Студент должен иметь две тетради: для словаря терминов и для выполнения заданий.
Тема 4. Участники уголовного процесса. (4 часа)
Блок вопросов, предлагаемых для обсуждения.
Занятие 1 (2часа аудиторных + 2 часа СРС).
- Участники уголовного процесса. Понятие, функции и классификация.
- Общая характеристика гарантий прав участников процесса. Обязанность суда, прокурора, следователя, дознавателя разъяснить и обеспечить права участников процесса.
- Суд – орган правосудия по уголовным делам. Состав суда и его виды.
- Государственные органы и должностные лица, осуществляющие функцию обвинения в уголовном процессе.
Занятие 2 (2 часа аудиторных + 2 часа СРС).
- Потерпевший, гражданский истец, частный обвинитель как участники уголовного процесса со стороны защиты.
- Участники со стороны защиты.
- Законный представитель, представитель как участник уголовного судопроизводства.
- Иные участники уголовного судопроизводства.
Словарь.
Рекомендации: В ходе изучения каждой темы студенты составляют словарь терминов. Словарь ведется письменно в отдельной тетради. В словаре могут быть приведены несколько определений одного термина. При написании студенты обязательно должны указать источник получения информации: автора или коллектив авторов; название научного (учебного) источника или ссылку на электронный ресурс. Наличие словаря на семинаре является обязательным. Все термины должны быть выучены наизусть!!!
- Участник уголовного процесса.
- Субъект уголовного процесса.
- Процессуальная правосубъектность.
- Процессуальная правоспособность.
- Процессуальная дееспособность.
- Субъективные права.
- Субъективные обязанности.
- Уголовно-процессуальная ответственность.
- Процессуальное положение участника уголовного судопроизводства.
- Суд.
- Законность состава суда.
- Прокурор.
- Следователь.
- Следователь-криминалист.
- Руководитель следственного органа.
- Дознаватель.
- Орган дознания.
- Начальник подразделения дознания
- Потерпевший.
- Гражданский истец.
- Обвиняемый.
- Подозреваемый.
- Адвокат.
- Защитник.
- Защита.
- Гражданский ответчик.
- Законный представитель.
- Близкие родственники.
- Свидетель.
- Свидетельский иммунитет.
- Эксперт.
- Специалист.
- Понятой.
- Переводчик.
Блок вопросов, для творческой работы.
Рекомендации: В рабочей тетради для семинарских занятий по Уголовному процессу студентам следует письменно ответить на поставленные вопросы. Особое внимание необходимо обращать на различные научные подходы к сформулированным вопросам. При написании студенты обязательно должны указать источник получения информации: автора или коллектив авторов; название научного (учебного) источника или ссылку на электронный ресурс.
К занятию 1.
Задание № 1.
Проанализируйте понятие участников уголовного процесса, данное законодателем (п.58 ст.5 УПК РФ). Имеются ли у него недостатки? Определите признаки участника уголовного судопроизводства.
Задание № 2.
Ознакомьтесь с нормами УПК РФ, закрепленными в: п.п.3, 4, 17, 35, 37, 401 ст.5, п.6 ч.4 ст.56, ч.ч.3. 4 ст.103, ч.4 ст.104, ч.ч.3, 5 ст.106, ст.123, ст.141, п.11 ст.182, ст.230, ст.245, ч.4 ст.257, ч.1 ст.258, ч.2 ст.264, ст.393, ст.394, п.п.17, 20 ст.397, п.2 ч.1 ст.398, ст.399, ч.4 ст.399, 400, ч.ч.3, 4 ст.407. На основании анализа этих норм ответьте на вопросы:
Все ли участники уголовного судопроизводства перечислены в Разделе II УПК РФ? Если нет, то какие не названы?
Задание № 3.
Являются ли участниками уголовного процесса:
□ оперуполномоченные; статисты, участвующие в опознании;
□ работники канцелярий судов;
□ помощники судей;
□ лица, в чьих помещениях проводится обыск;
□ лица, подающие заявления о преступлении (заявители);
□ лица, обжалующие действия и решения должностных лиц в порядке ст.125 УПК?
Задание № 4.
В каком составе суда может осуществляться рассмотрение уголовных дел:
А) по первой инстанции
Б) по второй инстанции (апелляция)
В) по второй инстанции (кассация)
Г) в надзорной инстанции
Задание № 5. Назовите основания отвода судьи.
Задание № 6. Какие должностные лица прокуратуры могут осуществлять уголовно-процессуальные полномочия прокурора?
Задание № 7. Назовите основания отвода прокурора.
Задание № 8. В чем выражается самостоятельность следователя при производстве по уголовным делам?
Задание № 9. Назовите основания отвода следователя и дознавателя.
К занятию 2.
Задание № 1.
Может ли лицо быть признано потерпевшим в случае покушения на него, если реальный вред ему причинен не был?
Задание № 2. Кто не может быть допрошен в качестве свидетеля?
Задание № 3. Назовите обстоятельства, исключающие участие в производстве по уголовному делу защитника, представителя потерпевшего, гражданского истца или гражданского ответчика.
Задание № 4. Чем отличается эксперт от специалиста?
Задачи.
Рекомендации: Задачи необходимо решать письменно с развернутым ответом на поставленные вопросы. Ссылка на УПК РФ обязательна. Позиция студентов должна быть аргументирована.
К занятию 1.
№1.
Уголовное дело в отношении Пискарева было выделено в отдельное производство. Надзор за производством осуществлялся прокурором района Петуховым. Согласие же на возбуждение уголовного дела в отношении Михеева и Пискарева было дано заместителем прокурора района Вербовым, который затем ушел в отставку. К моменту судебного разбирательства по делу Пискарева Вербов был назначен на должность председателя суда данного района. Он же являлся и единственным в районе судьей.
Правомочен ли Вербов рассматривать уголовное дело в отношении Пискарева? Что является основным для отвода суда? Как надлежит поступить в данном случае?
№2.
Старший следователь районной прокуратуры Петров принял к своему производству уголовное дело, связанное с применением огнестрельного оружия. Имея за плечами более чем 10-летний опыт работы в качестве эксперта в области баллистики, следователь решил не назначать экспертизу, так как ему было все понятно. Составив протокол осмотра пистолета ПМ, Петров включил в него все выводы, сделанные им по вопросу о применении данного пистолета в процессе совершения преступления.
Правильно ли поступил следователь? Может ли он совмещать функции следователя и эксперта (специалиста) в уголовном деле?
№3.
Руководитель следственного органа Кисеев, ознакомившись с материалами предварительного следствия по делу Попова и других лиц, совершивших несколько разбойных нападений, пришел к выводу о необходимости переквалификации действий Попова и его соучастников, производства очных ставок между обвиняемыми и потерпевшими и обыска у родителей Попова. Он дал об этом письменные указания следователю. Кроме того, считая, что в отношении обвиняемого Карпова нет необходимости избирать меру пресечения в виде заключения под стражу, Кисеев отказал следователю в даче согласия на возбуждение перед судом ходатайства об избрании данной меры пресечения и предложил применить к Карпову подписку о невыезде. Следователь не согласился с указаниями и действиями Кисеева, полагая, что данная им квалификация действий обвиняемых правильна, неприменение в отношении Карпова меры пресечения в виде заключения под стражу может привести к тому, что он примет меры к уничтожению доказательств и воздействует на свидетелей, а следственные действия, предложенные Кисеевым, проводить преждевременно.
Как в этом случае должен поступить следователь?
№4.
21 декабря 2003 года следователь прокуратуры Мальков сразу после возбуждения уголовного дела в отношении Мирзояна принимал участие в оперативных мероприятиях в отношении Мирзояна, проводимых сотрудниками Управления Федеральной службы безопасности. Он находился в одной из оперативных автомашин вместе с сотрудниками указанной службы. Оперативные сотрудники вели скрытое наблюдение, а также в ходе оперативного эксперимента прослушивали и записывали переговоры Мирзояна с другим лицом непосредственно перед задержанием Мирзояна. Следователь Мальков в течение трех месяцев расследовал дело по обвинению Мирзояна (проводил допросы, очные ставки, назначал экспертизы, приобщал вещественные доказательства), после чего дело было передано другому следователю, который допросил Малькова в качестве свидетеля об обстоятельствах происшедшего и направил уголовное дело с обвинительным заключением в суд.
Защитник, адвокат Мирзояна, заявил в суде, что все следственные действия, произведенные следователем Мальковым, являются незаконными, поскольку следователь Мальков, являясь очевидцем преступления, не вправе был проводить расследование по этому делу.
Прав ли адвокат? Аргументируйте свой ответ.
К занятию 2.
№1
В качестве свидетеля по делу в отношении обвиняемого Нестерова была вызвана гражданка Юркевич, проживающая совместно с ним. Перед допросом Юркевич заявила, что уже 12 лет состоит с Нестеровым в гражданском браке, является его супругой, и не будет свидетельствовать против него. Следователь разъяснил ей, что положения ст. 51 Конституции на нее не распространяются, поскольку она в силу закона не является супругой Нестерова. Более того, в случае отказа от дачи показаний она подлежит уголовной ответственности в соответствии со ст. (309)? УК РФ.
Оцените позиции сторон. Что такое свидетельский иммунитет?
№2
Заместитель районного прокурора Бутузов, выйдя в отставку, приобрел статус адвоката и начал заниматься адвокатской деятельностью. Он был приглашен в качестве защитника родственниками подсудимого Лихнеаевича. По данному уголовному делу Бутузов, будучи заместителем районного прокурора, давал согласие на его возбуждение, но надзор за его производством и утверждение обвинительного заключения осуществлял непосредственно районный прокурор. В судебном заседании потерпевшим был заявлен отвод Бутузову на основании того, что он уже участвовал в деле в качестве прокурора.
Подлежит ли отвод удовлетворению? Какие основания отвода
защитника вы знаете?
№3
В качестве обвиняемого по уголовному делу проходил 19-летний Акуленко. В процессе производства по делу было установлено, что он отстает в психическом развитии, не связанном с психическим заболеванием. Мать Акуленко, консультируясь с приглашенным ею защитником, выразила желание иметь доступ к процессуальной информации и присутствовать при производстве следственных действий с участием ее сына.
Защитник Акуленко заявил перед следователем ходатайство о привлечении к участию в деле матери Акуленко в качестве его законного представителя. Однако данное ходатайство было отклонено следователем, который мотивировал свой отказ тем, что в уголовном процессе законный представитель может представлять только несовершеннолетних обвиняемых.
Правильно ли поступил следователь? Каков порядок привлечения лица к участию в деле в качестве законного представителя в уголовном процессе?
Блок сравнительного правоведения.
Рекомендации: Для выполнения предложенных заданий необходимо использовать электронные ресурсы. В поисковой строке указать ссылку на соответствующий нормативный акт. Задание выполняется письменно с развернутыми ответами и самостоятельными выводами. Студентам следует вдумчиво анализировать предложенные нормы законодательства РФ и других стран.
К занятию 1.
Задание №1.
Ознакомьтесь со ст.75 «Уголовно-процессуальная дееспособность» и ст.76 «Последствия недееспособности и частичной дееспособности» УПК Республики Молдовы. Существует ли институт уголовно-процессуальной дееспособности в российском уголовно-процессуальном законодательстве? Выскажите свое мнение по поводу целесообразности включения аналогичных норм в УПК РФ.
К занятию 2.
Задание № 1. Ознакомьтесь со ст.89 МУПК «Пострадавший». В чем отличие данного процессуального статуса от статуса потерпевшего? Выскажите свое мнение по поводу целесообразности включения «пострадавшего» в перечень участников, предусмотренный в УПК РФ.
Задание № 2. Ознакомьтесь со ст.90 УПК Армении «Правопреемник потерпевшего». Как данный вопрос решается в УПК РФ? Выскажите свое мнение по поводу целесообразности включения «правопреемника потерпевшего» в перечень участников, предусмотренный в УПК РФ.
Задание № 3. Проанализируйте процессуальный статус гражданского истца в гражданском процессе. Отличается ли он от процессуального статуса гражданского истца в уголовном процессе. Если да, то в чем состоят отличия?
Задание № 4. Проанализируйте процессуальный статус гражданского ответчика в гражданском процессе. Отличается ли он от процессуального статуса гражданского ответчика в уголовном процессе. Если да, то в чем состоят отличия?
Задание