Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины.




МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫСВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГБПОУ СО «Асбестовский колледж искусств»

 

 

Рабочая программа учебной дисциплины

«Основы этнографии» ОД.02.06.

Специальности

Народно-художественное творчество (по видам)

 

 

 

Асбест 2016


Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 51.02.01 Народное художественное творчество (по видам), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ №1382 от 27.10.2014

Организация – разработчик:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Свердловской области «Асбестовский колледж искусств»

Разработчик:

Шуликова Ольга Владимировна – преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ СО «АКИ»

Рецензент:

Бочкарева Ирина Анатольевна – преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ СО «АКИ, зав. ПЦК «Театральное творчество»

Рекомендована ПЦК «Театральное творчество»

 

Паспорт программы учебной дисциплины «Основы этнографии»

Область применения программы учебной дисциплины

Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по специальности среднего профессионального образования 51.02.01 Народно-художественное творчество (по видам).

Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы.

 

Дисциплина «Основы этнографии» ОД.02.06. входит в число профильных учебных дисциплин обязательной части ОПОП ППССЗ.

Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины.

 

В результате освоения учебной дисциплины учащийся должен освоить общие компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 11. Использовать умения и знания профильных учебных дисциплин федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования в профессиональной деятельности

 

В результате освоения учебной дисциплины учащийся должен освоить профессиональные компетенции:

ПК 1.3. Разрабатывать, подготавливать и осуществлять репертуарные и сценарные планы, художественные программы и постановки.

ПК 1.4. Анализировать и использовать произведения народного художественного творчества в работе с любительским творческим коллективом.

ПК 1.5. Систематически работать по поиску лучших образцов народного художественного творчества, накапливать репертуар, необходимый для исполнительской деятельности любительского творческого коллектива и отдельных его участников.

ПК 2.1. Использовать знания в области психологии и педагогики, специальных дисциплин в преподавательской деятельности.

В результате освоения учебной дисциплины студент должен уметь:

- ориентироваться в современной этнографической обстановке;

- использовать этнографические знания в профессиональной деятельности;

 

 

В результате освоения учебной дисциплины студент должен знать:

- теоретические основы этнографии;

- методологические основы и методы исследования этнографии;

- выдающихся ученых-этнографов;

- понятия: этнос, народ, нация, раса, этническая культура, культурная традиция, этногенез и этническая история, этническое самосознание, быт, хозяйственно-культурный тип, историко-культурная область, Этническая территория, миграция;;

- трактовку в российской этнографии понятий: адаптация, интеграция, аккультурация;

- конкретные данные по этнографии народов России и русского народа (современного расселения, антропологического облика, религиозной принадлежности, этногенеза и этнической истории, этнографических групп, хозяйства, материальной культуры, семейного и общественного быта, духовной культуры);

- сведения о современном развитии этнографии, о социокультурных, этнополитических, демографических проблемах народов России.

1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

 

максимальной учебной нагрузки (всего) 48 часов, в том числе:

обязательной аудиторной нагрузки (всего) 32 часа,

внеаудиторной самостоятельной работы (всего) 16 часов.

2. Структура и содержание учебной дисциплины «Основы этнографии»

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)  
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)  
Внеаудиторная самостоятельная работа (всего)  
Итоговая аттестация (семестровая) – зачет 1 семестр

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование разделов и тем Содержание учебного материала и виды учебной работы Объем часов
Тема 1. Этнография как наука Определение понятия «этнография». Бесписьменные народы как основной объект изучения. Источники и методы этнографии. Связь этнографии с другими науками.  
Тема 2. Этнос. Этничность Этнос. Признаки этноса. Структура этноса. Исторически сложившиеся типы этноса. Этничность. Этническое самосознание.  
Тема 3. Классификация этносов Виды классификации этносов: географическая, антропологическая, лингвистическая, по хозяйственно-культурному типу.  
Внеаудиторная самостоятельная работа. Подготовить сообщение об одной из народностей Африки, Южной Америки, аборигенах Австралии, папуасах Новой Гвинеи (по выбору студента).  
Тема 4. Хозяйственно-культурный тип Понятие хозяйственно-культурного типа. Разновидности ХКТ.  
Внеаудиторная самостоятельная работа. Найти примеры этносов, соответствующих разновидностям ХКТ. Читать: Итс Р. Введение в этнографию. Учебное пособие. Л., 1991. С. 16-20, 98-113.  
Тема 5. Этногенез. Типы этногенетических процессов Этногенез. Антропогенез. Расогенез. Роль миграционных процессов в формировании этнических общностей. Этноэволюционные и этнотрансформационные процессы. Процессы этнического объединения и этнического разделения. Адаптация; ассимиляция; аккультурация; парциация. Концепция этногенеза Л.Н. Гумилёва.  
Внеаудиторная самостоятельная работа. Читать: Стешин Д., Алёхина Ю. Почему из русских никак не получаются «россияне». Комсомольская правда, 13 декабря 2011, с. 9.  
Тема 6. Этнос и культура Этнические функции культуры. Константы этнической картины мира. Ценностные ориентации этноса. Традиционно-бытовая культура. Профессиональная культура. Этнический стереотип. Этноцентризм.  
Внеаудиторная самостоятельная работа. Сообщение о константах русской духовной культуры. Читать: Степанов Ю. Константы русской культуры. М., 2008. Сообщение о понимание этнических стереотипов Г.Д. Гачевым. Читать: Гачев Г. Национальные образы мира. М., 1998. С. 47-69.  
Тема 7. Первобытное мышление. Мифология и верования Мифологическое мышление и мифопоэтическая картина мира. Миф. Мифология. Категории мифов. Виды первобытных верований: анимизм, тотемизм, фетишизм; шаманизм. Представления о структуре мира.  
Внеаудиторная самостоятельная работа. Прочитать указанные мифы, определить их принадлежность к определённой категории. Читать: Сказки и мифы Океании. М., 1970.  
Тема 8. Ритуал в жизни первобытного общества Ритуал. Магия. Традиция. Виды ритуалов. Обряды перехода.  
Тема 9. Народы современной России   Русские. Тюркские народы Поволжья, Урала и Сибири. Финно-угорские народы, в том числе живущие на Урале (марийцы, удмурты, коми, ханты, манси). Малочисленные народы Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока.  
Внеаудиторная самостоятельная работа. Сообщение по культуре народов манси, марийцев, татар, коми-пермяков, удмуртов.  
  Контрольный урок  



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: