Структура раздела
1.1 Рыночный механизм как регулятор хозяйственной деятельности.
1.2 Несостоятельность рынка. Роль государства в устранении провалов рынка.
1.3 Государственное управление как регулятор хозяйственной деятельности.
1.4 Границы государственного регулирования экономики.
Ключевые термины и понятия
Экономическая система. Регуляторы хозяйственной деятельности. Рыночный механизм. Государственное управление. Эффективность рынка. Несостоятельность рынка. Роль государства в устранении провалов рынка. Государственное регулирование экономики (ГРЭ). Границы ГРЭ.
Вопросы для самопроверки
1 Какова роль регуляторов экономической деятельности в экономике?
2 Что представляет собой рыночный механизм?
3 Существуют ли границы эффективности рыночного механизма?
4 Что представляет собой государственное регулирование экономики (ГРЭ)?
5 Каковы границы ГРЭ?
План практического занятия
1 Обсуждение вопросов структуры раздела.
2 Разбор определений ключевых терминов, понятий, законов и процессов.
3 Проверка ответов на вопросы для самопроверки.
4 Интерактивная форма занятия: организация дискуссии на тему «Связь государства и экономики».
Задания для самостоятельной работы студентов
1 Самостоятельно составьте конспекты развернутых ответов на вопросы структуры раздела, используя лекционный материал и рекомендуемую учебную литературу.
2 Запишите определения терминов и понятий в индивидуальный глоссарий.
3 Подготовьте краткие устные ответы на вопросы для самопроверки.
Раздел 2 Объекты, направления и методы ГРЭ.
Сочетание целей
Структура раздела
2.1 Государственное регулирование экономики (ГРЭ): понятие, сущность.
2.2 Объекты и цели ГРЭ.
2.3 Сочетание целей ГРЭ.
2.4 Средства и методы ГРЭ.
Ключевые термины и понятия
Направления государственного регулирования экономики (ГРЭ). Объекты ГРЭ. Цели ГРЭ: их разнонаправленность. Сочетание целей ГРЭ. Средства ГРЭ. Методы ГРЭ: административные и экономические.
Вопросы для самопроверки
1 Какие направления ГРЭ Вам известны?
2 Каковы объекты ГРЭ?
3 Каковы цели ГРЭ?
4 Почему цели ГРЭ разнонаправлены?
5 Как сочетать разнонаправленные цели ГРЭ?
6 Каковы средства ГРЭ?
7 Каковы административные методы ГРЭ?
8 Каковы экономические методы ГРЭ?
План практического занятия
1 Обсуждение вопросов структуры раздела.
2 Разбор определений ключевых терминов, понятий, законов и процессов.
3 Проверка ответов на вопросы для самопроверки.
4 Интерактивная форма занятия: проведение круглого стола на тему «Сочетание целей ГРЭ».
Задания для самостоятельной работы студентов
1 Самостоятельно составьте конспекты развернутых ответов на вопросы структуры раздела, используя лекционный материал и рекомендуемую учебную литературу.
2 Запишите определения терминов и понятий в индивидуальный глоссарий.
3 Подготовьте краткие устные ответы на вопросы для самопроверки.
Раздел 3 Производство общественных благ и
Регулирование внешних эффектов
Структура раздела
3.1 Общественные блага: понятие, виды.
3.2 Производство общественных благ.
3.3 Экстерналии и интерналии. Регулирование внешних эффектов.
3.4 Асимметричность информации.
Ключевые термины и понятия
Общественные блага: понятие виды. Производство общественных благ. Внешние эффекты (экстерналии). Внутренние эффекты (интерналии). Варианты регулирования внешних эффектов. Рыночные сигналы. Асимметричность, недостаточность информации.
Вопросы для самопроверки
1 Что представляют собой общественные блага?
2 Какие виды общественных благ вам известны?
3 Как организуется производство общественных благ?
4 Что такое экстерналии?
5 Что такое интерналии?
6 Каковы варианты регулирования внешних эффектов?
7 Что представляют собой рыночные сигналы?
8 Что означает асимметричность информации?
9 Что означает недостаточность информации?
План практического занятия
1 Обсуждение вопросов структуры раздела.
2 Разбор определений ключевых терминов, понятий, законов и процессов.
3 Проверка ответов на вопросы для самопроверки.
4 Интерактивная форма занятия: проведение позиционного занятия на тему «Регулирование фиаско (несостоятельности, провалов, дефектов) рынка».
Задания для самостоятельной работы студентов
1 Самостоятельно составьте конспекты развернутых ответов на вопросы структуры раздела, используя лекционный материал и рекомендуемую учебную литературу.
2 Запишите определения терминов и понятий в индивидуальный глоссарий.
3 Подготовьте краткие устные ответы на вопросы для самопроверки.