Понятие и сущность малого бизнеса




ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине «Национальная экономика Беларуси»

На тему «Роль малого бизнеса в современной экономике и проблемы его развития»

Выполнила

Студентка группы 10503612 Орлова Евгения Олеговна

 

Проверила Зысь Т. А.

 

 

Минск 2014

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 3

Глава 1 Малый бизнес в современной экономике. Проблемы развития. 5

1.1 Понятие и сущность малого бизнеса. 5

1.2 Роль малого бизнеса в экономике. 8

1.3 Проблемы малого бизнеса. 12

Глава 2 Малый бизнес в зарубежных странах. 14

2.1 Доля малого бизнеса в экономике зарубежных стран. 14

2.2 Проблемы малого бизнеса в экономике зарубежных стран. 21

Глава 3 Малый бизнес в Республике Беларусь. 25

3.1 Доля малого бизнеса в экономике Республики Беларусь. 25

3.2 Проблемы малого бизнеса Республики Беларусь. 32

3.3 Перспективы развития малого бизнеса в Республике Беларусь. 33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 36

Список литературы.. 39

 


вВЕДЕНИЕ

 

В современной рыночной экономике существует и обеспечивает ее функционирование целый ряд разнообразных фирм. Несмотря на то, что каждая из их уникальна, есть способ выделить несколько признаков, по которым можно провести их классификацию. По форме владения фирма может представлять собой корпорацию, партнерство или находиться в собственном владении одного лица (индивидуальное владение).

В данной работе будет рассмотрена одна из форм организации бизнеса; в качестве метода классификации фирм, при этом будет использован наиболее распространенный: разделение их на малые, средние или крупные.

Вопреки классической марксистско-ленинской доктрине, последователи которой пытались организовать советскую экономику как единую фирму эффективное функционирование экономики возможно лишь при сосуществовании предприятий всевозможных организационно-правовых форм и их взаимодействии.

Так существуют некоторые виды продукции, которые имеет смысл производить только в рамках крупного предприятия (эффект масштаба производства), в других отраслях, например сфера услуг, очевидна целесообразность малого бизнеса (более полное удовлетворение разнообразных потребностей населения).

В экономике развитых капиталистических стран и стран бывшего социалистического лагеря особую роль играет малый бизнес.

Во всех экономически развитых странах государство оказывает большую поддержку малому предпринимательству, которому свойственны цивилизованные черты. Дееспособное население начинает проявлять все больший и больший интерес к малому бизнесу.

Для стран с развивающейся экономикой, как показывает опыт развитых стран, малый бизнес имеет еще более существенное значение: его развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, то есть решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы, свойственные периоду становления.

В первой главе рассмотрены основные понятия малого бизнеса, определяется его роль для экономики, а так же выявляются современные проблемы малого бизнеса.

Во второй главе рассмотрено функционирование предприятий малого бизнеса в экономике зарубежных стран на примере ЕС, США и Японии, рассмотрены проблемы ведения малого бизнеса в этих странах и поддержка его государством.

В третьей главе приведены основные показатели ведения малого бизнеса на территории Республики Беларусь, рассматриваются основные проблемы, а так же на основе данных статистики рассмотрены перспективы развития и поддержки малого бизнеса со стороны государства в будущих периодах.


 

Глава 1 Малый бизнес в современной экономике. Проблемы развития

Понятие и сущность малого бизнеса

 

Как явствует из самого определения, «малый бизнес» – это

предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях, конституционирующих сущность этого понятия. Как показывает мировая практика, основным критериальным показателем, на основе которого предприятия различных организационно правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является в первую очередь средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии.

В ряде научных работ под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу является:

- численность персонала;

- размер уставного капитала;

- величина активов;

- объем оборота (прибыли, дохода).

По данным Мирового банка, общее число показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются те, что описаны выше. Практически во всех странах определяющим критерием является численность работников за отчетный период.

Рассмотрим критерии отнесения предприятий к малому бизнесу, применяемые в странах с развитой рыночной экономикой.

В Европейском сообществе с 1января 1995 г. к малым предприятиям относятся те, которые не превышают следующих показателей:

- количество занятых работников до 50 чел.;

- годовой оборот менее 4 млн. ЭКЮ;

- сумма баланса менее 2 млн. ЭКЮ.

К средним предприятиям в ЕС относят те, которые не превышают:

- количество занятых работников от 50 до 250 чел.;

- годовой оборот менее 16 млн. ЭКЮ;

- сумма баланса менее 8 млн. ЭКЮ.

При определении мер поддержки субъектам малого бизнеса на уровне стран ЕС могут применятся и другие показатели, а страны, входящие в ЕС, могут использовать и свои показатели при отнесении предприятий к малым. Другие Экономические организации устанавливают свои меры отнесения фирм к категории малого бизнеса. Так международная Организация Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР), в которую входят экономически высокоразвитые страны, определяет предприятия с числом занятых до 19 чел. как «весьма малые», до 99 чел. как «малые», от 100 до 499 чел. как «средние» и свыше 500 чел. как крупные.

Рассмотрим как относят предприятия к малым страны с развитой экономикой.

В Великобритании отнесение предприятий к субъектам малого бизнеса

основывается на данных оборота и численности занятых (различных по отраслям экономики). К мельчайшим относят фирмы с числом занятых от 1 до 25 чел., к мелким – от 25 до 99. При этом в обрабатывающей промышленности малыми считаются фирмы с занятостью ниже 200 человек, в то время как в торговле это предприятие с годовым оборотом менее 400 тыс. фунтов стерлингов.

Согласно Закону «О компаниях», в Великобритании малое предприятие должно соответствовать двум из следующих критериев:

1. оборот не более 2,3 млн. ЭКЮ;

2. активы не более 1,5 млн. ЭКЮ;

3. средняя численность занятых до 50 чел.

Во Франции малыми считаются предприятия, на которых численность занятых не превышает 500 чел. и годовой оборот до взимания налогов, оцененный на момент закрытия итогового баланса, ниже 200 млн. франков. Причем в различных отраслях экономики размер фирмы оценивается по-разному. Если в сельском хозяйстве и пищевой промышленности фирмы с занятостью свыше 200 чел. считаются крупными, то в отрасли производства оборудования порог численности – 500 чел.

В Швеции система отнесения предприятий к малым схожа с французской, нотам действую еще и такие показатели как: стадии роста, отраслевая принадлежность, географическая сфера деятельности, специфические характеристики владельцев и управляющих (женщины-предприниматели, иностранцы), типы проблем характерные для предприятия.

В Германии определенное понятие о малом бизнесе отсутствует, но в соответствии с классификацией федерального министерства хозяйства к мелким относят фирмы с числом занятых до 49 чел. и ежегодным оборотом менее 1 млн. марок. Мелкие и средние фирмы – это фирмы, которыми руководят юридически самостоятельные владельцы, непосредственно участвующие в производстве., полностью берущие на себя экономический риск и финансирующие свою деятельность, как правило, без привлечения кредитных средств.

В Соединенных Штатах Америки федеральным законом о малом бизнесе установлено, что малая фирма – это фирма имеющая одного или нескольких владельцев, с числом занятых не больше 500 чел., величиной активов не больше 5.000.000 $ и годовой прибылью не свыше 2.000.000 $. В зависимости от количества нанятых работников все предприятия в США делятся на:

- наименьшие – 1 – 24 занятых;

- малые – 25 – 99 занятых;

- промежуточные – 100 – 499 занятых;

- крупные – 500 – 999 занятых;

- крупнейшие – 1000 и более занятых.

Следует отметить что здесь, как и во многих других странах, играет роль и отраслевая структура предприятия. Причем в одних отраслях играет определяющую роль количество занятых (обрабатывающая и добывающая промышленность), а в других – величина оборота (строительство, торговля, услуги). Нормы критериев различны для предприятий, работающих в разных отраслях экономики США.

В США малыми считаются предприятия, управляемые независимыми собственниками и не занимающие доминирующего положения на товарных рынках.

Что касается Беларуси, то к малым предприятиям относят предприятия с численностью занятых:

- в промышленности и на транспорте – до 100 человек;

- в строительстве и оптовой торговле – до 50 человек;

- в сельском хозяйстве и научно производственной сфере – до 60человек;

- в других отраслях общественной сферы, общественном питании, бытовом обслуживании и розничной торговле – до 30 человек;

- в других отраслях непроизводственной сферы – до 25 человек.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: