Кирилло-Белозерский монастырь




Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра Истории

Дисциплина: " История "

(наименование учебной дисциплины согласно учебному плану)

 

Тема реферата: "Монастыри Вологодской области 13-18 века"

Выполнил студент: Панфилов Илья Александрович

Группа: ГС-18-2

Код направления подготовки: 21.05.04

Проверил преподаватель: Шайдуров Владимир Николаевич

"26" " ноября " 2018 года

Санкт-Петербург

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ............................................................................................. 3

1. Ферапонтов монастырь…….……..….............................................. 4

Кирилло-Белозерский монастырь.................................................... 7

3. Спасо-Прилуцкий монастырь………………………...................... 10

4. Спасо-Каменный монастырь…………………............................... 13

Спасо-Суморин монастырь................................................................16

6. Монастырь преподобного Филиппа Ирапского …………….…..22

Вывод………………………..................................................................... 25

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы.

Церковная история является важной составной частью истории любого государства и общества, имеющих религиозные традиции. Россия - страна, имеющая глубокие традиции в этой сфере. Именно поэтому исследования интереснейших процессов в истории Русской православной церкви имеют колоссальное значение для изучения культурной, социально-экономической и политической жизни нашего государства в целом. Снятие идеологических запретов в новейшее время в России открывает широкий простор для объективных научных исследований в данном направлении. На современном этапе, когда происходит переоценка истории, и о православии стали судить как об основе русской культуры, необходимой стороне в ее возрождении, история различных церковных институтов вызывает особый интерес. Не являются исключением и православные монастыри, которые в настоящее время активно восстанавливаются и начинают играть заметную роль в жизни общества. Для их материального и, еще в большей степени, духовного возрождения, необходимо тщательное изучение истории православных обителей. Познание исторического опыта монастырей в российском государстве на различных этапах его развития позволит современному обществу использовать богатые традиции православных обителей, накопленные в течение многих веков. Особенно актуальным для настоящего времени является исследование истории монастырей и монашества XIII - XVIII века. Дело в том, что именно на этот период приходится строительство монастырей и основные действия в них. Освобождаясь от захватчиков, Русское государство набирало силу, а с ним росла и сила Русской Православной Церкви. В дальнейшем возрастающая мощь Русского государства содействовала и росту авторитета Церкви. Объектом исследования данной работы является история развития монастырей и монашества Русской православной церкви. Монастырские религиозные учреждения представляют собой уникальное явление в российской истории. Монашество — это социокультурная общность с ее характерным образом жизни, формами деятельности, культурной ориентацией и ролью в истории церкви, государства и общества.

Предмет исследования – управление, хозяйство и культура монастырей Вологодской

области в период 13-18 веков.

Хронологические рамки данной работы включают период с 13 по 18 века.

Географические границы диссертации охватывают территорию Вологодской области.

Историография проблемы. Изучение истории монастырей и монашества началось еще в XIX веке, однако основные направления и традиции этих исследований продолжают сохраняться и в современной историографии.
Цель исследования состоит в том, чтобы показать церковную жизнь и ее значение для того периода времени (13-18 века).

Структура реферата состоит введения, семи глав, заключения и списка литературы.

 

Ферапонтов монастырь

Ферапонтов Богородице-Рождественский монастырь, основаный в 1398 году преподобным Ферапонтом[1], около 400 лет являлся одним из видных культурных и религиозных просветительных центров в Белозерском крае. История монастыря в некоторых узловых моментах соприкасается с важными историческими событиями эпохи становления Русского централизованного государства. Широкую известность обитель приобрела благодаря деятельности учению Кирилла Белозерского, преподобного Мартиниана.

Как и Кирилло-Белозерский монастырь Ферапонтово становится традиционным местом поклонения и вкладов многих представителей русской феодальной знати (Михаил и Андрей Можайские, Иван IV, Василий III и другие). На рубеже XV-XVI вв. из его стен вышли видные иерархи русской церкви, активно участвовавшие во внутренней жизни страны, - архиепископ Ростовский и Ярославский Иоасаф (Оболенский), епископ Пермский и Вологодский Филофей, епископ Суздальский Ферапонт. В то же время сюда ссылали крупных церковных деятелей, боровшихся за приоритет церковной власти в государстве (митрополит Спиридон-Савва, патриарх Никон). Здесь работали книгописцы Мартиниан, Спиридон, Филофей, Паисий, Матфей, Ефросин, иконописец Дионисий.

Формирование каменного ансамбля Ферапонтова монастыря XV-XVH вв. началось в 1490 г. с постройки ростовскими мастерами первого каменного храма Белозерья – собора Рождества Богородицы. Из шести сохранившихся каменных построек Ферапонтова монастыря собор имеет особую значимость. Согласно тексту летописи на откосе северной

двери он расписан Дионисием и его сыновьями с 6 августа по 8 сентября 1502 года. Это единственная сохранившаяся роспись выдающегося древнерусского художника Дионисия, прямого наследника Андрея Рублева и последнего представителя русского национального искусства в период его расцвета и становления единого русского государства.

После разрушения немецкими фашистами в годы Второй мировой войны[2] прославленных стенных росписей XII-XV вв. в Новгороде (Нередица, Волотово, Ковалеве, Сковородка) фрески Дионисия в Ферапонтове остались единственным полностью уцелевшим ансамблем фресок Древней Руси. Их ценность тем более велика, что они не подвергались позднейшим поновлениям и расчисткам и сохранили свою неповторимую красоту, цвет, фактуру.

Площадь стенописи собора 600 кв.м. Она является единственной документально подтвержденной росписью мастера. Индивидуальность настенной живописи Дионисия - в необыкновенном тональном богатстве мягких цветов, ритмической гармонии многочисленных сюжетов в сочетании с архитектурными членениями собора. Особенности взаимосвязи между сюжетными циклами (Акафист Богородице, Вселенские соборы, Страшный суд и другие) и отдельными композициями как внутри собора, так и снаружи, колористическое многообразие и философская глубина определяют значение стенописи собора Рождества Богородицы для мировой культуры как выдающегося памятника русского искусства и культуры, особо значимого уникального художественного достижения. Среди памятников православного круга стенопись собора выделяет полная сохранность никогда не поновлявшейся авторской живописи.

XVI век – период расцвета монастыря. Об этом свидетельствуют сохранившиеся вкладные и жалованные грамоты светских и духовных властей, прежде всего Ивана IV. В монастырь на богомолье приезжают Василий III и Елена Глинская, Иван IV. Вкладная книга монастыря, начатая в 1534 году, называет среди вкладчиков князей Старицких, Кубенских, Лыковых, Вельских, Шуйских, Воротынских, Годуновых, Шереметевых и других. Здесь же упоминаются владыки Сибирские, Ростовские, Вологодские, Белозерские, Новгородские. В XVI в. в монастыре строятся монументальные церковь Благовещения с трапезной, казенная палата, служебные постройки -каменное сушило, гоственная и поваренная палаты.

 

Ферапонтов монастырь был одним из богатейших вотчинником Белозерья. Ему в начале XVII в. принадлежали несколько сел, около 60 деревень, 100 пустошей, более 300 крестьян. Придя в упадок, он был закрыт в 1798 году и обращен в приходскую церковь.

 

Кирилло-Белозерский монастырь

Кирилло-Белозерский монастырь, расположенный в городе Кириллове, на берегу Сиверского озера, был основан в конце XIV столетия. Его основатель – преподобный Кирилл – происходил из знатного московского боярского рода Вельяминовых. Он прошел путь от пострижника до архимандрита в московском Симоновом монастыре, однако отказался от высокого чина и в возрасте 60 лет отправился в Белозерье, где и основал обитель. Кирилловским монастырем он управлял до своей смерти в течение тридцати лет. Один из виднейших деятелей русской церкви, Кирилл Белозерский уже в середине XV века был причислен к лику святых.

Большое значение для дальнейшей судьбы монастыря имела активная деятельность основателя по расширению монастырских владений; их энергичный рост продолжался и при преемниках Кирилла. К XVI веку Кирилло-Белозерский монастырь становится одним из крупнейших вотчинников Московского государства, уступая из монастырей лишь Троице-Сергиеву. Такой быстрый рост монастыря оказался возможен благодаря активной поддержке московских великих князей, выражавшейся во всевозможных льготах, земельных пожертвованиях, денежных вкладах. Монастырь, со своей стороны, оставался верным союзником старейшей линии рода московских князей в кровавой борьбе за московский престол, которая развернулась в середине XV века при внуках Дмитрия Донского.

В 1447 году в монастырь прибыл московский великий князь Василий II Темный, незадолго до того захваченный своим соперником Дмитрием Шемякой, ослепленный им и сосланный в Вологду. Кирилловский игумен Трифон торжественно освободил Василия II от данного им «крестного целования» не «искать» вновь московского престола. Официальная поддержка церкви имела для великого князя большое значение в решающий момент битвы за московское княжение.

Особо большое внимание московские правители уделяли монастырю в XVI столетии. В 1528 году великий князь Василий III ездил в далекий Кириллов монастырь с княгиней Еленой Глинской молиться о даровании наследника. Последовавшее за этим рождение сына – будущего царя Ивана Грозного – в глазах современников связывалось с заступничеством преподобного Кирилла Белозерского. Известно, что Грозный на протяжении всей своей жизни питал к Кирилловскому монастырю особое пристрастие, считая себя обязанным ему своим рождением. Он трижды посещал обитель (1545, 1553, 1569 гг.), делал богатые вклады. Перед смертью принимая схиму, Иван Грозный, как и его отец Василий III, стал пострижником Кирилло-Белозерского монастыря.

Растущее богатство монастыря позволило ему развить бурную строительную деятельность. Уже к концу XVI века на месте деревянных монастырских строений возник один из крупнейших по тому времени архитектурный комплекс, превосходивший числом храмов даже Троице-Сергиев монастырь.

Удаленный от столицы, обнесенный прочными стенами Кириллов монастырь на протяжении веков был одним из главных мест ссылки. Среди сосланных в Кириллов встречается немало известных в русской истории имен. Так, в 1499 году сюда был сослан подвергнутый опале один из приближенных бояр Ивана III – Василий Косой-Патрикеев, постриженный под именем Вассиана. В годы боярского правления при малолетнем князе Иване Васильевиче был низложен и сослан в Кирилло-Белозерский монастырь митрополит Иоасаф Скопицин. В бурное царствование Ивана Грозного Белозерье стало местом не только ссылки, но и прибежищем для опальных вельмож, пытавшихся, нередко безуспешно, найти здесь покровительство и защиту. Так, в 1560 году после отстранения от власти круга влиятельных царских советников, известных под именем «избранной рады», один из виднейших государственных деятелей этого периода, священник московского Благовещенского собора Сильвестр добровольно принял пострижение в Кириллове монастыре. Позднее его примеру последовали боярин Иван Васильевич Шереметьев и многие другие.

Особое место в истории белозерской ссылки занимает один из последних на Руси удельно-княжеских родов – род князей Воротынских, ведущих свою родословную от Рюрика. В 1534 году в Белозерье заточен полководец Иван Михайлович Воротынский; его сыновья, также выдающиеся военноначальники, Владимир и Михаил Воротынские были сосланы в Кириллов и погибли в ссылке. Позднее, при царе Федоре Иоанновиче в Белоозере был заточен один из влиятельнейших бояр, князь Иван Петрович Шуйский, умерший в монастыре в 1587 году, как полагают, насильственной смертью. Из отбывавших ссылку в Кириллове в XVII веке наиболее крупной фигурой был, безусловно, патриарх Никон (годы заточения - 1676-1681).

Во время польско-литовского нашествия Кириллов монастырь оказался одной из немногих крепостей на северо-востоке Руси, способных оказать сопротивление неприятелю. Впервые отряды интервентов появились в Белозерье в 1612 году, в декабре ими был предпринят ожесточенный приступ крепостных стен, который удалось отразить. Вплоть до 1616 года монастырь находился под постоянной угрозой нападения.

Уже около 1630 года началось укрепление монастырских стен, пострадавших от времени и боев, а в 1640-е годы возвели несколько новых зданий.

В 1648 году, во время московского восстания городских низов и крестьян, требовавших расправы над боярством, по просьбе царя Алексея Михайловича, в монастыре укрывают его воспитателя боярина Бориса Ивановича Морозова. За оказанную услугу царь жалует монастырю огромную сумму (40 тыс. рублей) на строительство новой крепости. Так, во второй половине XVII столетия в Кирилло-Белозерском монастыре развернулось грандиозное строительство новых крепостных стен и башен, образовавших так называемый Новый город. Оно было начато в 1653 году по царскому указу и велось в течение 30 лет. Территория монастыря увеличилась более чем вдвое, а сам монастырь приобрел славу величайшей средневековой крепости. Однако новой крепости Кириллова монастыря, как и многим другим, возведенным в XVII столетии, так и не суждено было увидеть неприятеля. На рубеже XVII и XVIII веков интенсивная строительная деятельность монастыря прерывается.

До середины XVIII века Кирилло-Белозерский монастырь был наиболее значительным духовным, экономическим и культурным центром на Севере. В стенах монастыря собирались и переписывались известные средневековые литературные произведения, создавались церковные песнопения, иконы прекрасного письма и предметы церковного убранства. С середины XIX века древности Кирилло-Белозерского монастыря начали привлекать внимание любителей старины и стали предметом изучения. Вплоть до наших дней монастыри Белозерья остаются местами средоточения замечательных сокровищ русской архитектуры, живописи, прикладного искусства.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: