Литература Средневековья (V–XV вв.)
Выделяют раннее Средневековье — V-IX вв., зрелое или высокое (классическое) Средневековье — X-XIII вв. и позднее Средневековье — XIV-XV вв.
1. Раннее средневековье (V-X вв.)
Литература однородна, синкретична → представлена устным народно-поэтическим творчеством → архаический эпос:
– скандинавский эпос («Эдда» – IX–XII в.)
– англо-саксонский эпос («Беовульф» – VII–VIII вв., рукопись – около 1000 г.)
– ирландский эпос (например, саги о Кухулине – III–VIII вв.)
2. Зрелое средневековье (XI–XII вв.)
Литература отражает становление феодального общества и культуры национальных государств:
XI-XII вв. – устное народное творчество (героический эпос);
– ранняя письменная литература в Европе:
→ клерикальная литература (церковная)
→ рыцарская литература
3. Позднее средневековье (XII–XV вв.)
Расцвет городов, рост антифеодального движения
– героический эпос (письменные памятники)
– городская литература
Факторы формирования: античность, христианство, устное народное творчество (варварская литература).
12. Куртуазная литература. Темы и жанры лирики трубадуров. «Роман о Тристане и Изольде».
Рыцарская (куртуазная) литература начинает развиваться в Западной Европе в XII в., когда оформляется новый комплекс рыцарства – в связи с особыми социально-историческими условиями и потребностями феодального общества.
Оформляется понятие рыцарского идеала, сословного (социального, морально-этического и культурного) кодекса рыцарства:
▪ героический идеал: воинская доблесть, физическая мощь, смелость,
▪ идеологический кодекс: верность, преданность сюзерену, богу, церкви, долгу
▪ светский идеал (эстетический): куртуазная модель – умение петь, танцевать, сочинять стихи, играть на музыкальных инструментах, проявлять изысканность манер, любезность и щедрость;
Светское времяпрепровождение (кроме военных действий, набегов и походной жизни) – Пир и Турнир;
Культ Прекрасной Дамы (≠ реальному социальному статусу женщины) – толкование любви как поклонения благородной женщине, подчинения её повелениям, служения ей.
Рыцарская литература существовала в 2 формах:
↓ | ↓ |
Рыцарский роман | рыцарская лирика |
1. Лирика
Куртуазная лирика – первая, ранняя форма рыцарской литературы. Развивалась на юге Франции – в Провансе (до начала XIII в.), на особом – провансальском языке. Создатели рыцарской лирики – трубадуры (на Севере Франции назывались труверы, в Германии – миннезингеры).
↓
индивидуальное поэтическое творчество;
впервые появилась рифма;
развитие поэтического языка, образности, стиля.
Известные трубадуры:
Арнаут Даниэль,
Джауфре Рюдель,
Гильом де Кабестань,
Бертран де Борн
Жанры куртуазной лирики:
– альба – любовная («утренняя») песня
– кансона – любовная песня
– сирвента – воинственная или политическая песня
– тенсона – спор, диалог (напр., на литературные темы)
– пасторела – «пастушеская песня»
2. Рыцарский роман
В отличие от лирики трубадуров формируется и расцветает на севере Франции. Стал образцом для других стран.
По тематике и характеру делится на 3 цикла:
↓ | ↓ | ↓ |
Античный | Бретонский | Византийский |
1. Античный цикл: основан на темах и сюжетах из античной мифологии и истории, но воспроизводит средневековые обычаи и нравы, рыцарские идеалы и ритуалы
2. Бретонский цикл: особенно значительный; основан на темах и сюжетах из кельтской мифологии (цикл о короле Артуре), изложенных, в том числе, и в латинской хронике (написана в Англии) «История королей Британии» (1137 г.).
Этот материал был положен в основу рыцарских романов не только во Франции, но и в Британии, Италии, Германии, Испании.
Бретонский цикл, в свою очередь, распадается на несколько разделов:
▪ бретонские лэ
▪ романы о Тристане и Изольде (сюжет – из кельтских сказаний; первый роман раздела – около 1150 г.)
▪ «артуровские романы» (сюжеты – из хроники «История королей Британии»); в центре – рыцарские обычаи и галантные нормы поведения
▪ романы о «святом Граале» (сюжеты связаны с подвигами во имя религиозной идеи; аскетизм)
3. Византийский цикл: связан с позднегреческой традицией; сюжет – любовный, приключения героев, «восточный» фон, счастливый конец; проза сочетается с поэтическими вставками; помимо рыцарских мотивов – влияние народной традиции.
Роман «Тристан и Изольда»
В романе можно выделить два слоя. Один из них лежит на поверхности - это конфликт любви Тристана и Изольды с этическими и общественными нормами своего времени, причем любви незаконной, поскольку Тристан - племянник и вассал Марка, а Изольда - его жена. Поэтому между ними стали четыре суровых закона - феодальный, брачный, кровный и благодарности. Второй слой - фатальность одной любви, способной реализоваться лишь при условии постоянного раздвоения души, напряженности чувств, своей запретности, неправомерности.