Государственные органы внешнего контроля за исполнение республиканского и местных бюджетов




Цели и задачи ревизии и контроля

Понятие «контроль» означает комплексное изучение различных аспектов деятельности государственных учреждений, государственно казённых предприятий, акционерных обществ.

Составной частью контроля является ревизия. В основе процесса ревизии лежит изучение документов, в которых отражены хозяйственные, денежные и финансовые операции государственных учреждений, предприятий. В ходе ревизии используется различные методы документального и фактического контроля.

Главная цель ревизии – обстоятельное изучение деятельности учреждений, предприятий, выявление фактов искажения отчётных данных и хищений, а также разработка мероприятий по предотвращению хищений и эффективному использованию средств бюджета.

Основными задачами ревизии являются проверки:

- финансово-хозяйственной и внешнеэкономической деятельности министерств, государственных комитетов, агентств, а также местных исполнительных органов, государственных учреждений, содержащихся за счёт средств бюджета;

- соблюдения законности установленного порядка и экономических интересов государства при проведении разгосударствления и приватизации государственной собственности;

- целевого и эффективного использование государственных инвестиционных и кредитных ресурсов, иностранных займов, кредитов под гарантии государства;

- фактов нарушений в государственных учреждениях по поручению Правительства Республики Казахстан, Акимов, письмам, заявлениям и жалобам граждан в соответствии с действующим законодательством;

- финансово-хозяйственной деятельности государственных учреждений по представлениям органов КНБ и прокуратуры, финансовой полиции, внесенным на возбуждение уголовных дел.

 

Типы, принципы и стандарты контроля

При контроле за исполнением республиканского и местных бюджетов используются следующие типы контроля:

1) контроль на соответствие - оценка степени соответствия деятельности объекта контроля требованиям бюджетного законодательства Республики Казахстан;

2) контроль финансовой отчетности - оценка достоверности, обоснованности и своевременности составления и представления финансовой отчетности объектом контроля;

3) контроль эффективности - оценка исполнения объектом контроля бюджетной программы в соответствии с ее паспортом.

Проведение контроля за исполнением республиканского и местных бюджетов осуществляется с обязательным соблюдением принципов:

- независимости;

- объективности;

- достоверности;

- компетентности;

- гласности с учетом обеспечения режима секретности и профессиональной этики.

Стандарты внешнего и внутреннего контроля за исполнением республиканского и местных бюджетов разработаны в соответствии с Законом Республики Казахстан "О контроле за исполнением республиканского и местных бюджетов", бюджетным законодательством Республики Казахстан и стандартами Международной организации высших контрольных органов (INTOSAI).

Стандартами внешнего и внутреннего контроля за исполнением республиканского и местных бюджетов являются нормативные документы, устанавливающие единые требования к контролю за исполнением республиканского и местных бюджетов.

Целью стандартов является определение основных принципов, порядка и условий, на основе которых государственные органы внешнего и внутреннего контроля за исполнением республиканского и местных бюджетов и их работники осуществляют контроль.

Стандарты позволяют унифицировать работу органов контроля и способствуют укреплению взаимодействия между ними и их работниками.

Стандарты разрабатываются для обеспечения целостности, взаимосвязанности, последовательности, преемственности и объективности контроля.

К стандартам относятся общие стандарты, рабочие стандарты, стандарт отчетности и стандарты управления и контроля качества

Общие стандарты

Общие стандарты устанавливают единые требования к органам контроля и их работникам.

К общим стандартам относятся:

независимость, квалификация и конфиденциальность.

 

Независимость

Органы контроля и их работники во всех вопросах контрольной деятельности должны быть независимыми от объекта контроля и неправомерного постороннего влияния.

Целью стандарта "Независимость" является обеспечение беспристрастности, честности, объективности и достоверности оценок и рекомендаций органов контроля и их работников.

Органы контроля должны иметь функциональную и организационную независимость, необходимую для выполнения возложенных на них задач, и не допускать действия, ограничивающие их независимость и объективность при осуществлении контроля.

Деятельность органов контроля должна осуществляться в соответствии с независимо определенными приоритетами, утвержденными на их основе планами, программами и самостоятельно выбранными методами контроля.

На органы контроля не могут быть возложены обязательства по видоизменению или воздержанию от проведения контроля, а также на них не должно оказываться давление с целью изменения результатов, выводов и рекомендаций, сделанных по итогам контроля. Любые действия по вмешательству в выбор применяемых процедур контроля, характера и объема собираемых доказательств, а также необоснованные ограничения масштаба контроля должны отвергаться органами контроля.

Работники органов контроля должны сохранять финансовую, личностную и функциональную независимость от объекта контроля для свободного и объективного выполнения своих задач. Недопустима любая связь, которая может повлиять на независимость и объективность работников органов контроля по политическим, психологическим, идеологическим причинам или на основе финансового и имущественного интереса.

Работники органов контроля не должны являться близкими родственниками, свойственниками должностного лица или учредителя объекта контроля.

Не допускается участие в контроле работников органов контроля, работавших на объекте контроля в течение подвергаемого контролю периода.

Если независимость работника органа контроля ставится под сомнение, он должен быть немедленно переведен на другой объект контроля без сохранения обязанностей, которые он выполнял в отношении первоначального объекта контроля.

В целях сохранения независимости и объективности работников органов контроля целесообразно их должностные обязанности периодически менять по истечении определенного срока.

Независимость органов контроля не противоречит поддержанию доброжелательных отношений с объектом контроля. Допускается налаживание сотрудничества с научными, профессиональными и другими организациями, если данные отношения не ограничивают их независимость.

Квалификация

Работники органов контроля в совокупности должны обладать профессиональными знаниями и навыками, необходимыми для осуществления контроля.

Целью стандарта "Квалификация" является поддержание должного профессионального уровня работников органов контроля для качественного осуществления контроля.

Контроль должен осуществляться работниками, имеющими в совокупности достаточный уровень знаний и навыков по всем вопросам планируемого контроля.

Работники органов контроля должны иметь необходимую теоретическую и профессиональную подготовку для квалифицированного осуществления контроля.

Работники органов контроля должны проявлять должную квалификацию на протяжении всего процесса контроля - от предварительного изучения объекта контроля до подготовки отчетов о проведении контроля.

Органы контроля должны осуществлять постоянный мониторинг потребности своих работников в обучении и уделять должное внимание вопросам подготовки и переподготовки кадров.

Профессиональные знания и навыки работников органов контроля должны совершенствоваться путем проведения непрерывного профессионального обучения и самообразования.

 

Конфиденциальность

Органы контроля и их работники должны соблюдать конфиденциальность информации, полученной при осуществлении контроля.

Целью стандарта "Конфиденциальность" является обеспечение сохранности и недоступности информации, полученной при осуществлении контроля.

Органы контроля и их работники должны обеспечить конфиденциальность, сохранность информации, полученной при осуществлении контроля, и ограниченность доступа к ней.

Обязательства конфиденциальности следует выполнять также после окончания контроля.

Запрашиваемая органами контроля и их работниками информация должна быть использована только для целей контроля.

Работники органов контроля не могут получать прямую или косвенную выгоду от информации, полученной при осуществлении контроля.

Работники органов контроля не уполномочены делать заявления средствам массовой информации относительно каких-либо аспектов контроля. После оформления и принятия окончательного документа по результатам контроля руководители органов контроля и уполномоченные им должностные лица могут представлять информацию, касающуюся проведенного контроля, средствам массовой информации.

Рабочие стандарты

Рабочие стандарты систематизируют и упорядочивают действия работников органов контроля по осуществлению ими контроля.

К рабочим стандартам относятся планирование, надзор, доказательства и документация.

Планирование

Контроль, проводимый органами контроля, должен надлежащим образом планироваться для достижения целей контроля с наименьшими затратами ресурсов.

Целью стандарта "Планирование" является содействие качественному, экономичному, продуктивному, эффективному и своевременному проведению контроля.

Проведение каждого контроля должно планироваться надлежащим образом для обеспечения его эффективного, своевременного осуществления и достижения всех его целей.

Планирование осуществляется для обеспечения взаимосвязанности всех этапов контроля - от предварительного изучения объекта контроля, разработки плана, программ контроля и до составления отчета по результатам контроля.

Составлению плана и программ контроля должно предшествовать предварительное изучение объекта контроля на основе доступной информации, включая ознакомление с нормативными правовыми актами, относящимися к деятельности объекта контроля, процедурами его финансирования и производимыми им расходами.

При планировании контроля определяются приоритеты, цели и масштабы, а также необходимые для его осуществления ресурсы.

План контроля, все изменения и дополнения к нему утверждаются руководителем органа контроля.

Программы контроля, являющиеся детально разработанным порядком проведения контроля, утверждаются старшим должностным лицом или руководителем подразделения органа контроля.

Органы контроля должны уделять внимание совершенствованию методов и инструментов планирования контроля.

Надзор

Работа группы контроля или отдельных работников органов контроля на каждом этапе проведения контроля должна осуществляться под систематическим надзором вышестоящих должностных лиц и других более опытных работников.

Целью стандарта "Надзор" является обеспечение выполнения программы контроля в полном объеме и объективности при планировании, проведении контроля и подготовке отчетов по результатам контроля.

Надзор должен осуществляться на всех стадиях контроля независимо от уровня квалификации и профессионализма работников органа контроля.

Степень надзора определяется в зависимости от сложности контроля, уровня квалификации и профессионализма группы контроля или отдельного работника органа контроля, участвующего в осуществлении контроля.

Руководители органов контроля самостоятельно определяют формы и методы надзора.

В обязательном порядке надзору подлежат содержание, методы осуществления контроля, а также действия работников органов контроля по выполнению заданий, предусмотренных программами контроля.

Надзор должен включать инструктирование, информирование о наиболее часто возникающих проблемах, контроль за проделанной работой, разрешение споров в случаях расхождения мнений в группе, осуществляющей контроль, а также внесение изменений в план и программы контроля.

Доказательства

Доказательства, на основе которых формулируются выводы и рекомендации по результатам контроля, должны быть достоверными, достаточными, соответствующими и компетентными.

Целью стандарта "Доказательства" является обеспечение сбора объективных и достоверных данных, на основе которых могут быть сформулированы адекватные выводы и рекомендации по результатам контроля.

Рабочие документы должны содержать достаточный объем информации, служащей доказательством достоверности и объективности заключений по результатам контроля.

Доказательства должны соответствовать таким качественным характеристикам, как уместность в отношении цели контроля, достоверность и компетентность.

Основой доказательств могут служить материалы и информация, собранные непосредственно на объекте контроля, а также полученные из других достоверных источников.

Сбор и обработка информации должны производиться тщательным образом в соответствии с утвержденными программами контроля.

Выводы и рекомендации по результатам контроля должны основываться на документальных и аналитических доказательствах.

Методы сбора и обработки информации должны быть адекватными целям и задачам контроля. При сборе доказательств работники органов контроля могут использовать все доступные методы и процедуры сбора доказательств.

Документация

Органы контроля и их работники должны в установленной форме документировать доказательства и все важные аспекты проведенного контроля.

Целью стандарта "Документация" является обеспечение подготовки и систематизации рабочих документов по всем этапам контроля.

При документировании должны собираться все необходимые материалы, подтверждающие заключения контроля, которые должны быть надлежащим образом систематизированы для последующего использования и хранения.

Работники органов контроля самостоятельно определяют материалы, необходимые для документирования.

Объем и содержание документации должны определяться в зависимости от масштаба, характера контроля и сложности деятельности объекта контроля.

Документация должна подшиваться и храниться в установленном порядке.

Работники органов контроля должны обеспечить сохранность всех рабочих документов контроля.

 

Стандарт отчетности

Стандарт отчетности устанавливает требования к форме и содержанию отчетов органов контроля и их работников, подготавливаемых по итогам контроля.

Органы контроля и их работники по результатам проведенной работы должны подготовить письменный отчет, изложенный полно, кратко, логично, объективно, точно и конструктивно.

Целью стандарта "Отчетность" является укрепление финансовой дисциплины и обеспечение взаимодействия между органами контроля путем унификации отчетов.

Отчет по результатам контроля должен быть подготовлен и представлен своевременно для оперативной реализации результатов контроля.

 

Содержание отчетов должно отвечать следующим принципам:

1. Принцип полноты - Отчет о результатах контроля должен содержать всю информацию, достаточную для подтверждения того, что цели контроля были достигнуты

2. Принцип краткости - Отчет о результатах контроля должен быть кратким и исключать повторения

3. Принцип логичности - Отчет о результате контроля должен быть логичным и доступным для понимания

4. Принцип объективности - Отчет о результатах контроля должен

полностью охватывать все возражения объекта контроля, а также мнения

экспертов и не составляться на основе необъективного отношения к

объекту контроля

5. Принцип точности - Отчет о результатах контроля должен основываться только на собранных доказательствах с тем, чтобы не допускать неопределенности, двусмысленности, неверного толкования, а также исключать использование незнакомых аббревиатур и технических терминов

6. Принцип конструктивности- Отчет о результатах контроля должен быть нацелен на повышение эффективности исполнения республиканского и

местных бюджетов, повышение финансовой дисциплины и укрепление

взаимопонимания между объектами контроля и органами контроля

Отчет должен содержать вводную часть, цели контроля, масштаб контроля, изложение основных результатов контроля и заключительную часть. По результатам контроля должны подготавливаться акты, заключения, констатирующие выявленные факты и оформленные в установленном порядке. Постановления, предписания и представления органов контроля должны содержать выводы и рекомендации, направленные на исправление недостатков в объекте контроля, и, при необходимости, предложения по проведению последующего контроля с указанием его отдельных направлений, не охваченных настоящим контролем.

 

Стандарты управления и контроля качества

Стандарты управления и контроля качества устанавливают требования к осуществлению руководства деятельностью органов контроля и их работников.

К стандартам управления и контроля качества относятся стандарт управления и стандарт контроля качества.

Управление

Органы контроля должны осуществлять надлежащее управление своей деятельностью для обеспечения высокого качества, экономичности, результативности и эффективности контроля.

Целью стандарта "Управление" является формирование хорошо организованного и работоспособного коллектива и обеспечение его мобилизации для достижения целей контроля.

Деятельность органов контроля должна осуществляться на основе утвержденного плана мероприятий.

Управление органами контроля должно осуществляться в соответствии с их положениями, регламентами и создавать условия для профессионального развития персонала.

Обязанности между должностными лицами органов контроля должны быть четко распределены.

Органы контроля должны создавать адекватную систему стимулов и условий для профессионального развития персонала.

Система стимулов должна основываться на общих критериях оценки деятельности работников органов контроля, позволяющих объективно определить меры наказаний и поощрений.

Органы контроля должны управлять ходом проведения каждого контроля. Управлению в обязательном порядке должны подлежать все этапы проведения контроля, а также контроль качества.

Процесс управления деятельностью органов контроля должен постоянно совершенствоваться.

Контроль качества

Руководители органов контроля должны обеспечить контроль качества путем выборочной проверки соответствия проведенного контроля стандартам.

Целью стандарта "Контроль качества" является обеспечение соответствия деятельности органов контроля и их работников стандартам.

Контроль качества должен осуществляться регулярно на выборочной основе и гарантировать соблюдение стандартов при проведении контроля.

Необходимость и периодичность проведения контроля качества должна определяться руководителем органа контроля.

Сроки и продолжительность проведения контроля качества должны определяться таким образом, чтобы обеспечить его оперативность и результативность.

Контроль качества должен обеспечивать обратную связь по применению органами контроля и их работниками стандартов, а также реализацию мер по улучшению качества контроля.

Контролю качества может подлежать не вся деятельность работников органов контроля, а отдельные направления и вопросы осуществленного контроля.

Контроль качества должен осуществляться работниками органов контроля, которые не принимали участие в работе, контролируемой на предмет качества.

Стандарты обязательны для соблюдения органами контроля, их работниками, работниками других государственных органов, участвующими в осуществлении контроля.

Отклонение от стандартов допускается в исключительных случаях возникновения объективных обстоятельств и при наличии письменного разрешения руководителя соответствующего органа контроля.

 

Государственные органы внешнего контроля за исполнение республиканского и местных бюджетов

Государственным органом, осуществляющим внешний контроль за исполнением республиканского бюджета, является Счетный комитет. Государственными органами, осуществляющими внешний контроль за исполнением местных бюджетов, являются Комитет финансового контроля, ревизионные комиссии маслихатов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: