Тема 11. Социофакторы и этика менеджмента




Организация с одной стороны экономическая целостность, обязанная заботиться об экономической эффективности использования своих ресурсов. С другой стороны, организация – это нечто большее, чем просто экономическая целостность. Современная организация является сложной частью окружения, включающая множество составляющих, от которых зависит само существование организации. К таким составляющим относятся потребители, поставщики, средства информации, группы общественного давления, союзы или объединения, работники, держатели акций. Эта внешняя среда может сильно влиять на достижение целей организации, поэтому организации приходится уравновешивать чисто экономические цели с экономическими и социальными интересами указанных составляющих среды. Организации несут ответственность перед обществом, в котором функционируют, помимо обеспечения эффективности, занятости, прибыли и ненарушения закона. Поэтому они должны направлять часть своих ресурсов и усилий по социальным каналам. Организации должны жертвовать на благо и совершенствование общества, они должны ответственно действовать в таких сферах, как защиты среды обитания, здравоохранение, безопасность, гражданские права, защита интересов потребителя и т.п. Теоретическое обоснование социальной ответственности бизнесмена было сформулировано в книге «Социальная ответственность бизнесмена» Хоуарда Р. Боуэна в 50-х гг. ХХ в. Он рассмотрел, как концепция социальной ответственности может быть распространена на бизнес, а осознание более широких социальных целей при принятии деловых решений может приносить социальные и экономические выгоды обществу. Согласно данной концепции «в долговременной перспективе те, кто не пользуется властью в таком направлении, каковое общество считает ответственным, эту власть потеряет» (Кит Дэвис).

В сердцевине проблемы социальной ответственности находятся личные ценности, определяемые как общие убеждения относительно добра и зла. Чтобы сделать выбор в пользу правильного поведения, важно иметь начальное представление об этике, имеющей дело с принципами, определяющими правильное и неправильное поведение. Этика бизнеса затрагивает не только проблему социальной ответственности организации, она сосредоточена на выборе вариантов поведения управляющих и управляемых ими. В центре ее внимания цели и средства, используемые теми и другими для их достижения. Организации принимают разные меры в целях повышения характеристик этичности поведения своих работников. К таким мерам относятся разработка этических нормативов, создание комитетов по этике, проведение социальных ревизий и обучение этичному поведению.

Рассмотрим, как взаимодействуют в организации различные группы. Организация – это социальная категория. Она представляет собой сложную систему взаимодействующих друг с другом людей, стремящихся достичь общей цели. Эти люди объединены в группы определенным образом. Группы, созданные по воле руководителя для организации производственного процесса, называются формальными. Характер взаимоотношения различных формальных групп отражен в структуре организации. Но помимо формальных групп в любой организации существуют неформальные группы. Чем лучше руководство понимает, что представляет группа, тем лучше он будет управлять группой и строить взаимоотношения с подчиненными, обеспечивая эффективность деятельности организации.

Каждый из нас является членом множества различных групп: семьи, учебной группы, группы родственников и т.д.

В любой организации есть два основных типа формальных групп:

Группа руководителя, которую составляют руководитель и его подчиненные, находящиеся в зоне его контроля.

Рабочую (производственную) группу составляют лица, работающие над одним и тем же заданием.

В процессе работы люди общаются друг с другом. Эти социальные взаимоотношения выходят за рамки чисто производственных задач. Поэтому внутри формальной организации существует сеть неформальных групп, составляющих неформальную организацию, в которой наблюдаются иерархия, лидерство, нормы поведения ее членов. Возникновение и существование неформальных организаций обусловлено существованием потребностей в принадлежности, в общении, во взаимопомощи, в защите.

Характерными чертами неформальных организаций являются:

v Контроль со стороны неформальной организации за своими членами. Для членства в организации личность должна соблюдать нормы поведения, принятые в данной группе;

v Распространение слухов. Слухами называют любую информацию, полученную по неофициальным каналам;

v Сопротивление переменам.

Одна из самых сложных проблем для менеджера – мотивация перемен. Для того чтобы преодолевать сопротивление переменам со стороны неформальных групп, следует правильно вводить перемены. Это значит, что перемены нужно планировать, принимая во внимание, кого они затрагивают. Следует объяснять необходимость перемен, проводить инструктивные совещания по нисходящей субординации, проводить консультации с теми, кого касаются перемены. Во время консультаций могут обнаружиться ранее упущенные из внимания факторы. Необходимо вовремя сообщать о переменах и о том, как они повлияют на людей, подкреплять устную информацию письменными инструкциями.

Для того, чтобы овладеть выгодами, которые может принести неформальная организация, необходимо:

- признать неформальную организацию и осуществлять с ней сотрудничество;

- прислушиваться к мнению неформальных лидеров и членов группы;

- принятие решений по возможности осуществлять с неформальной группой.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: