Понятие критериев оценки успешности и надежности спортсмена.




Формулирование цели.

На мой взгляд, формулирование цели для спортсмена является важнейшей частью начала тренировочного и соревновательного цикла. Постановка целей является относительно простым, доступным и в то же время эффективным способом управления спортивной деятельностью.

Алгоритм построения тренировочного занятия. Эффективное построение тренировки основано на принятии целого ряда решений, имеющих достаточно сложный характер. С целью упорядочения этой процедуры может быть рекомендована следующая последовательность действий:

1.Определение главной цели и основной направленности занятия.

2.Постановка главных и дополнительных задач занятия.

3.Определение последовательности решения главных и дополнительных задач.

4.Определение состава средств и методов для решения главных задач.

5.Планирование компонентов нагрузки и отдыха в отдельных заданиях, расчет суммарной величины нагрузки тренировочного занятия и прогнозирование отставленного эффекта

6. Оперативное управление и контроль

 

Формулирование целей может быть в таких категориях:

- техническая подготовка

- тактическая подготовка

- физическая подготовка

 

В качестве основных механизмов успешности в достижении целей Дж. Брайан приводит следующие четыре фактора.

1. Конкретность цели. Точность и конкретность формулирования и представления цели позволяют фокусировать внимание и усилия человека на действиях, имеющих важное значение для выбранной цели.

2. Прилагаемые усилия. После выбора цели и принятия решения о том, какие действия должны быть предприняты для ее достижения, человек мобилизирует свои ресурсы пропорционально степени сложности цели. Усилия и степень возбуждения меняются в зависимости от требований поставленной цели.

3. Продолжительность деятельности, направленной на достижение цели. Время, выделяемое на получение желаемого результата, играет чрезвычайно важную роль для сохранения актуальности цели. По данным исследований, испытуемые с легкими, а так же неопределенными целями гораздо раньше и с большей легкостью отказывались от продолжения работы, чем те, кто выбрали труднодостижимые цели.

4. Знания, необходимые для достижения цели. Данный механизм отличается от трёх первых своей интеллектуальной природой и функционирует на более высоком уровне, поскольку для обеспечения эффективности действий недостаточно приложить усилия и упорно двигаться к цели. Необходимы знания в конкретных областях, практические навыки, обмен информацией с внешней средой, решение задач в ситуациях неопределенности и выбора.

Применительно к спортивной деятельности теория постановки целей имеет особое значение в силу специфики сферы спорта — наличия жёсткой конкуренции как принципиального поведенчески деятельностного элемента в спорте, насыщенности неопределённостью и риском. В этой связи работа с целеполаганием является важной частью психологической подготовки спортсмена. Сама специфика спорта освещает новые грани выделяемых характеристик целей.

Особое внимание следует уделить нереальным, недостижимым целям, стремление к которым может оказывать существенное негативное влияние на самооценку и уровень притязаний человека.

Следует заметить, что конкретная формулировка цели также требует уточнения временных границ, в рамках которых сохраняется актуальность цели. При несоблюдении временных рамок цель теряет свою актуальность

Приемлемость цели, согласно общепсихологической теории, означает степень, с которой цель принимается личностью как собственная.

На принятие цели оказывают значительное влияние её достижимость и выгодность.

Понятие критериев оценки успешности и надежности спортсмена.

При выделении критериев успешности спортивной деятельности целесообразно рассматривать три группы: циклические, сложнокоординационные и противоборства. Взаимосвязь объективных и субъективных показателей успешности показывает необходимость учета основных признаков, которые прямо или косвенно выражают полезные и вредные качества элементов деятельности уровень квалификации, степень выраженности психофизиологических свойств индивидуальности в их взаимосвязи с успешностью деятельности.

 

В циклических видах спорта преобладают объективные критерии оценки соревновательной деятельности (время, дистанция, дальность прыжка и т.д.);

 

в сложнокоординационных — субъективные, выявление победителя осуществляется на основе сравнения сложности, качества и эстетичности исполнения двигательных действий спортсменами (баллы, очки). Предполагается, что сложнокоординационные виды в значительной степени "продвигают" развитие координационных возможностей, опирающихся на ловкость, гибкость, и зависимы от развития методики и психологического обеспечения в освоении принципиально новых сложных движений, наработанных в культуре и искусстве.

 

С точки зрения теории спорта успешность спортивной деятельности отождествляется с понятием результативность.

 

Спортивный результат — количественный или качественный уровень показателей, в зависимости от особенностей вида спорта выраженный:

победой в состязаниях;

единицами измерения времени,

пространства и массы;

числом набранных спортсменом баллов при оценке судей; количеством набранных очков и др., которые являются критериями судейства.

Однако такой подход позволяет очень узко оценивать деятельность спортсмена.

Отмечено, что спортивный результат, с одной стороны, является главным итогом тренировки спортсмена, а с другой — далеко не всегда отражает реальное качество и эффективность тренировочного процесса. Как критерий успешности результат может выступать в сравнении с разрядными коэффициентами, с результатами других спортсменов, с динамикой выступлений спортсмена за определенный промежуток времени. Результат сам по себе еще не полностью характеризует успешность спортивной деятельности, что требует необходимости рассмотрения его в совокупности с другими критериями.

Если сопоставить спортивную деятельность с учебной, то оценка спортивной успешности по результативности (набранным очкам, баллам, секундам, метрам) равнозначна оценке учебной успешности только по показателям успеваемости (отметок за устные ответы, письменные работы, набранные баллы при тестировании). Такой подход нивелирует психологические показатели, которые влияют на формирование гармоничной личности ребенка.

Встречаются попытки разработки диагностических коэффициентов или зависимостей успешности спортивной деятельности от других показателей: занятого места, рейтинга и др. Так, в единоборстве среднее значение спортивных результатов может определяться отношением их суммы к количеству боев. Успешность спортивной деятельности определяется в математической зависимости, в которой важную роль играют: занятое место; количество спортсменов, стартов, занятых мест; стаж занятий спортом и возраст. Учитываются также результативность в данном соревновании, рейтинг спортсмена, модельные характеристики результативности, соревновательная устойчивость.

В этих концепциях спортивная деятельность описывается как последовательность сменяющихся друг друга операций или действий, изучение которых позволяет наиболее объективно отражать технику и тактику вида спорта. Но не учитываются такие показатели психологической подготовленности спортсменов, как особенности специальных свойств личности, психомоторные показатели, отношение к деятельности, активность и др.

Все рассмотренные выше показатели оценивают успешность спортивной деятельности и вслед за ней психологическую подготовленность только по внешним критериями. Однако "любое внешнее действие опосредуется процессами, протекающими внутри субъекта, а внутренний процесс так или иначе проявляется вовне; вместе с тем под влиянием внешнего изменяется и внутреннее; изучая "внешнюю сторону" деятельности, можно раскрыть "внутреннюю сторону", а точнее, понять реальную роль психики в деятельности". Что указывает на необходимость учитывать внешнюю и внутреннюю стороны деятельности, которые неразрывно связаны.

Особое значение для спортсмена имеют такие особенности, которые влияют на спортивную деятельность, от которых зависят результаты соревнований и является основой индивидуализации.

 

В спортивной психологии успешность деятельности рассматривается в связи с такими понятиями как способности, индивидуальный стиль деятельности, надежность, готовность и др. Успешность в условиях повышенной напряженности связывается с понятием "надежность", под которой понимается комплексное внутреннее свойство, позволяющее спортсмену стабильно и эффективно выступать на ответственных соревнованиях в течение определенного времени. Для представителей различных видов спорта характерны сочетания психических качеств, играющих большую роль в обеспечении надежности деятельности спортсменов.

Показатели успешности важны при составлении психоспортограммы спортсмена в любом виде спорта, которая раскрывает "внешние взаимосвязи и взаимоотношения, диктуемые правилами и условиями данного вида спорта, и внутренними субъективными отношениями спортсмена к выполняемой деятельности, определяемые особенностями его личности".

Необходимость разработки интегральной оценки успешности спортивной деятельности приобретает особую актуальность в связи с высоким уровнем субъективизма в судейской оценке технического и артистического компонентов мастерства спортсменов, занимающихся сложнокоординациоными видами спорта.

 

 

Внешняя объективная оценка спортивной успешности

Внутренняя субъектиная оценка спортивной успешности

Список использованных источников:

1.Постановка цели и формулирование задач в тренировочных занятиях комплексной направленности в видах единоборств. В. А. Барташ, канд пед. наук, доцент, Белорусский государственный университет физической культуры, начальник Центра «Высшая школа тренеров»

2.. Матвеев, Л. П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов / Л. П. Матвеев – Киев: Олимп. лит., 1999. – 320 с.

3. Платонов, В. Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения: учеб. [для тренеров]: в 2 кн. / В. Н. Платонов. – Киев: Олимп. лит., 2015. – Кн. 2. – 752 с.

4.. Менеджмент подготовки спортсменов к Олимпийским играм / С. Н. Бубка [и др.]; под ред. С. Н. Бубки, В. Н. Платонова. – Киев: Олимп. лит., 2017. – С. 298–303.

5. Иссурин, В. Б. Блоковая периодизация спортивной тренировки: моногр. / В. Б. Иссурин. – М.: Советский спорт, 2010. – 288 с.

6.Locke E. A., Bryan J. F. Cognitive aspects of psychomotor performance: The effects of performance goals on level of performance // Journal of Applied Psychology. — 1966. — No50. — P. 286–291.

7.Постановка и достижение целей как факторы спортивной эффективности. З.А. Сагова, Д.А. Донцов

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: