Чуйский тракт-чистая дорога.




 

О Чуйском Тракте много написано, много сказано, сняты фильмы и сложены песни. Вот и во всемирной сети, смотрим, 26 000 упоминаний, для сравнения, о Туркмено - Сибирской магистрали (Турксибе) 23000. Чуйский тракт входит в пятерку красивейших дорог мира, но речь не об этом, поговорим лучше о любви.

Когда ребенка спрашивают о любви, он не задумываясь говорит о маме, подросток смущается, думая уже не о близких родственниках а об однокласснице, спрашивая взрослого человека, услышим ответ про семью и даже работу. О любви к родному краю как-то не приходит в голову отвечать в первую очередь, но если уж спросите, столько восторженных слов услышите! А сколько эпитетов придумано, и седой Алтай и Синегорье и бирюзовая Катунь.

Говорили - покорить Природу. Лет сто назад природу на самом деле приходилось покорять как дикого скакуна, голыми руками, ну разве что пользуясь нехитрыми приспособлениями, для коня - аркан да седло, для природы - топор да кирка. Коня приручили - кормят с ладони сахаром, а природу покорили – и ну давай разорять. Пусть сегодня, когда в руках человека приспособления и механизмы поэффективнее кирки, синонимами будут слова: покорить - приручить. А как там у французского классика сказано, помните? «Мы в ответе за тех, кого приручили». Вот мы приручили Горный Алтай Чуйским трактом, дальше думайте сами.

Это было предисловие, теперь к сути. Слышали о чистых технологиях производства энергии? Конечно слышали, в Горном Алтае построены солнечные электрические станции в Кош-Агаче, Майме, Усть-Коксе, Чемале, Усть-Кане, Ине и Онгудае, газификация тоже идет полным ходом, хотя это не совсем чистая технология, природный газ не возобновляемый ресурс, но по крайней мере, его использование не дает дыма и сажи.

А чтоже Чуйский тракт? По дороге в 2019 году до Семинского перевала проехало около 500000 автомашин, в ту и в другую сторону. Из выхлопных труб автомобилей выброшены тонны вредных веществ. Способна ли природа перетерпеть такое? Пока способна но, знаете ли, капля камень точит, так и с вредными выбросами, не день, не два выхлопные газы подтачивают здоровье нашей природы. Все мы об этом знаем, то есть, диагноз известен, так давайте лечить.

Говоря о чистых технологиях применительно к транспортным средствам, следует обратить внимание на следующий феномен, известный правда лет сто: если использовать водород как энергоноситель, то из выхлопной трубы автомобиля выходит абсолютно чистый водяной пар. Имеются два направления использования водорода как топлива, первое, водород это горючее для двигателя внутреннего сгорания и второе, водород поступает в т.н. водородный топливный элемент, который генерирует электрическую энергию. И в первом и во втором случае, как уже было сказано, выхлопным газом является водяной пар. Следует отметить, что КПД бензинового двигателя, в лучших моделях автомашин, не превышает 30%, именно столько энергии при сгорании топлива из тепловой превращается в кинетическую, а КПД водородного топливного элемента не менее 80%.

В нашей Великой стране НЕТ дорог с развитой инфраструктурой для эксплуатации водородного транспорта, да что с развитой, и с неразвитой НЕТ. Может быть это даже и не плохо, кто-то там развивает, старается,

экспериментирует, высчитывает рентабельность, а мы по накатанной дорожке быстро-быстро и без лишних затрат на НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы) поставим водородные заправки, закупим или скопируем транспортные средства, и вот вам – «чистые» дороги. В общем поступим так, как поступили в свое время с вычислительной техникой, свою процветающую отрасль прикрыли, чужие разработки использовали. Результат известен - в области кремниевых технологий мы впереди всего континента, имеется ввиду, Африканского. Но копировать, или закупать, или к радости собственного населения и восторгу юных и взрослых инженеров разрабатывать самим транспорт на водородной тяге все равно придется. Одно дело догонять, морщиться от досады, приговаривать: «Могли сами сделать, придумали все давным-давно», другое дело, размахивая знаменами Менделеева и Королева носиться по дорогам в своих «чистых» автомобилях, как ВДВэшники в свой день. Следуя мировому тренду и целесообразности, все равно придется организовывать инфраструктуру под новые транспортные средства - заправочные станции, сервисные центры, другие объекты. Нужно с чего-то начинать, так давайте начнем с Чуйского тракта. Впрочем, 100 строк расположенных выше написаны ради этого призыва.

Так вот, наша идея такова, повторить уроки истории, вспомнить первые годы индустриализации, с помощью разных Тойот и Рено обустроить бирюзовую жемчужину России, дорогу Чуйский тракт необходимой инфраструктурой для водородного транспорта, закупить десяток или два туристских комфортабельных автобуса на водороде, 200-300 автомобилей для проката, тоже на водороде и пустить их по маршруту Бийск – Кош-Агач, а затем, следуя урокам истории… в общем провести водородную индустриализацию всей страны. Но начинать нужно с Чуйского тракта.

Перечислим доводы в пользу нашего предложения. Главный, конечно, сохранение уникальной флоры и фауны, природных ландшафтов. Далее, замечательные возможности для тестирования вновь разрабатываемых «чистых» транспортных средств- крутые подъемы, перевалы, разряженный воздух с пониженным содержанием кислорода на части трассы, длинные абсолютно прямые участки, например, в Курайской степи, преимуществом будет являться даже то, что не нужно будет ничего сносить, и так пусто. А если учесть, что Федера́льная автомоби́льная доро́га Р256, с 360 километра собственно Чу́йский тракт, начинается в столице Сибири- Новосибирске, крупнейшем индустриальном центре, то сам Бог велел строить заводы по производству транспортных средств на новой основе в Новосибирске, Барнауле, Бийске, где квалифицированных кадров на душу населения едва ли не больше чем в центральных регионах России. И если не поддаться на уловки транснационального капитала и не вложить денежные средства в азиатские экономики с дешевой рабочей силой, то социальные последствия такой политики будут не менее значимы, чем возвращение черноморского полуострова. У А.С. Пушкина сказано: «времен Очаковских и покоренья Крыма», пусть и современный бард напишет, о покоренье водородных технологий в Сибирском ФО.

Ясно что проект выйдет затратным, но престижным, подобно проведению мирового чемпионата или Олимпийских игр. И пусть первым этапом его будет обустройство трассы в рамках существующих водородных технологий. Бренд «Чуйский тракт-чистая дорога» на престиж страны будет влиять иначе чем спортивные победы. Провели чемпионат – забыли через год, что медведи по улицам в России не бродят. Говоря языком инженера - характеристика изменения престижа параболическая, дорога же наша стоит сто лет и будет стоять, и будет связывать настоящее и будущее, в общем дорога времени, значение которой растет по гиперболической зависимости. А мы подумаем о двух известных персонажах, реальном и вымышленном, о Константине Эдуардовиче Циолковском - калужском мечтателе, и о господине Манилове, человеке без имени. Так пусть наши планы, будут востребованы подобно проектам Циолковского, но не Манилова.

В республике Алтай проживает 220 000 человек. Из них более 50%, или около 110000 - вдоль Чуйского тракта. Создание новых высокооплачиваемых рабочих мест является одной из важных задач при планировании динамичного развития региона. Строительство инфраструктуры для водородных технологий предполагает появление таких рабочих мест. Несомненно, что путешествие в водородном транспорте привлечет дополнительно тысячи туристов, организация их обслуживания потребует создания новых мест для проживания и питания, но по нашему плану, основной и практически безграничной сферой деятельности будут небольшие частные пункты производства топливного водорода. Производить водород при помощи электролизных технологий сможет каждый предприимчивый владелец приусадебного участка, а таких в придорожных населенных пунктах огромное большинство. Схема построения бизнеса такова: владелец приусадебного участка приобретает в лизинг электролизер, компрессор и комплект солнечных батарей. При помощи электролизера, и электроэнергии от солнечной станции, предприниматель получает водород высокой чистоты и закачивает его в специальные баллоны компрессором. Эти баллоны доставляются на ближайшую заправочную станцию, где его обязаны приобрести по рыночной стоимости. Для легализации процедуры придется потрудиться законодателям, но инженеры квалифицированно проконсультируют законотворцев, и генерация водорода также как и генерация электроэнергии любым производителем, будет находиться под защитой закона. Напоминаем, что в Федеральном законе №35- ФЗ «Об электроэнергетике» говорится, что гарантирующим поставщикам (электроэнергии), запрещено отказывать в покупке электроэнергии у владельцев объектов микрогенерации - солнечных и ветряных станций, дизельных генераторов и т.д. В законе также говорится и о том, что реализация электроэнергии с объектов микрогенерации не является предпринимательской деятельностью и налогами не облагается. Неплохо было бы распространить эту норму и на генерацию водорода.

Уже сейчас в продаже имеются домашние водородные заправки. Такое устройство не только производит водород методом электролиза, но и в состоянии произвести заправку водородного автомобиля. Стандартная домашняя заправка – комплект оборудования для частного использования производит до 1000 кг чистого водорода в год – достаточно для ежедневной заправки 5 автомобилей. Стоимость водорода, произведённого электролизом воды на домашней заправочной станции состоит на 70% из стоимости электроэнергии и на 30% из капитальных затрат. Использование солнечных батарей, как источника энергии наполовину уменьшает затраты. При мощности 10 кВт их площадь будет составлять около 100м2, что для приусадебного участка в сельской местности вполне приемлемо, кроме того, политика поддержки производителя водородного топлива будет стимулировать развитие «чистой» энергетики в целом.

Стандарты, связанные с разработкой, строительством и эксплуатацией автомобильных водородных заправочных станций уже имеются, и относятся к компетенции Росстандарта.

 

Педагог дополнительного образования детского технопарка «Кванториум-04» Осинский А.В.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: