Чтобы качественно подготовиться к исполнению музыкального произведения – нужно хорошо проанализировать язык музыки, выучить теорию, освоить классические хоровые навыки и выполнять простейшие вокальные упражнения. Всему этому можно быстро и интересно научиться на уроках в частной школе вокала.
Для хорового пения можно выделить несколько специфических приемов, которые не применяются при индивидуальном пении. К ним относятся:
- цепное дыхание – когда участники коллектива по очереди в разным местах композиций берут дыхание.
- хоровая attacca – это прием перехода от одной части композиции к другой без перерыва, когда одна вокальная линия не достигает завершающей точки и сразу же начинается новая.
- хоровые crescendo и diminuendo – постепенное увеличение (а в случае диминуэндо – уменьшение) силы звука. Эти приемы помогают явно очертить кульминацию композиции или выйти в красивое затухания в конце произведения.
- пение закрытым, прикрытым, открытым (в нар. хорах) звуком, с закрытым ртом –эти приемы используются для создания фонового звучания для оттенения партии солиста или в переходных местах композиции.
«Беловежская пуща» Большой Детский Хор — использование приемов пения открытым звуком, хоровые crescendo и diminuendo.
Особенности хорового пения:
- Звук и его образование. Для разных вокальных направлений характерны разные приемы и принципы звукообразования. В зависимости от музыкального стиля участники хора будут пользоваться разными приемами;
- Правильное дыхание. Вокальное дыхание –это основа правильного пения. Участники хора также, как и профессиональные сольные вокалисты обязаны овладеть диафрагментальным дыханием и научиться петь на опоре;
- Верная дикция. Роль артикуляции и дикции в хоре особенно важна. Даже при исполнении в унисон бывает тяжело разобрать слова песни, которые поет хор;
- Эмоции. Исполнение каждой песни несет информационный и эмоциональный посыл. Важно, используя вокальные приемы донести эмоциональную окраску музыкальной композиции слушателю;
- Слух. Один из самых важных компонентов, ведь в хоровом пении важно слышать не только себя и аккомпанемент, но и участников всего хора, каждую партию. Именно поэтому занятия в хоре хорошо развивают музыкальный слух;
Немного о позиции профессионального вокального исполнителя. Когда человек поет – ему необходимо стоять собрано, голову держать прямо, тяжесть тела равномерно распределить на две ноги, спина должна быть ровной, а руки лежать свободно по швам. Такая позиция наиболее комфортная и эффективная при пении.
Каждый их этих хоров может исполнять музыкальные композиции в сопровождении музыкальных инструментов. Для классических хоров это может быть фортепиано или ансамбль классических инструментов, а в профессиональных коллективах аккомпанементом может выступать оркестр. Для народных хоров характерный аккомпанемент из народных инструментов, таких, как гармонь, гусли, трещотки или ложки. Во время обучения хоровому пению чаще всего в качестве аккомпанемента используется фортепиано.
«Ты слышишь, море!» в исполнении детского хора под фортепиано
Хоры могут исполнять произведения и без музыки или инструментального сопровождения. Но тут важно помнить о хоровом строе. Ведь неопытный хор может нарушить строй песни и «съехать» по тональности вверх или вниз.
«Щедрик» М. Леонтовича в исполнении хора а капелла
Виды хорового пения
Хоровое пение также классифицируют и существуют различные виды хора, зависящие от количества человек в нём. Во-первых, собрание людей не может называться хором, если в нём менее 3-х человек.
Так вокальный ансамбль состоит из 12-20 участников, камерный — 20-50 исполнителей, среднего размера хор включает 40-70 вокалистов, большой — 70-120 людей и самый крупный – сводный хор, в нем могут быть до 1000 участников.
Обратите внимание!
В сводном хоре собрано несколько музыкальных коллективов. Но деятельность такого коллектива сложно назвать исполнительским искусством, обладающим высокой подготовкой и профессионализмом. Работа с таким количеством участников требует огромных затрат и такие хоры не существуют на постоянной основе. Чаще сводный хор собирается для исполнения одной или нескольких композиций на массовых мероприятиях.