г. Осташков Тверская область пер. Осташковский д. 4




ГОУ СПО «Осташковский финансово-экономический колледж» - филиал ФГОУ ВПО «финансовая академия при правительстве российской федерации»

 

 

г. Осташков Тверская область пер. Осташковский д. 4

 

Реферат на тему:

«Российская империя»

 

 

 

 

Выполнил: Студент 11 группы

Мартиросов Константин

 

2005 год

 

Содержание:

 

Реформы Петра великого……………………………………………….2

Российская империя в эпоху дворцовых переворотов…………………..17

Реформы государственного правления во второй половине XVIII в………............29

.

 

ГОСУДАРСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

 

РОССИИ В XVIII в.

 

 

РЕФОРМЫПЕТРА ВЕЛИКОГО

 

 

Эпоха правления Петра I (I682 —1725) явилась поис­тине переломным периодом в истории России. Реформы царя-преобразователя охватили все сферы государствен­но-политической и общественной жизни страны, опреде­лив на длительную перспективу ее развитие по пути вели-кодержавия. Созданная Петром военно-феодальная, бю­рократическая абсолютистская империя и ее основные политические институты пережили своего создателя на два столетия. В годы правления Петра при доминирую­щей роли государства был осуществлен резкий скачок в хозяйственной жизни страны, последовательно проводи­лась политика меркантилизма в промышленности и тор­говле, была осуществлена финансово-денежная реформа, усовершенствовались административная и податная сис­темы, неуклонно укреплялись центральные и местные ор­ганы власти и управления, значительно расширилась за­конодательная деятельность государства. Особой забо­той монарха являлось укрепление армии и развитие флота. Петровские реформы были направлены на макси­мальную централизацию в управлении государством при его решающем влиянии на жизнь всех слоев общества, что нашло выражение в ее всесторонней регламентации.

Начало царствования Петра 1. В августе 1689 г., после государственного переворота власть в стране перешла к

 

 

сторонникам 17-летнего царя Петра Алексеевича (фор­мально делившего власть со своим братом, сыном Алек­сея Михайловича от Марии Милославской царевичем Иваном, до смерти последнего в 1696 г.)- Петр, став после отстранения Софьи самостоятельным правителем, на первых порах не проявлял интереса к государственным делам. Фактическое же управление страной осуществля­ли родственники и приближенные матери царя Петра Натальи Кирилловны Нарышкиной — П.К.Нарышкин, Т.Н.Стрешнев, Б.А.Голицын, а также родственники пер­вой жены Петра Е.Ф.Лопухиной (свадьба с ней состоя­лась в январе 1689 г.). Сам же царь предпочитал прово­дить время в «нептуиовых да марсовых потехах»: устраи­вал военные учения и маневры, строил «потешные» суда на Плещеевом озере (г. Переелавль-Залесский).

В первые годы своего правления юный Петр окружил себя способными и энергичными помощниками и спе­циалистами, особенно в военной области. Среди «служи­лых иноземцев», живших в то время в Немецкой слободе (Кукуе), выделялись ближайший друг царя Ф.Лефорт, опытный генерал П.Гордон, талантливый инженер Я.Брюс и др. А из русских приближенных постепенно формировалась сплоченная группировка сподвижников царя, сделавших впоследствии блестящую администра­тивную карьеру: A.M. и Ф.А.Головины, Г.И.Головкин, братья П.М. и Ф.М.Апраксины, А.Д.Меншиков, А.А.Курбатов, А.И.Репнин. С их помощью Петр устраи­вал маневры «потешных» войск (будущих гвардейских полков — Преображенского и Семеновского). Особое внимание Петр уделял становлению отечественного фло­та. В мае 1692 г. на Плещеевом озере был спущен на воду небольшой ботик, построенный при непосредственном участии царя, а в последующие два года Петр со своими приближенными дважды совершал длительные поездки на Белое море. Там, в Архангельске, было положено начало строительству первых русских морских судов. В 1694 г. во время настоящего морского похода, устроен­ного Петром, на одном из кораблей впервые был поднят российский красно-сине-белый флаг.

Первые самостоятельные акции Петра: Азовские по­ходы и Великое посольство. За петровскими военными за-

бавами скрывались далекоидущие планы добиться выхо­да России к морю. Внешняя торговля через Архангель­ский порт из-за короткой зимней навигации не могла быть круглогодичной. Петр сделал ставку на выход к Чер­ному морю. Таким образом, он вернулся к идее Крымских походов, в которых потерпел неудачу князь В.В.Голицын.

Первый Азовский поход начался весной 1695 г.: русские войска под началом Петра отправились на речных кораб­лях по Дону и Волге на юг. Подойдя летом к османской крепости Азов, они приступили к ее осаде. Однако поход окончился неудачей: сказалась низкая выучка русских войск, но главным недостатком явилось отсутствие фло­та, способного изолировать крепость с моря, откуда гар­низон Азова беспрепятственно получал подкрепление.

Зимой 1695/96 г. развернулась подготовка к новому, второму Азовскому походу. В Воронеже началось строи­тельство первого русского флота. К весне были готовы 2 корабля, 23 галеры, 4 брандера и 1300 стругов, на кото­рых 40-тысячное русское войско в мае 1696 г. вновь оса­дило Азов. После блокады с моря 19 июля крепость, не дожидаясь штурма, сдалась. Флоту нашли удобную га­вань —- Таганрог, стали строить порт. Главный положи­тельный результат Азовских походов состоял в том, что Россия получила теперь возможность организовать на­падение на Крымский полуостров с моря, а это ослабля­ло угрозу набегов крымцев. Но все же выход в другие моря был для России по-прежнему закрыт. Керченский пролив, Босфор и Дарданеллы находились под контро­лем Турции, и сил для борьбы с ней у России было явно недостаточно. Петр приказал строить новые корабли (52 судна за два года) на средства купцов и помещиков.

Одновременно России необходимо было найти в Ев­ропе - союзников в ее борьбе с Османской империей. В 1697 г. русской дипломатии удалось заключить насту­пательный союз против Турции с Австрией и Венецией, и она намеревалась укрепить этот союз вовлечением в него других европейских государств, прежде всего морских держав — Голландии и Англии. Так родилась идея Вели­кого посольства (март 1697 г. — август 1698 г.), которое должно было посетить столицы ряда европейских госу­дарств. Великими послами были назначены генерал-ад-

мирал Ф.ЯЛефорт, генерал Ф.А.Головин, начальник Посольского приказа и думный дьяк П.Б.Возницын. Все­го в посольство вошло 250 человек, в том числе 35 волон­теров (среди которых под именем сотника Петра Михай­лова находился сам царь), намеревавшихся обучиться ко­раблестроению на зарубежных верфях. За полтора года пребывания за границей Петр с посольством посетил Курляндию, Браяденбург, Голландию, Англию и Авст­рию, встречался с владетельными князьями и монархами, изучал корабельное дело и другие ремесла. Пришедшее летом 1698 г. из Москвы известие об очередном стрелец­ком бунте вынудило царя вернуться в Россию. Международные отношения в Европе в это время складывались не в пользу продолжения войны с Турцией, и своей главной цели Великое посольство не достигло. Вскоре, 14 (24) января 1699 г., России, как и другим стра­нам — членам «Священной лиги», пришлось пойти на двухлетнее перемирие с Османской империей, заключе­ние которого состоялось в ходе конгресса в Карловицах (под Белградом). Однако Великое посольство стало для Петра подлинной академией, и полученный опыт он ис­пользовал при проведении реформ как во внутренней, так и во внешней политике. Оно на длительный период определило задачу борьбы России со Швецией за обла­дание Балтийским побережьем и выходом к морю.

Переориентация внешней политики к началу XVIII в. с южного направления на северное совпала по времени с огромными преобразованиями, охватившими все сферы жизни страны. Подготовка к войне со Швецией послу­жила импульсом для глубоких политических и социаль­но-экономических реформ, которые и определили, в ко­нечном счете, облик Петровской эпохи.

Предпосылки, цели и характер петровских реформ. Истоки преобразований эпохи Петра Великого следует искать в предыдущем, XVII столетии. В результате дея­тельности первых Романовых был преодолен глубочай­ший социально-экономический и политический кризис государства и общества, вызванный событиями Смутно­го времени, и к концу века наметилась тенденция евро­пеизации России, а также четко обозначились предпо­сылки будущих реформ. Важнейшими из них явились:

активизация внешней политики и дипломатической дея­тельности Российского государства; интенсивное разви­тие внутренней и внешней торговли, связанное с даль­нейшим осуществлением реформы «посадского строе­ния», принятием «Уставной таможенной грамоты» (1653) и «Новоторгового устава» (1667); реформирование и со­вершенствование финансовой и налоговой систем; пере­ход от ремесленно-цехового производства к мануфак­турному с использованием элементов наемного труда и простейших механизмов. Кроме того, важнейшей из предпосылок грядущих преобразований стала тенденция к абсолютизации верховной власти, дальнейшее укрепле­ние российского самодержавства, что выразилось в леги­тимизации титула «самодержец», укреплении админист­ративной централизации, отмирании Земских соборов как органов сословного представительства и др. Огром­ное значение имело также оформление общегосударст­венного законодательства (Соборное уложение 1649 г.) с учетом европейских законодательных актов и дальней­шее совершенствование кодификации. Среди ключевых предпосылок реформаторской деятельности Петра сле­дует назвать реорганизацию и совершенствование воо­руженных сил — создание полков иноземного «нового строя», изменения в порядке комплектования и набора в полки, реформу военно-окружной системы. Наконец, за­метную роль сыграло постепенное размежевание россий­ского общества под влиянием западноевропейской куль­туры и церковной реформы Никона, появление в нем на­ционально-консервативного и западнического течений.

В XVII в. отставание России от уровня развития за­падноевропейских государств было весьма значитель­ным, несмотря на обозначившуюся тенденцию к со­кращению разрыва. Государству нужна была сильная личность, которая обладала бы не только верховной властью, но и пониманием необходимости перемен, энергией, смелостью и решительностью, умом и талан­том преобразователя. И такой государственный деятель появился на исторической арене в лице Петра I.

Вся государственная деятельность Петра Великого условно делится на два периода: 16951715 и 1715 — 1725 гг.

Важнейшей особенностью реформаторской деятель­ности первого периода является ее обусловленность, прежде всего, задачами внутреннего переустройства, ко­торые были продиктованы нуждами ведения Северной войны. Реформы проводились в основном насильствен-" ными методами и сопровождались активным вмеша­тельством государства в дела экономики. Отсутствие опыта, военные неудачи, давление старого консерватив­ного аппарата власти придали многим реформам непро­думанный, поспешный характер.Во второй период, когда военные действия уже были перенесены на территорию противника, реформы стали более планомерными и последовательными.Преобразования оформлялись законодательными указами царя (их количество за первую четверть XVIII в. составило более 2,5 тыс.). Однако это вовсе не противо­речит тому факту, что реформаторская деятельность Петра носила в основном насильственный характер.

В целом петровские реформы были подчинены инте­ресам не отдельных сословий, а всего государства — его процветанию, благополучию и приобщению к западно­европейской цивилизации. Они служили осуществлению своеобразной революции сверху и шаг за шагом форми­ровали в России систему абсолютной монархии — типа государственной власти, при которой монарху принадле­жит неограниченная верховная власть. При абсолютизме достигается высшая степень централизации, создается разветвленный бюрократический аппарат, постоянная армия и полиция, а деятельность сословно-представи-тельных органов фактически прекращается.

Реформы государственного управления. С начала XVIII в. деятельность Боярской-думы постепенно затуха­ет, а на смену ей приходит (с 1700 г.) Ближняя канцелярия, называвшаяся также Консилией министров, которая представляла собой боярскую комиссию из числа дум­цев — руководителей приказов и была призвана осуще­ствлять оперативное руководство аппаратом управле­ния. Этот орган стал предшественником созданного в 1711 г. Правительствующего сената — высшего государ­ственного учреждения с чрезвычайно широкими админи­стративными, судебными, а иногда и законодательными

прерогативами. Его создание было связано с отъездом Петра из столицы и мотивировалось необходимостью иметь такое временное учреждение «для всегдашних на­ших отлучек», как отмечалось в царском указе. В состав Сената Петр лично назначил 9 человек. Трое из этих се­наторов были представителями родовитой знати (князья М.В.Долгорукий, Г.И.Волконский и П.А.Голицын), трое являлись членами Боярской думы (Т.Н.Стрешнев, И.А.Мусин-Пушкин, Г.А.Племянников), и еще трое бы­ли из дворян (М.А.Самарин, В.А.Апухтин, Н.П.Мель­ницкий). Сенатские решения принимались коллегиально, на общем собрании и скреплялись подписями всех сена­торов. Огромным делопроизводством ведала канцелярия Сената, возглавляемая обер-секретарем. Функции Сена­та в первые годы его образования были весьма широки и разнообразны. В его ведение были переданы дела Раз­рядного и Поместного приказов, он ведал явкой дворян на службу и заботился о сборе и расходовании государст­венных средств. Он также являлся органом надзора за разветвленным бюрократическим аппаратом. Для этого с 1711 г. в центре и на местах учреждались должности провинциальных и городовых фискалов. Они доклады­вали обо всех фактах нарушения законов, взяточничест­ве и казнокрадстве, наносящих ущерб интересам госу­дарства. Ими руководил обер-фискал, входивший в структуру Сената. Доносы фискалов получала Расправ-ная палата — высшее апелляционное судебное присутст­вие из четырех судей и двух сенаторов — и ежемесячно докладывала о них Сенату. Петр поощрял фискалов, ос­вободив их от податей, подсудности местным властям и даже ответственности за ложные наветы.

Сенат был руководящим контролирующим органом, но и за его деятельностью был установлен надзор. С 1715 г. за работой Сената следил сенатский генерал-ревизор (надзиратель указов), затем сенатский обер-сек-ретарь и штаб-офицеры гвардии и, наконец, с 1722 г. ге­нерал-прокурор (П.И.Ягужинский)и обер-прокурор, ко­торым подчинялись прокуроры во всех других учрежде­ниях. Генерал-прокурор контролировал работуСената,его аппарата,канцелярии, принятие и. исполнение всех его приговоров, их опротестование или приостановле-

ние. Генерал-прокурор и его помощник обер-прокурор подчинялись только царю, подлежали только его суду. Действуя через подчиненных ему прокуроров (гласный надзор) и фискалов (тайный надзор), генерал-прокурор выступал как «око царево и стряпчий о делах государст­венных».

Новое положение о Сенате 1722 г. зафиксировало его статус как высшего государственного учреждения импе­рии. Сенат стал послушным орудием в руках монарха в деле управления страной. Но в его ведении оказалось слишком много повседневной, черновбй работы. В связи с этим назрела необходимость коренным образом пере­строить всю систему центральных государственных ор­ганов. Взамен сложного и неповоротливого аппарата приказов и канцелярий с их расплывчатыми функциями и параллелизмом в работе был разработай проект созда­ния центральных ведомств с четким разграничением сфер управления. Реформа 1717 — 1721 гг. упразднила приказы и канцелярии и ввела коллегии, созданные на ос­нове изучения иностранного опыта организации госу­дарственного управления. В отличие от приказов, в но­вых органах решения принимались коллективно.

Всего было создано, в соответствии с изученными датскими и шведскими образцами, 11 коллегий со стро­гим разграничением административных полномочий и сфер деятельности. Важнейшими, «государственными», являлись три коллегии: Коллегия иностранных (чуже~ странных) дел во главе с канцлером Г.И.Головкиным и вице-канцлером П.П.Шафировым, Военная коллегия, ко­торой руководили А.Д.Меншиков и А.А.Вейде, и Адми-ралтейств-коллегия, возглавляемая Ф.М.Апраксиным и К.Кргойсом. Другая группа коллегий занималась финан­сами государства: Камер-коллегия отвечала за сбор дохо­дов, Штатс-контор-коллегия следила за расходами, а Ревизион-коллегия контролировала сбор и расходование казенных средств. Торговля и промышленность находи­лись в ведении сначала двух, а затем трех коллегий: Ком-мерц-коллегия ведала вопросами судоходства,-таможня­ми и организацией торговли, Берг-коллегия занималась горным делом, Мануфактур-коллегия руководила лег-

кой промышленностью. Наконец, судебную систему страны курировала Юстиц-коллегия.

Помимо этого были созданы две сословные коллегии. В 1721 г. образовалась Вотчинная коллегия, регулировав­шая вопросы дворянского землевладения и ставшая пра­вопреемником Поместного приказа. Другой сословной коллегией являлся созданный в 1720 г. Главный магист­рат, управлявший городскими сословиями (ремесленни­ками и купечеством). Его предшественницей была Бурми-стерская палата б Москве, созданная в 1699 г. и преобра­зованная на следующий год в Ратушу в ходе неудачной реформы городского самоуправления. Главный магист­рат стоял во главе городовых магистратов, сменивших земские избы. Задачей этих новых учреждений являлось исполнение административно-полицейских и судебных функций в городах.

Коллегии не охватывали все отрасли государственно­го управления. Поэтому дворцовое, строительное, ям­ское, медицинское дело и ряд других по-прежнему нахо­дились в ведении особых приказов, канцелярий, палат и контор.

Политическим сыском на протяжении всей Петров­ской эпохи занимался Преображенский приказ (с 1695 по 1729 гг.), находившийся в Москве, а также созданная в Петербурге в 1718 г. Тайная канцелярия.

Поначалу каждая коллегия руководствовалась собст­венным регламентом, но в 1720 г. был издан обширный (из 56 глав) «Генеральный регламент» — устав граждан­ской государственной службы, детально определявший их единообразное организационное устройство и поря­док деятельности обновленного административного ап­парата..

Развитие принципа чиновной, бюрократической вы­слуги взамен старого служебно-родового механизма на­шло отражение в знаменитой петровской Табели о ран­гах 1722 г. Новый закон разделил «государеву» службу на гражданскую, военную и придворную. Табель уста­навливала 14 классов, или рангов чиновников. Всякий получивший чин 8-го класса по гражданской («стат­ской») службе получал потомственное дворянство, а стат­ские классные чины с 14-го по 9-й давали его обладателю

личное дворянство. В армии и флоте даже низший офи­церский чин 14-го класса давал потомственное «кавалер-ство». Именно эта система предельной бюрократизации государственного аппарата позволила качественно изме­нить и укрепить социальную опору российского абсолю­тизма — «благородное шляхетство», рекрутировав в со­став дворянства выходцев из других социальных слоев. Так, около трети офицерского корпуса петровской ар­мии получили дворянство исключительно благодаря службе. В то же время все они, дворяне старой и новой формации, получали земли и крепостных. Поэтому в Петровскую эпоху сотни тысяч крестьян из числа госу­дарственных и дворцовых перешли в частное владение. Обязательному привлечению дворян к службе способст­вовал и принятый в 1714 г. Указ о единонаследии, прирав­нявший поместья к вотчинам.

Наряду с укреплением центрального аппарата управ­ления еще раньше началась реформа местных учреж­дений. Вместо воеводской администрации в 1708 — 1715 гг. была введена губернская система управления. Первоначально страна была разделена на восемь губер­ний: Московскую, Ингерманландскую (позднее — Пе­тербургскую), Смоленскую, Киевскую, Азовскую, Ка­занскую, Архангелогородскую и Сибирскую. Затем бы­ли образованы еще четыре губернии. Во главе губерний стояли губернаторы, в руках которых находилась вся полнота административно-полицейской и судебной вла­сти. В помощь губернатору были приданы чиновники, руководившие отдельными отраслями. Во главе уездов место воевод заняли коменданты. В 1713 г. при губерна­торе создали коллегию из 8 — 12 ландратов, избираемых дворянами, но уже на следующий год ландраты превра­тились в назначаемых чиновников, которые управляли новыми административно-территориальными единица­ми уездов — долями.

В 1719 г. Петр вновь возвратился к проблеме местной администрации. По новому указу страна была разделена на 50 провинций во главе с воеводами. Губернии сохра­нились, но в руках губернаторов оставались только во­енные и судебные дела. В территориальном же отноше­нии губернатор управлял лишь провинцией губернского

 

города. Провинции соответственно делились на дист­рикты во главе с земскими комиссарами.

В сложную и запутанную систему местных учрежде­ний влились и судебные органы. В 1719 г. были введены нижние (провинциальные и городовые) и верхние (над­ворные) суды. Во главе надворных судов стояли губерна­торы. Однако уже к 1722 г. нижние суды были упраздне­ны, а надворные просуществовали лишь до 1727 г. По­пытка отделения суда от администрации, таким образом, провалилась.

Церковная реформа. Крупнейшим феодалом в России оставалась церковь, которая к концу XVII в. все еще со­храняла некоторую политическую самостоятельность, что было несовместимо с развитием абсолютизма. Когда в 1700 г. умер патриарх Адриан, Петр I решил не назна­чать выборы нового патриарха. Временно во главе духо­венства был поставлен рязанский митрополит Стефан Яворский, утвержденный местоблюстителем патриарше­го престола. Местоблюститель по-прежнему должен был созывать на советы епископов — Освященные соборы, однако эти совещания носили чисто формальный харак­тер. Патриарший разряд был упразднен, а его функции переданы в 1701 г. восстановленному Монастырскому приказу во главе с боярином И.А.Мусиным-Пушкиным. Этому приказу были подчинены патриаршие Казенный и Дворцовый приказы. Доходы с владений монастырей и других церковных учреждений шли в основном на госу­дарственные нужды. Так, за 11 лет (1701 — 171 1) казна по­лучила с монастырских вотчин более 1 млн руб. Одновре­менно государство ограничивало количество монахов, запрещало их переход из одного монастыря в другой, рег­ламентировало штаты монастырей. На церковь было воз­ложено устройство и содержание начальных школ и бога­делен для увечных и больных, а также отставных солдат.

Наконец, в 1721 г. Петр утвердил «Духовный регла­мент», разработанный его ярым сторонником, псков­ским епископом Феофаном Прокоповичем. Согласно новому закону была проведена коренная церковная ре­форма, ликвидировавшая автономию церкви и полно­стью подчинившая ее государству. Патриаршество в России было упразднено, а для управления церковью уч-

реждена специальная Духовная коллегия, преобразован­ная вскоре для придания большего авторитета в Святей­ший синод. В его ведении находились чисто церковные дела: толкование церковных догм, распоряжения о мо­литвах и церковной службе, цензура духовных книг, борьба с ересями, заведование учебными заведениями, смещение церковных должностных лиц и т. д. Синод имел также функции духовного суда. Присутствие Сино­да состояло из 12 высших церковных иерархов, назна1-чаемых царем, которому они приносили присягу. Для надзора за деятельностью Синода Петр назначил из чис­ла близких ему офицеров обер-прокурора (И.В.Болдин), которому подчинялась синодальная канцелярия и цер­ковные фискалы — «инквизиторы». Все имущество и финансы церкви, закрепленные за ней земли и крестьяне находились в ведении Монастырского приказа, подчи­ненного Синоду, а с 1724 г. преобразованного в сино­дальную камер-контору.

Реформы армии и флота. Все петровские реформы во внутренней политике, помимо общего замысла преобра­зования России в великую державу, в значительной мере были направлены на коренную реорганизацию воору­женных сил страны: создание регулярной армии и по­стройку мощного флота. «Потешные» полки стали свое­образной школой боевой подготовки для новых форми­рований. Уже в 1698 г. начали распускать стрелецкие и создавать регулярные полки.

При их комплектовании использовалась практика наборов солдат и драгун, сложившаяся во второй поло­вине XVII в. Была оформлена рекрутская система, в со­ответствии с которой солдатский состав полевой армии и гарнизонных войск стал набираться из крестьян и дру­гих податных сословий, а офицерский корпус — из дво­рян. Указом от 1699 г. предусматривалось создание 30 пехотных солдатских полков из «даточных» и «охочих» людей. А указ 1705 г. завершил складывание рекрутчи­ны. В итоге с 1699 по 1725 гг. было проведено 53 набора в армию и на флот (23 основных и 30 дополнительных). Они дали более 284 тыс. человек, призванных на пожиз­ненную воинскую службу. И если в 1699 г. было факти­чески создано, помимо двух гвардейских, 27 пехотных и

 

2 драгунских полка, то к 1708 г. петровская армия была доведена до 52 пехотных (в том числе 5 гренадерских) и 33 кавалерийских полков. После победы под Полтавой штаты армии несколько уменьшились: почти 100-тысяч­ная армия состояла из 42 пехотных и 35 драгунских пол­ков. Однако новая табель 1720 г. определила в составе армии 51 пехотный и 33 конных полка, что к концу прав­ления Петра составляло 130-тысячную армию из трех ро­дов войск — пехоты, кавалерии и артиллерии. Кроме то­го, около 70 тыс. человек находились в гарнизонных войсках, 6 тыс. -— в лаядмилиции (ополчении) и свыше 105 тыс. — в казачьих и иных иррегулярных частях. Для обучения солдат и офицеров, помимо «Устава воинского» (1698), были подготовлены многочисленные наставления: «Упреждение к бою», «Для военной битвы правила», «Воинские статьи» и др. Наконец, в 1716 г. был издан новый «Устав воинский», обобщивший 15-летний опыт непрерывной вооруженной борьбы. Для обучения офицеров еще в 1698 — 1699 гг. была основана бомбардирская школа при Преображенском полку, а в начале нового столетия создавались математическая, на-вигацкая (морская), артиллерийские, инженерные, ино­странных языков и даже хирургическая школы. В 20-е гг. для подготовки унтер-офицеров действовало 50 гарни­зонных школ. Широко практиковалась стажировка мо­лодых дворян за границей для обучения воинскому делу. Одновременно правительство отказывалось от найма иностранных военных специалистов.

Наряду с созданием регулярной армии проходило строительство военно-морского флота. Флот строился и на юге, и на севере страны. Основные усилия были сосре­доточены на создании Балтийского флота. В 1708 г, был спущен первый 28-пушечный фрегат на Балтике, а через 20 лет российский военный флот на Балтийском море оказался самым мощным: 32 линейных корабля (от 50 до 96-пушечных), 16 фрегатов, 8 шняф, 85 галер и другие мелкие суда. Набор на флот осуществлялся также из рек­рутов (впервые в 1705 г.). Для обучения морскому де­лу составлялись инструкции: «Артикул корабельный», «Инструкция и артикул военные Российскому флоту», «Устав морской» и, наконец, «Регламент адмиралтей-

ский» (1722). В 1715 г. в Петербурге была открыта Мор­ская академия, готовившая морских офицеров. В 1716 г. было положено начало подготовке офицерских кадров через гардемаринскую роту.

Финансово-податная реформа. Крупномасштабные государственно-политические и социально-экономиче­ские преобразования эпохи Петра Великого, формирова­ние многотысячной регулярной армии и строительство мощного военно-морского флота, проводившиеся одно­временно с осуществлением активного внешнеполитиче­ского курса, изнурительной Северной войной, требовали колоссальных финансовых расходов. Доставшаяся Пет­ру I от его предшественников на троне введенная в Рос­сии в 1678 г. подворная система налогообложения, в ко­торой единицей учета и обложения выступало кресть­янское или посадское хозяйство — двор, в условиях беспрецедентного роста государственных расходов уже не могла удовлетворять потребности бюджета. На пер­вых порах правительство пыталось решить эту задачу путем увеличения прямых налогов и значительного рас­ширения косвенных платежей. Специальными «прибыль­щиками», возглавляемыми А.А.Курбатовым, выискива­лись все новые источники пополнения казны: вводились банная, рыбная, медовая, конская и другие подати, вплоть до налогов на бороды и дубовые гробы. Всего косвенных (канцелярских) сборов к 1724 г. насчитыва­лось до 40 видов. Значительные доходы приносила и ка­зенная торговля (в том числе винная монополия). В до­полнение к этому вводились также прямые налоги: рекрутские, драгунские, корабельные и другие особые сборы. Немалые средства приносила чеканка монеты меньшего веса. Однако население стремилось всеми спо­собами уйти от налоговых поборов. Если крестьяне спа­сались от налогов побегами, то помещики повсеместно искусственно уменьшали количество плательщиков.

Поиски новых источников пополнения государствен­ного бюджета привели к коренной реформе всей налого­вой системы — введению единой подушной подати, при которой учитывалось все мужское население страны. С конца 1718по 1724 гг. в России проводилась перепись населения, а затем из-за неверных данных, поданных по-

мещиками о количестве крестьян, силами офицеров бы­ла проведена первая ревизия. (С этого времени переписи населения в Российской империи назывались ревизия­ми.) В соответствии с ее результатами было учтено 5,6 млн душ мужского пола, обложенных единой пода­тью: с помещичьих крестьян — 74 коп., с государствен­ных крестьян — 1 руб. 14 коп., с посадских (ремесленни­ков и купцов) — 1 руб. 20 коп. Эти суммы были опреде­лены из потребностей ежегодного содержания армии (4 млн руб.) и флота (2,2 млн руб.).

Осуществление податной реформы имело не только финансовые, но также и серьезные социальные последст­вия, еще более усилив крепостнический гнет и распро­странив податную повинность на ранее свободные кате­гории населения («гулящие люди», вольные холопы), од­новременно образовав новый социальный слой внутри крестьянства (государственные крестьяне). Наконец, но­вая фискальная система еще больше ужесточила поли­цейский надзор в стране, учредив паспортную систему, которая стала дополнительным средством прикрепления сельского населения. В итоге по сравнению с 1701 г. го­сударственные доходы к концу петровского правления выросли почти в 4 раза и составили 8,5 млн руб., из кото­рых более половины (4,6 млн руб.) приходилось на по­душную подать.

Роль и значение петровских преобразований. Осущест­вленные Петром преобразования во всех областях рус­ской жизни — одно из самых сложных, спорных явлений в отечественной истории. Каждая эпоха приносит новое понимание деятельности державного реформатора, ис­ходя из собственных проблем и представлений.

Успешное завершение строительства Российской им­перии, начатого в предыдущем столетии первыми пра­вителями из рода Романовых, явилось главным истори­ческим итогом деятельности Петра Великого. Прежняя Московия превратилась в сильное европейское госу-дарство. Проведенные Петром преобразования послу­жили основой для установления в России абсолютной монархии.Все важнейшие направления деятельности Петра I — военная реформа, борьба за выход к морям, развитие

промышленности, государственного управления, евро­пеизация культуры -— наметились задолго до его прихо­да к власти. Петр лишь действовал гораздо более ре­шительно, чем его предшественники на престоле. Эта решительность проистекала отчасти из сложнейших об­стоятельств, в которых страна оказалась в начале XVIII в., отчасти из особенностей личности монарха, всегда имевших в политической жизни России важное значение.

Грубые, силовые методы модернизации страны, при­менявшиеся без оглядки на бесчисленные жертвы, помог­ли достичь поставленных целей, но в то же время приве­ли к крайнему истощению народных сил в царствование Петра. Среди тяжелейших последствий деятельности ца­ря-реформатора — кризис самодержавной власти при его преемниках, окончательное закрепощение крестьян, всевластие чиновничества в бюрократическом аппарате управления, углубление раскола русского общества на чуждые друг другу не только по социальному положе­нию, но и по культуре и даже по языку «верхи» и «низы».

РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В ЭПОХУ ДВОРЦОВЫХ ПЕРЕВОРОТОВ 1725 — 1762 гг.

Россия после Петра Великого. После скоропостижной кончины Петра I Россия вступает в длительную полосу дворцовых переворотов. При максимальном огосударст­влении общественной жизни, отсутствии даже в зароды­ше легальной политической деятельности перевороты могли стать единственным способом разрешения проти­воречий между основными составляющими системы абсолютизма — самодержавной властью, правящей вер­хушкой и господствующим сословием. К концу правле­ния Петра I напряженность отношений в этом треуголь­нике достигла критической величины, что было вы­звано, с одной стороны, крайне невыгодным для дворянства соотношением режима льгот с силой давле­ния сверху, а с другой — резким усилением самодержав­ной власти, приведшим даже к ее известному отрыву от собственной социальной опоры. Эти факторы дополня­лись отсутствием единства внутри правящего лагеря.

 

 

Уже в канун смерти Петра I, 25 — 26 января 1725 г., среди высших чинов империи возник раскол. Одна груп­пировка (президент Юстиц-коллегии П.М.Апраксин, президент Коммерц-коллегии Д.М.Голицын, президент Военной коллегии Н.И.Репнин, сенатор В.Л.Долго­рукий, президент Щтатс-контор-коллегии И.А.Му­син-Пушкин и канцлер Г.И.Головкин) выступила за воз­ведение на престол внука Петра I — царевича Петра Алексеевича и установление системы регентства — прав­ления жены Петра I Екатерины Алексеевны вместе с Се­натом. Другая группировка (светлейший князь А.Д.Мен-шиков, генерал-прокурор Сената П.И.Ягужинский, командир гвардии генерал И.И.Бутурлин, дипломат и руководитель Тайной канцелярии П.А.Толстой, ви­це-президент Синода Ф.Прокопович и др.) отстаивала кандидатуру Екатерины как самодержавной государы­ни. Спор зашел далеко, однако напористость, умелая агитация и самое главное — опора в критический момент на гвардейские (Преображенский и Семеновский) полки обеспечили возведение на престол после кончины Петра Великого 28 января 1725 г. Екатерины Алексеевны.

Императрица Екатерина I (1725 — 1727), дочь литов­ского крестьянина Марта Скавронская, в 1702 г. оказа­лась в числе пленников, взятых в Мариенбурге. Сближе­ние и брак с Петром I в 1712 г. вознесли ее на вершину вла­сти. Тем не менее ни по своему кругозору, ни по деловым качествам она не подходила для роли преемницы Петра. Неспособная к самостоятельной деятельности императ­рица, по существу, передала свои полномочия избранным сановникам. Указом от 8 февраля 1726 г. был образован новый высший орган — Верховный тайный совет. В него вошли А.Д.Меншиков (в руках которого сконцентриро­валась реальная власть), Ф.М.Апраксин, Г.И.Головкин, Д.М.Голицьщ, А.И.Остерман и П.А.Толстой. Таким об­разом, из первоначального состава «верховников» толь­ко один Голицын являлся представителем старого ари­стократического рода; четверо принадлежали к неродо­витой знати, обязанной своим возвышением Петру I, отдельно стоял выходец из Вестфалии А.И.Остерман. Не­смотря на представительный состав и обширную компе­тенцию, Совет не являлся олигархическим органом, огра-

 

ничивающим самодержавие. Он оставался бюрократиче­ским, хотя и весьма влиятельным учреждением в системе абсолютизма, поставленным под контроль императрицы и ее личного Кабинета во главе с опытным секретарем А.В.Макаровым. За период с 1726 по 1



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: