Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины.




МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫСВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГБПОУ СО «Асбестовский колледж искусств»

 

 

Рабочая программа учебной дисциплины

«Народное художественное творчество» ОП.01.

Специальности

Народное художественное творчество

(по видам)

 

 

Асбест 2016

 

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 51.02.01 Народное художественное творчество (по видам), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ № 1382 от 27.10.2014г.

Организация – разработчик:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Свердловской области «Асбестовский колледж искусств»

 

 

Разработчики:

Бочкарева Ирина Анатольевна – преподаватель театральных дисциплин высшей квалификационной категории ГБПОУ СО «АКИ»

Чубарова Наталья Михайловна- преподаватель театральных дисциплин первой квалификационной категории ГБПОУ СО «АКИ»

 

 

Рецензент:

Исакова С.Я. – преподаватель театральных дисциплин высшей квалификационной категории ГБПОУ СО «АКИ»

 

Рекомендована ПЦК «Театральное творчество»


Паспорт программы учебной дисциплины «Народное художественное творчество»

Область применения программы учебной дисциплины

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности среднего профессионального образования 52.02.01 Народное художественное творчество (по видам).

1.2 Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы.

 

Дисциплина «Народное художественное творчество» ОП.01. входит в число общепрофессиональных учебных дисциплин обязательной части ОПОП ППССЗ.

 

Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины.

 

Цель освоения учебной дисциплины «Народное художественное творчество» ОП.01 - овладение основными видами деятельности в качестве руководителя любительского творческого коллектива и преподавателя учреждений дополнительного образования.

В результате освоения учебной дисциплины учащийся должен овладеть общими компетенциями:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе, обеспечивать его сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

 

В результате освоения учебной дисциплины учащийся должен овладеть профессиональными компетенциями:

 

ПК 1.1. Проводить репетиционную работу в любительском творческом коллективе, обеспечивать исполнительскую деятельность коллектива и отдельных его участников.

ПК 1.2. Раскрывать и реализовывать творческую индивидуальность участников любительского коллектива.

ПК 1.3. Разрабатывать, подготавливать и осуществлять репертуарные и сценарные планы, художественные программы и постановки.

ПК 1.4. Анализировать и использовать произведения народного художественного творчества в работе с любительским творческим коллективом.

ПК 1.5. Систематически работать по поиску лучших образцов народного художественного творчества, накапливать репертуар, необходимый для исполнительской деятельности любительского творческого коллектива и отдельных его участников.

ПК 1.6. Методически обеспечивать функционирование любительских творческих коллективов, досуговых формирований (объединений).

ПК 2.2. Использовать базовые теоретические знания и навыки, полученные в процессе профессиональной практики, для педагогической работы.

ПК 2.3. Планировать, организовывать и методически обеспечивать учебно-воспитательный процесс в учреждении дополнительного образования детей, общеобразовательной школе.

ПК 2.5. Применять разнообразные формы учебной и методической деятельности, разрабатывать необходимые методические материалы.

ПК 3.1. Исполнять обязанности руководителя любительского творческого коллектива, досугового формирования (объединения) социально-культурной сферы, принимать управленческие решения.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

· основные виды, жанры и формы бытования народного художественного творчества, его региональные особенности;

· методы изучения народного художественного творчества;

· традиционные народные праздники и обряды;

· теоретические основы и общие методики организации и развития народного художественного творчества в различных типах культурно-досуговых учреждений и образовательных организациях;

· специфику организации детского художественного творчества, опыт работы любительских творческих коллективов, фольклорных студий, школ ремесел, народных мастеров;

· методику организации и работы досуговых формирований (объединений), творческих коллективов;

· методику подготовки культурно-досуговых мероприятий;

· структуру управления народным художественным творчеством, специфику и формы методического обеспечения отрасли

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

· организовывать и развивать народное художественное творчество в своем регионе;

· способствовать функционированию любительских творческих коллективов;

· осуществлять руководство досуговым формированием (объединением), творческим коллективом;

· подготавливать и проводить культурно-досуговые мероприятия, концерт, фестиваль народного художественного творчества;

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 166 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 109 часа;

самостоятельной работы обучающегося – 57 часов

 

2. Структура и содержание учебной дисциплины

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)  
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)  
Курсовой проект  
Контрольные работы  
Самостоятельная работа студента (всего)  
Внеаудиторная самостоятельная работа  
Итоговая аттестация в форме зачета (6 семестр),курсовой работы(7 семестр)и экзамена(8 семестр)

 


2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины

«Народное художественное творчество»

Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, практических и самостоятельных работ Объем часов Уровень освоения
Раздел 1 Введение. Теоретические и исторические основы народного художественного творчества.    
Тема 1.1.Основные понятия народного художественного творчества. Народное художественное творчество как предмет изучения. Народное художественное творчество как составная часть разных наук (история, этнография, история религии, лингвистика, литературоведение, искусствоведческие дисциплины). Понятие «художественное творчество» и способы его сохранения, изучения, трансляции. Понятие «этнос» и «этническая общность». Этнос как социокультурное явление. Понятие «традиция». Общерусские и региональные традиции. Понятие «менталитет» и его структура. Фольклор и художественно-стилевой региональный фольклор. Учебная работа аудиторная в форме лекций.    
Самостоятельная работа: чтение дополнительной литературы.    
Тема 1.2 Сущность и родовые свойства народного художественного творчества Сущность и функциональность народного художественного творчества. Соотношение утилитарных и художественных функций. Основные структурные образования народного художественного творчества. Специфика народного художественного творчества: традиционность, синкретизм, вариантность, импровизация. Самобытность народного художественного творчества. Произведения народного художественного творчества. Формы и способы народно- художественной деятельности. Родовые свойства народного художественного творчества: самодеятельный характер, любительская природа, национальные формы, массовый характер. Народное художественное творчество как основа художественной культуры общества. Учебная работа аудиторная в форме лекций    
Самостоятельная работа: чтение дополнительной литературы.    
Тема 1.3 Этапы исторического развития народного художественного творчества Научные концепции о родословной русской художественной культуры. Народное художественное творчество дохристианской Руси. Языческие истоки традиционной культуры. Древнеславянские мифы: их виды, пантеон богов, неведомая и нечистая сила. Теория земледельческого происхождения фольклора. Эволюция крестьянского фольклора. Христианский период в развитии народного художественного творчества. Возникновение и развитие городской народной художественной культуры. Влияние Петровских реформ на народное художественное творчество. Особенности социально-экономического развития России на рубеже XVIII-XIX вв. и их влияние на возникновение любительского искусства. Любительские фольклорные коллективы. Искусство крепостных крестьян. Любительские коллективы учебных заведений. Любительское искусство в дворянском быту, в аристократических клубах. Процесс демократизации искусства во второй половине XIX века. Воскресные школы, народные консерватории, художественные общества. Художественные любительские коллективы XIX-XX вв. Художественная самодеятельность 20-30 годов XX века. Самодеятельный театр. Пролеткульт, «Живые газеты», «Синие блузы» и др. Становление системы методического руководства художественной самодеятельностью. Образование творческих союзов. Художественная самодеятельность в годы Великой Отечественной войны на фронтах, в партизанских отрядах, в тылу. Возрождение массовых форм художественной самодеятельности, агитбригад. Учебная работа аудиторная в форме лекций.    
  Самостоятельная работа: чтение дополнительной литературы    
Тема 1.4 Развитие народного художественного творчества под влиянием православной веры Русская православная церковь как источник духовно-нравственной жизни общества. Синтез славянской языческой культуры с культурой византийского варианта христианства. Влияние церкви на развитие народной живописи. Возникновение центров народного иконописания (Палех, Холуй, Мстёра). Духовная музыка, духовные стихи, колокольные звоны. Библейские сюжеты в народном театре. Традиционные народные праздники и православный церковный календарь. Учебная работа аудиторная в форме лекций.    
  Самостоятельная работа: чтение дополнительной литературы    
Раздел 2 Основные виды и жанры народного художественного творчества    
Тема 2.1 Русская народная поэзия и проза Фольклор как художественная энциклопедия народа. Три рода устного народного творчества: эпос, лирика, драматическое искусство. Основное содержание русского эпоса. Былинный эпос. Определение былин. Особенности отображения истории в былинах. Былины мифологического содержания. Киевские былины. Новгородские былины. Владимиро-Суздальские былины. Исполнители былин. Сказки. Сказки о животных. Волшебные сказки. Бытовые сказки. Бытовые анекдотические сказки. Русские сказочники. Несказочная проза. Предания. Основные циклы преданий. Легенды. Жанровые признаки, разновидности легенд. Демонологические рассказы (былички, бывальщины). Малые жанры фольклора (паремии): пословицы, поговорки, скороговорки, прибаутки, приметы, присловья, загадки и др. Учебная работа аудиторная в форме лекций.    
  Самостоятельная работа: чтение дополнительной литературы, подготовка сообщений    
Тема 2.2 Детский фольклор Определение детского фольклора. Детский фольклор как часть народной педагогики. Основные функции детского фольклора: утилитарно-практическая, познавательная, воспитательная, мнемоническая, эстетическая. Классификация произведений детского фольклора. Материнский фольклор: колыбельные песни (байки), пестушки, потешки, поскакушки, прибаутки, небылицы-перевёртыши. Собственно детский фольклор: жеребьёвки, считалки, игровые приговорки и припевки, заклички, скороговорки. Детская сатира: дразнилки, поддёвки, уловки, мирилки, отговорки и др. Современная детская мифология («Страшные истории»). Учебная работа аудиторная в форме лекций.    
  Самостоятельная работа: чтение дополнительной литературы, подготовка сообщений, докладов.    
Тема 2.3 Русский народный театр Игрищный этап зарождения народного театра. Хороводные игрища. Весенние игрища. Свадебные игрища. Святочные игрища. Процесс преобразования игрищ в обрядность. Обычай ряжения на Руси. Скоморошество. Особенности скоморошьих представлений. Народные драмы. Бытовые сатирические драмы. Героико-романтические драмы. Особенности постановки народных драм. Народный кукольный театр, его виды. Театр Петрушки. Вертеп. Ярмарочный фольклор. Балаган. Выкрики и завывания. Театр передвижных картинок (раёк). Учебная работа аудиторная в форме лекций.    
  Самостоятельная работа: чтение дополнительной литературы, подготовка сообщений, докладов.    
Тема 2.4 Народное музыкальное творчество Русские народные песни, их жанровое разнообразие. Календарно-земледельческие песни, семейно-бытовые и обрядовые песни, хороводные, вечёрные и плясовые, трудовые припевки и песни, исторические песни и их основные циклы, баллады (мифологические, любовные, семейные, новые), протяжные лирические песни. Песни новой формации. Городская народно-бытовая лирика. Песенные романсы, лирико-повествовательные песни, баллады, героико-патриотические песни, походные солдатские, застольные, студенческие песни и др. Частушки и частушечные напевы («Страдания», «Семёновна» и др.). Русские народные музыкальные инструменты. Происхождение и особенности звучания. Виды: духовые, струнные, клавишно-духовые, язычковые, ударные. Народные инструментальные наигрыши. Любительские коллективы народной музыки. Этнографические ансамбли (роговые, рожечников, гусляров, гармонистов и др.). Современные музыкальные этнографические коллективы в России (в регионе). Учебная работа аудиторная в форме лекций.    
  Самостоятельная работа: чтение дополнительной литературы, подготовка сообщений, докладов.    
Тема 2.5 Русская народная хореография История развития русского народного танца. Древнейшие виды народных плясок и их магический смысл. Жанровое разнообразие народной хореографии: хоровод (игровой, орнаментальный), пляска (одиночная, парная, перепляс, массовый пляс, групповая традиционная пляска), русская кадриль и др. Новые танцы городских рабочих («коробочка», «полька-бабочка», «тустеп» и др.). Хореографический лубок. Влияние рабочих и революционных песен на танцевальную культуру в конце XIX-начале XX вв. Создание профессиональных коллективов народного танца в XX в. Знаменитые ансамбли народного танца, песни и пляски, русские хоры с танцевальными группами. Региональные особенности танцевального творчества. Учебная работа аудиторная в форме лекций.    
  Самостоятельная работа: чтение дополнительной литературы, подготовка сообщений, докладов.    
Тема 2.6 Русские народные художественные промыслы Народные промыслы как вид художественного творчества. Стилевые особенности. Способы и приёмы изготовления, тематика изделий народных художественных промыслов. Условная классификация изделий: улитарные, декоративные, сувениры. Художественная обработка дерева, резьба и роспись: (богородская резьба, хохламская роспись, городецкая роспись, хотьковкая резьба и др.). Миниатюрная лаковая живопись (Федоскино, Жостово, Палех, Холуй, Мстёра и др.). Художественная обработка металла (велткоустюжное черневое серебро, ростовская финифть, мстёрская филигрань, каслинское литьё из чугуна и др.). Художественный гончарный промысел (гжельская, скопинская, дымковская, каргопольская, филимоновская керамика и др.). Художественные текстильные промыслы. Художественное ткачество, художественная роспись тканей, кружевоплетение, вышивка, ковроделие, вязание. Места их традиционного бытования. Художественная обработка камня. Первые в России гранильные фабрики. Изделия комбинатов «Уральский камнерез», «Русские самоцветы», «Борнуковская пещера», Кунгурского завода художественных изделий и др. Ювелирные изделия из цветного камня Петербургской фирмы «Фаберже». Специфика камнерезного искусства. Региональные художественные народные промыслы. Учебная работа аудиторная в форме лекций.    
  Самостоятельная работа: чтение дополнительной литературы, подготовка сообщений, докладов    
Тема 2.7 Русское народное изобразительное творчество Древнерусское искусство украшения рукописных книг. Русский лубок. Живописный и гравированный лубок. Тематика и сюжеты лубочных картинок. Центры русского рисованного лубка. Иконописное творчество народных мастеров. Живописные полотна и графика самобытных народных художников. Русские художники-самоучки. Художественные объединения в России. Учебная работа аудиторная в форме лекций.    
  Самостоятельная работа: чтение дополнительной литературы, подготовка сообщений докладов    
  Зачет: тестирование или зачет по билетам.    
Раздел 3. Традиционная народная обрядово-праздничная культура.    
Тема 3.1 Возникновение русской народной обрядности Мифология и верования древних славян-истоки русского обряда. Ритуально-магический смысл обряда. Древние обряды, связанные с культом животных. Обряды, посвящённые богам и духам. Обряды, посвящённые природе и силам природы. Языческие святилища (капище). Языческие религиозные требы (обряды, моления, торжественные поминальные тризны). Обряд жертвоприношения. Трудовые (земледельческие) обряды. Семейно-бытовые обряды. Обрядовая поэзия. Учебная работа аудиторная в форме лекций.    
  Самостоятельная работа: чтение дополнительной литературы, подготовка сообщений, докладов    
  4 курс 7 семестр    
Тема 3.2 Художественные традиции семейно-бытовых обрядов. Религиозно-магический характер семейно-бытовых обрядов. Народные обряды и обычаи «родильного цикла». Главная направленность действий обряда. Народные обычаи, приметы, гадания в период беременности и подготовки к родам. Обычай «кувада». Обычаи и приметы, связанные с рождением ребёнка. Обереги для матери и ребёнка. Обычай проведывания роженицы. Обряд угощения родственников и соседей («бабина каша»). Обычай одаривания матери («на зубок») и бабки-повитухи. Обряд первого подпоясывания. Обычай наречения именем. Устойчивые фольклорные формы «родильного цикла»: величальные песни, песни-пожелания, колыбельные, пословицы, поговорки, приметы, заговоры и др. Русский народный свадебный обряд. Брачные отношения русских на разных исторических этапах. Мифологические элементы в русской свадьбе. Специфика свадебного обряда. Свадебная поэзия: свадебные песни, поэтически-иносказательная манера сватовства, причитания и др. Три основных периода традиционного свадебного цикла: предсвадебный, свадьба, послесвадебный. Единая композиция свадебного обряда: сход, сватовство, сговор, смотрины, богомолье, рукобитье, запой. Обряд прощания невесты с девичеством-девишник. Венчание. Свадебный пир. Свадебные «чины». Обряд «разрезания сыров». Послесвадебные обычаи и обряды. Русский народный похоронный обряд. Обряды и обычаи проводов умерших на разных этапах истории. Сочетание языческих обычаев с христианскими православными канонами в русском похоронном обряде. Элементы похоронной обрядности: подготовка к похоронам, похороны, траур и поминки. Причитания и плачи как жанр народного поэтического творчества. Тема смерти в цикле народных примет, предсказаний, гаданий и др. Традиционные элементы народных обычаев в современных семейно-бытовых обрядах. Учебная работа аудиторная в форме лекций.    
  Самостоятельная работа: чтение дополнительной литературы, подготовка сообщений, докладов    
Тема 3.3 Календарные земледельческие обряды и праздники Русский народный земледельческий календарь. Образование годового (календарного цикла) обрядов и праздников. Связь народного поэтического календаря с основными переворотными природными датами (днями весеннего и осеннего равноденствия и зимнего и летнего солнцеворота). Зимний цикл обрядов и праздников. Доправославные зимние святки. Обычаи, обряды, приметы, посвящённые встрече Нового года. Русская масленица и др. Весенний цикл. Обряд встречи весны. День весеннего равноденствия. Древний славянский праздник Сороки. Обычаи и обряды, посвящённые первому выгону скота (Егорьев (Юрьев) день). Весенние поминки предков - Радуница. Народные гуляния на Красную горку. Зелёные святки. Семик. Летний цикл. Славянский праздник летнего солнцеворота-Иван Купала. Земледельческий обряд - «Похороны Костромы». Петров день-праздник, посвящённый солнцу. Осенний цикл. Семёнов день-проводы лета. Осенины-встреча осени. Обряды, связанные с уборкой урожая: зажинки (начало жатвы), «дожинки» (окончание жатвы). Традиционные «Капустки». Местные праздники: престольные, обетные, съезжие, деревенские, уличные и др. Учебная работа аудиторная в форме лекций    
  Самостоятельная работа: чтение дополнительной литературы, подготовка сообщений, докладов    
Тема 3.4 Художественное творчество в православных праздниках и обрядах Синтез христианских православных и языческих праздников и обрядов. Народные развлечения на Рождество и Святки: колядки, хождение со звездой, ряжение, гадания, игрища, праздничные посиделки и др. Народный обряд «водосвятие», смотрины невест, гадания, приметы и др. в праздник «Крещение». Народные поверья и обычаи, относящиеся к христианскому празднику Благовещание. «Развлекательная» народная сторона Пасхи. Пасхальные народные гуляния: катание на качелях, каруселях, пасхальные песнопения, пасхальные игры, представления вертепного театра, яйца-писанки и др. Троицкие народные гуляния. Троицкие девичьи гадания, игры, хороводы. Русальная неделя в Троицком праздничном цикле. Легенды, обычаи, обряды, приметы, связанные с Ильиным днём. Народные поверья, традиции, гулянья, приметы, относящиеся к православному празднику «Покров Пресвятой Богородицы».   Учебная работа аудиторная в форме лекций.      
  Самостоятельная работа: чтение дополнительной литературы, подготовка сообщений, докладов    
Тема 3.5 Художественное творчество в народных играх. Русские народные игры: сущность, функциональное назначение, разновидности. Сферы бытования народных игр. Игра как часть праздника и обряда. Игра как средство развития, воспитания, развлечения. Игра как вид художественно-творческой деятельности. Практические занятия: · Подготовка и проведение докладов на тему: «Региональные обрядово-праздничные традиции». · Подготовка аналитического отчёта об обрядово-праздничной культуре современного общества. · Разработка сценарного плана традиционного праздника (обряда). Учебная работа аудиторная в форме лекций.    
  Самостоятельная работа: чтение дополнительной литературы, подготовка сообщений, докладов    
Раздел 4. Сохранение и возрождение традиций народного художественного творчества    
Тема 4.1 Организация собирательской, исследовательской и просветительской фольклорной деятельности в Российской Федерации Отражение проблем сохранения и развития национально-культурных традиций в государственной политике РФ (Конституция РФ, гарантирующая свободу художественного творчества, право граждан на участие в культурной жизни и на доступ к культурным ценностям, а также заботу о сохранении исторического и культурного наследия, памятников истории и культуры (гл. 2, п.п. 1-3); Основы Законодательства РФ о культуре (раздел 4 «Национально-культурное достояние и культурное наследие РФ); Федеральная программа «Развитие и сохранение культуры и искусства народов РФ» и др. Научно-исследовательская фольклорная деятельность учёных кафедры устного поэтического творчества МГУ им. М.В.Ломоносова, Московской и Санкт-Петербургской консерваторий, Российской академии музыки им. Гнесиных и других научных и образовательных организаций. Государственный республиканский центр русского фольклора, его основные направления деятельности (научно-исследовательская и художественно-просветительская), структурная организация и её основные фонды. Деятельность по возрождению национальной фольклорной традиции Государственного Российского дома народного творчества. Дом фольклора. Музеи народного искусства. Заповедные зоны фольклора. Фольклорные театры. Учебная работа аудиторная в форме лекций.    
  Самостоятельная работа: чтение дополнительной литературы.    
Тема 4.2 Учреждения дополнительного образования, осуществляющих передачу фольклорной традиции Освоение народных художественных ценностей в условиях активно-творческой деятельности. Детская школа народного творчества. Воссоздание фольклорной среды, духа коллектива фольклорной деятельности. Формирование учебных классов пения, танца, игры на музыкальных инструментах, прикладного народного творчества. Сочетание всех видов в ансамбле. Игра и игровая имитация как средство освоения фольклорного материала. Специализация на одной локальной фольклорной традиции. Организация фольклорной экспедиции. Участие в фольклорных праздниках и обрядах. Детская школа народных искусств. Теоретический и практический курсы. Формы их взаимного насыщения. Выход через фольклор на классическую и современную культуры. Центры и школы народных промыслов и ремёсел. Учебная работа аудиторная в форме лекций.    
  Самостоятельная работа: чтение дополнительной литературы.    
Курсовой проект Работа над курсовой работой    
  Защита курсового проекта    
  Самостоятельная работа    
  4 курс 8 семестр    
Тема 4.3 Возрождение региональных народных художественных традиций Разнообразие художественных традиций историко-культурных регионов. Специфика художественных традиций. Самобытность творчества мастеров «носителей традиций». Центры известных промыслов и ремёсел. Традиционное обрядово-праздничное творчество. Фольклорные художественные коллективы регионов. Организация и проведение фестивалей и концертов народного художественного творчества, выставок произведений народных художественных промыслов, научных и научно-практических конференций по проблемам сохранения и развития народной художественной культуры и др. Организация новых центров и школ, учебно-производственных мастерских обучения художественным промыслам и ремёслам. Поиск и выявление мастеров, носителей традиций и привлечение их к восстановлению промыслов. Привлечение средств массовой информации к проблеме сохранения развития традиционной народной культуры. Выпуск специальных изданий. Учебная работа аудиторная в форме лекций.    
  Самостоятельная работа: чтение дополнительной литературы.    
Раздел 5. Организация художественно-творческой деятельности в сфере досуга    
Тема 5.1 Сущность и основные функции художественно-творческой деятельности Художественно-творческая деятельность как способ восприятия, исполнения и создания произведений искусства. Роль и место художественного творчества в общей структуре деятельности человека. Основные этапы процесса художественного творчества. Функции художественно-творческой деятельности; социальные функции (организация содержательного досуга, социализация личности и социальных групп средствами художественного творчества); социально-культурные функции (повышение культурного уровня и развитие культурно-творческой активности, демократизация культуры, взаимообогащение национальных культур); социально-педагогические функции (эстетическое воспитание участников и зрителей, художественное воспитание, передача знаний об искусстве, умений и навыков художественно-творческой деятельности, развитие творческих способностей, стимулирование самовоспитания, самореализации, самовыражения личности средствами искусства); социально-психологические функции (коммуникативная, гедонистическая, компенсационная, развлекательная); социально-художественные функции (развитие художественной культуры общества, сохранение и развитие традиций народного искусства, освоение и создание произведений искусства, развитие самобытных художественных традиций различных наций и народностей страны). Учебная работа аудиторная в форме лекций.    
  Самостоятельная работа: чтение дополнительной литературы.    
Тема 5.2 Художественно-творческие организации: их виды, типы и содержание деятельности Творческие художественные организации как форма объединения любителей искусства для реализации в условиях досуга их художественных потребностей. Виды художественно-творческой деятельности: художественно-бытовое творчество и эстетическое творчество, основанное на традициях профессионального и народного искусства. Типы художественно-творческих организаций: учебные, творческие, коммуникативные, комплексные. Основные формы творческих организаций: кружки, студии, ансамбли, любительские объединения и др. Структура творческой художественной организации. Классификация творческих коллективов. Исполнительские коллективы (кружки, студии, ансамбли всех видов и жанров искусства). Основные задачи, содержание и формы их деятельности. Авторские коллективы (литературные студии, фото и киностудии, изостудии и др.). Основные задачи, содержание и формы их деятельности. Любительские искусствоведческие объединения (музыки, песни, кино, живописи и др.). Неформальные художественные объединения, их сущность, виды, направления деятельности. Учебная работа аудиторная в форме лекций.    
  Самостоятельная работа: чтение дополнительной литературы.    
Тема 5.3 Методика организации творческих коллективов Правовые и нормативные основы организации художественно-творческой деятельности в сфере досуга. Законодательные основы. Устав объединения со статусом юридического лица. Специфика организации творческих коллективов. Условия работы творческого коллектива. Этапы организационной работы в процессе создания творческого коллектива: анализ исходной ситуации (интересы потенциальных участников, местные традиции, требования времени, особенности того или иного жанра искусства); разработка проекта организационной структуры (материальная база, техническое оснащение, экономическая целесообразность, кадры, документация); планирование организаторской деятельности (разработка планов, привлечение специалистов); практическое осуществление планов (формирование коллектива, распределение обязанностей, проведение занятий); анализ эффективности внедрения таких планов (проектов)). Анализ содержания и качества учебно-воспитательной и художественно-творческой работы в коллективе. Специфика работы в детских творческих коллективах. Методы изучения художественных потребностей населения. Учебная работа аудиторная в форме лекций.    
  Самостоятельная работа: чтение дополнительной литературы.    
Тема 5.4 Организация выступлений творческих коллективов Виды сценических выступлений: концерты (сольные, Сборные, отчётные, тематические и др.), фестивали народного художественного творчества, праздники художественного творчества и др. Методика построения концертной программы. Порядок привлечения коллективов к концертной работе, к гастрольным поездкам. Методические основы организации и проведения фестивалей народного художественного творчества: понятие постановления о фестивале, создание оргкомитета, разработка положения и другой документации. Основные виды фестивальных мероприятий: смотры и конкурсы художественного творчества, выставки самодеятельных художников, мастеров декоративно-прикладного искусства и др. Оценка произведений художественного творчества и исполнительского уровня. Методики подготовки и проведения фольклорного праздника (песни, танца, музыки и др.). Особенности организации выступлений творческих коллективов в рамках всенародных праздников, общественно-политических мероприятий, театрализованных представлений и т.п. Учебная работа аудиторная в форме лекций.    
  Самостоятельная работа: чтение дополнительной литературы.    
Тема 5.5 Система управления народным художественным творчеством и его методическое обеспечение Структура управления народным художестве


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: