Тема 1. Хозяйственный учет, его сущность и значение.




Вопросы по бухучету

1. Понятие о хозяйственном учете. Требования к нему предъявляемые.

2. Измерители применяемые в учете.

3. Виды хозяйственного учета.

4. Бух. учет в системе управления пром. предприятиями.

5. Ф-ии бух. учета.

I. Понятие о хозяйственном учете.

Предъявляемые к нему требования.

Обязательным условием существования человеческого общества является производство материальных благ, которые необходимы для удовлетворения потребностей человека в виде жилища, одежды и т.д. (про-во) С этим процессом связаны и процесс обращения и процесс обмена, распределения, а также потребления материальных благ. Все эти процессы очень тесно связаны между собой. Все эти процессы несут в себе затраты, которые не безразличны обществу, которое заинтересованно в том сколько ему нужно каких товаров и т.д. Все это и вызвало в себе необходимость ведения хозяйственного учета.

В широком смысле слова хозяйственный учет - учет хозяйства, хозяйственной деятельности человеческого общества, который заключается в непрерывном обращении, распределении и потреблении материальных благ.

Хозяйственная деятельность состоит из многочисленных хозяйственных операций, фактов, процессов, которые составляют объекты хозяйственного учета.

Процесс хозяйственного учета (ХУ) состоит из нескольких этапов.

Так при помощи наблюдения, мы получаем общее представление о хозяйственных явлениях. В результате наблюдения нужно выявить подробности, потом зарегистрировать их (необходимо для их сохранения).

Наблюдение, измерение и регистрация хозяйственных явлений - количественное отражение хозяйственной деятельности хозяйства и составляет основное содержание ХУ. Однако, помимо количественного отражения, для управления хозяйственной деятельностью необходима i об эффективности такой деятельности, и о выполнении взятых на себя обязательствах, о качественных изменениях в производстве (прибыль, себестоимость - важнейшие показатели характеризующие качественную деятельность хозяйства).

ХУ - система количественного отражения и качественной характеристики, хозяйственной деятельности в целях более эффективного управления ею и контроля.

Потребность в ХУ возникла на самых ранних этапах развития человеческого общества. Уже в глубокой древности человечеству не безразлично было знать, какое количество оно имеет или должно иметь для своего существования, а также сколько ему понадобится затратить рабочего времени на производство этих средств.

ХУ - функция управления общественным производством. Необходимость управления общественным производством ведет к возникновению ХУ, к-й исторически обусловлен способом общественного производства, осуществляется в интересах общества, совершенствуется с развитием общества, его производственных сил и отношений.

Следовательно содержание ХУ, его цель и задачи не являются одинаковыми для каждого общественного строя.

На каждой ступени развития человеческого общества особенности и задачи учета обусловлены способом общественного производства. Трудно представить время, когда люди вообще не умели считать. Так, первобытному человеку счет совсем был не нужен, ему просто нечем было писать. Все, что он добывал, он и потреблял.

Счет возник когда у человека появилось, что считать и когда он научился отвлекаться от всех других свойств пересчитываемых предметов, кроме числа, а именно, имея приученных животных, и зная их в лицо, он уже принимал во внимание только их количество, отвлекаясь от того, что все эти животные отличаются полом, возрастом и т.д. Однако считать было необходимо, чтобы следить за сохранностью данного стада, его приростом, а главное чтобы не съесть больше того, что позволяют потребности воспроизводства поголовья. Именно хозяйственные потребности, необходимость учета привело к появлению счета, который становится все более развитым по мере того, как приумножались блага у людей.

Как осуществлялся учет: учетные сведения сначала регистрировались в памяти человека, затем как зарубки, узелки и т.д.

Объектом хозяйственного учета являлись несложные операции земледельчества и скотоводства, при первобытнообщинном строе они были не сложны. При рабовладельческом строе объект учета - частная собственность рабовладельцев и феодалов, в т.ч. рабы, крестьяне.

ХУ за многие века претерпел очень сильные изменения и

достиг высокой степени своего развития. Из учета отдельного хозяйства, он превратился в сложную пронизывающую всё систему НХ страны, включающую в себя: бухгалтерский, оперативный (оперативно-технический) и статистический учет.

Требования к ХУ:

1. Сопоставимость плановых и учетных показателей

Если показатели плана и учета будут исчислены различными методиками, то мы не сможем сопоставить данные плана и учета и тем более их проанализировать Þ установлены единые показатели, методы и формы их ведения.

2. Точность, объективность, обоснованность

Данные учета должны отражать реальность, иначе будет невозможно управлять хозяйством. За искажение этих данных виновные должны привлекаться к ответственности (и уголовной).

3. Своевременность, оперативность, полнота

Данные учета, если они поступают с опозданием, теряют свое значение и не могут быть приспособлены для устранения ошибок Þ используется современная оргтехника.

Учет также должен давать полную хар-ку хозяйственным явлениям и только в этом случае мы получим представление о хозяйственной деятельности этого органа.

4. Ясность и доступность

Громоздкий учет систематически опаздывает с представлением i и становится запутанным, в результате создает почву для бесхозяйственности.

Учетные данные должны быть ясными, простыми и доступными, чтобы Ñ грамотей мог пользоваться ими.

5. Экономичность, рациональность

Расходы на ведение учета должны быть минимальными и достигается это улучшением методов, форм, техники учета.

6. Учет должен поставлять для нужд управления комплексную i о ходе и результатах производственно-хоз. деятельности.

Решение этой задачи будет способствовать интеграции видов ХУ, т.е. не столько объединение отдельных операций обработки одних и тех же данных, сколько получение комплексных, всесторонне характеризующих те или иные хоз. явления, операции, их результаты.

II. Для комплексного отражения хоз. деятельности в учете применяют следующие виды измерителей:

1. Натуральные

Служат для учета объектов в их натуральном виде и отражаются в шт, кг. Широко применяются в учете материальных ценностей (сырья, основных средств, штучной продукции).

Применение имеет значение для контроля за сохранностью имущества. Ими можно пользоваться лишь для наблюдения за однородны-

ми объектами учета. Обобщение ими разнородных объектов (нат. показателей) невозможно Þ применение ограничено.

Для количественной характеристики однородной по назначению продукции с различным качественным составом или количественной характеристикой применяют условно-натуральные (расход электроэнергии в кВт/ч).

2. Трудовые

Применяются для учета затрат использованного труда в рабочих днях, часах, минутах.

Чаще всего сочетаются с “1”: учет производительности труда, норм выработки, расчета зарплаты (чел/час).

Преимущество (в отличие от “1”): в отдельных случаях позволяют сравнить между собой некоторые разнородные величины (сопоставимы данные о затратах времени на производство различных видов продукции). Вместе с тем “2” не могут быть широко использованы, т.к. не всегда поддаются обобщению, из-за разнородности отдельных видов труда.

3. Денежные

Используются для отражения и обобщения разнородных учитываемых объектов в единой денежной оценке. Является обобщающим измерением: материальные ценности мы можем измерить, умножая их количество на цену.

С их помощью в получают различные обобщенные показатели хоз. работы органа (себестоимость, доход)

Выражают расчетные и кредитные отношения, используются в планировании и прогнозировании, обеспечивают возможность контроля рублём.

III. Виды ХУ

Каждый их них выполняет свои задачи, обеспечивая необходимой i все уровни управления (от низовых звеньев до НХ в целом).

1. оперативный (оперативно-технический)

Система текущего наблюдения и контроля за отдельными хоз. явлениями и процессами непосредственно в момент их совершения.

Особенность - быстрое и своевременное получение i, необходимой для текущего оперативного руководства.

Данные получают из первичных документов, устно, по телефону, телеграфу и т.д. (сведения о выпуске продукции за смену/сутки, использовании рабочего времени).

Эти показатели используются на всех уровнях Þ получаем своевременные данные.

Этот вид учета на Ñ предприятии ведут с помощью Ñ видов измерителей.

2. Бухгалтерский (БУ)

Осуществляется спецслужбой - бухгалтерией.

Особенности:

1) Сплошной и непрерывный во времени, т.е. применяется сплошное наблюдение хозяйственных процессов и явлений

2) Документальный, т.к. Ñ операция должна отражаться в нем только на основании документов, что придает юридически доказательную силу

3) Специфические приемы и способы обработки учетных данных (система счетов, двойная запись на счетах, бух. баланс и т.д.)

4) Использует все три вида измерителей, но особо важную роль играет денежный, т.к. позволяет получать обобщенную i;

5) Организуется в рамках отдельных предприятий, организаций, учреждений. В целом по хозяйству он не ведется.

БУ - это система непрерывного, сплошного, документально обоснованного и взаимосвязанного отражения фин.-хоз. деятельности в обобщенном денежном выражении, в целях управления ею и обеспечения сохранности имущества.

3. Статистический

Служит для отражения массовых соц.-экон. явлений в целях обобщения, изучения и выяснения их закономерности.

Статистика использует для своих обобщений данные “1” и “2”, а также она организует самостоятельные наблюдения в виде: переписей, стат. отчетности, сплошных и выборочных наблюдений и т.д.

На основе этих сведений изучаются процессы развития отдельных отраслей экономических районов и НХ в целом. Однако “3” ведется на предприятиях для получения первичных, сводных и обобщенных данных.

Между Ñ видами учета существует тесная взаимосвязь и зависимость, взаимодополнение и развитие. Совокупность Ñ видов учета - единая система НХ учета.

IV. БУ в системе управления пром. предприятиями

Управление (У) - процесс активного, целенаправленного воздействия на управляемый объект.

Система У:

1. Управляемая система 2. Управляющая система

“1” как объект У отвечает на вопрос о том, чем управляют.

Объект У - Ñ мат. среда, выполняющая определенные ф-ии.

В экономике объектом У является НХ в целом, его отрасли,

промышленные предприятия и его подразделения.

“2” Субъект У. Отвечает на вопрос: “Кто управляет?”. Основное

содержание его действий - перевод объекта У из одного состояние в другое, в соответствии с поставленными целями.

В Ñ системе принято различать такие понятия, как: ввод, процесс, вывод.

Ввод - регистрирует то, что должно быть обработано.

Процесс - обработка ресурсов в соответствии с поставленной целью.

Вывод - результат обработки ресурсов.

Система У хоз. деятельностью пром. предприятия состоит из:

1. Планирования

Осуществляется прямая связь между управляющей системой и управляемым объектом

2. Учета

Достигается обратная связь между этими системой и объектом

3. Анализа

Достигается оценка результатов, выявление резервов про-ва.

4. Контроля

Достигается выявление отклонений фактических величин от плановых и нормативных.

5. Регулирование

На основе собранной i принимаются решения о воздействии на у-объект, т.е. осуществляется регулирование - устранение отрицательных явлений и закрепление положительных.

Чтобы управлять (располагать i), БУ формирует и передает i обратной связи - т.е. передает i о фактических параметрах развития у-объекта.

Основные компоненты i-системы обратной связи (в БУ):

в кач-ве ввода - неупорядоченные данные, процесса - обработка данных, вывода - упорядоченная i.

БУ (с точки зрения У) - часть i-системы обратной связи, ее основа.

БУ призван обеспечивать все уровни У пром. предприятиями i о фактическом состоянии у-объекта, а также обо всех существующих отклонениях от заданных плановых параметров.

На базе i БУ осуществляются другие ф-ии У: анализ, планирование, контроль, регулирование Þ без i БУ не возможен сам процесс У.

Один из возможных путей совершенствования У - внедрение АСУ.

АСУ - возможность принимать оптимальные, научно-обоснованные у-решения на базе применения экон.-мат. методов и ЭВМ.

АСУП (АСУ предприятия) делится на подсистемы, где БУ - самостоятельная ф-ия или функциональная подсистема АСУП.

Подсистема БУ делится на:

1. Учет о/с

2. -//- материалов, сырья

3. -//- затрат на про-во и т.д.

Автоматизированное ведение БУ ¯ трудоемкость обработки и формирования учетной i, повышает оперативность учетных данных для нужд У.

V. Функции БУ

В системе У НХ особое значение имеет экон. i. Она представляет собой сведения, характеризующие состояние хозяйства, его процессы и явления.

Экон. i:

1. Нормативная

1) Лимиты 2) Нормативы

2. Плановая

1) i 2) Оперативно-производственное планирование

3) Текущее 4) Перспективное 5) Прогнозное

3. Учетная

1) Оперативная 2) Бухгалтерская 3) Статистическая.

4. Аналитическая

1) Оперативный анализ 2) Ретроспективный 3) Перспективный

В составе экон. i важная роль принадлежит учетной i, т.к.

ее объем 75% всей i. В учетной i max удельный вес занимает бухгалтерская i.

В системе У хоз. деятельностью предприятий БУ выполняет ф-ии:

1. Информационную

Процессы наблюдения, регистрации, сбора, обработки и обобщения учетной i и обеспечение этой i руководства предприятия или вышестоящие организации, в целях У хоз. деятельностью предприятия.

2. Контрольная

Процессы наблюдения и проверки явлений хоз. деятельности с целью выявления отклонений от установленных параметров.

Осуществление контрольной функции учетными работниками имеет

большое значение, т.к. позволяет предупреждать и пресекать приписки, мешать безхозяйственности, злоупотреблениям, непроизводственным расходам и потерям, соблюдать режим экономии, рационально использовать мат. и трудовые ресурсы, охранять собственность и способствовать увеличению доходности предприятия.

“1” по сравнению с “2” сейчас более развита, т.к. учетная и контрольная ф-ии отождествлялись, но: учет и контроль - самостоятельные ф-ии У, хотя и тесно взаимосвязаны.

В условиях применения ЭВМ и АСУ происходит высвобождение бух. работников от трудоемких и рутинных процессов сбора и обработки i. Теперь бухгалтерия сама потребитель i, что не означает, что она освобождается от i-ф-ии в своей работе. Она остается организатором и методическим центром учетной работы, учетной i на предприятии, т.е. осуществляет постановку задач для обработки учетной i.

Задачи БУ:

1. Формирование полной и достоверной i о хоз. и фин. процессах, результатах деятельности хоз. субъекта, его структурных подразделений

2. Контроль за наличием и движением имущ-ва (только БУ в силу своей специфики может предоставлять достоверные данные о всех хоз. операциях для наблюдения за состоянием и рац. использованием мат., трудовых и фин. ресурсов предприятия. БУ должен не только выявлять нарушения и недостатки, но и предупреждать их)

3. Выявление и использование внутренних резервов:

Посредством учета выявляются: степень рационального расходования средств, использование фондов, причины неправильного использования и намечаются мероприятия для устранения недостатков

4. Контроль за мерой труда и мерой потребления, выполнение обязательств перед гос. бюджетом, контроль за правильным распределением доходов

5. Подготовка данных для составления достоверной фин. отчетности, используемой инвесторами, поставщиками, покупателями, налоговыми и др. службами и лицами, заинтересованными рыночными и государственными структурами

6. Определение фин. результатов деятельности субъекта.

Тема 2: Предмет и методы БУ.

1. Предприятие как сфера применения БУ.

2. Классификация имущества П.

3. Предмет и метод БУ.

1. Предприятие как сфера применения БУ.

БУ осуществляется на всех предприятиях, объединениях, организациях, учреждениях любой страны и Ñ общ-ва. Посредством БУ отражается состояние и использование всех средств на различных участках воспроизводства. БУ используется для наблюдения и контроля за хоз. деятельностью предприятия, производственной и непроизводственной сферы.

К производственной сфере (мат. производства) относятся предприятия, производящие мат. блага (пром., с/х, строительные) и занятые продвижением мат. благ от производителя к потребителю (транспорт, торговля). На предприятиях производственной сферы создается общественный продукт.

На предприятиях непроизводственной сферы, оказывающих услуги населению (медицина, обучение), он не создается, хотя труд явл. общественно полезным.

Также предприятия классифицируют по наличию доходов/расходов:

1. Доходные (доход > расхода)

2. Бюджетные (расход =< дохода)

Работа Ñ предприятия требует постоянного контроля, к-й осуществляют вышестоящая организация и сами предприятия (главный контролер - бухгалтер, в а/о - учредители).

Ñ предприятие проверяется органами, контролирующими уплату на-

логов (ГНИ). Деятельность предприятий контролируют и банки, и независимые проверяющие фирмы (аудиторские).

Воспроизводство общественного продукта (непрерывное возобновление и повторение процесса производства) - необходимое условие существования общества и состоит из процессов:

1. Про-во (материальных благ)

В результате рабочая сила соединяется со средствами про-ва и появляется продукт труда

2. Распределение

Связующее звено между производством и потреблением. При распределении общественного продукта устанавливается его доля, направляемая на возмещение потребленных средств про-ва

3. Обмен (обращение)

В результате продукты передаются от производителей к потребителям. Служит формой связи между предприятиями, организациями в различных отраслях НХ. Произведенные продукты служат для удовлетворения потребностей трудящихся, как для производственного, так и непроизводственного потребления.

БУ отражает все эти явления присущими ему методами.

II. Классификация имущества П.

Для осуществления хоз. деятельности предприятия должны иметь необходимые хоз. средства (имущество) - совокупность мат. (здания, сооружения, оборудование) и ден. средств, а также юридических отношений данного предприятия с другими.

Для правильного руководства хоз. деятельностью предприятия необходимо знать каким имуществом располагает предприятие и источники его образования. В учете и планировании имущество группируется по ряду признаков:

1. по видам и размещению имущества

Имущество предприятия рассматривается как группы средств:

1) О/с и немат. активы

Средства труда, стоимость к-х больше опр. лимита.

Средства труда - орудие труда, с помощью к-х человек воздействует в процессе про-ва на предмет труда с целью выработки определенного продукта.

Особенность средств труда - длительное время (более года) они в неизменной форме (натуральной) функционируют в процессе про-ва и постепенно по мере износа переносят свою стоимость на изготавливаемый продукт в виде амортизационных отчислений.

Средства труда используются в различных сферах:

а) В сфере производства - здание цеха, машины, оборудование.

б) В сфере обращения - здание складов, отделов снабжения, оборудование складов.

в) Во внепроизводственной сфере - столовые, детские и медицинские учреждения, жилищно-коммунальные хоз-ва.

2) Оборотные средства

Средства, к-е переносят свою стоимость на изготовленную продукцию за один производственный цикл, т.е. однократно участвует в процессе про-ва.

а) Оборотные средства в сфере производства

Предметы труда (средства, из к-х изготавливают продукт) - сырье (с/х) и основные материалы (добывающая пром-ть).

Вспомогательные материалы - не составляют вещественной основы продукта и требуются в про-ве для опр. целей (­ кач-во, создать условия труда, красители и т.д.).

Топливо (в процессе про-ва - вспомогательный материал) выделяется в отдельную группу.

Полуфабрикаты - предметы труда, к-е полностью прошли обработку в одном из цехов предприятия, но подлежат дальнейшей обработке (сборке).

Незавершенка - предметы труда, материалы, к-е находятся в обработке на промежуточных стадиях производственного процесса.

МБП - средства труда, к-е стоят меньше опр. лимита или работают меньше 1 года.

б) Оборотные средства в сфере обращения

Предметы обращения - готовая продукция на складе, предназначенная для реализации и товары отгруженные (собственность предприятия, пока покупатель их не оплатит).

Денежные средства - хранятся предприятием на р/с в банке. С него производятся расчеты с покупателями и заказчиками, банком, фин. органами по безналу. Часть денег, лимитируемая соответствующими инструкциями, хранится в кассе. Ценные бумаги.

Средства в расчетах - долги других предприятий (лиц) данному. Такая задолженность - дебиторская. Здесь же задолженность покупателей за отгруженную продукцию, задолженность работников по суммам, выданным на хоз. расходы.

3) Отвлеченные средства

Средства, выбывшие (извлеченные) из оборота по к-м-либо причинам; суммы прибыли, подлежащие перечислению в бюджет в виде налогов и суммы, использованные на образование спецфондов.

2. Классификация по источникам образования

Предприятие располагают не только собственными, но и заемными средствами. Когда оно получает ссуду в банке или материалы от поставщиков и использует их еще не рассчитавшись, то до момента погашения задолженности эти суммы - заемные средства. Þ среди источников формирования имущества предприятия различают источники:

1) Собственных средств.

Фонды - уставной капитал (фонд), к-й явл. совокупностью вкладов в ден. форме участников в имущество данного предприятия. Его размер регулируется учредительными документами. Взносы в уставной капитал могут осуществляться в виде передачи ден. сумм или в виде зданий, сооружений и т.д.

Спецфонды - образуются в ходе работы предприятия, имеют строго целевое назначение (потребления, накопления).

Прибыль - кроме части, перечисляемой в бюджет.

Резервы (предстоящих расходов и платежей) - спец. зарезервированные суммы для предстоящей оплаты отпусков, вознаграждения за выслугу лет, суммы для ремонта о/с и т.д.

Целевые поступления - субсидии пра-ва на определенные цели или подарки.

Амортизация - суммы накопленных амортизационных отчислений.

2) Заемных средств

Кредитная задолженность - долги предприятия другим организациям и лицам (поставщикам) за полученные, но не оплаченные сырье и материалы; подрядчикам за выполненные работы и услуги.

Кредиты, займы - долги предприятия другим организациям или лицам. (Краткосрочные - 1 год)

Обязательства по распределению общественного продукта - сумма задолженностей по начисленной, но еще не выплаченной з/п рабочим и служащим. Также - налоги, удерживаемые с работников (подоходный) и долги перед страховыми и фин. органами.

 

3. Предмет и метод БУ.

Метод БУ - ведение БУ посредством использования различных способов и приемов. Состоит из:

1. Документации и инвентаризации

Документация - первичная регистрация хоз. операций с помощью документов в момент и в местах их совершения.

Документация - одна из основных отличительных особенностей БУ,

т.к. позволяет осуществлять сплошное наблюдение за хоз. процессом. Обязательное условие отражения хоз. операций в системе БУ - оформление их первичными документами, обладающими опр. хар-ками и отвечающими соответствующим предъявляемым к ним требования (достоверность, ясность и доступность). От кач-ва первичных документов зависит кач-во всего БУ на предприятии.

Автоматизация учета роль первичных документов свела к машинным носителям i.

Инвентаризация - способ проверки соответствия фактического наличия имущества в натуре данным БУ. Проводится с целью обеспечения достоверности показателей БУ и сохранности имущества.

Инвентаризации подлежат о/с, товарно-мат. ценности, ден. средства, расчеты и т.д.

Проводится в опр. сроки, при смене мат.-ответственных лиц, по требованию аудиторов, налоговых органов и т.д.

2. Система счетов и двойная запись

Прием, означающий, что группировка имущ-ва, источников его образования, хоз. операций в БУ осуществляется также системой счетов с применением метода двойной записи.

Счет - экон. группировка в виде таблицы, в к-й систематизируется и накапливается текущая i о состоянии имущ-ва, источниках его образования и о хоз. операциях. Счета имеют важное значение для системы и группировки хоз. операций по однородным экон. признакам.

Двойная запись - способ регистрации хоз. операций на счетах БУ. Смысл - Ñ хоз. операция записывается в 2-х счетах БУ в равных суммах.

3. Оценка и калькуляция

Оценка - способ выражения в ден. измерении имущ-ва предприятия и его источников.

Правильность оценки имущества и его источников имеют важнейшее значение для построения всей системы БУ.

В основе оценки имущ-ва - реальные затраты, выраженные в ден. измерении.

В целях сопоставимости оценки имущ-ва и его источников (для отражения в балансе), она должна проводиться единообразно на всех предприятиях, что достигается соблюдением установленных положений и правил оценки. (Например, действующими нормативными документами установлено, что в бух. балансе о/с показываются по остаточной стоимости с указанием их первоначальной стоимости и износа о/с. Немат. активы также показаны по остаточной стоимости с указанием их первоначальной стоимости и износа. Производственные запасы оцениваются по фактической стоимости их приобретения и заготовления и т.д.).

Калькуляция (как элемент БУ) - способ группировки затрат и

определения себестоимости.

Исчисление себестоимости продукции - способ определения фактических затрат П в ден. форме на единицу продукции.

4. Бухгалтерский баланс и отчетность

Отчетность предприятия - система показателей, характеризующих производственно-хоз. и фин. деятельность предприятия за опр. период времени.

Показатели отчетности используются для анализа фин. состояния предприятия, подготовки, обоснования и принятия соответствующих управленческих решений для оценки положения предприятия на рынке.

Способы и приемы БУ, составляющие его методологию, взаимосвязаны и взаимообусловлены Þ их применение обеспечивает непрерывное, сплошное и документально обоснованное отражение в системе БУ в ден. выражении учитываемых объектов.

Тема 3. Бухгалтерский баланс.

1. Понятие о балансе.

2. Строение баланса.

3. Виды баланса.

4. Изменения в балансе под влиянием хоз. операций.

5. Значение баланса в руководстве хоз. деятельностью.

 

1. Понятие о балансе

Вещественный состав средств на разных предприятиях разнообразен. Для руководства предприятием нужно знать: к-ми средствами предприятие располагает, где они используются, из каких источников получены, для какой цели предназначены - все это дает бух. баланс.

В нашей стране он имеет форму двусторонней таблицы:

Актив   Пассив  
Средства Сумма Источники Сумма
       

Одна половина таблицы содержит все средства хоз. учета (актив баланса), другая - источники, за счет которых они образованы (пассив). Особенность баланса - равенство актива и пассива.

В балансе Ñ средства представлены так, чтобы можно было определить, где эти средства находятся и на что тратятся. В активе все средства, там где они размещены.

Особенность строения бух. баланса - Ñ средства в активе и источники их образования в пассиве сгруппированы.

Средства и источники на основе экон. классификации и однородности сгруппированны в балансе в опр. группы (разделы).

1-й раздел АБ - о/с и прочие внеоборотные активы.

2-й раздел АБ - запасы и затраты.

3-й раздел АБ - ден. средства, расчеты и прочие активы.

1-й раздел ПБ - источники собственных средств.

2-й раздел ПБ - расчеты и прочие пассивы.

В каждый из разделов актива и пассива включаются экон. однородные средства и источники, к-е называются статьями баланса.

Ñ статья актива дает 3 хар-ки средств хозяйства:

1. Чем представлены средства?

2. Где находятся средства?

3. В каком размере мы имеем эти средства?

Ñ статья пассива также дает 3 характеристики:

1. За счет какого источника средства созданы?

2. Для какой цели этот источник предназначен?

3. В каком размере?

Итак, бух. баланс - способ группировки и обобщения отражения средств хоз-ва и источников их образования на опр. дату в ден. выражении.

Ñ статья баланса имеет свой. Кол-во статей одинаково.

Бух. баланс - обобщение моментных показателей, т.е. “фотография” рабочего дня предприятия на опр. дату.

 

II. Строение бухгалтерского баланса

Актив - отражает средства (имущ-во) хоз-ва по их размещению и использованию.

I. О/с и прочие внеоборотные активы:

(представлены отдельными статьями несколько групп средств)

Немат. активы:

1. Первоначальная стоимость

Отражается по стоимости покупки

2. Износ немат. активов

Стоимость немат. активов перенесенная на продукцию

3. Остаточная стоимость немат. активов

Величина немат. активов, не перенесенная на продукцию

О/с показаны в 3-х оценках:

1. Первоначальная (восстановительная стоимость)

Все о/с попадают в баланс по восстановительной стоимости (до 1 января), после - по стоимости их покупки, включая расходы по доставке и хранению.

2. Износ о/с

Показывает, какая стоимость о/с уже перенесена на продукцию.

3. Остаточная стоимость о/с

Разница между первоначальной стоимостью и износом.

Отдельной статьей представлены долгосрочные фин. вложения. Они представляют собой отвлеченные средства на срок более года.

Внеоборотные активы - средства и вложения, не включенные в предыдущие статьи. (задолженность за проданные в рассрочку о/с, немат. активы).

II. Запасы и затраты

1. Оборотные средства сферы про-ва.

1) Производственные запасы.

Отражают фактическую себестоимость заготовленных, купленных сырья и материалов, топлива, полуфабрикатов, запчастей.

2) МБП

Средства труда, к-е учитываются как оборотные средства, но оцениваются в балансе в 3-х хар-ках (как о/с и немат. активы).

Также в разделе показывается незавершенка - предметы труда, находящиеся в обороте.

2. Оборотные средства сферы обращения

1) Готовая продукция

2) Расходы будущих периодов

Расходы про-ва в отчетном периоде, подлежащие включению в себестоимость следующего отчетного периода.

Все средства этого раздела нормируемы. По его статьям определяют принадлежность предприятия.

III. Ден. средства, расчеты, прочие активы.

Здесь отражаются остальные оборотные средства предприятия, но не нормируемые.

1. Расчеты с дебиторами (62,68,73,76,78)

Долги покупателей за отгруженную, но не оплаченную продукцию.

2. Краткосрочные фин. вложения (58)

Ценные бумаги других предприятий

3. Ден. средства предприятия (55-57):

Касса (50), р/с (51), валютный счет(52).

4. Убытки

1) Прошлых лет (87)

2) Отчетного года

Показывают средства предприятия, выбывшие навсегда, по времени выбытия.

Пассив - отражает средства (имущ-во) хоз-ва по источникам их образования и целевому назначению.

I. Источники собственных средств

1. Уставный капитал (85)

2. Фонды накопления (88)

3. Целевые финансирование и поступления (96)

4. Нераспределенная прибыль прошлых лет (87)

5. Прибыль

1) Отчетного периода (80)

2) Использовано (81)

3) Нераспределенная прибыль отчетного года.

II. Расчеты и прочие пассивы.

1. Долгосрочные кредиты банков (92)

2. Краткосрочные кредиты банков (90)

3. Долгосрочные займы (95)

4. Краткосрочные займы (94)

5. Расчеты с кредиторами

(Группа статей, показывающая кредиторскую задолженность)

1) За товары, работы и услуги (60,76)

2) По векселям выданным (60)

3) По оплате труда (70)

4) По соц. страхованию и обеспечению (69)

5) С бюджетом (68)

III. Виды баланса.

В зависимости от назначения, содержания и порядка составления различают балансы:

1. Сальдовый

Хар-ка в ден. оценке хоз. средств и источников их возникновения по состоянию на опр. дату. Составляет бухгалтерия предприятия выведением остатков (сальдо) по счетам. Причем счета, имеющие дебетовые остатки отражаются в активе, кредитовые - в пассиве. Отсутствуют обороты.

2. Оборотный

Составляется на основе записей в счетах (оборотов). Кроме остатков на начало/конец отчетного периода содержит дебетовые/кредитовые обороты по Ñ счету за отчетный период.

3. Вступительный

Первый баланс, составляемый в начале деятельности предприятия. По активу содержит показатели состава средств, полученных при создании предприятия, по пассиву - источники, за счет к-х они образованы. Его составление обычно предшествует инвентаризация (опись с натуры выделенных предприятию средств и их оценка). В нем меньше статей, чем в следующих балансах, отражающих хоз. деятельность предприятия за опр. период времени.

4. Заключительный

Отчетный документ о состоянии средств и их источников и результатах фин.-хоз. деятельности, составляемый по результатам (окончаниям) опр. периода времени. Составляют на основе проверки бух. записей в системе счетов. Проверка осуществляется выверкой оборотов и остатков по счетам и инвентаризацией средств и расчетов.

5. Ликвидационный

Характеризует имущественное состояние ликвидируемого предприятия на дату, с к-й данное предприятие не существует как ю/л. Показывает величину средств, состояние расчетов, источников средств предприятия после окончания ликвидационного периода. Это происходит в течение периода, во время к-го предприятие взыскивает дебиторскую задолженность и погашает свои обязательства перед кредиторами и банком.

6. Отчетный

Характеризует состояние средств и источников (имущ-ва предприятия) на опр. дату, причем сопоставление отчетных балансов различных дат дает возможность проанализировать фин. состояние предприятия, его изменение.

7. Директивный

Плановый документ, к-й характеризует состояние имущ-ва предприятия (его средств и источников), каким оно должно стать в результате выполнения предприятием своей фин.-хоз. деятельности. Составляется на основе данных о фактическом состоянии активных и пассивных статей баланса к началу планового периода и предусмотренных планом фин.-хоз. операций за этот период для

установления фин. положения предприятия в результате запланированной деятельности.

Сравнение показателей директивного и отчетного балансов используется при анализе результатов выполнения фин. плана.

8. Провизорный

Предварительных бух. баланс, составляемый заранее на конец отчетного периода еще до его истечения, с учетом ожидаемых изменений в имущ-ве предприятий. Основа - данные о состоянии активных и пассивных статей баланса к моменту его составления и плановые д<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: