков и девочек_  
Формирование эле­ментарных мате­матических пред­ставлений   Игровые комнаты групп   — Объекты для исследования в действии (палочки Кюизенера, блоки Дьенеша и др.); — образно-символический материал (головоломки, лабиринты); — нормативно-знаковый материал (календарь, карточки, кубики с цифрами, линейки и т. д.); — развивающие игры с математиче­ским содержанием; — домино, шашки, шахматы  
Формирование це­лостной картины мира, расширение кругозора детей Методиче­ский каби­нет, игровые комнаты групп   — Образно-символический матери­ал; — нормативно-знаковый материал; — коллекции; — настольно-печатные игры; — электронные материалы (видео­фильмы, слайд-шоу различной тема­тики); — справочная литература (энцикло­педии)  
Коммуникативная деятельность  
— развитие сво­бодного общения СО взрослыми и детьми;   Все про­странство детского сада   — Картотека словесных игр; — настольные игры (лото, домино); — нормативно-знаковый материал; — игры на развитие мелкой мото­рики; — развивающие игры («Найди по описанию», «Что сначала, что по­том», шнуровки, вкладыши и др.); — алгоритмы (схемы) для обучения рассказыванию, мнемотаблицы для заучивания стихов; — художественная литература для чтения детям и чтения самими детьми; — картины, иллюстративный мате­риал, плакаты для рассматривания; — игры-забавы
— развитие всех компонентов уст­ной речи детей   Методиче­ский каби­нет, игровые комнаты всех групп  
Восприятие художественной литературы и фольклора  
— Формирование целостной карти­ны мира, в том числе первичных ценностных пред­ставлений — развитие лите­ратурной речи; — приобщение к словесному искус­ству   Методиче­ский каби­нет, все помеще­ния групп, музыкаль­ный зал, участок учреждения   — Художественная литература для чтения детям и чтения самими детьми; — справочная литература (энцикло­педии); — аудио- и видеозаписи литератур­ных произведений; — образно-символический материал (игры «Парочки», «Литературные ге­рои», пазлы); — различные виды театров; — ширма для кукольного театра; — детские театральные костюмы, атрибуты для костюмов и постано­вок; — игрушки-персонажи; — игрушки — предметы оперирова­ния; — алгоритмы (схемы) для обучения рассказыванию, мнемотаблицы для заучивания стихов; — картотека подвижных игр со сло­вами; — картотека словесных игр; — картотеки потешек, загадок, по­словиц и других форм литературно­го творчества; — книжные уголки в группах; — материалы, учитывающие инте­ресы мальчиков и девочек  
Игровая деятельность  
— Развитие навы­ков и умений игро­вой деятельности   Игровые комнаты всех групп, участок учреждения   — Игрушки-персонажи и ролевые атрибуты; — игрушки — предметы оперирова­ния; — маркеры игрового пространства (детская, кукольная мебель, предме­ты быта); — полифункциональные материалы; — игры «На удачу», «На умственную компетенцию детей»; — строительный материал; — конструкторы; — детали конструктора; — материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек  
Приобщение к эле­ментарным, обще­принятым нормам и правилам взаимо­отношения со свер­стниками и взрос­лыми (в том числе моральным) Все про­странство учреждения   — Художественная литература для чтения детям и чтения самими детьми; — настольные игры соответствую­щей тематики; — альбомы «Правила группы», «Правила безопасности»; — игрушки-персонажи и ролевые атрибуты; — игрушки — предметы оперирова­ния; — маркеры игрового пространства; — материалы, учитывающие инте­ресы мальчиков и девочек  
Формирование гендерной, семейной, гражданской при­надлежности   Все помеще­ния групп   — Иллюстративный материал, пла­каты для рассматривания; — атрибуты для сюжетно-ролевых игр («Семья», «Поликлиника» и др.); — уголок ряжения; -- игрушки-персонажи и ролевые атрибуты; — настольные игры соответствую­щей тематики; — этнокалендарь; фотоальбомы воспитанников; нормативно-знаковый материал  
Формирование патриотических чувств   Игровые комнаты всех групп   — Иллюстративный материал, пла­каты для рассматривания; художественная литература для чтения детям и чтения самими детьми; — дидактические наборы соответ­ствующей тематики; этнокалендарь; — фотоальбомы воспитанников; коллекции; — образно-символический материал (наборы картинок по исторической тематике для выстраивания времен­ных рядов, для иерархической клас­сификации); — нормативно-знаковый материал  
Формирование чув­ства принадлежно­сти к мировому со­обществу Игровые комнаты всех групп — Художественная литература для чтения детям и чтения самими детьми; — дидактические наборы соответ­ствующей тематики; — справочная литература; — образно-символический материал (наборы картинок по исторической тематике для выстраивания времен­ных рядов, для иерархической клас­сификации); — этнокалендарь; — фотоальбомы воспитанников; — коллекции; — нормативно-знаковый материал
Формирование представлений об опасных для челове­ка и окружающего мира природы си­туациях и способах поведения в них; — приобщение к правилам безопас­ного поведения Все про­странство учреждения (коридоры, холлы и пр.), участок учреждения — Иллюстративный материал, кар­тины, плакаты для рассматривания; — видеофильмы для детей; — дидактические наборы соответ­ствующей тематики; — художественная литература для чтения детям и чтения самими детьми; — энциклопедии; — игрушки — предметы оперирова­ния; — игрушки-персонажи и ролевые атрибуты; — маркеры игрового пространства (детская, кукольная мебель, предме­ты быта) с учетом правил безопас­ности
Передача детям знаний о правилах безопасности до­рожного движения в качестве пешехо­да и пассажира транспортного средства Игровые комнаты всех групп, участок дет­ского сада — Иллюстративный материал, кар­тины, плакаты для рассматривания; — видеофильмы для детей; — дидактические наборы соответ­ствующей тематики; — игрушки — предметы оперирова­ния; — игрушки-персонажи и ролевые атрибуты; — полифункциональные материалы; — настольные игры соответствующей тематики («Правила дорожного движения», домино «Дорожные знаки») — строительный материал; — конструкторы; — детали конструктора; — художественная литература для чтения детям и рассматривания самими детьми по 00 «Безопасность»  
Формирование осторожного и осмотрительного отношения к по­тенциально опас­ным для человека и окружающего мира природы ситуациям   Все про­странство учреждения, участок учреждения   ■ Иллюстративный материал, кар­тины, плакаты для рассматривания; — видеофильмы для детей; — дидактические наборы соответ­ствующей тематики; — художественная литература для чтения детям и чтения самими детьми; — энциклопедии; — игрушки — предметы оперирования; — игрушки-персонажи и ролевые атрибуты; — маркеры игрового пространства (детская, кукольная мебель, предме­ты быта); — строительный материал; — конструкторы; — детали конструктора; — настольные игры соответствую­щей тематики; — информационно-деловое оснаще­ние учреждения («Безопасность»); настольные игры соответствую­щей тематики  
Конструирование из разного материала  
Развитие навыков и умений конструк­тивной деятельности   Методиче­ский каби­нет, игровые комнаты групп     — Образно-символический матери­ал (наборы картинок, календари по­годы, природы, карты, атласы, глобусы и т. д.); — строительный материал; — конструкторы напольные; — детали конструктора настольно­го; — плоскостные конструкторы; — бумага, природные и бросовые материалы; — материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек  
Самообслуживание и элементарный бытовой труд  
Развитие навыков и умений трудовой деятельности (са­мообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе)   Все помеще­ния групп, физкультур­ный и музы­кальный залы, участок учреждения   — Игрушки — предметы оперирова­ния; — маркеры игрового пространства (детская, кукольная мебель, предме­ты быта); — атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Семья», «Магазин», «Парикма­херская», «Больница», «Ателье», «Би­блиотека», «Школа» и др.; — полифункциональные материалы: — материалы для аппликации, кон­струирования из бумаги; — природные, бросовые материа­лы; — материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек  
Воспитание цен­ностного отноше­ния к собственному труду, труду дру­гих людей и его ре­зультатам   Все про­странство учреждения, участок учреждения   — Игрушки — предметы оперирования; — маркеры игрового пространства (детская, кукольная мебель); — полифункциональные материалы — образно-символический материал (виды профессий и т.д.); — настольно-печатные игры (лото «Профессии», «Кто что делает?»); — материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек  
Музыкальная деятельность  
— Развитие навы­ков и умений музыкально-художественной деятельности; — приобщение к музыкальному искусству   Кабинет му­зыкального руководите­ля, физкультур­ный и музы­кальный залы, игровые комнаты групп   — Музыкальный центр; — пианино; — разнообразные музыкальные инструменты для детей; — подборка аудиозаписей с музы­кальными произведениями; — пособия, игрушки, атрибуты; — различные виды театров; — ширма для кукольного театра; — детские и взрослые костюмы; — детские хохломские стулья и стол; — шумовые коробочки; — дидактические наборы («Музы­кальные инструменты», «Русские композиторы»); — детские рисунки по темам кон­цертов артистов детской филармо­нии
Изобразительнаядеятельность
- развитие навыков и умений изобразительной деятельности де­тей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд); Игровые комнаты всех групп; участок учреждения — Слайды с репродукциями картин; — материалы и оборудование для продуктивной деятельности (аппли­кации, рисования, лепки); — природный, бросовый материал; — иллюстративный материал, кар­тины, плакаты; — настольно-печатные игры («Цвет», «Форма», «Ассоциация» и др.); — альбомы художественных произ­ведений; — художественная литература с ил­люстрациями; — изделия народных промыслов (Дымково, Городец, Гжель, Хохлома, Палех, Жостово, матрешки, богород­ские игрушки); — скульптуры малых форм (глина, дерево); — игрушки, муляжи, гербарии, кол­лекции семян растений
— развитие дет­ского творчества Все про­странство учреждения, участок учреждения
Приобщение к изо­бразительному ис­кусству Участок учреждения игровые комнаты всех групп — Слайды с репродукциями картин; — альбомы художественных произ­ведений; — художественная литература с ил­люстрациями; — иллюстративный материал, кар­тины, плакаты; — изделия народных промыслов (Дымково, Городец, Гжель, Хохлома, Палех, Жостово, матрешки, богород­ские игрушки); — скульптуры малых форм (глина, дерево)
Двигательная деятельность
—Развитие физи­ческих качеств (скоростных, сило­вых, гибкости, выносливости и ко­ординации); — накопление и обогащение двига­тельного опыта детей (овладение основными движе­ниями) Физкультур­ный и музыкальный залы, игровые помещения групп, участок учреждения, бассейн — Музыкальный центр; — оборудование (для ходьбы, бега, равновесия, прыжков, катания, бро­сания, ловли, ползания и лазания; общеразвивающих упражнений); — набор «Кузнечик»; — картотеки подвижных игр; — картотека «Игры, которые лечат»;, — игры на ловкость (кегли, «Пой­май рыбку» и т. д.); — тренажеры (велосипед и др.); — атрибуты для спортивных игр (хоккей, бадминтон и др.); — игровые комплексы (горка); — качели, карусели; — материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек
Формирование у воспитанников по­требности в двига­тельной активно­сти и физическом совершенствовании Физкультурный и музыкальный залы, игровые помещения всех групп, участок учреждения бассейн — Оборудование (для ходьбы, бега, равновесия; прыжков; катания, бро­сания, ловли; ползания и лазания; общеразвивающих упражнений); — настольно-печатные игры («Виды спорта» и др.); — игры на ловкость (кегли, «Поймай рыбку» и т. д.); — тренажеры (велосипед и др.); — фитболы; — атрибуты для спортивных игр (хоккей, бадминтон и др.); — игровые комплексы (горка); — качели, карусели
Сохранение и укре­пление физического и психического здоровья детей Все про­странство учреждения, участок учреждения — Развивающие игры; — художественная литература; — игры на ловкость; — дидактические игры на развитие психических функций (мышления, внимания, памяти, воображения); — оборудование (для ходьбы, бега, равновесия; прыжков; катания, бро­сания, ловли; ползания и лазания; общеразвивающих упражнений); — набор «Кузнечик»; — картотеки подвижных игр; — картотека «Игры, которые лечат»; — тренажеры (велосипед и др.); — атрибуты для спортивных игр (хоккей, бадминтон и др.); — игровые комплексы (горка); — качели
Воспитание культурно-гигиени­ческих навыков Все помеще­ния групп, участок учреждения — Алгоритмы для запоминания по­следовательности культурно-гигиенических навыков; — художественная литература; — игрушки-персонажи; — игрушки — предметы оперирова­ния; — маркеры игрового пространства; — настольные игры соответствую­щей тематики; — иллюстративный материал, кар­тины, плакаты
Формирование на­чальных представлений о здоровом образе жизни Все помеще­ния групп, участок учреждения — Иллюстративный материал, кар­тины, плакаты; — настольные игры соответствую­щей тематики; — художественная литература для чтения детям и рассматривания самими детьми; — игрушки-персонажи; — игрушки — предметы оперирова­ния; — физкультурно-игровое оборудова­ние; — оборудование (для ходьбы, бега, равновесия; прыжков; катания, бро­сания, ловли; ползания и лазания; общеразвивающих упражнений); — набор «Кузнечик»; — картотеки подвижных игр; — картотека «Игры, которые лечат»  

 

О требованиях Стандарта к работе с родителями

 

Пункт Стан­дарта Содержание
Общие положения
1.1 Положения Стандарта могут использоваться родителями (за­конными представителями) при получении детьми дошкольно­го образования в форме семейного образования
1.2 В основе Стандарта лежит принцип личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослых (роди­телей (законных представителей), педагогических и иных ра­ботников Организации) и детей
1.4 Принципы дошкольного образования: ...сотрудничество Организации с семьей; ...приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства
1.6 Стандарт направлен на решение следующих задач:...объединения обучения и воспитания в целостный образова­тельный процесс на основе духовно-нравственных социокуль­турных ценностей и принятых в обществе правил и норм пове­дения в интересах человека, семьи, общества;...обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и по­вышения компетентности родителей (законных представите­лей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей
1.7 Стандарт является основой ...для оказания помощи родителям (законным представите­лям) в воспитании детей, охране и укреплении их физическо­го и психического здоровья, в развитии индивидуальных спо­собностей и необходимой коррекции нарушений их развития
Требования к структуре образовательной программы дошкольно­го образования и ее объему
2.11.2 В содержательном разделе Программы должны быть представ­лены: ...особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
  Часть Программы, формируемая участниками образователь­ных отношений... должна учитывать образовательные по­требности, интересы, мотивы детей, членов их семей, педаго­гов
2.13 Дополнительный раздел Программы. Краткая презентация должна быть ориентирована на родите­лей (законных представителей) детей и доступна для ознаком­ления. В краткой презентации должны быть указаны:... характеристика взаимодействия педагогического коллек­тива с семьями детей
Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования
3.1 Требования... к образовательной среде ...создает условия для участия родителей (законных предста­вителей) в образовательной деятельности
3.2.1 Для успешной реализации Программы должны быть обеспече­ны следующие психолого-педагогические условия:
  ...поддержка родителей (законных представителей) в воспита­нии детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность
3.2.3 ...Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей)
3.2.5 Условия, необходимые для создания социальной ситуации раз­вития детей... ...взаимодействие с родителями (законными представителя­ми) по вопросам образования ребенка, непосредственного во­влечения их в образовательную деятельность, в том числе по­средством создания образовательных проектов совместно с се­мьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи
3.2.6 В целях эффективной реализации Программы должны быть созданы условия: ...для консультативной поддержки педагогических работников и родителей (законных представителей) по вопросам образо­вания и охраны здоровья детей, в том числе инклюзивного об­разования (в случае его организации)
3.2.8 Организация должна создавать возможности: 1) для предоставления информации о Программе семье и всем заинтересованным лицам, вовлеченным в образователь­ную деятельность, а также широкой общественности; 2) для взрослых по поиску, использованию материалов, обе­спечивающих реализацию Программы, в том числе в инфор­мационной среде; 3) для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы
Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования
4.4 Настоящие требования являются ориентирами для:...взаимодействия с семьями; ...информирования родителей (законных представителей) и общественности относительно целей дошкольного образова­ния, общих для всего образовательного пространства Россий­ской Федерации

 

Система взаимодействия с семьей организаций, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих образовательную программу дошкольного образования

 

№ п/п Направления взаимодействия Формы взаимодействия
  Изучение семьи, запросов, уров­ня психолого-педагогической компетентно­сти, семейных ценностей Социологические обследования по определению социального статуса и микроклимата семьи; беседы (администрация, педагоги, специали­сты); наблюдения за процессом общения членов семьи с ребенком; анкетирование; проведение мониторинга потребностей семей в дополнительных услугах
  Информирова­ние родителей   Рекламные буклеты; журнал для родителей; визитная карточка учреждения; информационные стенды; выставки детских работ; личные беседы; общение по телефону; индивидуальные записки; родительские собрания; родительский клуб; сайт организации, передача информации по электронной почте и телефону; объявления; фотогазеты; памятки
  Консультирова­ние родителей Консультации по различным вопросам (индиви­дуальное, семейное, очное, дистанционное консультирование)  
  Просвещение и обучение роди­телей   Семинары-практикумы, мастер-классы: — по запросу родителей; — по выявленной проблеме (направлен­ность — педагогическая, психологическая, меди­цинская, семейно-образовательное право); приглашение специалистов; сайт организации и рекомендация других ресур­сов сети Интернет; творческие задания; тренинги; семинары; подготовка и организация музейных экспозиций в учреждении  
  Совместная дея­тельность дет­ского сада и се­мьи   Попечительский совет; родительский комитет; дни открытых дверей; организация совместных праздников; совместная проектная деятельность; выставки совместного семейного творчества; семейные фотоколлажи; субботники; экскурсии; походы; досуги с активным вовлечением родителей

 

Формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи

 

Информационно-аналитические формы  
Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование дан­ных о семье каждого воспитанника, об общекультурном уровне его ро­дителей, о наличии у них необходимых педагогических знаний, об от­ношении в семье к ребенку, о запросах, интересах и потребностях роди­телей в психолого-педагогической информации. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного учреждения, повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с деть­ми и построение грамотного общения с их родителями. К данной форме взаимодействия с родителями можно отнести анкетирование, интер­вьюирование, проведение опросов, беседы  
Анкетирова­ние   Один из распространенных методов диагностики, кото­рый используется работниками ДОУ с целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей роди­телей, установления контакта с ее членами, для согласо­вания воспитательных воздействий на ребенка  
Опрос   Метод сбора первичной информации, основанный на не­посредственном (беседа, интервью) или опосредованном (анкета) социально-психологическом взаимодействии исследователя и опрашиваемого. Источником информа­ции в данном случае служит словесное или письменное суждение человека
Интервью и беседа   Характеризуются одним ведущим признаком: с их помо­щью исследователь получает ту информацию, которая заложена в словесных сообщениях опрашиваемых (ре­спондентов). Это, с одной стороны, позволяет изучать мотивы поведения, намерения, мнения и т. п. (все то, что не подвластно изучению другими методами), с дру­гой — делает эту группу методов субъективной (не слу­чайно у некоторых социологов существует мнение, что даже самая совершенная методика опроса никогда не может гарантировать полной достоверности информа­ции)  
Познавательные формы  
Познавательные формы призваны повышать психолого-педагогическую культуру родителей, а значит, способствовать изменению взглядов роди­телей на воспитание ребенка в условиях семьи, развивать рефлексию. Кроме того, данные формы взаимодействия позволяют знакомить роди­телей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования их практических навыков
Практикум   Форма выработки у родителей педагогических уме­ний по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобраз­ная тренировк


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: