Каково влияние человека на природу




РЕФЕРАТ

По МДК.01.05 Естествознание с методикой преподавания

"Природа и культура Голышмановского района"

 


Выполнила студентка: Сапунова Анастасия Игоревна
Курс: 1
Группа: НК-011/19
Специальность: Преподавание в начальных классах
Преподаватель: Пономарёва Л.Г

 

Голышманово, 2020


Содержание:

 

Введение..............................................................................3-4


Каково влияние человека на природу...............................5

Как сберечь природу...........................................................6

История................................................................................7-9

Природа...............................................................................10-11

Культура..............................................................................12-13

Заключение..........................................................................14

Интернет источники...........................................................15


 

2
В В Е Д Е Н И Е


О том, как хороша природа,

Не часто говорит народ

Под этой синью небосвода,

Над этой бледной синью вод.

Не о закате, не о зыби,

Что серебрится вдалеке, —

Народ беседует о рыбе,
О сплаве леса по реке
.

С. Я. Маршак

В разное время и в разных культурах понятие роли и значимости окружающего мира для человека существенно отличалось. В период античности природа рассматривалась как подвижное, постоянно изменяющееся целое, при этом закономерное, организованное и совершенное. Человек в античной философии не противопоставлялся природе, а, скорее, был одной из его частей. Жизнь в гармонии с природой считалась идеалом. Однако средневековая западно-христианская культура приобрела совершенно другое понимание природы. Человек в христианстве — вершина божественного творения, наделенная душой, а весь окружающий мир стоит неизмеримо ниже него. Нередко природа понималась даже как источник зла, которое необходимо подчинить. В эпоху Возрождения отношение к природе снова меняется. Человек открывает для себя ее красоту, видит в ней источник радости и наслаждения. Недаром в этот период времени появляется столько великолепных произведений искусства, воспевающих красоту окружающего мира. Притом если смотреть правде в глаза, то так или иначе потребительское и высокомерное отношение к природе преобладало. Человек возомнил себя венцом творения, что позволило ему рассматривать природу только как объект своей активности, переделывая и перекраивая ее в соответствии со своими нуждами. На заре цивилизации, в эпоху охоты и собирательства, человек полностью зависел от внешней среды. Он мог выжить, только присваивая готовые, данные ему природой продукты: плоды, ягоды, мясо и шкуры животных.


3
Природа определяла все особенности жизни первобытного человека: темпы роста количества членов общины, характер занятий, необходимость перекочевывать на новые места. На этапе возникновения земледелия и скотоводства произошел переход от присваивающей экономики к

производящей. Однако в то время деятельность человека еще очень сильно зависела от погодных условий, ландшафта местности, типа почв. Например, земледелием занимались в основном в тех странах, где были плодородные почвы — в долинах Нила, Ганга, Янцзы. В степных районах с резко континентальным климатом предпочтение отдавалось скотоводству.

Новый этап взаимоотношений природы и человека наступил с началом промышленной революции. Стремительно развивающийся научно-технический прогресс в сочетании все с той же идеей превосходства человека и необходимости взять у природы как можно больше в итоге привел к тому, что мы имеем сейчас. Человечество находится на грани экологической катастрофы.

Природа дает нам не только пищу, одежду, кров, но и наполняет нас своей мощной энергией, исцеляющей силой. А посему, повторюсь, мы должны бережно относиться к ней, любить ее как родную мать.

 

 


4

Каково влияние человека на природу


С самых первых дней своего развития наша цивилизация начала оказывать различные виды воздействия на окружающую среду. Влияние человека на природу очень велико, его действия приводят к вымиранию различных видов растений и животных, к осушению или заболачиванию почвы. Несоблюдение элементарных правил приводит к лесным пожарам, а пагубное воздействие фабрик и заводов и вовсе требует отдельного рассказа. Итак, каково же влияние человека на природу и к каким последствиям оно может привести? Не окажется ли так, что наша планета в течение последующих десятилетий превратится в бесплодную пустыню? Население планеты очень быстро растет, оно начинает потреблять все больше продовольствия, производственные мощности каждого государства выросли в сотни раз в течение одного века. Наши города требуют все большего количества земли, что приводит к вытеснению с нее коренных обитателей. Многие виды животных и растений, не выдержав борьбы за существование, вымерли. Отрицательное влияние человека на природу проявляется в страшных техногенных катастрофах, таких как аварии в городах Чернобыль или Фукусима. Огромные области Украины до сих пор непригодны для проживания. Радиационный фон в них превышает все допустимые нормы в десятки раз. Утечка тяжелой воды из реактора АЭС в японском городе Фукусима чуть не привела к глобальной экологической катастрофе. Ущерб, который мог быть нанесен экосистеме мирового океана, трудно оценить. Отрицательное влияние человека на природу проявляется при строительстве ГЭС. Для обеспечения одной электростанции необходима плотина, большое количество лесов и лугов просто затапливается, в результате чего страдает почва, сама река, а также растительный и животный мир. Человечество способно не только уничтожать живую природу. В мире создано несколько крупных организаций, таких как "Гринпис", и много небольших фондов, ориентированных, как правило, на сохранение определенного вида животных или экологической зоны. Различные экологические объединения по всему миру добиваются снижения количества вредных выбросов, создания новых заповедных областей. "Greenpeace", что в переводе звучит как «Зеленый мир», - это международная организация, активисты которой борются за сохранение окружающей среды. Отделения и филиалы «зеленых» открыты во многих развитых странах. Основные задачи организации – это снижение масштабов вырубки сибирской тайги, устранение загрязнения мирового океана, ограничение китобойного промысла и многое другое. Кроме "Гринписа" существует еще масса фондов, обеспечивающих хоть небольшую, но эффективную экологическую защиту планеты.

5

Как сберечь природу

Влияние человека на природу растет, и постепенно наша деятельность приводит к ухудшению экологической обстановки всей планеты. Борьба за сохранение редких видов животных и растений – это не пустой звук. Человечество просто обязано сохранять природу именно в первозданном ее виде. Наша деятельность не должна приводить к отмиранию огромного количества земли. Несмотря на то, что развитие цивилизации напрямую связано с потреблением ресурсов, нужно снижать объемы их добычи. Поэтому человечество должно ориентироваться на поиски альтернативного источника энергии, такого как космическая или солнечная, который приведет к улучшению общего состояния планеты.

Инструкция:

1)Каждый человек, выполняя ряд несложных правил, будет вносить свой вклад в развитие здорового и красивого мира. Итак, чтобы сохранить природу, нужно сделать следующее.Минимизировать засорение окружающей среды бытовым и промышленным мусором. Как известно, период разложения, к примеру, пластика в природе составляет около 200-300 лет. Хотим ли мы оставить сегодняшний мусор нашим правнукам? Чтобы этого не случилось, важно убирать за собой после пикников на природе и, конечно же, не бросать мусор на улицах города.


2)Содержать в чистоте водные ресурсы. Отдыхая на пляже или на берегу реки, ни в коем случае нельзя сбрасывать в воду мусор и отходы, мыть автомашины, ведь чистота воды – важная составляющая здоровья населения!


3)Заботиться о рациональном использовании ресурсов. Экономя электроэнергию, выключая вовремя воду и свет, приобретая экономичные модели техники, мы думаем о завтрашнем дне.

4)По возможности пользоваться экологически чистыми видами транспорта. Следует отдавать предпочтение трамваям и троллейбусам перед автобусами и автомобилями, а в идеале ездить на велосипеде – и природе польза, и человеку здоровье.


5)Проводить в школах занятия, посвященные экологическому воспитанию подрастающего поколения, организовывать субботники. Ведь чем раньше начать знакомить детей с основами экологического природопользования, тем больше вероятность, что в будущем они будут жить в гармонии с природой.


6)Заботиться об охране окружающей среды на уровне общественных институтов. Контролировать работу атомных станций, не допускать разлива нефти в моря и океаны, строить мусороперерабатывающие заводы и по возможности вторично использовать имеющиеся ресурсы, проводить озеленение города и рекультивацию земель в целях повышения плодородия, контролировать вырубку лесов, заботиться о соблюдении баланса численности животного и растительного мира.


6
И С Т О Р И Я
Первым русским поселением в Голышмановском районе была Усть-Ламенская слобода. Этот форпост на берегу Вагая появился в 1698 году, вслед за укреплениями близ Ишима, Викулово и Абатского. Вместе они составляли Ишимскую оборонительную линию. Местным жителям, переселенцам из центральных губерний страны, в конце XVII века еще приходилось защищаться от набегов «степных людей» – потомков хана Кучума.
Вокруг Усть-Ламенской слободы скоро возникло множество других деревень. Крестьян привлекали плодородные земли и просторные пастбища. В селах Евсино, Одино и Никольске и сегодня живут потомки переселенцев из Смоленской губернии, в Боровлянке – из Тамбовской и Орловской, в Гладилово – из Полтавской.
В 1735 году началось строительство Сибирского тракта – первой большой сухопутной дороги, связавшей города и села Западной Сибири. Тракт проходил через Усть-Ламенку, Свистуху, Голышманово и Крутые речки (нынешнюю Черемшанку). Напоминанием о торговом пути остается подвесной мостик через Вагай в центре села.
По тракту проезжали ямщики, казенные и купеческие караваны, проходили арестанты. Люди с бритыми головами шли тысячами – босые, в серых халатах и кандалах. Ржавые оковы до сих пор находят в окрестных болотах.
В стоящих на тракте селах жили купцы, ремесленники и крестьяне. Это сейчас Усть-Ламенка небольшое село, а когда-то была волостным центром, местом проведения крупных ярмарок. Здесь проходили Девятская ярмарка – на девятое воскресенье после Пасхи, и Кузьминская – в день Святого Кузьмы, 14 ноября.

Самым богатым местным родом были Осокины. Братьям Николаю и Василию, торговавшим сельхозпродукцией и тканями, принадлежало три крупных, добротных постройки в Усть-Ламенке: два краснокирпичных дома и торговая лавка. Дома были соединены между собой подземными коридорами. Купеческую лавку в советские годы перестроили, открыв в ней сельский магазин.
Символ Усть-Ламенки – безликая кукла-покосница. По традиции в каждой крестьянской семье весной шили три покосных куклы. Существовало поверье, что первую должна была сделать своими руками и подарить матери старшая дочь, чтобы полевые работы прошли для женщины удачно. Хозяйка дома шила куклу для младшей дочери – с ней ребенок играл во время покоса. Самая старшая женщина в роду делала третью покосницу, которую прятали в стог сена. Тому, кто зимой первым найдет ее, будет сопутствовать удача.
Железнодорожные пути прошли вдалеке от зажиточных волостных центров, по лесам и болотам.
7

По одной из версий местные купцы якобы даже приплатили проектировщикам, чтобы железную дорогу не пускали по их полям и пастбищам. Но это всего лишь легенда. В действительности местное население хорошо понимало, какие перспективы открывает новая транспортная артерия. Подрядчики нанимали для строительства дороги местных крестьян, и те шли с удовольствием. Во-первых, им платили хорошие деньги, а во-вторых, отдавали лес, который приходилось рубить, прокладывая пути. Счет сделанной работе шел на пни: за каждый давали пять копеек. Батраки даже воровали друг у друга пеньки, чтобы получить побольше.
Почти сразу на станции Голышманово появились вокзал, водонапорная башня для заправки паровозов, три казармы для железнодорожных рабочих и пакгуз. Не сохранился только последний, остальные имеют статус объектов культурного наследия. Все построено на совесть, из крепкого местного кирпича.
Купцы постепенно стали переезжать поближе к станции. Пристанционный поселок получил такое же название, как небольшая речка поблизости – Катышка. Но у краеведов есть и другая версия: название произошло от слова «катить», ведь купеческие дома не строили заново, а просто перекатывали на новое место из окрестных селений. Катышка со временем превратилась в районный центр, а уже после Великой Отечественной войны стала рабочим поселком Голышманово. Главная улица поселка в те времена называлась Большой, на ней стояли дома самых богатых дельцов. Теперь рассмотреть их можно лишь на черно-белых снимках, выставленных на уличной экспозиции.
На месте магазина «Молоток» стоял дом первого купца Шубина, он владел пекарней и кабаком, сдавал комнаты приезжим. Рядом был дом Ивана Ширшова – торговца кожей. Напротив жил Иван Дюков, он занимался скотоводством, имел маслозавод, продукцию которого покупали даже в Ирбите и Кургане. Отец и сын Кутыревы промышляли скупкой мяса и рыбы, а у семьи Фельдманов была своя паровая мельница.
Неудивительно, что это богатое поселение стало одним из центров сопротивления красному движению. В гражданскую войну на территории района шли ожесточенные бои. Армия Колчака, заручившись поддержкой местных кулаков, в 1918 году взорвала мост через реку Емец. А потом белые расстреляли здесь почти в полном составе Первый уральский коммунистический железнодорожный батальон, приехавший восстанавливать разрушенный мост. На центральной улице установлен памятник военным железнодорожникам.
8
В 1921 году район охватило крестьянское восстание. К нему присоединились четыре тысячи человек. Землепашцы были возмущены тем, что советская власть стала отнимать вместе с «излишками» посевное зерно. Бунт начался 5-6 февраля. Комсомольцы ставили спектакль «Ванька-ключник», на последних актах послышались крики и выстрелы. Крестьяне под руководством Бердова схватили и жестоко расправились с красными активистами – их имена записаны на обелиске. Мятеж быстро подавили, и тогда уже многие крестьянские головы полетели с плеч, но имена кулаков история не сохранила. Хотя они тоже были убиты зверски и сброшены в овраги у деревни Усть-Ламенка. Тела бунтовщиков пролежали там до половодья, а места эти еще долго называли «оврагами смерти». В Великую Отечественную войну район отправлял на фронт хлеб – местный элеватор мог отгрузить 45 вагонов зерна в сутки. Еще здесь выращивали табак для солдат, делали валенки и лыжи. В 1941-1942 годах в Голышманово работал эвакуационный госпиталь, в который направляли тяжелораненых фронтовиков.


 


9
П Р И Р О Д А


42% всей территории Голышмановского района – это лесной массив, так что на нескольких участках разрешена заготовка древесины.
В районе только одна особо охраняемая территория, зато какая! Березовые и осиновые леса заказника «Орловский» простираются почти на 11 тысяч гектаров.

Охотоведы говорят, что место это очень благоприятное для животных. Здесь часто останавливается и остается зверь: почти у самого въезда в заказник можно встретить лося, косулю, кабана, зайца, лису, енота и боровую дичь. На озере Лебяжьем живут три семьи лебедей.
Всего на территории района водятся 57 видов, занесенных в Красные книги России и Тюменской области.

Один из них – орлан-белохвост – еще несколько лет назад был большой редкостью, а теперь его популяция разрослась. К птице даже относятся с большой опаской: взрослый орлан может запросто забить детеныша косули, а два-три вместе справятся со взрослой особью.

Въезд на территорию заказника не приветствуется, поэтому руководитель голышмановского районного отдела Госохотуправления Василий Батурин показывает лишь небольшую поляну, куда в вечернее время частенько заглядывают косули.
В обязанности охотоведов входит не только учет численности зверей. С тех пор как косуля начала мигрировать сюда из соседних районов, животных поддерживают, чтобы не допустить массовой гибели.
В феврале и начале весны, когда снег стоит глубокий, приходится расчищать грейдером широкую дорогу. Тропу пускают от кустика к кустику, от березки к березке, чтобы животные могли свободно передвигаться и добывать себе пропитание.

За помощь охотоведам добровольцев награждают бесплатными разрешениями на охоту. Конечно, добывать животных и птиц можно только за границами заказника.
Охотничьих угодий предостаточно – 380 тысяч гектаров. Четверть этой территории занимают частные угодья.
10
Предприниматель Николай Шаповалов когда-то начал разводить на одном из участков пятнистых оленей
и моралов. Животные хорошо освоились, популяция разрослась – теперь их встречают уже под Ишимом. Всего в районе 1300 охотников. Руководитель отдела Госохотуправления говорит, что знает многих из них. По фамилии молодого соискателя может вычислить, принадлежит ли он к местным «охотничьим династиям». Здесь это дело традиционно семейное. Василий Константинович лично знаком с двумя семьями, где женщины выходят на охоту вместе с мужьями. Голышмановский район – излюбленное место не только охотников, но и рыбаков. Помимо реки Вагай и ее большого притока Емец, здесь почти 140 стариц, ручьев и прудов, 60 больших и малых озер.
Многие речки летом пересыхают, а вот весной полноводны и очень красивы. На реке Суэтяк находится единственный в регионе водопад. Место уникальное: на равнинной территории перепад воды в реке достигает 1,5 метров.


 


11
К У Л Ь Т У Р А

Голышмановский район можно смело называть родиной сибирских валенок. Здесь находится единственная в области фабрика по производству традиционной зимней обуви. Предприниматели Сергей и Татьяна Овсянниковы 10 лет назад решили возобновить работу сапоговаляльного цеха, существующего в Голышманово с 30-х годов прошлого века. Отремонтировали здание, хотели даже закупить новые станки, но оказалось, больше в России их не делают. Пришлось своими руками чинить старую технику. Здесь используют только чистую овечью шерсть из нескольких хозяйств. От приема сырья до выпуска валенок в продажу нужно проделать 35 разных операций. В первую очередь вспушить шерсть на трепальной машине, а затем на особом станке выпрямить ее – этим занимается чесальщица. Из шерстяного полотна делают заготовку валенка. Заросчица заворачивает ее в мокрую тряпку и, поливая горячей водой, много раз прокатывает под прессом, чтобы шерсть «схватилась». Следующий процесс – задача стиральщицы, она вымывает из заготовки всю грязь, оставшуюся в шерсти. Чтобы валенок стал плотнее и уменьшился в размерах, его снова поливают кипятком и бьют. Дальше начинается наколодка, это мужская работа: наколодчик формирует из распаренной заготовки изделие нужного размера. После валенок остается только высушить и декорировать бисером или вышивкой. Ближайшие конкуренты пимокатов – в Татарстане. Но сибирские валенки значительно жестче татарских, не теряют форму много лет. Поэтому и едут за голышмановской обувью со всего Тюменского Севера – в поселке при фабрике работает фирменный магазин. Купить пару «катанок» можно на уличных ярмарках в Тюмени, городах Ямала и Югры.

Череда летних праздников и ярмарок стартует в Голышмановском районе в конце июня, ее открывает Шарохинский фестиваль. В середине июля в селе Усть-Ламенка устраивают Летние Кузьминки, где вспоминают старинные крестьянские обряды, купеческие игры и забавы. А начиная с августа, фестивали в окрестных селах идут каждую неделю: в Евсино встречают Ильин день, в Королево празднуют День варенья, в Боровлянке организуют «Праздник Сибирского чая», в Земляной проводят ярмарку, затем едут отмечать Яблочный спас в Ламенский, а завершает месяц Медовый спас в Малышенке.
Но главный туристический бренд района – Шарохинский фестиваль народного творчества.
12

Это масштабное событие названо в память о знаменитом земляке, солисте Омского русского народного хора Леониде Шарохе. Обладатель выдающегося голоса родился в деревне Гладиловка, исполнял в Омском хоре песни и частушки, услышанные когда-то в детстве на родной земле. Шароха был фигурой «всесоюзного масштаба»: вел телепередачу «Подружка-частушка», написал книгу о своих многочисленных зарубежных гастролях «Пока крутятся колеса».
Шарохинский фестиваль идет два дня, на него съезжаются лучшие вокальные и танцевальные коллективы Тюменской области, ремесленники из соседних регионов. Каждое сельское поселение района готовит собственную площадку и развлечения для гостей.

Имя Леонида Шарохи носит голышмановская детская школа искусств. Музыкальное отделение школы поддерживает традиции, открывая классы баяна, аккордеона и балалайки. Танцевальное направление представляют несколько народных коллективов, а вокальное – хор русской песни. Всего здесь занимается более 300 детей. По вечерам репетируют мэтры – взрослые творческие коллективы. Ансамбль русских народных инструментов «Росинка» существует с 50-х годов прошлого века. Его руководитель Павел Щиклин – директор школы искусств, преподаватель по классам баяна и гитары. В ансамбле играет на балалайке. Говорит, что дети меньше стали интересоваться этим инструментом, но не отчаивается: хочет разнообразить занятия гитарным аккомпанементом.

 


13
Заключение

Природа – это та окружающая среда, в которой живёт человек, его второй дом. Она даёт людям всё необходимое для нормальной, полноценной жизни. Это настоящая «кладовая», всегда открытая для людей, которой можно пользоваться безвозмездно. Природа – это и растительный мир с его многообразием и красотой. Это и мир животных, живущий тоже по своим законам. Человек обязан принимать и понимать законы природы, жить, не нарушая их. Да и сама природа показывает пример человеку того, что важно и ценно в жизни – простота, красота, доброта, щедрость. Нужно учиться жить по законом природы, сохранять её. И тогда душевный мир станет богаче, а сама жизнь прекраснее.
Любовь к природе – это восхищение её красотой, наслаждение от общения с нею, желание ощущать её прелесть, вдыхать удивительные запахи, любоваться разнообразием красок. Это и стремление сохранять природу, не загрязнять, не уничтожать, а действенно помогать её восстановлению. Любовь к природе- ощущение единения с ней, счастья от осознания себя частью этого огромного мира.


 

 

Интернет источники:
1)https://admtyumen.ru/ogv_ru/about/ecology/eco_monitoring/more.htm?id=11841132@cmsArticle

2) https://www.syl.ru/article/75439/kakovo-vliyanie-cheloveka-na-prirodu

3) https://www.kakprosto.ru/kak-28102-kak-sberech-prirodu

4) https://www.rodinatyumen.ru/rodnaya-zemlya/golyshmanovskiy-rayon/#rec40416101

5) https://www.kp.ru/guide/chelovek-i-priroda.html


 

 

15



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: