ПРАКТИКА ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ




Федеральное государственное бюджетное учреждение

«Федеральное бюро медико-социальной экспертизы»

Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

 

Федеральный центр научно-методического и методологического обеспечения развития системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов

Лучшие практики, реализуемые волонтерами в сфере организации мероприятий по социально-психологической реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов. Опыт субъектов Российской Федерации   Практическое пособие


ББК 60.9

УДК 316.614

 

Составители:

 

Морозова Е.В., Жукова Е.В., Барышова А.Н., Сотская Г.М. Лучшие практики, реализуемые волонтерами в сфере организации мероприятий по социально-психологической реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов. Опыт субъектов Российской Федерации (Практическое пособие) / под общей редакцией Ж.В. Порохиной. - Москва, 2020. – 131с.

 

Данное пособие подготовлено в рамках выполнения п.37. Плана мероприятий по реализации Концепции содействия развитию добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года, утвержденного Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Т.А. Голиковой (20.06.2019 г. № 5486п-П44).

В практическом пособии обобщен региональный опыт реализации волонтерами лучших практик в сфере организации мероприятий по социально-психологической реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов, а также опыт реализации добровольческих практик в рамках программ Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Изложенный в пособии опыт добровольческой деятельности может быть тиражирован в субъекты Российской Федерации для использования в работе специалистами всех заинтересованных организаций.


 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ.. 6

1. ЛУЧШИЕ ПРАКТИКИ, РЕАЛИЗУЕМЫЕ ВОЛОНТЕРАМИ В СФЕРЕ ОРГАНИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ И АБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ В ВОЗРАСТЕ СТАРШЕ 18 ЛЕТ 8

1.1. ПРАКТИКА ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПРИВЛЕЧЕНИЕ ВОЛОНТЕРСКОГО РЕСУРСА К РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ «СОПРОВОЖДАЕМОЕ ПРОЖИВАНИЕ ИНВАЛИДОВ СТАРШЕ 18 ЛЕТ С МЕНТАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ» ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫПОМОЩНИКОВ (ВОЛОНТЕРОВ)» (Волгоградская область) 8

1.2. ПРАКТИКА ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ТАЙНЫБАБУШКИНОГО СУНДУЧКА» (Еврейская автономная область) 13

1.3. ПРАКТИКА ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММА, НАПРАВЛЕННАЯ НА СНИЖЕНИЕ УРОВНЯ АГРЕССИВНОСТИ У ИНВАЛИДОВ С ДЕТСТВА» (Орловская область) 15

1.4. ПРАКТИКА ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ В УСЛОВИЯХ ОТДЕЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ И АБИЛИТАЦИИ «ОТ СЕРДЦА К СЕРДЦУ» (Ханты-Мансийский автономный округ) 17

1.5. ПРАКТИКА ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СОПРОВОЖДАЕМОЕ ПРОЖИВАНИЕ ИНВАЛИДОВ С МЕНТАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ КАК АЛЬТЕРНАТИВА ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКИМ ИНТЕРНАТАМ» (Ярославская область) 20

1.6. ПРАКТИКА ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПОДДЕРЖИВАЕМОЕ ПРОЖИВАНИЕ ИНВАЛИДОВ С МЕНТАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ «ПУТЬ ДОБРА» (Ярославская область) 23

2. ЛУЧШИЕ ПРАКТИКИ, РЕАЛИЗУЕМЫЕ ВОЛОНТЕРАМИ В СФЕРЕ ОРГАНИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ И АБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ -ИНВАЛИДОВ.. 26

2.1. ПРАКТИКА ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ДОБРУ ПУСТЬ ОТКРОЕТСЯ СЕРДЦЕ» (Владимирская область) 26

2.2. ПРАКТИКА ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «КУЛИНАРНО-ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ «СТУПЕНИ» (Воронежская область) 29

2.3. ПРАКТИКА ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПОДРОСТКОВЫЙ КЛУБ» (Воронежская область) 32

2.4. Практика добровольческой деятельности «Мастерская хорошего настроения» (Еврейская Автономная область) 35

2.5. ПРАКТИКА ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ДЕТИ ЧИТАЮТ СОБАКАМ» (Калининградская область) 37

2.6. ПРАКТИКА ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПРОГРАММА «РОБОТ И Я» (Калининградская область) 39

2.7. ПРАКТИКА ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ «ВМЕСТЕ С БАБУШКОЙ» (Кировская область) 42

2.8. ПРАКТИКА ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «БОЧЧА, КАК СРЕДСТВО КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ» (Кировская область) 46

2.9. ПРАКТИКА ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИВАЮЩЕГО УХОДА «В МИЛОСЕДИИ» (Кировская область) 51

2.10. ПРАКТИКА ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СЛАГАЕМЫЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ» (Красноярский край) ……………………………………………………………………………….54

2.11. ПРАКТИКА ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РЕАБИЛИТАЦИОННАЯ ПРОГРАММА «ФЕНИКС» (Курская область) 58

2.12. ПРАКТИКА ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ» (Оренбургская область) 60

2.13. ПРАКТИКА ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ДОБРОТВОРЧЕСТВО» (Оренбургская область) 63

2.14. ПРАКТИКА ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ИГРАЕМ ВМЕСТЕ» (Оренбургская область) 66

2.15. ПРАКТИКА ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ДЕКОРАТИВНО-ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ «ЦУМАМИ-КАНДЗАСИ» (Оренбургская область) 69

2.16. ПРАКТИКА ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «КОМПЛЕКСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ» (Республика Мордовия) 71

2.17. ПРАКТИКА ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПРОЕКТ «ТВОРЧЕСКОЕ ВОЛОНТЕРСТВО» (Самарская область) 75

2.18. ПРАКТИКА ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОЕКТ «ЛАБОРАТОРИЯ УСПЕХА» (Тюменская область) 77

3. ЛУЧШИЕ ПРАКТИКИ, РЕАЛИЗУЕМЫЕ ВОЛОНТЕРАМИ В СФЕРЕ ОРГАНИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ И АБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ 82

3.1. ПРАКТИКА ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СОЦИАЛЬНАЯ АКЦИЯ «ПОГУЛЯЙ СО МНОЙ» ДЛЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ (ИНВАЛИДОВ) АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ, ПРОЖИВАЮЩИХ В ДОМЕ-ИНТЕРНАТЕ ДЛЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ» (Амурская область) 82

3.2. ПРАКТИКА ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЦЕНТР САМОРЕАЛИЗАЦИИ ГРАЖДАН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ «ОТКРЫТЫЙ МИР» (Белгородская область) 85

3.3. ПРАКТИКА ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ИННОВАЦИОННАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ ИГРА «ПОЕЗД ВОЛОНТЕРОВ» (Белгородская область) 90

3.4. ПРАКТИКА ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ДРУГ ЗА ДРУГА» (Владимирская область) 98

3.5. ПРАКТИКА ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ВОЛОНТЕРСКИЙЛАГЕРЬ» (Псковская область) 102

3.6. ПРАКТИКА ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПРОВЕДЕНИЕ НАСТОЛЬНЫХ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР-ЛОТО «ПОРТРЕТ БАШКОРТОСТАНА» (ДЛЯ ДЕТЕЙ, ВЗРОСЛЫХ И ЛИЦ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ)» (Республика Башкортостан) 109

3.7. ПРАКТИКА ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ДОВЕРИЕ» (ЧАША ЖИЗНИ И ПРАВОПОЛУШАРНОЕ РИСОВАНИЕ)» (Тульская область) ……………………………………………………………………………113

3.8. ПРАКТИКА ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПРОЕКТ «ВКЛЮЧАЙСЯ» (Тюменская область) 116

3.9. ПРАКТИКА ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕТСКОЙ ЧУКОТСКОЙ ТЕАТРАЛЬНО-МУЗЫКАЛЬНОЙ СКАЗКИ «ВОЛШЕБНЫЙ ЯРАР» С УЧАСТИЕМ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ (Чукотский автономный округ) 120

3.10. ПРАКТИКА ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ ДЛЯ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ «НЕВОЗМОЖНОЕ ВОЗМОЖНО» (Ямало-Ненецкий автономный округ) 123

4. Опыт реализации эффективных добровольческих практик в рамках программ Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.. 125

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Одним из важнейших и перспективных направлений социальной политики государства в настоящее время является развитие в Российской Федерации института добровольчества. Социальная идеология данного направления закреплена Концепцией развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года (далее – Концепция), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2018 года №2950-р.

Концепция направлена на объединение различных волонтерских инициатив и определяет основные направления развития добровольчества в целях обеспечения системного подхода к мерам их поддержки, социально значимых как для общества, так и для участников данного социального движения. Концепцией предусматривается развитие методической, информационной, консультационной, образовательной и ресурсной поддержки деятельности добровольческих организаций.

В целях реализации Концепции разработан и утвержден План мероприятий по реализации Концепции содействия развитию добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года (далее – План мероприятий), утвержденный Заместителем Председателя Правительства Татьяной Голиковой (20.06.2019 N 5486п-П44), включающий мероприятия по совершенствованию нормативного правового регулирования и правоприменительной практики в сфере волонтерства, мероприятия по развитию механизмов поддержки и реализации добровольческой деятельности в разных сферах.

Мероприятиям по организации социально-психологического сопровождения и социально-психологической реабилитации инвалидов и детей-инвалидов в различных условиях их жизни (в стационарах, амбулаторно, на дому, в условиях сопровождаемого проживания и др.) отводится значимое место в Плане мероприятий. Как показывает практика, во многих регионах Российской Федерации волонтеры активно и успешно включены в реализацию этих направлений деятельности, что несомненно требует обобщения и тиражирования лучшего опыта добровольческой деятельности.

Федеральный центр научно-методического и методологического обеспечения развития системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей–инвалидов ФБГУ ФБ МСЭ Минтруда России (далее – Федеральный центр) по поручению Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации организовал взаимодействие с Ассоциацией волонтерских центров, региональными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере социальной защиты населения по сбору и обобщению практик добровольческой деятельности.

51 субъект Российской Федерации представил региональный опыт в сфере организации мероприятий по социально-психологической реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов, реализуемый добровольцами волонтерских, социальных некоммерческих организаций, государственных и муниципальных учреждений.

Федеральный центр проанализировал представленные субъектами Российской Федерации практики добровольческой деятельности. Критериями отбора в настоящий сборник явились показатели востребованности, результативности и социальной значимости практик для целевой аудитории (инвалидов и детей-инвалидов).

В сборник вошли 34 практики добровольческой деятельности по организации мероприятий по социально-психологической реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов, направленные на коррекцию эмоционально-волевой и личностной сфер инвалида и ребенка-инвалида, развитие навыков эффективной коммуникации и интеракции.

Отдельный раздел сборника посвящен опыту реализации добровольческих практик в рамках программ Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.


1. ЛУЧШИЕ ПРАКТИКИ, РЕАЛИЗУЕМЫЕ ВОЛОНТЕРАМИ В СФЕРЕ ОРГАНИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ И АБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ В ВОЗРАСТЕ СТАРШЕ 18 ЛЕТ

 

1.1. ПРАКТИКА ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПРИВЛЕЧЕНИЕ ВОЛОНТЕРСКОГО РЕСУРСА К РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ «СОПРОВОЖДАЕМОЕ ПРОЖИВАНИЕ ИНВАЛИДОВ СТАРШЕ 18 ЛЕТ С МЕНТАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ» ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫПОМОЩНИКОВ (ВОЛОНТЕРОВ)» (Волгоградская область)

Название организации, реализующей волонтерские практики:

Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Волгоградский областной реабилитационный центр «Вдохновение» (далее – ГБУ СО «Волгоградский ОРЦ «Вдохновение»).

Сайт организации: https://gkuso4303volg.1c-umi.ru/

Целевая аудитория, которой адресуется практика:

Инвалиды в возрасте старше 18 лет.

Формат реализации практики:

Практика реализуется в рамках экспериментально-методической деятельности базового учреждения ГБУ СО «Волгоградский ОРЦ «Вдохновение» по направлению: «Сопровождаемое проживание инвалидов старше 18 лет с ментальными нарушениями».

Вид практики:

Практика реализуется в виде психологического сопровождения инвалидов волонтерами посредством проведения социально-психологического консультирования, мотивационных и коммуникативных тренингов, социально-психологических занятий, направленных на формирование и закрепление жизненных компетенций у инвалидов. Также на базе практики проводятся обучающие занятия для волонтеров.

Форма реализации практики, ее периодичность:

Для людей с инвалидностью старше 18 лет практика применяется
в полустационарной форме: на этапе сопровождаемого проживания
в домашних условиях, а также дистанционно в течение реабилитационного периода и по запросу. Практика реализуется в течение 2 лет.

Используемое оборудование при реализации практики:

Практика проходит в специально оборудованных учебных комнатах:

- комнаты для групповых занятий, оснащенных магнитно-маркерными досками, мебелью, программным обеспечением по психологическому диагностированию;

- комплекс психодиагностических методик «Effecton Studio», который обеспечивает комплексное решение реабилитационных задач в консультативной, диагностической и коррекционной работе психолога и социального педагога при сопровождаемом проживании; в комплекс включены методики диагностики текущего психоэмоционального состояния, личностной и мотивационной сферы, отношений, когнитивных функций, интеллектуальных способностей (более 150 методик).

Цель практики:

Социально-психологическая поддержка инвалидов в условиях сопровождаемого проживания с целью формирования устойчивых жизненных компетенций у инвалидов старше 18 лет.

Задачи, решаемые в ходе применения практики:

1. Социально-психологическое сопровождение инвалидов с ментальными нарушениями волонтерами в рамках поддерживающей помощи на этапе сопровождаемого проживания в домашних условиях.

2. Проведение социально-психологического консультирования инвалидов волонтерами (добровольцами) службы помощников.

3. Формирование коммуникативных компетенций у инвалидов.

4. Формирование мотивации к получению профессионального образования и последующего трудоустройства инвалидов.

5. Способствование социальной самореализации инвалидов.

6. Формирование мотивации к самостоятельной жизни у инвалидов.

7. Создание оптимальных условий для распространения волонтерского движения и активизации участия инвалидов в социально – значимых акциях и проектах.

Краткое описание практики:

Практика «Привлечение волонтерского ресурса к реализации технологии «Сопровождаемое проживание инвалидов старше 18 лет с ментальными нарушениями» посредством организации деятельности Службы помощников (волонтеров)» направлена на создание условий для формирования жизненных компетенций, необходимых для самостоятельного проживания у людей с инвалидностью старше 18 лет с ментальными нарушениями, и содействие их успешной адаптации в социуме.

Применение вышеуказанной практики также способствует развитию волонтерского движения в организациях, реализующих технологию «Сопровождаемое проживание» на территории Волгоградской области.

В ходе применения практики происходит трансляция идеи возможного и осуществимого независимого (сопровождаемого) проживания инвалидов старше 18 лет с ментальными нарушениями, а также отработка и закрепление волонтерами «Службы помощников добровольческих компетенций для волонтеров» из числа будущих специалистов социальной сферы профессиональных и надпрофессиональных компетенций по работе с инвалидами старше 18 лет с ментальными нарушениями.

Распространение идей практики способствует формированию положительного общественного мнения о жизнеспособности технологии «Сопровождаемое проживание» при участии волонтерского ресурса в ее реализации.

Количество человек, которым была предложена практика:

19 человек (инвалиды с ментальными нарушениями).

Результативность практики:

1. Повышен уровень развития навыков эффективного общения и коммуникативной компетенции не менее чем на 65 %, у всех представителей целевой группы практики (добровольцев и инвалидов). Результативность выявлена с помощью психодиагностических методик.

2. Повышен уровень сформированности профессиональной мотивации у людей с инвалидностью старше 18 лет не менее чем на 50 %. Результативность выявлена с помощью психодиагностических методик.

3. Волонтерами (добровольцами) службы помощников проведено консультирование по социально-психологическим проблемам не менее 85% инвалидов, участников практики.

4. В рамках поддерживающей помощи на этапе сопровождаемого проживания в домашних условиях на социально-психологическом сопровождении, осуществляемом волонтерами, находятся не менее 15 инвалидов с ментальными нарушениями из числа целевой группы.

5. Повышена мотивация к самостоятельной жизни не менее чем у 85 % инвалидов. Результативность выявлена с помощью психодиагностических методик.

6. Подготовлены не менее 20 добровольцев (волонтеров) из числа студентов, будущих специалистов социальной сферы.

7. Волонтерская практика будет распространена для дальнейшей реализации не менее, чем на 2 пилотные площадки, реализующие технологию сопровождаемого проживания инвалидов старше 18 лет с ментальными нарушениями.

8. Подготовлены и изданы методические рекомендации по внедрению добровольческой практики в учреждения социального обслуживания Волгограда и Волгоградской области.

Волонтерский ресурс и его роль в реализации практики:

Роль волонтеров в реализации практики основная. Они оказывают помощь специалистам в реализации основных направлений вышеназванной технологии, а также осуществляют поддержку молодых людей с ограниченными возможностями здоровья с применением алгоритма организации поддержки инвалидов «Кнопка помощи» (по запросу).

Для волонтеров на этапе подготовки организованы обучающие занятия по программе «Школа помощников «Вместе – Я Сам» с периодичностью 1 - 2 раза в месяц, длительностью до 60 минут.

Волонтерами в рамках поддерживающей помощи на этапе сопровождаемого проживания в домашних условиях ведется социально-психологическое сопровождение, оказывается психологическая помощь и поддержка инвалидам старше 18 лет с ментальными нарушениями из числа целевой группы.

Характеристика волонтеров, задействованных в реализации практики:

Волонтеры имеют активную жизненную позицию, альтруистический склад характера, ориентацию на помощь людям, склонность к эмпатии, коммуникативные навыки, доброжелательность, высокий общий уровень развития (интеллект, широкий кругозор), позитивное мышление, оптимизм, умение принимать решения, владение знаниями, умениями в области социально-психологической работы с людьми с инвалидностью.

В ходе реализации практики осуществляется мониторинг посредством наблюдения, диагностирования (анкетирования) и анализа результатов деятельности участников технологии.

Инновационность практики:

Привлечение волонтерского ресурса из числа студентов средних и высших учебных заведений – будущих специалистов социальной сферы, к реализации технологии «Сопровождаемое проживание инвалидов старше 18 лет с ментальными нарушениями» через организацию деятельности Службы помощников (волонтеров)».

Информация о реализации практики в СМИ:

Статьи на сайтах https://442fz.volganet.ru/025222/, https://vk.com/vdochnovenievlg об организации мероприятий с участием волонтеров: «Вместе к самостоятельной жизни», «Наши результаты», «Профессия – дело не легкое», «Профессия – повар», «Яблоки в карамели», «Театральные посиделки», «Отдых на турбазе», «Родительское собрание», «Магия бумаги», «Кино-премьеры», «Будущий повар», «Чайные посиделки», «Изготовление декоративных композиций», «Школа помощников (волонтеров)», «Лев с седой бородой», «Вместе – Я сам!».

 

Рисунок 1

 

 

Рисунок 2

 

Рисунок 3


1.2. ПРАКТИКА ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ТАЙНЫБАБУШКИНОГО СУНДУЧКА» (Еврейская автономная область)

Название организации, реализующей волонтерские практики:

Областное государственное бюджетное учреждение «Комплексный центр социального обслуживания Еврейской автономной области» (далее - ОГБУ «КЦСО ЕАО»).

Сайт организации: https://social.eao.ru/?page_id=461

Целевая аудитория, которой адресуется практика:

Инвалиды в возрасте старше 18 лет.

Формат реализации практики:

Практика реализуется волонтерами Общественного объединения «Серебряные» добровольцы (волонтеры) ОГБУ «КЦСО ЕАО».

Вид практики:

Практика реализуется в виде организации и проведения социально-психологических практических занятий, творческих мастер-классов.

Форма реализации практики, ее периодичность:

Практика реализуется на базе ОГБУ «КЦСО ЕАО» в течение 5 лет. Периодичность проведения практики – 1 раз в месяц.

Цель практики:

Содействие социально-психологической адаптации инвалидов в обществе.

Задачи, решаемые в ходе применения практики:

1. Формирование навыков продуктивной коммуникации посредством создания благоприятной среды для заполнения свободного времени, расширения круга знакомств и приобретения новых друзей.

2. Организация проведения тренингов общения (часов общения), практических занятий, творческих мастер-классов в процессе освоения практических навыков хозяйственно-бытовой деятельности.

Краткое описание практики:

К участию в практике приглашаются инвалиды в возрасте от 18 до 40 лет. К проведению практических занятий и мастер-классов привлекаются «Серебряные» волонтеры. Участники практики получают возможность 1 раз в месяц на базе ОГБУ «КЦСО ЕАО» принять участие в часах общения, практических занятиях, и творческих мастер-классах. Например, тренинги общения и тренинги по формированию коммуникативной культуры предполагают решение социально-психологических задач посредством приготовления простых блюд, сервировки стола, изготовления подарков своими руками, флоротерапия (лечение цветами) др.

Реализация социально-психологической практики поможет «Серебряным» волонтерам почувствовать свою нужность и востребованность, а инвалидам – перенять от граждан пожилого возраста бесценный опыт эффективной коммуникации, который научит их устанавливать позитивные контакты с окружающими, сформирует навыки продуктивного общения, восполнит недостаток полноценного общения со сверстниками, посредством хозяйственно-бытовой созидательной деятельности, что в конечном итоге улучшит качество жизни, повысит уровень социальной адаптации в обществе и хозяйственно-бытовую компетентность инвалидов.

Количество человек, которым была предложена практика:

К участию в практике привлечено не менее 32 инвалидов.

Проведено 10 практических занятий, мастер-классов.

Результативность практики:

1. Повысился уровень коммуникативной компетенции и социальной адаптации в обществе.

2. «Серебряные» волонтеры получили возможность почувствовать свою нужность и востребованность.

3. Каждая встреча – радость от совместного общения и творчества.

Волонтерский ресурс и его роль в реализации практики:

Практика оказывается группой «Серебряных» добровольцев (волонтеров) с целью передачи жизненного опыта инвалидам в возрасте от 18 до 40 лет.

Для реализации данного вида практики волонтер должен обладать следующими компетенциями:

- командная работа и сотрудничество;

- коммуникабельность;

- ответственность;

- отзывчивость;

- тактичность;

- пунктуальность;

- толерантность

Инновационность практики:

Реализация данной практики и размещение информации в СМИ обратит внимание общественности к проблеме людей с инвалидностью. Особенностью реализации практики является широкое привлечение «Серебряных» волонтеров и инвалидов к совместному общению, практическому и творческому взаимодействию на регулярной основе.

Информация о реализации практики в СМИ:

-Сайт ОГБУ «КЦСО ЕАО» https://social.eao.ru/?p=25143;

-Инстаграм от 19.08.19 на сайте комитета: https://social.eao.ru/?p=22606.


 

1.3. ПРАКТИКА ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММА, НАПРАВЛЕННАЯ НА СНИЖЕНИЕ УРОВНЯ АГРЕССИВНОСТИ У ИНВАЛИДОВ С ДЕТСТВА» (Орловская область)

 

Название организации, реализующей волонтерские практики:

Бюджетное учреждение Орловской области «Комплексный центр социального обслуживания населения Заводского района г. Орла».

Сайт организации: https://кцсон-орел.рф/

Целевая аудитория, которой адресуется практика:

Инвалиды в возрасте старше 18 лет.

Формат реализации практики:

Практика реализуется волонтерами совместно со специалистами отделения.

Вид практики:

Коррекционно-развивающие занятия группового характера, ролевые игры, дискуссии с элементами обсуждения, игры - драматизации, занятия – панорамы.

Форма реализации практики, ее периодичность:

Амбулаторно, 2 раза в неделю по 60 минут.

Используемое оборудование при реализации практики:

Дидактический материал.

Цель практики:

Снижение уровня агрессивности у инвалидов посредством обучения навыкам адаптивного поведения.

Задачи, решаемые в ходе применения практики:

1. Предоставить инвалиду возможность осознать причину своего агрессивного поведения.

2. Научить инвалида понимать переживания, состояния и интересы других людей и свои (развивать эмпатию).

3. Сформировать навыки конструктивного разрешения межличностных конфликтов.

4. Способствовать развитию коммуникативных навыков.

Краткое описание практики:

Предварительно специалистами проводится выявление целевой группы: анализ обращений семьи инвалида, наблюдение, диагностика уровня агрессивности.

Занятия проводятся в форме:

1. Тренинга (тренинговой группе с целью формирования навыков конструктивного взаимодействия и адаптивного поведения с применением релаксационных техник (в том числе канистерапии) и техники визуализаций).

3. Игры (ролевой и драматической).

Психокоррекционное воздействие осуществляется в три этапа:

Этап I. Ориентировочный.

Этап II. Реконструктивный.

Этап III. Закрепляющий.

Количество человек, которым была предложена практика:

2 подгруппы по 10 человек.

Результативность практики:

По данным диагностических тестов, анкет, проводимых с данной категорией, выявлено снижение уровня агрессивности у инвалидов.

Волонтерский ресурс и его роль в реализации практики:

1. Волонтерский отряд «Время надежды» Бюджетного учреждения Орловской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Орла».

2. Духовный православный центр «Вятский Посад».

3. Российская академия народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС).

4. Волонтеры Орловского государственного университета (ОГУ).

5. Добровольческий отряд «Северная Звездная стая» (канистерапия).

Все волонтеры оказывают помощь в проведении групповых тренингов, разыгрывание педагогических ситуаций.

Инновационность практики:

Введение новых технологий визуализации, межведомственное сотрудничество.


1.4. ПРАКТИКА ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ В УСЛОВИЯХ ОТДЕЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ И АБИЛИТАЦИИ «ОТ СЕРДЦА К СЕРДЦУ» (Ханты-Мансийский автономный округ)

 

Название организации, реализующей волонтерские практики:

Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Нижневартовский комплексный центр социального обслуживания населения» Отделение социальной реабилитации и абилитации (далее – Отделение).

Сайт организации: https://www.кцсон-нв.рф

Целевая аудитория, которой адресуется практика:

Инвалиды в возрасте старше 18 лет.

Формат реализации практики:

Практика реализуется корпоративными волонтерами на базе Отделения в рамках национального проекта «Демография» («Старшее поколение»), при участии волонтеров «серебряного» возраста.

Вид практики:

Практика реализуется волонтерами в виде индивидуальных психологических консультаций и бесед, а также групповых психокоррекционных занятий и тренингов.

Форма реализации практики, ее периодичность:

В полустационарной форме: в период прохождения реабилитационного курса (21 день) в Отделении.

В дистанционной форме: посредством сети Интернет (индивидуальные занятия) и телефонии.

Занятия проводятся согласно плану мероприятий в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и абилитации инвалида.

Оборудование при реализации практики:

Антистрессовая психофизиологическая аудиовизуальная вибротактильная система «SENSORIUM» на базе виброакустического кресла нулевой гравитации «Вибросаунд»; оборудование сенсорной комнаты.

Цель практики:

Восстановление утраченных социальных связей и социально-психологического статуса у инвалидов, содействие в улучшении их психологического состояния и повышения социально-психологического благополучия.

Задачи, решаемые в ходе применения практики:

1. Содействие социально-психологическим мероприятиям в рамках социально-реабилитационного процесса в период пребывания инвалидов в отделении социальной реабилитации и абилитации.

2. Участие в психодиагностических исследованиях для оценки социально-психологического статуса инвалидов, составления прогноза и определения видов и объема социально-психологической помощи.

3. Оказание психологической консультативной помощи инвалидам, находящимся в трудной жизненной ситуации.

4. Обеспечение безотлагательного (экстренного) психологического консультирования инвалидов, направленного на мобилизацию их духовных, физических, интеллектуальных ресурсов для выхода из кризисного состояния.

5. Организация активного психологического воздействия, направленного на преодоление или ослабление негативных психологических состояний, коррекцию психических процессов, нарушенных болезненными состояниями.

6. Осуществление содействия инвалидам в формировании потребности в психологических знаниях, желания использовать их для работы над собой, своими проблемами, в создании условий для полноценного психического развития личности на каждом возрастном этапе.

7. Осуществление анализа эффективности и результативности социально-психологических мероприятий.

Краткое описание практики:

Программа реализуется волонтерами и специалистами Отделения в рамках организации социально-реабилитационного процесса как направление социальной реабилитации. Психологическая деятельность направлена на оказание помощи в восстановлении утраченных инвалидом социальных связей и социально-психологического статуса, содействие в улучшении их психологического состояния и повышении социально-психологического благополучия.

В процессе социально-психологической реабилитации происходит активное психологическое воздействие, направленное на преодоление или ослабление негативных психологических состояний, коррекцию психических процессов, нарушенных болезненными состояниями.

Для осуществления реабилитационных задач используются следующие реабилитационные методы:

‒ коррекция психоэмоциональных состояний с использованием антистрессовой психофизиологической аудиовизуальной вибротактильной системы «SENSORIUM» на базе виброакустического кресла нулевой гравитации «Вибросаунд»;

‒ коррекция сенсомоторных, когнитивных и психоэмоциональных нарушений с использованием оборудования сенсорной комнаты; психологические техники работы с горем и тяжелыми утратами; коррекция познавательных процессов (внимания и памяти);

‒ групповая психокоррекция в рамках экзистенциально-гуманистической психологии и др.;

‒ методы психологической профилактики и просвещения, методы активного социально-психологического обучения взрослых (дискуссии, лекции-презентации, обучающие тренинги, группы встреч и др.);

‒ техники экстренной психологической помощи (техника десенсибилизации движения глаз – ДДГ).

Реабилитационные мероприятия осуществляются с привлечением волонтеров «серебряного возраста» отделения социальной реабилитации.

Количество человек, которым была предложена практика:

404 человека.

Результативность практики:

За 2019 год проведено 5275 мероприятий (оказано 9666 услуг, что на 344 услуги больше, чем в 2018 году), из них:

‒ социально-психологическое консультирование - 806 услуг;

‒ психодиагностика – 1152 (680 услуг);

‒ психологическая коррекция – 1436 (2372 услуги);

‒ психологическая профилактика – 133 (107 услуг);

‒ социально-психологический тренинг – 15 (97 услуг);

‒ занятия в сенсорной комнате – 1709 (4462 услуг);

‒ социально-психологический патронаж – 755 (755 услуг);

‒ психологическая помощь и поддержка граждан – 387 (387 услуги).

В процессе осуществления практики задействовано 6 специалистов-психологов – корпоративных волонтеров (корпоративные волонтеры – сотрудники организации, добровольно участвующие в социальных программах при поддержке своей организации). Всего обслужено 404 человека, что составило 100% от общего количества получателей услуг за этот период («отделение реабилитации и абилитации» и «тренировочная квартира»). Из них: у 352 человек (87%) наблюдалась положительная динамика, которая выражалась в повышении социальной активности, в улучшении работы когнитивных функций, в снижении тревожности и беспокойства, что на 7% человек больше в сравнении с 2018 годом; 52 человека (13%) - без динамики, что на 5% меньше по сравнению с 2018 годом. Лиц с отрицательной динамикой не выявлено. Улучшение психоэмоционального фона после курса реабилитации отметили все получатели услуг - 100%.

Волонтерский ресурс и его роль в реализации практики:

При реализации практики под руководством психологов «серебряные» волонтеры принимают участие в организации психокоррекционных мероприятий, проводят анкетирование получателей социальных услуг при проведении первичной психологической диагностики, с последующим анализом и интерпретацией результатов психологами отделения.

«Серебряные» волонтеры, участвующие в реализации практики, проходят обучение по психологическому сопровождению граждан с инвалидностью, а также по созданию условий для полноценного психического развития личности на каждом возрастном этапе.

1.5. ПРАКТИКА ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СОПРОВОЖДАЕМОЕ ПРОЖИВАНИЕ ИНВАЛИДОВ С МЕНТАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ КАК АЛЬТЕРНАТИВА ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКИМ ИНТЕРНАТАМ» (Ярославская область)

 

Название волонтерской организации:

Ярославская региональная общественная организация инвалидов «Лицом к миру».

Сайт ор



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: