Блок сравнительного правоведения.




Студент должен иметь две тетради: для словаря терминов и для выполнения заданий.

Тема 4. Участники уголовного процесса. (4 часа)

Блок вопросов, предлагаемых для обсуждения.

Занятие 1 (2часа аудиторных + 2 часа СРС).

  1. Участники уголовного процесса. Понятие, функции и классификация.
  2. Общая характеристика гарантий прав участников процесса. Обязанность суда, прокурора, следователя, дознавателя разъяснить и обеспечить права участников процесса.
  3. Суд – орган правосудия по уголовным делам. Состав суда и его виды.
  4. Государственные органы и должностные лица, осуществляющие функцию обвинения в уголовном процессе.

Занятие 2 (2 часа аудиторных + 2 часа СРС).

  1. Потерпевший, гражданский истец, частный обвинитель как участники уголовного процесса со стороны защиты.
  2. Участники со стороны защиты.
  3. Законный представитель, представитель как участник уголовного судопроизводства.
  4. Иные участники уголовного судопроизводства.

 

Словарь.

Рекомендации: В ходе изучения каждой темы студенты составляют словарь терминов. Словарь ведется письменно в отдельной тетради. В словаре могут быть приведены несколько определений одного термина. При написании студенты обязательно должны указать источник получения информации: автора или коллектив авторов; название научного (учебного) источника или ссылку на электронный ресурс. Наличие словаря на семинаре является обязательным. Все термины должны быть выучены наизусть!!!

 

  1. Участник уголовного процесса.
  2. Субъект уголовного процесса.
  3. Процессуальная правосубъектность.
  4. Процессуальная правоспособность.
  5. Процессуальная дееспособность.
  6. Субъективные права.
  7. Субъективные обязанности.
  8. Уголовно-процессуальная ответственность.
  9. Процессуальное положение участника уголовного судопроизводства.
  10. Суд.
  11. Законность состава суда.
  12. Прокурор.
  13. Следователь.
  14. Следователь-криминалист.
  15. Руководитель следственного органа.
  16. Дознаватель.
  17. Орган дознания.
  18. Начальник подразделения дознания
  19. Потерпевший.
  20. Гражданский истец.
  21. Обвиняемый.
  22. Подозреваемый.
  23. Адвокат.
  24. Защитник.
  25. Защита.
  26. Гражданский ответчик.
  27. Законный представитель.
  28. Близкие родственники.
  29. Свидетель.
  30. Свидетельский иммунитет.
  31. Эксперт.
  32. Специалист.
  33. Понятой.
  34. Переводчик.

 

Блок вопросов, для творческой работы.

Рекомендации: В рабочей тетради для семинарских занятий по Уголовному процессу студентам следует письменно ответить на поставленные вопросы. Особое внимание необходимо обращать на различные научные подходы к сформулированным вопросам. При написании студенты обязательно должны указать источник получения информации: автора или коллектив авторов; название научного (учебного) источника или ссылку на электронный ресурс.

К занятию 1.

Задание № 1.

Проанализируйте понятие участников уголовного процесса, данное законодателем (п.58 ст.5 УПК РФ). Имеются ли у него недостатки? Определите признаки участника уголовного судопроизводства.

 

Задание № 2.

Ознакомьтесь с нормами УПК РФ, закрепленными в: п.п.3, 4, 17, 35, 37, 401 ст.5, п.6 ч.4 ст.56, ч.ч.3. 4 ст.103, ч.4 ст.104, ч.ч.3, 5 ст.106, ст.123, ст.141, п.11 ст.182, ст.230, ст.245, ч.4 ст.257, ч.1 ст.258, ч.2 ст.264, ст.393, ст.394, п.п.17, 20 ст.397, п.2 ч.1 ст.398, ст.399, ч.4 ст.399, 400, ч.ч.3, 4 ст.407. На основании анализа этих норм ответьте на вопросы:

Все ли участники уголовного судопроизводства перечислены в Разделе II УПК РФ? Если нет, то какие не названы?

Задание № 3.

Являются ли участниками уголовного процесса:

□ оперуполномоченные; статисты, участвующие в опознании;

□ работники канцелярий судов;

□ помощники судей;

□ лица, в чьих помещениях проводится обыск;

□ лица, подающие заявления о преступлении (заявители);

□ лица, обжалующие действия и решения должностных лиц в порядке ст.125 УПК?

Задание № 4.

В каком составе суда может осуществляться рассмотрение уголовных дел:

А) по первой инстанции

Б) по второй инстанции (апелляция)

В) по второй инстанции (кассация)

Г) в надзорной инстанции

 

Задание № 5. Назовите основания отвода судьи.

Задание № 6. Какие должностные лица прокуратуры могут осуществлять уголовно-процессуальные полномочия прокурора?

Задание № 7. Назовите основания отвода прокурора.

Задание № 8. В чем выражается самостоятельность следователя при производстве по уголовным делам?

Задание № 9. Назовите основания отвода следователя и дознавателя.

 

 

К занятию 2.

 

Задание № 1.

Может ли лицо быть признано потерпевшим в случае покушения на него, если реальный вред ему причинен не был?

 

Задание № 2. Кто не может быть допрошен в качестве свидетеля?

Задание № 3. Назовите обстоятельства, исключающие участие в производстве по уголовному делу защитника, представителя потерпевшего, гражданского истца или гражданского ответчика.

Задание № 4. Чем отличается эксперт от специалиста?

Задачи.

Рекомендации: Задачи необходимо решать письменно с развернутым ответом на поставленные вопросы. Ссылка на УПК РФ обязательна. Позиция студентов должна быть аргументирована.

 

К занятию 1.

№1.

Уголовное дело в отношении Пискарева было выделено в отдельное производство. Надзор за производством осуществлялся прокурором района Петуховым. Согласие же на возбуждение уголовного дела в отношении Михеева и Пискарева было дано заместителем прокурора района Вербовым, который затем ушел в отставку. К моменту судебного разбирательства по делу Пискарева Вербов был назначен на должность председателя суда данного района. Он же являлся и единственным в районе судьей.

Правомочен ли Вербов рассматривать уголовное дело в отношении Пискарева? Что является основным для отвода суда? Как надлежит поступить в данном случае?

№2.

Старший следователь районной прокуратуры Петров принял к своему производству уголовное дело, связанное с применением огнестрельного оружия. Имея за плечами более чем 10-летний опыт работы в качестве эксперта в области баллистики, следователь решил не назначать экспертизу, так как ему было все понятно. Составив протокол осмотра пистолета ПМ, Петров включил в него все выводы, сделанные им по вопросу о применении данного пи­столета в процессе совершения преступления.

Правильно ли поступил следователь? Может ли он совмещать функции следователя и эксперта (специалиста) в уголовном деле?

 

№3.

Руководитель следственного органа Кисеев, ознакомившись с материалами предварительного следствия по делу Попова и других лиц, совершивших несколько разбойных нападений, пришел к выводу о необходимости переквалификации действий Попова и его соучастников, производства очных ставок между обвиняемыми и потерпевшими и обыска у родителей Попова. Он дал об этом письменные указания следователю. Кроме того, считая, что в отношении обвиняемого Карпова нет необходимости избирать меру пресечения в виде заключения под стражу, Кисеев отказал следователю в даче согласия на возбуждение перед судом ходатайства об избрании данной меры пресечения и предложил применить к Карпову подписку о невыезде. Следователь не согласился с указаниями и действиями Кисеева, полагая, что данная им квалификация действий обвиняемых правильна, неприменение в отношении Карпова меры пресечения в виде заключения под стражу может привести к тому, что он примет меры к уничтожению доказательств и воздействует на свидетелей, а следственные действия, предложенные Кисеевым, проводить преждевременно.

Как в этом случае должен поступить следователь?

 

№4.

21 декабря 2003 года следователь прокуратуры Мальков сразу после возбуждения уголовного дела в отношении Мирзояна принимал участие в оперативных мероприятиях в отношении Мирзояна, проводимых сотрудниками Управления Федеральной службы безопасности. Он находился в одной из оперативных автомашин вместе с сотрудниками указанной службы. Оперативные сотрудники вели скрытое наблюдение, а также в ходе оперативного эксперимента прослушивали и записывали переговоры Мирзояна с другим лицом непосредственно перед задержанием Мирзояна. Следователь Мальков в течение трех месяцев расследовал дело по обвинению Мирзояна (проводил допросы, очные ставки, назначал экспертизы, приобщал вещественные доказательства), после чего дело было передано другому следователю, который допросил Малькова в качестве свидетеля об обстоятельствах происшедшего и направил уголовное дело с обвинительным заключением в суд.

Защитник, адвокат Мирзояна, заявил в суде, что все следственные действия, произведенные следователем Мальковым, являются незаконными, поскольку следователь Мальков, являясь очевидцем преступления, не вправе был проводить расследование по этому делу.

Прав ли адвокат? Аргументируйте свой ответ.

 

К занятию 2.

№1

В качестве свидетеля по делу в отношении обвиняемого Нестерова была вызвана гражданка Юркевич, проживающая совместно с ним. Перед допросом Юркевич заявила, что уже 12 лет состоит с Нестеровым в гражданском браке, является его супругой, и не будет свидетельствовать против него. Следователь разъяснил ей, что положения ст. 51 Конституции на нее не распространяются, поскольку она в силу закона не является супругой Нестерова. Более того, в случае отказа от дачи показаний она подлежит уголовной ответственности в соответствии со ст. (309)? УК РФ.

Оцените позиции сторон. Что такое свидетельский иммунитет?

№2

Заместитель районного прокурора Бутузов, выйдя в отставку, приобрел статус адвоката и начал заниматься адвокатской деятельностью. Он был приглашен в качестве защитника родственниками подсудимого Лихнеаевича. По данному уголовному делу Бутузов, будучи заместителем районного прокурора, давал согласие на его возбуждение, но надзор за его производством и утвержде­ние обвинительного заключения осуществлял непосредственно районный прокурор. В судебном заседании потерпевшим был заявлен отвод Бутузову на основании того, что он уже участвовал в деле в качестве прокурора.

Подлежит ли отвод удовлетворению? Какие основания отвода

защитника вы знаете?

№3

В качестве обвиняемого по уголовному делу проходил 19-летний Акуленко. В процессе производства по делу было установлено, что он отстает в психическом развитии, не связанном с психическим заболеванием. Мать Акуленко, консультируясь с приглашенным ею защитником, выразила желание иметь доступ к процессуальной информации и присутствовать при производстве следственных действий с участием ее сына.

Защитник Акуленко заявил перед следователем ходатайство о привлечении к участию в деле матери Акуленко в качестве его законного представителя. Однако данное ходатайство было отклонено следователем, который мотивировал свой отказ тем, что в уголовном процессе законный представитель может представлять только несовершеннолетних обвиняемых.

Правильно ли поступил следователь? Каков порядок привлечения лица к участию в деле в качестве законного представителя в уголовном процессе?

Блок сравнительного правоведения.

Рекомендации: Для выполнения предложенных заданий необходимо использовать электронные ресурсы. В поисковой строке указать ссылку на соответствующий нормативный акт. Задание выполняется письменно с развернутыми ответами и самостоятельными выводами. Студентам следует вдумчиво анализировать предложенные нормы законодательства РФ и других стран.

К занятию 1.

Задание №1.

Ознакомьтесь со ст.75 «Уголовно-процессуальная дееспособность» и ст.76 «Последствия недееспособности и частичной дееспособности» УПК Республики Молдовы. Существует ли институт уголовно-процессуальной дееспособности в российском уголовно-процессуальном законодательстве? Выскажите свое мнение по поводу целесообразности включения аналогичных норм в УПК РФ.

К занятию 2.

Задание № 1. Ознакомьтесь со ст.89 МУПК «Пострадавший». В чем отличие данного процессуального статуса от статуса потерпевшего? Выскажите свое мнение по поводу целесообразности включения «пострадавшего» в перечень участников, предусмотренный в УПК РФ.

Задание № 2. Ознакомьтесь со ст.90 УПК Армении «Правопреемник потерпевшего». Как данный вопрос решается в УПК РФ? Выскажите свое мнение по поводу целесообразности включения «правопреемника потерпевшего» в перечень участников, предусмотренный в УПК РФ.

Задание № 3. Проанализируйте процессуальный статус гражданского истца в гражданском процессе. Отличается ли он от процессуального статуса гражданского истца в уголовном процессе. Если да, то в чем состоят отличия?

 

Задание № 4. Проанализируйте процессуальный статус гражданского ответчика в гражданском процессе. Отличается ли он от процессуального статуса гражданского ответчика в уголовном процессе. Если да, то в чем состоят отличия?

Задание



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: