Социальные технологии в скс и туризме.




Если говорить о человеке, то можно сказать, что личность хар-ся не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает.

Как – это и есть способ выполнения, т.е. это – технология.

Основные подходы к определению сущности соц. Тех.

1. Гуманитарный (общечеловеческий) подход

Еще К.Маркс в «Капитале» писал, что:

Технология – это активное отношение человека к природе. Непосредственно процесс его жизни.

Технология – это инструментарий, благодаря которому человек перешел от своей биологической революции к социопсихологическому развитию.

Технология – средство покорения природы и фактор достижения высоких ступеней развития общества (высокого развития общества)

У любого человека есть знания и с помощью технологии мы можем перевести это знание в слова, слова организовать в предложения, а предложения в связанный текст.

Очень важно, чтобы язык был формализован, необходимо это потому, что все люди понимают по разному, надо чтобы все всё понимали одинаково.

Сегодня особое развитие получили компьютерные технологии.

Компьютерные технологии – это язык цифр.

Если принимать во внимание тот факт, что сегодня в сфере услуг занято до 90% рабочих мест, и сегмент производства составляет 10 – 15%, то необходимо, чтобы все изменения информации были технологизируемы (т.е. переведены на язык цифр).

В своей деятельности человек постоянно совершенствуется.

Если взять за пример эволюцию человека, то сначала человек что – то делает (занимается собирательством) потом, после того как все кончилось, он понимает, что надо что – то делать, и, как следствие, начинает выращивать.

Изначально человек – гуманитарный технолог.

Социальная сущность человека способствует совершению деятельности. Знание совершенствует деятельность, а деятельность совершенствует знание.

Знание преобразуется в умение, умение в навыки.

2. Инженерный подход.

Общество в своем развитии (в своей эволюции)перешло от ручного труда к машинному.

Технология – совокупность приемов и способов получения обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов, изделий.

Технология - это описание производственных процессов в виде инструкций по внедрению, технологических правил, требований (карты, графики).

Здесь социальный аспект уходит на задний план и внимание уделяется техн.

Технология должна иметь последовательные этапы.

В данном подходе срабатывает принцип последовательности технол – х операций. Именно эта последовательность обеспечивает стабильность параметров воздействия на предмет труда в установленных пределах.

И это способствует нормальному ходу производства. Т.е. все операции должны проводиться последовательно. Поэтапно. Нарушение последовательности повлечет за собой нарушение всего производства.

Технология обслуживания гостей.

Надо всю технологию разбить на этапы.

3. Управленческий подход.

Файоль, Тейлор – основоположники менеджмента.

Функции управления связаны с

· Планированием

· Организацией

· Мотивацией

· Контролем

Чарльз Перроу:

Технология – это средство преобразования сырья (будь то люди, информация или материалы) в искомые продукты и услуги.

По Менсону внутренняя среда п\п (цель п\п, задачи п\п, структура, технологии, люди).

Если вернуться к Перроу, то чтобы зафункционировало п\п, нужно, чтобы на «входе» – люди, капитал, информация МТБ, затем, - технологические преобразования, далее на «выходе» - прибыль, услуги или товары, удовлетворение сотрудников, имидж

С помощью технологий происходит преобразование не только сырья, но и люди преобразуются (совершенствуются).

Льюис Девиз:

Технология – это сочетание квалифицированных навыков, оборудования, инфраструктуры, инструментов и соответствующих технологических знаний, необходимых для осуществления желаемых преобразований в материалах, информации и благах.

Показано, как технология влияет на управление.

Революции в технологии:

I промышленная революция

II стандартизация и механизация

III конвейерные сборочные линии

Менеджмент это и есть управленческая технология.

Одного единого определения соц. Тех. Не сущ-ет.

Соц. Тех. Начали рассматриваться в 70 – 80-х гг.

Социальные технологии – совокупность знаний о способах и средствах организации социальных процессов

Социальные технологии – это способ регулирования и планирования соц-х процессов.

Социальные технологии (Руденко) – результат технологизации управленческой деятельности.

Социальные технологии – средство регуляции жизнедеятельности трудового коллектива, оптимизации отношений.

Социальные технологии рассматривают объект социальных явлений.

Объект соц. Тех. – соц. явление, соц. процесс (поведение чел, корректировка его сознания)

Субъект Социальных технологий – социальный технолог.

Цель – сделать человека лучше, соц. Эконом. Эффект. Цель м.б. разная, но одним словом – это совершенствование объекта.

СЕМИНАР 4. Вопрос 7

Фестиваль - массовое празднество, показ достижений профессионального и самодеятельного художественного творчества. Многогранность этого социокультурного явления даёт основания рассматривать его в одном блоке с такими формами, как праздник, конкурс, олимпиада, представление. И во всех случаях мы будем близки к истине, поскольку компоненты названных форм бывают представлены на фестивале, причем в самых неожиданных сочетаниях и пропорциях. По своим масштабам и географии фестивали бывают: Всемирные, Международные, Республиканские, Областные (краевые), районные, региональные. Фестивали, которые проводятся регулярно (каждый год), повторяющиеся через год, имеют свою эмблему и символику. В связи с его проведением издаются тематические плакаты, изготавливаются и продаются значки, сувениры. Участникам и победителям вручаются дипломы, грамоты, ценные призы.

Фестиваль - стимулирующее средство для организации самодеятельного художественного творчества и его пропаганды.

Фестивали и их основные формы: Королева спорта, Праздники Севера, День молодежи, День села, Дни культуры районов и области; Праздники малых деревень; Жанровые фестивали и конкурсы; Благотворительные акции; Обменные концерты; Гастроли лучших самодеятельных коллективов по районам и регионам. Семинары - практикумы, проводимые во время фестивалей, являются для руководителей творческой лабораторией. Во время проведения фестиваля, за какие-либо достижения может быть присвоено звание «Народный коллектив» (взрослый), «Образцовый коллектив» (детско - юношеский) - как повышение статуса коллектива. Смотр - публичный показ достижений и результатов какой-либо общественно полезной деятельности коллективов, групп и отдельных людей с последующей оценкой достигнутого уровня и награждением победителей. Это ещё и творческая учёба, как для участников, так и для руководителей творческих коллективов. Смотр - это оживление и активизация клубной жизни и самодеятельных коллективов, придание нового импульса отдельным мастерам и исполнителям.

Проведение смотров связано с множеством концертных выступлений, передвижных и стационарных выставок, широким освещением достижений коллективов, групп и отдельных исполнителей в средствах массовой информации. В период смотров проводится запись в кружки, студии, группы, на курсы, в секции и тому подобные объединения, значит, оживляется культурно-просветительная работа в целом. Конкурс - познавательно-развлекательная форма, позволяющая выявить лидирующих участников или их группы в какой-либо области знаний или общественно полезной деятельности.

Конкурс - всегда состязание, столкновение, борьба; оживление и проявление инициативы, выдумки и изобретательности; проявление массовости и мастерства, демонстрация лучших качеств участников, их знаний, умений и навыков. Конкурс - исключительно вариативная форма, используемая в самых неожиданных ситуациях, возникающих в процессе культурно-досуговой деятельности. Конкурс имеет свои правила и условия, зафиксированные в «Положении о конкурсе».

Многие компоненты конкурса готовятся заранее, но даже самая тщательная подготовка не заменит импровизации участников уже непосредственно в процессе проведения конкурса. Клубные учреждения используют эту форму в работе с детьми, с пожилыми людьми, с молодёжью и с семьёй. Сегодня всероссийские, международные, региональные фестивали, смотры, конкурсы имеют несколько разновидностей. Международные фестивали как правило, стремятся собрать большое количество зарубежных групп и включают в себя несколько обширных программ,таких как - карнавал, ярмарку, гала-концерты, театрализованные сценические действия.

Другая разновидность - фестивали культур разных народов России, диаспорных групп. Среди первых выделяются наиболее крупные - международные фестивали, фино-угорских народов, которые состоялись в Йошкар-Оле, Саранске, Ханты-Мансийске и Кудымкаре. В 1993 году под эгидой ЮНЕСКО был проведен I Международный фестиваль народов Севера - «Полярные маки» в Норильске. Что касается фестивалей, проводимых на территориях компактного проживания диаспорных групп, то они сегодня стали обычным делом. В 90-х годах проводился Саратовский фестиваль народного творчества немцев, в Краснодарском крае - греков. В 1992 году в Москве был впервые проведен I Международный фестиваль искусства ассирийцев.

Таковы основные группы фестивалей, которые представляют все многообразие национальных культур народов России. Другая группа фестивалей, смотров и конкурсов, как на всероссийском уровне, так и на региональном, представлена любительскими, инструментальными, вокальными, хоровыми, хореографическими, театральными и цирковыми коллективами. Действенным стимулом для развития самых различных жанров стали регулярно проводимые конкурсы. Крупным событием для российской культуры явился Всероссийский конкурс академических хоров и вокальных ансамблей «Душа России». Успешно продолжает свою творческую жизнь по омской области В 90-х годах были проведены конкурсы коллективов классического танца, студенческих танцевальных ансамблей институтов и училищ культуры, коллективов эстрадного танца. Прошли Всероссийские фестивали: детских хореографических коллективов - «Здравствуй, мир!», детских театральных коллективов и фестиваль авторских театров и агитбригад, фестиваль коллективов, фестиваль «Душа России».

С огромным успехом был проведен фестиваль сельских хоровых коллективов «Поет село родное», который собрал десятки тысяч любителей народной песни. Не меньшее значение имеют некоторые жанровые фестивали, конкурсы. Народного Творчества. Среди них фестивали - «Театральная осень на Байкале» Российский фестиваль студенческих танцевальных ансамблей в Омске; конкурс ансамблей народного танца в Омске 2 Жанры фестивалей, смотров и конкурсов. Кинофестивали могут быть посвящены профессиональному кино и кино любительскому; представленные на фестивале кинофильмы могут принадлежать одной или нескольким киностудиям, одному или нескольким авторам; могут быть фильмы одной тематики.

Музыкальные фестивали могут варьироваться по жанру музыки: фестивали политической песни, авторской песни, рок-музыки, детской хоровой музыки, джазовой музыки и т. д. Имеют характерные названия -«Омская зима» и др. Фестивали театрального искусства также разнообразны: фестивали народных театров, молодёжных театральных студий; здесь также есть свои «театральные вёсны». Проводятся также Фестивали театрального искусства, Телевизионные фестивали, Фольклорные фестивали, Фестивали самодеятельного творчества. Смотры по отдельным жанрам: Смотры духовых оркестров, смотры народных театров, смотры вокально-инструментальных ансамблей, смотры изобразительного искусства, любительских фильмов, художественной фотографии. В сфере научно-технического творчества устраиваются смотры научно-технического мастерства, смотры самодеятельной техники, смотры судовых и авиационных моделей.

Виды конкурсных программ зависят от их содержания: Конкурсы профессионального мастерства. Например: конкурс специалистов социально-культурной деятельности. В их структуре - театрализованная защита годовых планов работы, творческие дискуссии о перспективных и неперспективных формах работы, состязания аккомпаниаторов, поэтов любителей, распорядителей клубных вечеров. Конкурсы профессионального мастерства: механизаторов, животноводов, штурманов, официантов, «Учитель года» и т. д. Такие конкурсы воспитывают у молодёжи интерес и любовь к профессии, позволяют превратить знания в умения, а умения - в навыки, способствуют сплочению людей одной профессии в коллектив. В учреждениях клубного типа традиционными являются конкурсы самодеятельного художественного творчества. Участниками таких конкурсов являются хоровые, музыкальные, театральные и танцевальные коллективы, мастера-исполнители на классической гитаре.

Конкурсы «Ученик года». Конкурсы молодых (юных) дарований: «Утренняя звезда» Конкурсы - викторины (тематические или театрализованные, интеллектуальные). «Что? Где? Когда?», «Умники и умницы». Конкурсы, в которых сочетаются и познавательность, и развлекательность, и творчество: «Джентльмен - шоу», «Хозяюшка», «Вот так бабушка», семейные «Ты и я - одна семья». 3 История возникновения фестивалей Фестиваль (от французского festival - празднество, от латинского festivus - весёлый, праздничный) - массовое празднество, включающее показ достижений в области музыки, театра, кино и эстрады. Первоначально возникли музыкальные фестивали (Великобритания, начало XVIII века), в XX веке получили распространение международные фестивали. Большое значение в борьбе за мир имеют Всемирные фестивали молодёжи и студентов.

Музыкальный фестиваль - циклы концертов и спектаклей, объединённые общим названием, единой программой и проходящие в особо торжественной обстановке

Музыкальные фестивали различны по продолжительности (от нескольких дней до полугода) и содержанию. Существуют Музыкальные фестивали монографические (посвящённые музыке одного композитора), тематические (посвященные определённому жанру, эпохе или стилистическому направлению), исполнительского искусства и другие. Фестивали организуются государственными и местными властями, филармониями и музыкальными обществами, а также фирмами и частными лицами. Музыкальные фестивали проводятся регулярно (ежегодно, раз в 2--4 года) или в связи с какими-либо торжественными событиями. Устраиваются обычно в городах, славящихся музыкальными традициями, либо связанных с жизнью и деятельностью крупных музыкантов. Музыкальный фестиваль зародился в Великобритании (Лондон, 1709) и сначала были связаны с церковной музыкой. Со второй половины XVIII века проводились во многих странах центральной Европы, преимущественно в Германии. Распространение получил Музыкальный фестиваль в XX веке, особенно с середины 40-х годов. Наиболее крупные из них способствуют пропаганде музыкального искусства, развитию культурных связей между народами. Наиболее известные Музыкальные фестивали -- Зальцбургский фестиваль, «Венские музыкальные недели» (Австрия), Глайндборнский и Эдинбургский Музыкальный фестиваль (Великобритания), «Будапештские музыкальные недели» (Венгрия), «Берлинские фестивальные дни», Датский королевский Музыкальный фестиваль. Не менее известны - «Флорентийский музыкальный май», «Фестиваль двух миров» (Италия), Нидерландский Музыкальный фестиваль, «Варшавская осень» (Польша). А также Фестиваль имени Дж. Энеску (Румыния), «Неделя Сибелиуса» (Финляндия), Безансонский фестиваль (Франция), «Пражская весна», «Братиславские музыкальные празднества» (Чехословакия), «Международная фестивальная неделя» (Швейцария), «Дубровницкие летние игры», «Охридское лето» (Югославия). В 60 -- 70-х годах стали популярными фестивали эстрадного искусства и песни, особенно в Европе, где их насчитывается более 150. В СССР первые Музыкальные фестивали устраивались в Ленинграде (30-е годы). Большое распространение Музыкальный фестиваль получил с конца 50-х годов. В 1957 были организованы фестивали советской музыки в Латвии, Литве, Эстонии. 1962 - первый в СССР Всесоюзный фестиваль современной музыки в г. Горьком. 1964 -- Музыкальный фестиваль «Московские звёзды» и «Русская зима» в Москве, «Белые ночи» в Ленинграде, а также Музыкальный фестиваль общесоюзного, республиканского и местного масштабов.

Кинофестиваль - проводится с целью выявления лучших фильмов, дальнейших тенденций развития кинематографии, сотрудничества между кинематографистами, обмена опытом

Наряду с кинофестивалем кинокартин организуются кинофестивали хроникально-документальных, научно-популярных, учебных, мультипликационных фильмов, любительского кино. Например, традиционный детский кинофестиваль «Школьная пора», посвященный началу нового учебного года проводимый в Омске. Иногда кинофестивали получают названия - декада, месяц, день, неделя. В СССР были распространены фестивали киноискусства союзных республик, тематические показы, связанные с большими общественно-политическими событиями, со знаменательными датами в жизни страны; с 1958 года проводился Всесоюзный Кинофестиваль, на котором демонстрировались кинокартины, поставленные на киностудиях всех союзных республик. Первый Международный кинофестиваль состоялся в 1932 году в Венеции. В 1935 году впервые состоялся кинофестиваль в Москве. Широкую популярность кинофестивали приобрели во второй половине 40-х годов. Лучшим картинам и их создателям присуждаются премии, призы, дипломы. Международной ассоциацией продюсеров (основанной в 1933 году), одна из задач которой - соблюдение правил проведения кинофестивалей, установлено несколько классов международных кинофестивалей. К классу «А» отнесены: кинофестиваль в Венеции (учреждён в 1932 году), в Канне (1946 год), Карлови-Вари (1950 год), Западном Берлине (1951 год), Сан-Себастьяне (1953 год), Москве (1959 год). Один из крупнейших смотров мирового киноискусства - Международный кинофестиваль в Москве, который проводится один раз в два года под девизом: «За гуманизм киноискусства, за мир и дружбу между народами». В конкурсе участвуют художественные, документальные, научно-популярные и детские фильмы. Советские фильмы многократно одерживали победы, покоряя зрителей своей правдивостью изображения жизни и высоким мастерством. В современной России кинофестивали продолжают свою историю. Например: Стали известны даты очередного 32-го Московского международного кинофестиваля. Он прошел с 17 по 26 июня 2010 года.

Основной фестивальной площадкой, как и в прошлые годы, стал мультиплекс «Октябрь». В его залах прошли основные конкурсные и внеконкурсные показы. В этом году, как стало известно от организаторов фестиваля, значительно расширилась география фильмов, представленных на конкурс. Уже на рассмотрение отборочной комиссии представлено более 500 игровых и документальных лент. Сейчас еще рано говорить о том, какие картины войдут в конкурсную программу, но темы некоторых любопытных ретроспектив уже известны. В частности, на фестивале показана ретроспектива «Поколение «Ноль» выбирает», включающая фильмы, повлиявшие на формирование художественных пристрастий у той генерации молодой отечественной кинорежиссуры, которая наиболее ярко заявила о себе после 2000 года. Среди имен режиссёров, которые согласились представить на фестивале свои любимые картины - Алексей Попогребский, Борис Хлебников, Пётр Буслов, Николай Хомерики, Алексей Мизгирёв, Андрей Прошкин, Кирилл Серебренников, Катя Шагалова.

Традиционные Российские и международные Фестивали и конкурсы: VI МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ-КОНКУРС «ТАЛИСМАН УДАЧИ - международные осенние артистические встречи» - 2010 ПОЛЬША: Бельско-Бяла;

Участники: Детские и молодежные творческие коллективы всех жанров и направлений;

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ - КОНКУРС ДЕТСКОГО И МОЛОДЕЖНОГО ТВОРЧЕСТВА «СВЕТ РОЖДЕСТВЕНСКОЙ ЗВЕЗДЫ» ФИНЛЯНДИЯ - ШВЕЦИЯ

Маленькое Рождество по-фински - это праздничный вечер, с торжественными речами, тостами и музыкальными номерами;

VI Международный рождественский фестиваль-конкурс "МИР СКАЗОЧНЫХ ЧУДЕС" (фестиваль и отдых) ПОЛЬША.Участники: Детские и молодежные творческие коллективы всех жанров и направлений; Международная творческая программа "Диалог Культур: Россия - Польша";

Международный рождественский фестиваль "МИР СКАЗОЧНЫХ ЧУДЕС". Программа реализуется в рамках Международного проекта "Дети XXI века" под патронатом Танцевального Совета UNESCO в России;

Международный Театральный фестиваль-конкурс "ВОЛШЕБНЫЙ ЗАНАВЕС" ЧЕХИЯ.

 

 

Семинар 5. Вопрос 2,3

Досуговое общение вполне самостоятельный компонент содержания свободного времени, оно присутствует во всех областях досуговой практики. В досу-говой среде воспроизводится вся система социально-культурных ценностей. Уровень (стиль) общения людей в этой среде отражает социально-психо-логическую атмосферу общества. Культура общения на досуге определяется степенью демократичности общества, развития его социально-культурных институтов. И, наоборот, дегуманизация общения людей характеризуется таки-ми показателями, как массовое отчуждение людей друг от друга, дисгармония в личностном развитии, ассоциальность поведения, грубость, агрессивность и насилие.

В настоящее время получила признание следующая классификация стилей общения:

- доверительно-диалогический стиль, характеризующийся высокой актив-ностью и аффективностью совместной деятельности, удачное сочетание индивидуального и коллективного;

- альтруистический стиль, для которого свойственны полная самоотдача работе, высокая активность со стороны субъекта. Недостатком является низкая активность со стороны воспитанников;

- комфортный стиль, который отличается поверхностностью и равноду-шием, ориентацией на репродуктивную деятельность, при внешнем проявлении доброжелательности;

- пассивно-комфортный стиль, при нем заметна дистанция, равнодушие, завышенная самооценка педагога, неудовлетворенность с обеих сторон;

- рефлексивно-манипулятивный стиль. Манипулирование подчиненными, знание их сильных и слабых сторон, неискренность, при высоком уровне интел-лектуального, речевого развития педагога;

- авторитарно-монологический стиль. Ориентация на запугивание, принуж-дение, субъективизм в оценках, низкая эмпатия при сильной воле;

- конфликтный стиль. Низкий самоконтроль руководителя, неверие в возможности детей, неприятие друг друга, оскорбления, психотравмирующие воздействия.

В досуговой практике широко распространена особая разновидность меж-личностного общения, которое называют обычно свободным. Отличительными особенностями свободного общения являются: отсутствие непосредственной связи общения с предметно-практической деятельностью; первичным здесь является просто разговор; сам разговор превращается в самостоятельное занятие, порождающее соответствующую коммуникативную ситуацию.

В социально-психологическом плане досуговое общение является формой неофициальных и нормативно нерегламентированных взаимодействий. Здесь человек встречается с другим человеком не как с членом той или иной организации, а как с личностью. Отсюда еще одна особенность такого общения – высокий уровень эмоциональности. Во всяком случае эмоциональная насы-щенность тут гораздо больше, чем в сфере делового общения.

Важнейшей особенностью досугового общения выступает его добровольный характер. Участники общения включаются в контакты добровольно, по собст-венному желанию, подчиняясь при этом установленным здесь правилам. По сравнению с другими видами, досуговое общение имеет преимущество в отно-шении свободы выбора партнеров, вида и формы совместных занятий.

Досуговое общение невозможно без определенного уровня ваимопонимания общающихся субъектов. Понимание – это определенная форма воспроизведе-ния объекта в знании, возникающая у субъекта в процессе взаимодействия с познаваемой реальностью (Знаков В. В.). В случае общения объектом позна-ваемой реальности является другой человек, партнер по общению. При этом понимание можно рассматривать с двух сторон: как отражение в сознании взаимодействующих субъектов целей, мотивов, эмоций, установок друг друга; и как принятие этих целей, позволяющих устанавливать взаимоотношения.

В связи с этим в условиях досуга возникает наиболее благоприятная обста-новка и возможность для споров, дискуссий, обмена мнениями по самым раз-ным насущным вопросам. Ее характерной особенностью является непринуж-денность и значительная беспристрастность в отличие, например, с атмосферой делового общения.

Досуговое общение между людьми происходит в различных формах, кото-рые зависят от уровня общения, его характера, цели. Наиболее типичными формами межличностного общения являются повседневное свободное общение и межличностное взаимодействие, развивающееся внутри стабильных досуговых объединений (Ю.А.Стрельцов). Если в первом случае общение возникает и функционирует в рамках стихийно образующихся групп, то второй вид общения отличается большей устойчивостью, регулярностью, организован-ностью. Контакты людей, вступающих в общение, связаны единой, регулярно повторяющейся деятельностью, Такая группа имеет формальную и неформаль-ную подструктуры.

Процесс межличностного общения имеет свою структуру, состоящую из нескольких элементов. Основным из них выступает субъект-субъектное взаи-модействие людей, их деятельностная позиция. Активность в общении имеет в своей основе определенные побудители. Они могут быть внутренними и внеш-ними. К внутренним побудителям относятся личностные потребности. Они осознаются и в осознанном виде становятся мотивами практического пове-дения. Потребности и мотивы отражают в данном случае стремление личности вступить в контакт с другими людьми для того, чтобы обменяться информа-цией, выработать единую линию поведения, включиться в групповую деятель-ность и т.д. К внешним побудителям относятся те воздействия извне, которые способны побудить наши потребности, привести в деятельное состояние мотивы и дать толчок к практическому вступлению людей в контакты.

Важным компонентом общения является предмет совместных действий. Реально проявить свою активность человек способен только по какому-то конкретному поводу – не бывает беспредметного общения, ни беспредметной деятельности. Предметы общения являются своеобразными «посредниками» между контактирующими людьми. Предметом досугового общения может выс-тупать обмен научными знаниями и личным опытом, мнениями, суждениями, идеями, оценками. К нему можно отнести также коллективные занятия, твор-ческую деятельность, отдых и развлечения. Предмет деятельности и предмет общения могут совпадать.

Развитие культуры общения предполагает прежде всего развитие способ-ностей и уме­ний правильно воспринимать окружающих людей, хотя бы в общем виде определить характер человека, его настроение и вну­треннее состояние в конкретной ситуации взаимодействия. Исхо­дя из этого – искать адекватный стиль и тон общения. Ведь одни и те же жесты, слова, вполне уместные в разговоре с человеком спокойным и доброжелательным, могут вызвать нежелательную реакцию у возбужденного собеседника. Важно также уметь об­щаться в разных ситуациях: серьезная беседа предполагает одни требо-вания, «трёп» во время отдыха в компании – другие; в гос­тях на празднике – третьи; с людьми различного возраста и раз­ной меры близости (родители, знакомые, приятели, друзья, лю­бимый, любимая) – четвертые. Важно умение сотрудни­чать в различных видах деятельности. Например, обсуждать проблемы с учебной группой, координировать усилия с партнерами в практических делах, решать вопросы во время собрания и т.д. Для этого надо уметь сосредоточиться на той це­ли, достижению которой посвящено сотрудничество, выслушать и понимать разные точки зрения, принимать их, или тактично и аргументировано дополнять их, или не соглашаться с ними, находить в дискуссии взаимоприемлемые решения.

Основными механизмами взаимопонимания в процессе общения являя-ются идентификация, эмпатия и рефлексия. Термин идентификация» «имеет в социальной психологии несколько значений. В проблематике общения иден-тификация - это мысленный процесс уподобления себя партнеру по общению

с целью познать и понять его мысли и представления. Под эмпатией пони-мается мысленный процесс уподобления себя другому человеку с целью понять его переживания и чувства, способность сопереживать и сочувствовать ему. Сострадание есть главнейший и, может быть, единственный закон бытия всего человечества (Ф.М.Достоевский). Слово «понимание» здесь используется в метафорическом смысле - эмпатия есть «аффективное понимание».

Как видно из определений, идентификация и эмпатия очень близки по со-держанию и часто в психологической литературе термин «эмпатия» имеет

расширительное толкование - в него включаются процессы понимания как

мыслей, так и чувств партнера по общению. При этом, говоря о процессе

эмпатии, нужно иметь в виду и безусловно положительное отношение к

личности. Это означает два момента:

а) принятие личности человека в целостности;

б) собственная эмоциональная нейтральность, отсутствие оценочных

суждений о воспринимаемом (Соснин В. А.).

Рефлексия в проблеме понимания друг друга - это осмысление индивидом

того, как он воспринимается и понимается партнером по общению. В ходе

взаимного отражения участников общения рефлексия является своеобраз-ной обратной связью, которая способствует формированию и стратегии поведения субъектов общения, и коррекции их понимания особенностей внут-реннего мира друг друга.

Еще одним механизмом понимания в общении является межличност-ная аттракция. Аттракция (от англ. - притягивать, привлекать) - это процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимаю-щего, результатом чего является формирование межличностных отношений. В настоящее время формируется расширенная трактовка процесса аттракции как формирования эмоционально-оценочных представлений друг о друге и о своих межличностных взаимоотношениях (как положительных, так и отрица-тельных) как своего рода социальной установки с преобладанием эмоцио-нально-оценочного компонента.

Культура общения опирается на такие особенности мышления, как открытость (умение видеть ряд решений одной и той же задачи), гибкость, нестандартность плана действий. Владение речью предполагает наличие большого запаса слов, образность и правильность речи, точное восприятие устного слова и точную передачу идей парт­неров своими словами; умение выделять из услышанного сущест­во дела; корректную постановку вопросов; краткость и точность формулировок ответов на вопросы партнеров, логичность постро­ения и изложения высказывания.

Вежливость - это норма взаимоотношений человека с окружающими людьми. Она включает внимательность, внешнее проявление доброжелатель-ности к человеку, деликатность и такт. Антиподами вежливости являются ГРУ-бость, высокомерие, хамство. В общении с окружающими людьми каждому следует вырабатывать в себе это качество.

Корректность - это особый оттенок вежливости, заключающийся в умении держать себя в рамках общепринятых приличий в любых ситуациях. Это умение общаться с любым человеком на равных. Каждый человек должен воспитывать в себе выдержку - нельзя выходить из себя в конфликтных ситуациях, которые также нередки.

Тактичность - это чувство меры, которую необходимо соблюдать в разго-воре, в межличных отношениях. Это умение чувствовать границу, за которой в результате наших слов или действий наносится обида человеку. Тактичность - это проявление по отношению к другим сдержанности, предусмотрительности и приличия при общении. Тактичный человек всегда ненавязчив и неназойлив. Он бережно и внимательно относится к личности собеседника, исключая возможности задеть его «больные струны». Важно помнить, что соблюдение этикета и проявление такта - это не просто обязательный элемент общения, но неотъемлемая составная часть духовной культуры личности.

Скромность и простота - предполагают естественность, безыскусственность поведения человека. Скромный человек никогда не считает себя выдающейся личностью и не кичится своими достоинствами. За основу поведения нужно брать старую народную мудрость: «не хвали себя сам, пока другие не похвалят». В то же время, простота не означает проявления фамильярности и панибратства.

В сфере досугового общения большой удельный вес имеют вербальные коммуникации. Характерная черта такого взаимодействия – чередование выска-зываний одного человека с высказываниями другого. Вступление в диалог происходит как в порядке естественной смены высказываний, так и в порядке прерывания, когда собеседник начинает говорить, не дослушав партнера до конца. Общение здесь базируется на единстве прямой и обратной связи, т.е. предполагает восприятие ответной реакции сразу после передачи первичной информации. Обязательное условие нормально развивающегося диалога – взаи-мопонимание. Собеседники должны слышать друг друга. При этом подготовка к очередному высказыванию происходит параллельно с восприятием. В бытовом диалоге нет возможности делать слишком большие паузы для обду-мывания. Разговор здесь идет практически без перерыва.

В непосредственном общении слово всегда дополняется кинетикой – языком тела, включающим мимику лица, жесты и другие движения тела, способные передать информацию и выражать чувства. Кинетика красноречиво свидетель-ствует о культурной принадлежности человека. Мимика и пантомимика наг-лядно отражают реакцию собеседника на услышанное (согласие, несогласие, внимание, отключение и т.д.). Кроме этого зрительно воспринимаемые компоненты общения могут выполнять и роль недвусмысленного ответа собеседнику.

Пароязык, или полуязык, характерный для многих культурных, в том числе этических, социальных, возрастных, половых групп, содержит множество таких выразительных элементов как тон, интонация, смех, улыбка, вздохи, слезы и т.д. Эмоции – особая, глубоко специфическая форма отражения мира. В про-цессе общения они выражаются тремя основными способами: интонационно, мимически и пантомимически. Нормой межличностного взаимодействия являя-ется умышленно интонированная речь. Лишенная интонации, она содержит только предметную информацию. Интонирование помогает лучше передать смысл сообщения, акцентирует наиболее важные его части, т.е. по-своему регулирует восприятие речи собеседника.

Поскольку культурное общение в конечном счете представляет своеобраз-ную систему взаимовлияний, его итоговый результат следует искать в тех изме-нениях, которые происходят в облике контактирующих субъектов. Изменяться в данном случае может сознание и поведение человека.

Повышение культуры общения является одним из основных путей совер-шенствования системы человеческих взаимоотношений. В общем контексте социального воспитания эта работа должна занимать важное и почетное место. И трудно переоценить вклад, который может внести в нее современная соци-альная педагогика.

Искусство взаимодействия имеет для человека жизненно важное значение, поэтому ему нужно учиться на протяжении всей жизни. Умение глубоко проникать во внутренний мир другого человека невозможно без специальной психологической подготовки. Важную роль в повышении культуры общения может сыграть усвоение человеком научных представлений о личности и ее взаимодействии с другими людьми. Выявленные здесь закономерности дают возможность лучше и вернее ориентироваться в сфере повседневных контактов, помогают заглянуть в глубочайшие тайники психики.

Для воспит



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: