ПРОГРАММА
Дополнительная профессиональная повышения квалификации
«Нелинейная когнитивная терапия»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана и утверждена на основании требований к образовательным программам дополнительного профессионального образования в соответствии с Федеральным законом РФ № 273-ФЗ от 29.12.2013 г. «Об образовании в Российской Федерации», Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 г.
№966 «О лицензировании образовательной деятельности»; Приказом Министерства образования и науки РФ от 01.06.2013
№499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам», рекомендациями по обучению врачей-психотерапевтов Минздрава России.
Для специалистов, успешно прошедших сертификационные испытания, на основании современной нормативно-правовой базы, в частности:
приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России) от 31 июля 2013г. № 515н г. Москва «О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 ноября 2012 г.
№ 982н "Об утверждении условий и порядка выдачи сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим работникам, формы и технических требований сертификата специалиста"», а также приказа Минздрава России от 10.02.2016
N 82н «О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 ноября 2012 г.
N 982н "Об утверждении условий и порядка выдачи сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим работникам, формы и технических требований сертификата специалиста"» (Зарегистрировано в Минюсте России 11.03.2016 N 41389).
Программа предназначена для приобретения слушателями необходимых знаний по оказанию консультативной психологической и психотерапевтической помощи и их применения в практической деятельности в сфере охраны психического здоровья с целью повышения качества оказываемой ими помощи, актуального оснащения специалистов дополнительными знаниями и умениями и профилактики профессионального эмоционального выгорания.
Обучение проводится преподавателями, аттестованными в области психотерапии и клинической психологии
В процессе обучения нелинейной когнитивной психотерапии специалистов в области психического здоровья проводятся лекции, семинары, собеседования, индивидуальные или групповые консультации, деловые игры и т.д., используются элементы самостоятельного изучения программы, модульные программы, а также дистанционное обучение.
При проведении обучения используются специальные аудитории, которые оснащены в соответствии с регламентирующими оказание психологической и психотерапевтической помощи нормативными документами.
По окончании курса проводится проверка знаний, умений и навыков специалистов в сфере психического здоровья, слушателям выдаются удостоверения установленного образца.
ОСОБЕННОСТИ И РОЛЬ ПОСТДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В СФЕРЕ ОХРАНЫПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ
Современное образование в сфере охраны психического здоровья людей крайне многопланово и включает в себя множество различных уровней, что обусловлено мировоззренческим характером проблемы, связанной с фундаментальными аспектами человеческой жизни.
В связи с этим программы подготовки специалистов в указанной сфере требуют комплексного, дифференцированного и стандартизированного подхода, с акцентом на новейшие научно-практические достижения, относительно входящих в их состав модулей, а также оценки итоговой эффективности образовательного процесса.
Одной из особенностей образовательного процесса в сфере охраны психического здоровья является множественный и неоднородный характер носителей образовательных средств, которыми являются специалисты, представляющие различные науки и научные дисциплины, отрасли народного хозяйства, секторы экономики, а также неспециалисты – люди с психическими особенностями и расстройствами, члены их семей и общественные организации, представляющие интересы данной части общества.
В связи с этим развитие профессионального образования в указанной сфере должно гармонично сочетаться с развитием психообразования и психопросвещения, а также инклюзивного образования.
В настоящее время междисциплинарные и межсекторные стратегии являются наиболее адекватными при решении проблемы сохранения психического здоровья. Однако их реализация на практике связана с определенными трудностями, обусловленными различиями в понятийном аппарате и методологических подходах разных специальностей и сфер научно-практической деятельности.
В то же время уже сейчас имеются основания для прогресса в данном направлении, прежде всего, через всестороннее развитие и совершенствование образовательного процесса, понимаемого при этом в самом широком контексте.
В этой ситуации повышается роль постдипломного профессионального образования, которое также должно строиться на междисциплинарной основе и осуществляться в непрерывном режиме. Бурное развитие психологии, психотерапии, функциональной неврологии и нейронаук актуализировало задачу интеграции и использования накопленных в них знаний не только в сфере клинической практики, но и далеко за ее пределами.
Крайне значима эта задача для психиатрии, которая на современном этапе своего развития окончательно отказывается от традиционной для нее редукционистской позиции и стремится построить собственную методологию на основе интегративной биопсихосоциальной модели психических расстройств.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Цель | приобретение слушателями актуальных дополнительных знаний по оказанию консультативной психологической и психотерапевтической помощи в сфере охраны психического здоровья профилактика профессионального эмоционального выгорания. |
Категория слушателей | Специалисты в сфере охраны психического и соматического здоровья: 1. Психотерапевты, 2. Психиатры, 3. Неврологи, 4. Клинические психологи, 5. Психологи-консультанты, 6. Психологи-педагоги, 7. Группы смешанного состава. |
Сроки проведения подготовки | 12 трехдневных циклов – 36дней |
Форма подготовки | Без отрыва от производства |
Режим занятий | 8 часов |
№ п/п | Наименование разделов и тем | Категория слушателей | ||||||
Всего часов | ||||||||
I. | НАЧАЛЬНАЯ КОГНИТИВНАЯ ШКОЛА | |||||||
1. | Начальная когнитивная школа -1 | |||||||
1.1 | Социально-когнитивная теория. Биологические факторы в процессах научения. Человеческие способности. Человеческая агентность и взаимный детерминизм. Триадический взаимный детерминизм. | - | - | |||||
1.1.1 | Научение через наблюдение. | - | - | |||||
1.1.2 | Моделирование мыслительных процессов. | - | - | |||||
1.1.3 | Научение в действии. | - | - | |||||
1.1.4 | Регулирующие побудительные системы. | - | - | |||||
1.1.5 | Самоэффективность и цели. | - | - | |||||
1.1.6 | Моделирование через участие. | - | - | |||||
1.2 | Основополагающие тезисы когнитивного консультирования. | |||||||
1.2.1 | Дисфункциональные схемы и убеждения. Систематическое совершение когнитивных ошибок. Автоматические мысли. | |||||||
1.2.2 | Эволюционные и генетические факторы когнитивной уязвимости. Гипервалентный образ действий. Принципы когнитивного консультирования. | |||||||
1.2.3 | Основные положения теории А.Бека. | |||||||
1.2.4 | Активизация когнитивных схем и симптомов психиатрических и других расстройств. | |||||||
1.3 | Когнитивный фокусинг. Определение проблемы и концептуализация в терминах когнитивной терапии. | |||||||
1.3.1 | Способность изменять гипервалентный образ действий. Реальность дисфункциональных интерпретаций. | |||||||
1.3.2 | Активизация уязвимости. Понятие когнитивного сдвига. | |||||||
1.4 | Тестирование теоретических знаний, зачет практических навыков | |||||||
2. | Начальная когнитивная школа -2 | - | ||||||
2.1 | Формирование когнитивного стиля консультирования. Когнитивные профили. | - | ||||||
2.2 | Предотвращение саботажа клиента. | - | ||||||
2.2.1 | Причины неадекватности. | - | ||||||
2.2.2 | Типы саботажа и техники его преодоления | - | ||||||
2.3 | Завершение консультирования и предотвращение рецидивов. | - | ||||||
2.3.1 | Снижение тревоги перед завершением терапии | - | ||||||
2.3.2 | Виды когнитивной самотерапии и самопомощи | - | ||||||
2.4 | Тестирование теоретических знаний, зачет практических навыков | - |
II. | СРЕДНЯЯ КОГНИТИВНАЯ ШКОЛА | |||||||
3. | Средняя когнитивная школа -1 | - | - | - | ||||
3.1 | Концептуальное формирующее психообразование. | - | - | - | ||||
3.1.1 | Обучение формуле АВС. Предоставление доказательств того, что мысли определяют эмоции. | - | - | - | ||||
3.1.2 | Группы убеждений. | - | - | - | ||||
3.1.3 | Непатологическое мышление. Описание собственного понятийного мира. | - | - | - | ||||
3.1.4 | Виды когниций: Ожидания; Самоэффективность; Я-концепция; Внимание; Избирательность памяти; Атрибуция; Оценки; Самоинструктирование; Скрытое знание; Объяснительный стиль | - | - | - | ||||
3.1.5 | Контрольный список ключевых компонентов когнитивной терапии. | - | - | - | ||||
3.2 | Идентификация и изменение подспудных убеждений; | - | - | - | ||||
3.2.1 | Когнитивные модели. | - | - | - | ||||
3.2.2 | Когнитивные карты. | - | - | - | ||||
3.2.3 | Диаграмма когнитивной концептуализации. | - | - | - | ||||
3.3 | Психотерапевтический меморандум. Суть, принципы и особенности когнитивной терапии. | - | - | - | ||||
3.4 | Тестирование теоретических знаний, зачет практических навыков | - | - | - | ||||
4. | Средняя когнитивная школа -2 | |||||||
4.1 | Техники опровержения: жесткие. | |||||||
4.1.1 | Контратака; | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 |
4.1.2 | Контрутверждения; | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 |
4.1.3 | Диспут и оспаривание; | |||||||
4.1.4 | Форсирование выбора; | - | ||||||
4.1.5 | Создание диссонанса; | - | ||||||
4.1.6 | Когнитивное наводнение; | |||||||
4.1.7 | Когнитивное обусловливание отвращения и отстранения; Скрытое избегание. | - | ||||||
4.2 | Техники опровержения: мягкие. | 5.5 | ||||||
4.2.1 | Оспаривание в состоянии релаксации; | |||||||
4.2.2 | «Антикатастрофицирующая» практика; | |||||||
4.2.3 | Преодолевающие утверждения; | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | |
4.2.4 | Скрытое угасание; Скрытое подкрепление; | |||||||
4.2.5 | Использование состояний измененного сознания и пониженной мозговой активности. | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | - | 0,5 |
4.3 | Техники опровержения: объективные. | |||||||
Альтернативная интерпретация | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | |
Рациональные убеждения | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | |
Утилитарные доводы | ||||||||
Логический анализ | ||||||||
4.4 | Тестирование теоретических знаний, зачет практических навыков | |||||||
5. | Средняя когнитивная школа -3 | |||||||
5.1 | Гипервалентные и доминирующие стратегии. | |||||||
5.1.1 | Избегающая. Зависимая. Гистрионная. Параноидная. Пассивно-агрессивная. Антисоциальная. Шизоидная. Обсессивно-компульсивная. Нарциссическая. | х | х | х | х | х | х | х |
5.2 | Дифференциальная диагностика доминирующих стратегий. | |||||||
5.3 | Основы когнитивной реконструкции доминирующих стратегий. | |||||||
5.4 | Тестирование теоретических знаний, зачет практических навыков | |||||||
III. | ВЫСШАЯ КОГНИТИВНАЯ ШКОЛА | - | - | - | ||||
6. | Высшая когнитивная школа-1 | - | - | - | ||||
6.1 | Теория личности на основе целостной философской позиции – конструктивного альтернативизма. | - | - | - | ||||
6.2 | Терапия фиксированной роли. | - | - | - | ||||
6.3 | Базовый перцептивный сдвиг | - | - | - | ||||
6.4 | Понятия и вопросы эволюционной эпистемологии. | - | - | - | ||||
6.5 | Теория и практика аргументации | - | - | - | ||||
6.6 | Логическая прагматика и лингвистическая риторика | - | - | - | ||||
6.7 | Квалификационные эксперименты | - | - | - | ||||
6.8 | Тестирование теоретических знаний, зачет практических навыков | - | - | - | ||||
7. | Высшая когнитивная школа -2 | - | - | - | ||||
7.1 | Персонификация консультативного стиля | - | - | - | ||||
7.2 | Профессиональные поединки | - | - | - | ||||
7.3 | Тестирование теоретических знаний, зачет практических навыков по теме. | - | - | - | ||||
IV. | НЕЛИНЕЙНАЯ КОГНИТИВНАЯ ТЕРАПИЯ | - | - | - | ||||
8. | Практика аргументации | - | - | - | ||||
8.1. | «Терапевтическая логика» | - | - | - | ||||
8.2. | «Направляющая риторика» | - | - | - | ||||
8.3. | «Сократический диалог» | - | - | - | ||||
8.4 | Тестирование теоретических знаний, зачет практических навыков по теме. | - | - | - | ||||
9. | Нелинейная когнитивная терапия-1 | - | - | - | ||||
9.1 | «Диалектика внутреннего диалога» | - | - | - | ||||
9.2 | Практикум-1 по нелинейной психотерапии | - | - | - | ||||
10.3 | Тестирование теоретических знаний, зачет практических навыков по теме. | - | - | - | ||||
10. | Нелинейная когнитивная терапия-2 | - | - | - | ||||
10.1 | «Архитектура суждений» | - | - | - | ||||
10.2 | Практикум-2 по нелинейной психотерапии | - | - | - | ||||
10.3 | Тестирование теоретических знаний, зачет практических навыков по теме. | - | - | - | ||||
V. | ГРУППОВЫЕ ФОРМЫ | |||||||
11. | Групповая когнитивная терапия | |||||||
12. | Супервизионный мультиконтур | - | - | - | ||||
Итого: 288/ 112/ 112/ 288/ 288/ 104/ 288 |